Логопедическое занятие речевые и неречевые звуки. Звуки речевые и неречевые. Игра «Где пищало?»

Елена Мусягина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки»

Цель : формирование понятий «звук » , «согласный звук » , «гласный звук » .

Задачи :

Сформировать понятие «звук » .

Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.

Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку .

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление.

Оборудование.

Демонстрационный материал : музыкальные инструменты, предметные картинки.

Раздаточный материал : карандаши, карточки, звуковые линейки .

Словарь : звук , согласный звук , гласный звук .

Этапы работы.

1. Организационный момент.

Д/упражнение «Узнай музыкальный инструмент»

Дети по звуку должны узнать , какой музыкальный инструмент издаёт этот звук .

2. Сообщение темы.

Мир полон звуков – живых и неживых , громких и тихих, приятных и резких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.

А) Д/игра «Угадай»

Б) Д/игра «Кто самый внимательный»

3. Знакомство с гласными звуками .

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков . Это звуки речи . Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.

- Попробуйте пропеть : ааа, ууу, ооо, эээ.

А – о – у – ы – э – и – гласные звуки . Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.

А) Д/игра «Куда спрятался звук »

Б) Д/упражнение «Назови звуки по порядку »

Взрослый произносит цепочки звуков , дети их воспроизводят и называют количество звуков .

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

Как вы определили, что это гласные звуки ?

Какие гласные звуки вы знаете ?

4. Физкультминутка.

Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Знакомство с согласными звуками .

Среди звуков речи есть и другие , которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи : губы, язык. Это согласные звуки .

А) Д/игра «Чуткое ухо»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук .

И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О

Б) Д/игра «Дежурный звонок» .

Взрослый произносит звуки , дети хлопают, если услышат звук Д .

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.

6. Работа с карточками.

7. Итог занятия .

Что такое «звук » ?

Какие звуки мы научились различать?

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: - учить детей.

Могут прятаться Тема: «Гласные звуки и буквы» Цель: Развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале изученных гласных первого.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам. Задачи: 1. Закреплять знания о гласных звуках. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

, Коррекционная педагогика

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Игра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Валентина Власова
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения

Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения.

Тема: «Неречевые звуки».

Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «речевые звуки»; формировать навыков выделения неречевых звуков; расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).

2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед: - Отгадайте загадки:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…

Бабушка

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый.

Логопед: - Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).

Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики (автобус, звучит музыка («мы едем, едем, едем, в далекие края», дети имитируют звук двигателя автобуса (ж-ж-ж-ж-ж).

II. Объявление темы занятия.

Логопед: - На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.

Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)

Чем вы увидели?

Значит, для чего нужны глаза?

А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите?. Значит, вам глазки не помогали. А что вам помогли?. Значит, для чего нам нужны ушки?.

Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка.

Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)

Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

2) Артикуляционная гимнастика.

(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)

Логопед: - А вот нас встречают бабушка и дедушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Логопед: - Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.

3) Игра «тихо-громко».

(котенок снова мяукает)

Логопед: - Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.

А вы умеете?

Логопед: -Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. (проводится игра)

4) Гимнастика для глаз «Дождик».

Логопед:- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем.

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

5) Игра «Что ты слышишь?»

Логопед: - Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).

Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.

Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.

Какие это звуки: речевые или неречевые?

Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

Логопед: - Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны)

И к автобусу вернулись. (Дети садятся)

III. Итог занятия.

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие неречевые звуки вы слышали?

Какие игры вам больше всего понравились.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №9 .

Тема. Речевые и неречевые звуки .

Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ;

учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове ; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)

Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка» .

Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук )

Что вы слышали?

Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках , которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки . С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки . Это звуки человеческой речи . Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой : если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу :, [М], [О](звуки )

А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке : , [О], [М].

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком .

Сколько звуков в слове сом ? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом .

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах . (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце) .

Что помогает произносить речевые звуки ?

звуки [б] , [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д] , [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р] . При произнесении этого звука язык дрожит .

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х] , [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька» .

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове .

Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове . Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук .

(Некоторые звуки тянуть невозможно . Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот .

Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук » .

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м] .

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук ? (произносили слово, тянули первый звук .)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

(СТОЛ)

Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

Под ними звуковые модели . Сколько звуков в каждой модели ?

Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком , а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего же состоят слова?

Что вы можете сказать о звуках ? (Мы их слышим и произносим)

Как мы договорились обозначать звук ?

Игра «Не ошибись» .

Я называю звук , а вы – слова, которые с него начинаются.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Ход занятия

I Орг. момент: речевка «Раз, два – выше голова, три – четыре – руки шире, пять – шесть – тихо сесть».

II Вводная беседа о кабинете логопедии, целях и задачах обучения. Игра «Что справа от меня, а что слева?» Ориентировка в собственном теле. Стихотворение «Сашкина каша».

III Сказка о «Веселом язычке» - знакомство с органами речи, их работой. Используются картинки с изображением органов речи. Уточняются знания детей о функциях каждого органа речи.

· Открываем зеркала. Проговаривается стишок, рассматриваются органы речи, выполняются упражнения (показ соответствующих картинок к упражнению).

Рот – домик, губы – двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка. (Упражнение «иголочка»)

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок,

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед. (Упражнение «часики», «змейка»)

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать. (Упражнение «улыбка», «иголочка», «блинчик»)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх и вниз взлетает смело.

Но пора ему за дело.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела. (Упражнение «улыбка», «трубочка»)

· Индивидуальный повтор упражнений по показу картинки, развитие зрительной памяти.

IV Физ. Минутка «Мы листики осенние».

V Упражнение для развития воздушной струи «Сдуйте листочки» (обратить внимание, чтобы не надувались щеки).

VI Игра «Соберем портфель». Незнайка собирает школьные принадлежности. Ответить, что он положил правильно, а что лишнее. (Картинки на наборном полотне).

У каждого на парте перемешаны картинки, игрушки и школьные принадлежности. Разложить слева от себя игрушки, а справа – школьные принадлежности.

VII Упражнение «Пальчики здороваются» на левой и правой руке.

VIII Выкладывание «Волшебной ниточкой» волн, спиралей, кругов по показу и образцу.

IX Припоминание упражнений (названий), артикуляционной гимнастики и органов речи, которые работают.

X Итог. Оценка работы детей. Пароль на выход: взять левой рукой за правую руку товарища по парте и выйти из кабинета.

2 занятие

Тема. Звуки речевые и неречевые.

Цели:

· Развивать слух, слуховое внимание, память.

· Учить выделять и различать неречевые звуки.

· Развитие понимания инструкций из 3 частей.

· Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.

Оборудование: видеокассета «Домашняя логопед», набор погремушек, вещи, издающие звуки, ширма, «Волшебная ниточка», зеркала.

Ход занятия.

I Орг. момент. Повторение речевки из предыдущего занятия.

II Актуализация знаний. Какие упражнения помнит, как называются органы речи. Повторение упражнения по показу картинки: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «блинчик-иголочка», «часики», «змейка», «качели».

III Продолжение сказки «О веселом язычке».

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит: «Тук – тук!»

Язычку он лучший друг. (Упражнение «молоточек»)

Вот банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение «маляр»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю. (Упражнение «лошадки», «гармошка»)

Погоняю я в футбол,

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача

Загонять в ворота мячик. (Упражнение «футбол»)

Скрылось солнце за горой.

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк. (Упражнение «горка», «кроватка»)

IV Беседа о звуках, которые нас окружают. Прислушаться и сказать, что они слышат за дверью, за окном на улице, в классе.

· показ вещей, издающих звуки. Отгадывание звука, издающегося за ширмой. Ответы полные «Я слышу, как звенит стакан, шуршит бумага, звякает монета и т.п.»