Госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш» после модернизации. Госпитальное судно тоф "иртыш" вернулось во владивосток после похода в средиземное море Госпитальное судно иртыш

"Иртыш" - плавучий госпиталь проекта B-320 типа "Обь". Предназначен для лечения раненых или заболевших моряков, эвакуации людей с кораблей в случае необходимости, организации отдыха экипажей и снабжения медицинским имуществом частей и соединений флота.

Место базирования

Тихоокеанский флот.

Постройка

"Иртыш" построен в Польше на верфи "Адольф Барский" в г. Щецине. Заложен 25 ноября 1988 года. Спущен на воду 6 июля 1989 года. Введен в строй 31 июля 1990 года.

Основные технические параметры

Длина - 145,7 м, ширина - 19,6 м, осадка - 6,2 м, водоизмещение - 11300 тонн, скорость - 19,8 узла, запас хода - 10 тысяч миль. Автономность - 40 суток. Экипаж - 124 человека, медперсонал - 83 человека.

Оборудование

Электрический кран для подъема платформы с ранеными.
Медицинский катер и вертолетная площадка с вертолетом К-25.
Госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест.
Хирургическое (3 операционные), реанимационное, терапевтическое и приемное отделение, отделение интенсивной терапии.
Рентгеновский кабинет, диагностический центр, кабинет УЗИ, аптека, поликлиника и медицинский склад.
Киноконцертный зал, спортивный зал с тренажерами и площадками для тенниса, волейбола и мини футбола, плавательный бассейн, баня с сауной, тир и салон отдыха.

Торжественная церемония встречи госпитального судна Тихоокеанского флота "Иртыш", возвратившегося после успешного выполнения задач боевой службы в Средиземном море, состоялась сегодня, 6 июня, на 33 причале во Владивостоке. За четыре месяца экипаж плавучего госпиталя прошел 18 тысяч миль, посетил пять иностранных портов, оказывал медицинскую помощь экипажам кораблей и судов, находящихся в порту Тартус Сирийской Арабской Республики. Кроме того, как рассказал корр. ИА PrimaMedia начальник судового госпиталя Андрей Шестернин, впервые на военно-морском флоте в условиях госпитального судна провели операцию с применением лапароскопического оборудования.

"Сегодня мы встречаем экипаж госпитального судна "Иртыш", а вместе с экипажем весь медперсонал, летчиков, обеспечивающих поход, а также взвод охраны морской пехоты. За семь дней был собран экипаж, и он с честью прошел два океана и выполнил задачу в Средиземном море", – начал торжественную встречу заместитель командующего Тихоокеанским флотом по работе с личным составом контр-адмирал Анатолий Зелинский.

Командир корабля доложил командующему ТОФ адмиралу Сергею Авакянцу, что корабль вернулся из дальнего похода технически исправным и готовым после пополнения запасов выполнять задачи по предназначению. Командующий флотом от имени Военного совета флота поздравил экипаж с успешным выполнением поставленных задач. По традиции, экипажу вручили жареного поросенка.

– Госпитальное судно "Иртыш" вышло в море в январе. Общий переход составил 131 сутки, прошли 18 тысяч миль, посетили пять иностранных портов: Джибути (республика Джибути на северо-востоке Африки), Тартус (Сирийская Арабская Республика), Лимассол (Кипр), Лангкави (Малайзия) и Камрань (Вьетнам). Прошли воды двух океанов и с благополучием вернулись домой. Оказывали медицинскую помощь экипажам судов, находящихся в порту Тартус, – сказал начальник службы вспомогательного флота ТОФ, капитан первого ранга Петр Подкопайло .

За оказание содействия решению задач, возложенных на надводные силы ВМФ, награждены медалью за службу: начальник радиостанции Владимир Онищенко, первый электромеханик Сергей Воробьев. Также наградили грамотой 55 членов экипажа и объявили благодарность 45 членам экипажа.

– Мы выполняли задачи медицинского обеспечения личного состава кораблей и судов, а также частей всех флотов РФ. Оказали помощь всем четырем флотам, личному составу нескольких военных округов, а также российским дипломатам и иностранным гражданам в пяти портах. Свою работу исполняли на высоком профессиональном уровне.

Стоит отметить знаменательное событие: впервые на военно-морском флоте в условиях госпитального судна провели операцию с применением лапароскопического оборудования. То есть через маленький надрез была сделана операция внутри пострадавшего без разрезаний, – рассказал кандидат медицинских наук, начальник судового госпиталя Андрей Шестернин.

Кроме опытных медиков, на судне был и молодой персонал, который не так давно окончил медицинский колледж.

– На судно мне предложили пойти подруги из медицинского колледжа. За четыре месяца, конечно, много впечатлений, было страшно, потому что это мой первый поход. Здесь на судне не больница, все по-другому. Успела в операциях принять участие: аппендицит вырезали, операция на ушах была. Кроме того, были инфекционные больные с желтухой, больные простудными заболеваниями. А когда мы стояли в Сирии, к нам приходили на медосмотр и лечить зубы с других кораблей, – поделилась впечатлениями медсестра инфекционного отделения Анна Лапина.

Справка: "Иртыш" – представитель проекта B-320 типа "Обь". Был разработан в польском конструкторском бюро "Prorem", а построен на верфи "Адольф Барский" в городке Щецин. Заложен 25 ноября 1988 года. Спущен на воду 6 июля 1989 года. Введен в строй 31 июля 1990 года. Госпитальное судно способно принять раненых и больных как с берега, так и в море. На борту судна для пациентов выделено 100 мест, а во время эвакуации – 450. Также оборудованы 200 мест для реабилитации пациентов.

Параметры корабля:

  • длина 145,7 метров
  • ширина 19,6 метра
  • водоизмещение 11,3 тысячи тонн
  • скорость 19,8 узлов
  • запас хода 10 тысяч миль
  • осадка 6,2 метра,
  • экипаж 207 человек

Задачами госпитального судна "Иртыш" являются: прием, распределение, оказание медицинской помощи раненых, больных и пострадавших в мирное время или во время боевых действий; эвакуация пострадавших с кораблей и судов; организация мероприятий для отдыха экипажей кораблей и подводных лодок в море.

Госпиталь способен принять раненых и больных, как с берега, так и в море. Для этого с каждого борта предусмотрены два трапа, электрический кран для подъема сразу шести пострадавших на платформе, медицинский катер и вертолет Медицинская часть сосредоточена непосредственно в средней части корабля для снижения качки от волнений моря.

Система кондиционирования обеспечивает благоприятные условия во всех помещениях корабля. Госпиталь состоит из: хирургического, реанимационного, терапевтического, инфекционного, дерматологического и приемного отделений, отделения интенсивной терапии, палат для больных, рентгенкабинета, диагностического центра, аптеки и медицинского склада.

Напомним, в 2016 году началась модернизация судна, первый этап которой завершился в августе. После этого судно совершило дальний поход, приняв участие в международных учениях АСЕАН у берегов Таиланда. На "Иртыше" развернули палаты для приема тяжелораненых, бригада флотских медиков отрабатывала приемы оказания помощи и проведения операций в морских условиях.

В январе 2017 года завершился второй этап модернизации судна "Иртыш". Его оснастили современным хирургическим и реанимационным оборудованием, техникой для лабораторных исследований, новейшими системами жизнеобеспечения и анестезиологии.

Российские военно-морские госпитали — суда «Свирь» и «Енисей» — в ближайшие годы вернутся в строй после ремонта с модернизацией, сообщили «Газете.Ru» в Главном военно-медицинском управлении Минобороны.

К госпитальным судам предъявляются особые международные требования, гарантирующие, что они не будут поражены кем-либо как вражеские. В частности, подобные суда не должны быть использованы в военных целях и должны иметь ясное обозначение того, что оно именно госпитальное судно (обычно используется белый флаг с красным крестом). Кроме того, подобные корабли не должны вмешиваться в боевые действия или препятствовать вражеским боевым судам. И самое главное — судно должно предоставить медицинскую помощь представителям любой нации.

«Госпитальные суда «Свирь» и «Енисей» пройдут ремонт и вернутся в строй в 2018 и 2019 годах соответственно. Морские госпитально-поликлинические суда можно было бы использовать для проведения диспансеризации военнослужащих в Арктике, оказания стоматологической, гинекологической помощи и других, эвакуации тяжелых больных, медицинской реабилитации», — сказали «Газете.Ru» в ГВМУ.

ВМФ России располагал четырьмя (по одному на каждый из флотов: Северный, Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский) построенными еще в советское время в Польше госпитальными судами: «Енисей» (в настоящий момент стоит в Южной бухте Севастополя); «Иртыш» (служит на Тихоокеанском флоте, в настоящий момент вышел к берегам Таиланда для участия в международном учении гуманитарной направленности среди представителей государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН); «Обь» и «Свирь» (входят в состав Северного флота и принимали участие в медицинском обеспечении экспедиции по подъему АПРК «Курск»).

Отметим, что, к примеру, судно «Енисей» рассчитывалось на 200 отдыхающих в профилактории и 100 больных. При экстренной эвакуации корабль способен принять на борт за один раз 450 человек. Доставка больных и раненых на судно производилась при помощи корабельного поисково-спасательного вертолета Ка-27. Полное водоизмещение судна — 11 620 т. Скорость полного хода — до 19,5 узла.

Корабль оснащен хирургическим отделением с тремя операционными залами, реанимационным, терапевтическим и приемным отделениями, отделением интенсивной терапии, палатой для больных, рентгеновским кабинетом, диагностическим центром, УЗИ, аптекой, поликлиникой и медицинским складом. Для проведения досуга и занятий спортом на борту есть киноконцертный зал, спортивный зал с тренажерами и площадками для тенниса, волейбола и мини-футбола, плавательный бассейн, баня с сауной, тир и салон отдыха.

Два первых госпитальных судна — «Обь» и «Енисей» — были переданы ВМФ в 1980 году, а еще два («Иртыш» и «Свирь») построили по измененному проекту с увеличенным до 11 875 т водоизмещением и передали в 1989-1990 годах.

Сегодня военные медики подчеркивают, что морские госпитально-поликлинические суда необходимы флоту, так как в Средиземном море на постоянной основе развернута оперативная эскадра, корабли ВМФ России постоянно находятся в Аденском заливе, где ведут борьбу с пиратством. Кроме того, отмечают в Минобороны, особую важность в настоящее время подобные суда имеют в связи с событиями в Сирии.

«Наличие одного госпитального судна в указанном регионе решает все вопросы по медицинскому обеспечению экипажей кораблей. Кроме того, в настоящее время ускоренными темпами развивается Арктика, в том числе и присутствие там Вооруженных сил Российской Федерации вдоль трассы Северного морского пути», — пояснили «Газете.Ru» в военно-медицинском управлении, подчеркнув, что ряд гарнизонов расположены на труднодоступных островах.

О том, что плавучие госпитали требуют ремонта и модернизации, еще три года назад говорил теперь уже экс-главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Виктор . «Им нужен ремонт и модернизация. Такое решение принято министром обороны, и мы его выполним. Госпитальные суда могут привлекаться для решения задач оперативного соединения в Средиземном море», — сказал Чирков в 2013 году в интервью .

В настоящий момент завершилась модернизация лишь на «Иртыше» — на него установили новое современное медицинское оборудование. Официальной информации о судьбе судна «Обь» нет, но, по данным СМИ, некоторое время назад обсуждался вопрос о продаже судна неизвестным бизнесменам.

В Объединенной судостроительной корпорации () на сегодняшний день не располагают информацией, на какой верфи Минобороны планирует ремонтировать госпитальные суда и какими новыми возможностями их оснастят. Тем не менее

официальный представитель ОСК сказал «Газете.Ru», что «в документах долгосрочного планирования существуют планы по строительству новых госпитальных судов».

«Однако их реализация находится в компетенции . В настоящий момент заказов на проектирование и строительство госпитальных судов нового проекта предприятия ОСК не имеют», — добавил собеседник.

Ранее один из обучавшихся на так и не переданном России вертолетоносце типа «Мистраль» российских моряков рассказывал «Газете.Ru», что на французских кораблях «сделано все для людей». В частности, ему очень понравился спортзал на «Мистрале», но особое впечатление на моряка произвел медицинский блок вертолетоносца: «Очень хороший медблок с оборудованием для стоматологов, хирургов, там даже рожать можно, — на «Мистрале» же можно еще и беженцев транспортировать, мало ли что произойдет», — пояснил моряк. Вертолетоносцы «Мистраль» в Россию, как известно, не попали, но не исключено, что имеющиеся на этих кораблях возможности будут реализованы на российских кораблях нового поколения, а также при модернизации уже имеющихся в составе ВМФ судов.

На госпитальном судне Тихоокеанского флота «Иртыш» завершен второй этап модернизации и установки нового современного медицинского оборудования. Согласно государственного контракта морское госпитально-пассажирское судно ТОФ получило новейшие комплексы рентгенографии и ультразвуковых исследований, современное хирургическое и реанимационное оборудование, оборудование для лабораторных исследований, анестезиологическое оборудование и системы жизнеобеспечения последнего поколения, - сообщает пресс-служба ВВО.


"Иртыш" был разработан в польском конструкторском бюро «Prorem», а построен на верфи «Адольф Барский» в городке Щецин. Заложен 25 ноября 1988 года. Спущен на воду 6 июля 1989 года. Введен в строй 31 июля 1990 года. Относится к категории вспомогательного небоевого флота.

Параметры корабля:

Длина 145,7 метров
-ширина 19,6 метра
-водоизмещение 11 300 тонн
-скорость 19,8 узлов
-запас хода 10 000 миль
-осадка 6,2 метра,
-экипаж 207 человек

Медицинское судна типа «320 Обь» стали вводить в строй ВМФ СССР начиная с января 1981 года.

Этот плавучий госпиталь был не один. Всего построено 4 таких корабля: «Енисей», «Обь», «Свирь» и «Иртыш» - по одному на Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты.

В настоящее время из всей серии уцелели только «Енисей», базирующийся в Южной бухте Севастополя, «Иртыш» - Тихоокеанский флот и «Свирь», который сейчас готовится к модернизации. ГС «Обь» до 2008 года находилось у пирса Дальзавода во Владивостоке и по слухам ушло на гвозди. «Енисей» отличился во время грузино-абхазской войны 1992 года, вывезя за месяц 7 тысяч беженцев. Всего за время своей службы корабль посетил 3 океана, проведя в одном только Средиземном море 200 операций.

Корабль обязан выполнять 4 функции: лечение раненых или заболевших моряков, эвакуация людей с кораблей в случае необходимости, организация отдыха экипажей и снабжение медицинским имуществом частей и соединений флота.

Задачами госпитального судна "Иртыш", сейчас являются: прием, распределение, оказание медицинской помощи раненых, больных и пострадавших в мирное время или во время боевых действий; эвакуация пострадавших с кораблей и судов; организация мероприятий для отдыха экипажей кораблей и подводных лодок в море.

Госпиталь способен принять раненых и больных, как с берега, так и в море. Для этого с каждого борта предусмотрены два трапа, электрический кран для подъема сразу шести пострадавших на платформе, медицинский катер и вертолет Медицинская часть сосредоточена непосредственно в средней части корабля для снижения качки от волнений моря.

Система кондиционирования обеспечивает благоприятные условия во всех помещениях корабля. Госпиталь состоит из: хирургического, реанимационного, терапевтического, инфекционного, дерматологического и приемного отделений, отделения интенсивной терапии, палат для больных, рентгенкабинета, диагностического центра, аптеки и медицинского склада.

На борту судна для больных развернуто 100 мест, а во время массового приема пациентов до 450. Также имеется 200 мест реабилитационного назначения. Все медицинские помещения оснащены необходимым оборудованием.

В 2016 году началась модернизация оборудования судна, первый этап которой был завершен в августе. После этого судно совершило дальний поход, приняв участие в международных учениях АСЕАН у берегов Таиланда. В их ходе отрабатывались действия по оказанию помощи во время природных катастроф. На "Иртыше" были развернуты палаты для приема тяжелораненых, бригада флотских медиков отрабатывала приемы оказания помощи и проведения операций в морских условиях.

После возвращения из Таиланда "Иртыш" принял участие в учениях Сил поисково-спасательного обеспечения Тихоокеанского флота по спасению экипажа подводной лодки условно терпящей бедствие в заливе Петра Великого.

В общем поднимаемся на борт:

Заведующий анестезиологическим отделением судового госпиталя Сергей Милованов демонстрирует оборудование в реанимационной для послеоперационных больных.

Сергей Станчик (Вести Приморье) решил помочь операторам и фотографам организовать картинку.

«Иртыш» сконструирован так, что все его операционные находятся ниже ватерлинии, поэтому здесь не качает даже в сильное волнение, операции можно делать даже в пятибалльный шторм.

Новые хирургические столы поставили совсем недавно. Они позволяют делать все виды операций, включая самые сложные. Некоторое новое оборудование, например, в этой реанимационной уже успели испытать, что называется, в деле.

Этот с виду непрезентабельный ящик - на деле мини-операционная. С её помощью можно не только спасти жизнь пациенту, но и ускорить заживление швов.

«При некоторых операциях приходилось делать доступ по 20 сантиметров. Здесь оперативный доступ будет около сантиметра. Это приводит к тому, что уже на следующие сутки мы можем поднять раненого. А через двое-трое суток этот больной может выполнять свои непосредственные обязанности».

Главный хирург военно-морского клинического госпиталя ТОФ подполковник Григорий Зачиняев демонстрирует мобильный эндохирургический комплекс КСТ-01-ЭХ в операционной.

Заведующий анестезиологическим отделением судового госпиталя Сергей Милованов демонстрирует новейший наркозно-дыхательный аппарат в операционной.

Медсестра в палате интенсивной терапии

Главный хирург военно-морского клинического госпиталя ТОФ подполковник Григорий Зачиняев демонстрирует журналистам оборудование травматалогической операционной

Скоро на судне появится специальное телеоборудование, которое позволит наблюдать за операциями в режиме реального времени:

«Во время операции хирург может консультироваться с главным специалистом на берегу. В онлайн-режиме в ходе операции возможно корректировка, консультации».

Кандидат медицинских наук начальник судового госпиталя Андрей Шестернин демонстрирует журналистам ортопедицескую приставку в травматалогической операционной.

Заведующий кожно-венерологического отделения Валерий Кошкин в перевязочном кабинете кожно-венерологического отделения судового госпиталя.

Флюорографический кабинет

Офтальмологический кабинет

18 тысяч морских миль позади: 6 июня во Владивосток из дальнего плавания вернулось госпитальное судно «Иртыш». Корабль более четырех месяцев выполнял задачи в водах мирового океана: оказывал помощь морякам Черноморского флота у берегов Сирии, а также побывал в портах Малайзии и Вьетнама.

Госпитальное судно «Иртыш» отправилось в дальний поход 27 января, побывало в водах Тихого и Индийского океанов, прошло через Суэцкий канал в Средиземное море, где в дальнейшем оказывало помощь Черноморскому флоту в медицинском обеспечении.

1.

Нес службу российский корабль и у берегов Сирии, в пункте материально-технического обеспечения в Тартусе. После этого судно также совершило визиты в порты Лангкави (Малайзия) и Камрань (Вьетнам).

2.

После более чем 130 суток похода моряки, медперсонал и морские пехотинцы наконец-то вернулись в родной Владивосток.

3.

4.

5.

6.

7.

На берегу их встречали духовой оркестр, командование во главе с заместителем командующего ТОФ контр-адмиралом Анатолием Зелинским, а также родные и близкие. Заждавшиеся жены, сыновья, дочери и мужья ожидали своих родственников на 33-м причале с самого утра. Многие из них пришли с воздушными шарами и цветами и не скрывали слез радости.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Около 11.45 «Иртыш» ошвартовался у 33-го причала, после чего началась церемония встречи, совпавшая по времени с подготовкой и проведением полуденного выстрела.

22.

Поэтому прибывшие моряки-тихоокеанцы и медики на судне, а также их семьи на берегу сперва cмогли наблюдать залп из 122-миллиметровой гаубицы Д-30, стоящей прямо на причале.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Затем члены экипажа спустились на берег, где командир госпитального судна «Иртыш» Александр Денисов доложил заместителю командующего ТОФ контр-адмиралу Анатолию Зелинскому об успешном выполнении поставленных задач и исправности судна.

Замкомандующего в свою очередь пошутил о том, что за время похода моряки и медперсонал успели соскучиться по солнечному Владивостоку, который в этот день встретил их туманом и моросью, а также от имени военного совета флота и командования поздравил экипаж с возвращением в родную базу и поблагодарил их за труд, службу и терпение.


30.

«Необходимо отдать должное всему экипажу и тем, кто их готовил. Они прошли большой путь и с честью выполнили непростую миссию, задачу государственной важности!» - добавил Анатолий Зелинский, после чего по традиции вызвал из строя капитана прибывшего судна и вручил ему жареного поросенка.

Также с возвращением экипаж поздравил и настоятель военно-морского храма Андрея Первозванного отец Сергий. Священнослужитель подчеркнул, что хоть для многих труд моряков и врачей не был заметен, он все равно важен, так как они в течение четырех месяцев несли своим делом мир, спокойствие и здоровье.

Особо отличившихся в ходе похода наградили медалями за службу, 55 человек получили почетные грамоты, еще 45 членам экипажа была объявлена благодарность.

В завершение торжественной церемонии моряки-тихоокеанцы и ребята из военно-патриотического движения «Юнармия» прошлись торжественным маршем перед заместителем командующего, после чего родным и близким вернувшихся из дальнего похода разрешили обнять тех, кого ждали эти долгие четыре с половиной месяца.


31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Госпитальное судно «Иртыш» предназначено для приема, распределения, оказания медицинской помощи раненым, больным и пострадавшим в мирное время или во время боевых действий. Также его применяют для эвакуации пострадавших с кораблей и судов, организации отдыха экипажей кораблей и подводных лодок в море.

Судно способно принять раненых и больных, как с берега, так и в море. Для этого с каждого борта предусмотрены два трапа, электрический кран для подъема сразу шести пострадавших на платформе, медицинский катер и вертолет. Медицинская часть сосредоточена непосредственно в средней части корабля для снижения качки от волнений моря.

Госпиталь состоит из хирургического, реанимационного, терапевтического, инфекционного, дерматологического и приемного отделений, отделения интенсивной терапии, палат для больных, кабинета р ентгена , диагностического центра, аптеки и медицинского склада.

На борту судна предусмотрено 100 мест для больных, а во время массового приема можно разместить до 450 пациентов. Также имеется 200 мест реабилитационного назначения. Все медицинские помещения оснащены необходимым оборудованием . Для общей физической подготовки на борту имеются тренажерные залы, а также помещения для тенниса, волейбола и минифутбола.

Параметры корабля:

- длина 145,7 метров
- ширина 19,6 метра
- водоизмещение 11 300 тонн
- скорость 19,8 узлов
- запас хода 10 000 миль
- осадка 6,2 метра
- экипаж 207 человек

Уникальное госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш» после модернизации

Памятный пост для меня лично. Впервые побывал внутри гигантского госпиталя на воде, который знаком каждому жителю Владивостока. Это судно - неофициальный символ Владивостока, многие годы оно занимало постоянное место на 33 причале в бухте Золотой Рог и служило некой визиткой. Казалось бы никому не нужное, но..

На госпитальном судне Тихоокеанского флота «Иртыш» завершен второй этап модернизации и установки нового современного медицинского оборудования. Согласно государственного контракта морское госпитально-пассажирское судно ТОФ получило новейшие комплексы рентгенографии и ультразвуковых исследований, современное хирургическое и реанимационное оборудование, оборудование для лабораторных исследований, анестезиологическое оборудование и системы жизнеобеспечения последнего поколения, - сообщает пресс-служба ВВО.

Иртыш на учениях:

Учение подразделений аварийно-спасательной службы Тихоокеанского флота


Силы поисково-спасательного обеспечения Тихоокеанского флота провели учение по спасению экипажа подводной лодки условно терпящей бедствие в заливе Петра Великого.

В учении задействована дизельная подводная лодка ТОФ проекта 877 «Палтус», спасательное судно «Игорь Белоусов», с глубоководным обитаемым аппаратом «Бестер-1» на борту и телеуправляемым подводным аппаратом «Пантера плюс», госпитальное судно «Иртыш», быстроходные катера и группа водолазов. К учению привлекался вертолет Ка-27ПС морской авиации ТОФ.


--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty