Бунин антоновские яблоки проблемы егэ. Какие проблемы поднимает Бунин в своём рассказе антоновские яблоки? f. Главные герои и их характеристика

В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…» В рассказе И. Бунина антоновские яблоки – символ богатства («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»), символ счастья («Ядрёная антоновка – к весёлому году), символ всей России с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете».

Н.А. Некрасов в стихотворениях и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины.

О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».

В повести Распутина «Прощание с Матёрой» древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – единое раздумье о судьбе народа. В центре повествовани – рассказчик, неспешно бредет он по деревням и охотничьим угодьям, внимательно вглядываясь в жизнь крестьян и помещиков, задумываясь о контрастах русской жизни. Обаятельным, овеянным поэзией образам крестьян автор противопоставляет образы безнравственных душевладельцев-помещиков, подчеркивая бесспорное превосходство закрепощенного народа над его хозяевами.

Вступление

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом.

Проблема значимости труда в жизни человека.

Тезисы

Труд сделал из обезьяны человека.

Жизнь без труда - воровство.

Цитаты

- «Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды» (Вольтер).

- «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» (М. Горький). - «Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда» (В. Ключевский).

- «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).

- «Не делать - не жить» (В. Белинский).

- «Что человек делает, таков он и есть» (Г. Гегель).

- «Труд – образ, содержание и цель жизни» (Слова Штольца в романе Гончарова «Обломов»).

Великий писатель Иван Алексеевича Бунин свое произведение «Антоновские яблоки» написал быстро, всего лишь за несколько месяцев. Но работа над рассказом не была им закончена, потому что он снова и снова обращался к своему рассказу, изменяя текст. Каждое издание этого рассказа было уже с измененным и редактированным текстом. И это легко моно было объяснить тем, что впечатления писателя были настолько живы и глубоки, что он хотел все это показать и своему читателю.

Но такой рассказ, как «Антоновские яблоки », где нет развития сюжета, а основу содержания составляют впечатления и воспоминания Бунина, для анализа является сложным. Сложно поймать эмоции человека, который живет прошлым. Но Ивану Алексеевичу удается точно передавать звуки и краски, показывая свое необычное литературное мастерство. Читая рассказ «Антоновские яблоки» можно понять, какие чувства и эмоции испытывал писатель. Это и боль, и печаль о том, что все это осталось позади, а также радость и нежность к укладам старины глубокой.

Бунин использует яркие краски описание цветов, например, черно-лиловая, сиво-железное. Настолько глубоки описания Бунина, что он даже замечает, как падает тень от многих предметов. Например, от пламени в саду вечером он видит черные силуэты, которые сравнивает с гигантами. Кстати, метафор в тексте огромное количество. Стоит обратить внимание на сарафаны, которые девушки надевают на ярмарки: «сарафаны, пахнущие краской». Даже запах краски Бунина не вызывает раздражение, а это еще одно воспоминание. А какие слова он подбирает, когда передает свои ощущения от воды! Она у писателя непросто холодная или прозрачная, но Иван Алексеевич использует такое ее описание: ледяная, тяжелая.

То, что происходит в душе рассказчика, насколько сильны и глубоки его переживания, можно понять, если проанализировать те детали в произведении «Антоновские яблоки», где он дает подробное их описание. Есть в рассказе и главный герой – барчук, но его история для читателя так и не раскрывается.

В самом начале своего произведения писатель использует одно из средств художественной выразительности речи. Градация заключается в том, что автор очень часто повторяет слово «помню», что позволяет создать ощущение того, как бережно относится писатель к своим воспоминаниям и боится что-то забыть.

Вторая глава несет в себе не только описание чудесной осени, которая обычно в деревнях загадочная и даже сказочная. Но в произведении повествуется о старухах, которые доживали свой век и готовились к тому, чтобы принять смерть. Для этого они надевали саван, который был чудесно расписан и накрахмален так, что точно камнем стоял на теле старух. Вспоминал писатель и то, что, приготовившись к смерти, такие старухи затаскивали во двор и могильные камни, которые теперь стояли в ожидании кончины своей хозяйки.

Переносят воспоминания писателя читателя во второй части и в другое имение, которое принадлежало двоюродной тетке Ивана Алексеевича. Анна Герасимовна жила сама, поэтому всегда была рада посещением ее старинной усадьбы. Дорога в это имение до сих пор всплывает перед глазами рассказчика: сочное и просторное небо голубого цвета, укатанная и наезженная дорога кажется писателю самой дорогой и такой родной. Описание и дороги, и самого имения у Бунина вызывает огромное чувство сожаления о том, что все это ушло в далекое прошлое.

Грустно и печально читается описание телеграфных столбов, которые встречались рассказчику на пути к тетке. Они были словно серебряные струны, а птицы, сидящие на них, казались писателю нотными знаками. Но и здесь, в имении тетки, рассказчику опять запоминается запах антоновских яблок.

Третья часть переносит читателя уже в глубокую осень, когда после дождей, холодных и продолжительных, наконец-то начинает выглядывать солнышко. И опять усадьба другого помещика – Арсения Семеновича, который был большим любителем охоты. И опять прослеживается грусть и сожаление автора о том, что теперь уже угас дух помещика, который чтил и свои корни, и всю русскую культуру. Но теперь тот, прежний быт утерян, и нельзя теперь вернуть прежний дворянский быт на Руси.

В четвертой главе рассказа «Антоновские яблоки» Бунин подводит итог, говоря, что не больше того запаха детства, который был связан с жизнью и бытом поместного дворянства, исчез запах антоновских яблок. И невозможно больше увидеть ни тех стариков, ни славных помещиков, ни те славные времена. И последние строки рассказа «Белым снегом путь-дорогу заметал» подводят читателя к тому, что не уже невозможно вернуть прежнюю Россию, ее прежнюю жизнь.

Рассказ «Антоновские яблоки» - это своего рода ода, восторженная, но грустная и печальная, проникнутая любовью, которая посвящена русской природе, жизни в деревни и тому патриархальному укладу жизни, который был на Руси. Рассказ по объему небольшой, но зато в нем передается довольно многое. Бунину приятны воспоминания того времени, они наполнены духовностью и поэтичностью.

«Антоновские яблоки» - это гимн Бунина своей Родине, которая хоть и осталась в прошлом, вдалеке от него, но все-таки навсегда осталось в памяти Ивана Алексеевича, и было для него как самое лучшее и чистое время, время его духовного развития.

История создания

Рассказ «Антоновские яблоки» является одним из первых прозаических произведений И.А. Бунина. Он был впервые опубликован в октябрьском номере журнала «Жизнь» за 1900 г.

Смысл названия

Антоновские яблоки или антоновка — особый сорт яблок, с которым автора связывают самые теплые и счастливые воспоминания. С их урожайностью крестьяне сравнивали свое благополучие: «Ядреная антоновка — к веселому году», «если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился».

Главная тема произведения

Главная тема произведения — неуклонное вырождение русского дворянства.

Бунин вырос под огромным влиянием дворянско-сословных традиций. Его детство прошло в провинциальной усадьбе, где будущий писатель вплотную познакомился с деревенским бытом. В девятнадцать лет он был вынужден покинуть пришедшее в упадок родовое гнездо. Боль от этой утраты преследовала его на протяжении всей жизни.

В отличие от представителей демократического направления в русской литературе Бунин защищал право на существование господствующего некогда сословия. Он не видел большой разницы между бытом крестьян и среднего и мелкого дворянства. Писатель имел достаточные основания для такого мнения. Многие самые яростные обличители помещиков и защитники крестьянства не имели никакого представления о народной жизни. Бунин был поражен, когда народнический интеллигент Скабичевский как-то признался ему, что «за всю свою жизнь не видел, как растет рожь».

В «Антоновских яблоках» Бунин изображает идиллическую картину сельской жизни, в которой крестьяне и помещики занимают свое положенное место, испытывают одинаковые чувства, разделяют радость и горе.

Вопреки традиционному представлению о серой и беспросветной жизни простого народа, крестьянский мир в рассказе предстает ярким и наполненным счастьем. Крестьянское хозяйство отличается своим богатством. Лучшее свидетельство этому — долголетие сельчан. Старик Панкрат даже не задумывается над тем, что прожил около ста лет. Крестьянин «…вероятно, еще более зажился бы, если бы не объелся в Петровки луку».

Молодой рассказчик с завистью наблюдает за прочной, освященной веками жизнью крестьян. У него нередко возникает мечта самому стать простым мужиком, чтобы почувствовать всю прелесть незамысловатой крестьянской судьбы.

Быт среднепоместного дворянства практически не отличался от крестьянского. Жизнь помещика была также подчинена циклу сельскохозяйственных работ. Автор признается, что «не знал и не видел» крепостного права, но ощущал его пережитки в имении своей тетки.

Главное отличие помещика от крестьян заключалось в его праздном образе жизни. Отсюда берет корни знаменитая русская охота с гончими, которая хоть как-то поддерживала «угасающий дух помещиков».

Дядя Арсений Семеныч — один из последних представителей гордого и бесшабашного типа русского дворянина. Его беспечность, расточительство и удальство вызывают восхищение, но в то же время становятся основной причиной разорения помещичьих хозяйств. Постепенно свидетельствами былой роскошной жизни остаются лишь «аристократически-красивые головки в старинных прическах», глядящие с портретов на стенах, да многотомные дворянские библиотеки.

Мелкопоместный дворянин далеко отстоит от своих предков. Но даже в его «нищенской жизни» автор усматривает особую прелесть. Отголоски былого по-прежнему звучат в более чем скромной охоте, хозяйском наблюдении барина за работой крестьян. Самые грустные чувства вызывает попойка обедневших помещиков «на последние деньги». Их песня становится эпитафией уходящему в прошлое целому сословию.

Проблематика

На волне революционно-демократического направления большинство русских писателей и поэтов как-то «позабыло» о судьбе дворянства. Хотя еще Н. Некрасов предрекал помещиками гибель после отмены крепостного права: «Распалась цепь великая, распалась и ударила. Одним концом — по барину, другим по мужику».

Далеко не все помещики были тиранами и мучителями для своих крестьян. Господствующее положение они с рождения занимали в силу сложившихся исторических условий. Привычка жить за счет чужого труда обернулась для них трагедией.

Для Бунина проблема разорения дворянства стояла очень остро. Ведь это сословие являлось носителем большого пласта культуры. Из его среды вышло множество людей, прославивших Россию.

Высшее сословие можно справедливо осуждать за лень, праздность, неумение приспособиться к изменившимся условиям, но этих людей следует чисто по-человечески пожалеть, ведь с ними связана огромная историческая эпоха.

Композиция

Рассказ состоит из четырех частей: общая картина сельской жизни, урожайный год, дворянская охота и печальное описание окончательного разорения дворянства.

Чему учит автор

По мнению Бунина, большинство средних и мелких дворян не были главными виновниками бед и страданий простого народа. Вместе с крестьянами они вели простую патриархальную жизнь и не заметили, как новая эпоха вынесла им смертный приговор.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Чудная» власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» Презентация Максименко Ольги Борисовны у чителя ГБОУ СОШ №474 Г.Санкт -Петербурга

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький)

Часто это произведение сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину. Какое общее настроение создалось после чтения рассказа? Можно ли четко определить сюжет рассказа? Какой представляется личность лирического героя? Меняется ли он на протяжении рассказа? Что еще меняется в ходе повествования?

В первоначальной редакции рассказ имел следующее вступление: «Где-то я читал, что Шиллер любил, чтобы в его комнате лежали яблоки: улежавшись, они своим запахом возбуждали в нём творческие настроения. Не знаю, насколько справедлив этот рассказ, но вполне понимаю его: есть вещи, которые прекрасны сами по себе, но больше всего потому, что они заставляют нас сильнее чувствовать жизнь. Запахи особенно сильно действуют на нас, и между ними есть особенно здоровые и яркие: запах моря, запах леса, чернозёма весною, прелой осенней листвы, улежавшихся яблок чудный запах крепких антоновских яблок, сочных и всегда холодных, пахнувших слегка мёдом, а больше всего – осенней свежестью!». Впоследствии автор снял это вступление. Но на его незримое присутствие указывает многоточие, непривычно вынесенное в самое начало рассказа.

Рассказ был впервые опубликован в 1900 году в журнале « Жизнь» и имел подзаголовок « Картины из эпитафии». Почему картины? Потому что у произведения нет характерного сюжета, его называли и очерком и стихотворением в прозе. Эпитафия – надгробная речь, надгробная надпись Значит речь идет о чьем-то умирании. О каком умирании идет речь? Исследователи отмечают 3 течения времени в рассказе. Какие? от осени к зиме, от расцвета поместного дворянства к его угасанию от детства к зрелости

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? С чем ассоциируется слово САД у Бунина? (с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем. Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок. Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями).

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: « …помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы. Но « прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске» В последней главе сад - опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде.

" Нет, не пейзаж влечет меня, Не кpаски я стpемлюсь подметить, А то, что в этих кpасках светит,- Любовь и pадость бытия». И.А.Бунин Почему рассказ называется «Антоновские яблоки»? В чём, по-вашему, смысл рассказа?

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Какие проблемы освещает автор в рассказе? Проблема поиска смысла жизни Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни Проблема патриотизма, любви к родине


«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август…» - так начинается рассказ «Антоновские яблоки». Мотив воспоми­наний придаст произведению особое лирическое настрое­ние - настроение грусти, сожаления об уходящем, о быстро­текущей жизни, о невозвратимой молодости. Как верно под­метил Ф. Степун, память возвышается над временем, над прошлым, настоящим и будущим, совмещая несовместимые в реальном измерении явления. Вот и в бунинском рассказе-вос­поминании время движется от осени, когда плодоносят сады и пахнет антоновскими яблоками, к зиме и возвращается к периоду цветения садов; от «раннего свежего тихого утра» к сумеркам; от молодости лирического героя к поре зрелости. Память позволяет связать воедино все временные пласты про­изведения, и перед глазами читателя предстает вся человечес­кая жизнь, неотделимая от жизни природы. Особую щемящую нотку вносит в рассказ деталь: с детства знакомый и милый сердцу запах антоновских яблок, запах России. При всей при­верженности автора к яркой и точной детали его невозможно назвать бытописателем, поскольку деталь эта вплетена в план лирический (чувство, воспоминание) и философско-эпичес­кий (размышление о быстротечности времени, о судьбе Рос­сии и русского человека).

В этом бунинском рассказе проявились особенности, харак­терные для поэтического произведения: отсутствие традицион­ного сюжета, усиление роли ассоциативных связей, повышен­ная эмоциональность, ритмичность. Организация прозаическоготекста по законам текста поэтического станет характерной особенностью стиля Бунина. Если критики воспринимали его то как прежде всего поэта, то преимущественно как прозаика, сам писатель подчеркивал: «Свои стихи, кстати сказать, я не отгра­ничиваю от прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика, дело только в той или иной силе напряжения ее». Но отмеченная об­щность проявляется не в одной только ритмической организа­ции текста. Воздействие поэзии скажется во внимании писателя к излюбленным темам лирики (любовь, природа, одиночество, смерть), в ослаблении роли сюжета и перенесении акцента на переживание, чувство. Все это позволяет говорить о прозе Бу­нина как о лирической прозе.

Здесь искали:

  • что является предметом воспоминаний в рассказе антоновские яблоки