Окончания существительных во множественном числе именительного падежа. Множественное число имён существительных (трудные случаи). Трудные случаи образования форм

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.



  • К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа:
  • директоры или директора, клапаны или клапана?
  • и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных:
  • пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?

  • Директор, -а, мн. -а, -ов.
  • директор а .
  • Слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей.
  • Правильные формы им. п. мн. ч. – слесар и и слесар я.
  • Крем, -а и –ы.

Правильная форма им. п. мн. ч. – крем ы


  • Формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря.
  • В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов.

  • Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей:
  • бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки);
  • век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков),
  • глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка.

  • Формы на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Мн. число существительных среднего рода.

  • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи).
  • Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.:
  • (войска и облака.)
  • Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): (болота, поля, моря, окна.)

  • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической окраске:
  • борта и устар. борты ; дома и устар . домы ; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. с орты ; тома и устар. томы , а также громы и поэт. г рома.

  • Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми:
  • Примеры:
  • года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы),
  • цеха и цехи (на предприятии),
  • шторма и штормы .

  • Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети ,
  • человек - люди,
  • дно - донья и некоторых других.

  • Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный, например:
  • апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок,
  • характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа : апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д.

  • Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
  • Пример:
  • один чулок - нет чулок
  • один осетин - пятеро осетин
  • один грамм - пять граммов и пять грамм

  • Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям , преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении:
  • туркмены - туркмен
  • гардемарины - гардемаринов и гардемарин партизаны - партизан
  • солдаты - солдат
  • сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

  • Названия парных предметов:
  • Примеры:
  • ботинки - ботинок
  • глаза - глаз
  • манжеты - манжет
  • погоны - погон
  • чулки - чулок
  • эполеты - эполет
  • сапоги - сапог.

  • Названия мер и единиц измерения:
  • Пример:
  • 220 вольт,
  • 1000 ватт,
  • 5 ампер,
  • 500 гигабайт

  • Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный
  • Пример:
  • апельсин, баклажан, помидор, мандарин ,
  • в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов :
  • пять апельсинов, килограмм баклажанов ,
  • Новый год без мандаринов , салат из помидоров.

  • Пример:
  • мечта
  • мольба
  • башка

При практическом применении именительного падежа множественного числа существительных учащиеся нередко сталкиваются с проблемой правильного написания окончаний. В статье приведены основные правила, исключения из них и примеры правописания окончаний в подобном случае.

Особенности именительного падежа множественного числа существительных

В именительном падеже множественного числа существительные не сохраняют различия по склонениям, характерного для существительных в единственном числе, и имеют окончания -ы (-и) , -а (-я) . Существительные И. п. во множественном числе имеют то же синтаксическое значение, что и в единственном числе, и отвечают на вопросы Кто? Что?

Примеры форм именительного падежа множественного числа представлены в таблице:

Правописание окончаний существительных 2 склонения

Правописание окончаний существительных множественного числа именительного падежа 2 склонения зависит от особенностей каждого отдельного слова.

  • Окончание -ы (-и)
    • Большинство односложных существительных (столы, супы, соки) ;
    • Трехсложные и многосложные существительные с ударением посередине слова (библиотекари, договоры, аптекари) ;
    • Существительные, у которых в начальной форме ударение падает на второй слог (салаты, береты, арбузы) ;
    • Иноязычные существительные с основой на -ер/ёр (чаще французского происхождения) (шоферы, каскадеры) , а также существительные латинского происхождения с основой на –тор/-тер/-сор (конденсаторы, лекторы, компьютеры) .
  • Окончание -а (-я) имеют существительные И. п. множественного числа:
    • Существительные среднего рода (окна, зерна, соленья) ;
    • Существительные, обозначающие парные понятия (рукава, бока, берега) ;
    • Большинство двусложных существительных с ударением на первый слог (города, голоса, катера) ;
    • Некоторые односложные существительные (дома, леса, сорта) .

Исключения

Существительные мужского рода 2 склонения с основой на -анин/-янин образуют форму И. п. множественного числа с окончанием и усечением суффикса (горожане, киевляне, древляне) .Существительные среднего рода с основой на -ко (кроме облачко, облачко, войско ) имеют в форме И. п. множественного числа окончание (яблочки, плечики, очки) .

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Директоры либо директора?

В современном российском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа , насчитывают выше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и проф языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют нередко разговорную либо профессиональную расцветку: контракта, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают обычным нормам литературного языка. Но в неких случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Чтоб решить вопрос о «спорной» форме слова необходимо обратиться к словарю. Не считая этого, есть возможность уяснить ряд закономерностей , облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, исходная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн.ч. им.п. : лица, перышки, яблоки, брюхи . Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн.ч.: войска и облака .
  • Другие существительные среднего рода в форме мн.ч. имеют окончание -а (-я) : болота, поля, моря, окна .
  • Форма на -а (-я) у неких слов может быть единственной либо преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки веков, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
  • Формы могут иметь различное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической расцветке: борта и устаревшее борты; обители и устаревшее домы; корма и устаревшее кормы; рога и устаревшее и поэтическое роги; сорта и устаревшее сорты; тома и устаревшее томы, также громы и поэтическое грома; гробы и поэтическое гроба.
  • В конце концов, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (однако: годы молодости, томных лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
  • Неординарно множественное число появляется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и неких других.

    См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хл бы - хлебá, прóзапуски - пропускá и др.).

    Как верно проверить окончание имени существительного по словарю

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (к примеру, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).

  • Поиск слова в словарях осуществляется по исходной форме (именительный падеж, единственное число).
  • 1-ая помета в словарной статье после существительного - это указание на окончание род.п. ед.ч.;
  • В том случае дальше в статье нет особенных указаний на форму множественного числа (т.е. нет пометы мн. ), то для образования формы им.п. мн.ч. употребляется окончание либо .
  • В том случае же требуется другое окончание (либо допустимы варианты), то ставится соответственная помета: мн. -а либо мн. -я .
  • Словарная статья

    Как прочесть пометы после имени существительного

    директор , -а, мн. -а, -ов

    Форма род.п. ед.ч. - дир ктора ; верная форма им.п. мн.ч. - директорá, род.п. мн.ч. - директорóв

    слесарь , -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

    Форма род.п. ед.ч. - сл саря; правильные формы им.п. мн.ч. - сл сари и слесаря, род.п. мн.ч. - сл сарей

    крем , -а и -у

    Форма род.п. ед.ч. - крема и крему; верная форма им.п. мн.ч. - кр мы (т.к. нет пометы, означает, употребляется окончание )

    Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»

    Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.

    1. (Инженер) необходимы всюду.

    2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.

    3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.

    4. По просёлочной дороге расслабленно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с энтузиазмом рассматривал древние (ружьё).

    6. На границе пограничники очень кропотливо инспектировали наши (паспорт) и багаж.

    7. (Ребёнок) нередко рыдают по ночам.

    8. (Гражданин), пройдите чуть-чуть вперёд!

    9. (Владелец) что-то издавна не заходили.

    10. Масляные (пятно) отдельно чётко выделялись на светлом пиджаке.

    11. В больших залах висели древние (зеркало).

    12. (Крестьянин) всегда с особенной нежностью относились к корове-кормилице.

    13. Адмирал отдал команду подымать (якорь).

    14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.

    15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.

    16. (Крестьянин) получили в аренду заброшенные (хутор).

    17. (Диспетчер) аэропорта решили начать стачку.

    18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов - нет.

    19. (Тренер) олимпийской сборной - общепризнанные (мастер).

    20. Использованные (шприц) укладываются в особые (контейнер) и потом уничтожаются.

    21. На таёжных трассах могут работать только бывалые (шофёр).

    22. (Вентиль) на газопроводе были немедля перекрыты.

    23. Заводу требуются бывалые (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, охранник).

    24. Практически на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).

    25. По бокам сцены были установлены калоритные (юпитер).

    26. Все (штопор) куда-то делись.

    Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь разъяснить, в чём сущность этих ошибок. Проверьте себя по словарю.

    1. Раскольников желал признаться в содеянном, однако ему не хватило сил и мужеств.

    2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взоры и миропонимания.

    3. Наш завод производит телек высочайшего свойства.

    4. Супруга принесла целый поднос чаёв.

    5. На женитьбу он пришёл весь в трепьях.

    6. У обеспеченного брата было много скотин, а у бедного - только одна скотина.

    7. Им отдали приказ немедля сдать все орудия.

    8. Недро земли очень богатое.

    9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ожидать маму.

    10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много угроз и рисков.

    11. Мальчишка научился играть на гармошке всякие музыки.

    12. Ребята в зале заорали и свистами прогнали Бармалея.

    13. Это лечущее средство мне повелели принимать до всех ед.

    14. Во дворе у нас качель сломалась.

    15. Я желаю, чтоб на день рожденья мне подарили небольшой тисок.

    16. Обрежь ножницей нить.

    17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.

    18. Окна мы выкрасили белилом.

    19. В сочинении отлично поведано про округа школы.

    20. Вода употребляется также в хозяйственной цели.

    21. Небо затянуто сплошным сероватым облаком.

    22. Мы с подругой приехали с дач в один день.

    23. Этот доктор воспринимает только по подготовительным записям.

    24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли боец на фронты.

    25. Один людь ничего тут не сумеет сделать.

    26. Каждую зиму он болеет гриппами.

    27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.

    28. Герои Бородинского схватки, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к разным соц средам.

    29. Некорректные выражения часто есть возможность услышать в речах малышей.

    30. Сначала войны наши войска пару раз попадали в окружения.

    31. На данный момент тяжело воспитать у малышей правильные дела к труду.

    32. На предприятии организована работа по обмену опытами.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Трудные формы множественного числа имен существительных» в пособии «Русская грамматика». Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). - М.: Наука, 1980.
  • Упражнения к теме «Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа существительных»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Какие есть особенности образования форм множественного числа существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Трудные формы множественного числа имен существительных

    К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

    1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

    Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

    В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

    Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

      Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

      Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

      Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

      Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

      Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

      Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

      Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

    Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

    2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

    Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

      Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

      Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

      Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

    Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

    Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

    См.: "Русская грамматика", М., 1980.