Мои психологические особенности. Основные психологические особенности личности - реферат. Мой характер и волевые качества

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

Влияние микроклимата на организм человека 5

Источники производственного травматизма 6-7

Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение норм и правил охраны труда 8-10

Исследование месячных биоритмов 11-12

Список литературы 13

8. Психологические особенности человека. Характер и темперамент.

Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

1. низкий уровень профессиональной подготовки;

2. недостаток в воспитании;

3. нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

4. допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

5. пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.

Одним из направлений психологии труда, является конструирование с учётом человеческого фактора. Основная цель исследований в этом направлении - изучение системы "Человек - Машина". Исследования в этой области были сосредоточены на трёх основных процессах взаимодействия человека с машиной:

· получение информации;

· принятие решения;

· выполнение действий.

Исследования показывают, что психическое состояние человека непостоянно и разнообразно во времени. Психическое напряжение даёт положительный эффект до определённого предела, если предел превышен, то работоспособность может упасть до минимума. Например, для оператора ЭВМ наилучшая работоспособность отмечается при эмоциональном напряжении 40-60% от максимума.

При запредельном эмоциональном состоянии отмечается резкое снижение работоспособности, утрата координации, появляются ненужные вредные формы поведения. Различают два типа поведения при запредельном психическом состоянии:

1. тормозной - замедленность реакции, скованность;

2. возбудимый - гиперактивность, раздражительность, грубость.

Психические состояния, характеризующиеся снижением настроения, апатией, депрессией могут длиться месяцы и даже годы. В этом случае снижается внимание, ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию.

Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, стимуляторов, успокоительных средств и т.п. В этом случае риск получить травму возрастает многократно, так, например, в 64% случаев со смертельным исходом на производстве пострадавшие были в состоянии опьянения, 40-60% всех дорожно-транспортных происшествий произошли в состоянии опьянения участников ДТП.

Инженерная психология в работе использует следующие методы:

1. опрос (анкетирование);

2. наблюдение за ходом рабочего процесса;

3. эксперимент;

4. психофизиологическое тестирование;

5. оценка личности (направленность личности, моральный облик, опыт и уровень знаний, индивидуальные особенности и др.).

Методы инженерной психологии применяют при организации трудового процесса: рационализации, нормировании, профессиональном отборе, обучении и изучении психологических особенностей труда.

Одним из важных направлений психологии труда является подбор, расстановка и обучение кадров. Позитивным моментом здесь является возможность получения объективных методов подбора кадров, позволяющих работодателю опираться на данные исследования психофизиологических особенностей кандидата. Существует множество тестов, которые могут быть использованы при отборе и выдвижении работников. Работодателям целесообразно широко практиковать тесты оценки личностных качеств, тесты продуктивности работы и различные методы интервьюирования.

Тестирование применяется не только для подбора кадров, но и для разрешения проблем по распределению работы, для консультаций по выбору профессии или рода занятий, а также в качестве средства клинического обследования для постановки диагноза и поиска средств повышения адаптационных возможностей работника в производственных условиях.

Результаты исследований в области психологии труда (инженерной психологии) целесообразно применять в эргономике, технической эстетике и научной организации труда.

18. Влияние микроклимата на организм человека.

Существенное влияние на состояние организма человека, его работоспособность оказывает микроклимат (метеорологические условия) в производственных помещениях - климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения нагретых поверхностей.

Микроклимат производственных помещений, в основном, влияет на тепловое состояние организма человека и его теплообмен с окружающей средой.

Несмотря на то, что параметры микроклимата производственных помещений могут значительно колебаться, температура тела человека остается постоянной (36,6°С). Свойство человеческого организма поддерживать тепловой баланс называется терморегуляцией. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду. Отдача теплоты организмом человека во внешнюю среду происходит тремя основными способами (путями): конвекцией, излучением и испарением.

Снижение температуры при всех других одинаковых условиях приводит к росту теплоотдачи путем конвекции и излучения и может привести к переохлаждению организма.

Недостаточная влажность приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек, их пересыханию и эрозии, загрязнению болезнетворными микробами. Вода и соли, выделяемые из организма потом, должны замещаться, поскольку их потеря приводит к сгущиванию крови и нарушению деятельности сердечнососудистой системы.

Длительное влияние высокой температуры в сочетании со значительной влажностью может привести к накоплению тепла в организме и к гипертермии - состоянию, при котором температура тела повышается до 38...40°С.

При низкой температуре, значительной скорости и влажности воздуха возникает переохлаждение организма (гипотермия). Вследствие воздействия низких температур могут возникнуть холодовые травмы.

Параметры микроклимата оказывают также существенное влияние на производительность труда и на травматизм.

28. Источники производственного травматизма.

Повреждение организма человека или нарушение правильности его функционирования, связанное с воздействием на него опасного производственного фактора, квалифицируется как несчастный случай на производстве. Анализу несчастных случаев предшествует их классификация по причинам. Основные причины производственного травматизма могут быть следующие.

Технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, а именно:

Несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов;

Недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок;

Прочностные дефекты материалов и т. п.

Организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на предприятии. К ним относятся:

Недостатки в содержании территории, проездов, проходов;

Нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента;

Недостатки в организации рабочих мест;

Нарушение технологического регламента;

Нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий;

Нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента;

Недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда;

Недостатки в организации групповых работ;

Слабый технический надзор за опасными работами;

Использование машин, механизмов и инструментов не по назначению;

Отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты и т. п.

Санитарно-гигиенические причины, к которым можно отнести:

Повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных

Недостаточное или нерациональное освещение;

Повышенные уровни шума, вибрации;

Неблагоприятные метеорологические условия, наличие различных излучений выше допустимых значений;

Нарушение правил личной гигиены и т. п.

Личностные (психофизиологические) причины, к которым можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего.

Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими или динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма характеру выполняемой работы.

38 . Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение норм и правил охраны труда?

Ответственность за деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, определяется исключительно законами Украины (п. 22 части первой ст. 92 Конституции Украины). Согласно статье 265 КЗоТ Украины лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины. Они привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Определения термина «должностное лицо» приводятся в различных нормативно-правовых актах в зависимости от отраслей прав.

Таким образом, должностные лица - категории работников, которые занимают определенные должности и правомочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений. Содержание и объем таких действий определяются занимаемой должностью в соответствии с полномочиями, предоставляемыми отдельными нормативно-правовыми актами.

Должностные лица, руководители предприятий, работодатели несут ответственность за нарушение законодательства о труде в соответствии с действующим законодательством Украины. >>>

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности привлекаются все работники, в т. ч. руководители (директор, генеральный директор, ректор, управляющий, председатель правления, начальник), их заместители и должностные лица предприятий.

Дисциплинарная ответственность предусматривает наложение дисциплинарных взысканий (выговор, увольнение), порядок и условия применения которых регулируются статьями 147, 1471, 148, 149 главы X «Трудовая дисциплина» КЗоТ Украины.

Действующим законодательством Украины, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут предусматриваться и другие дисциплинарные взыскания (часть вторая ст. 147 КЗоТ).

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом с работником, в т. ч. с руководителем и должностным лицом:

За систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания (п. 3 ст. 40 КЗоТ);

За прогул (в т. ч. отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 4 ст. 40 КЗоТ);

За появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 40 КЗоТ);

За совершение по месту работы хищения (в т. ч. мелкого) имущества собственника, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия (п. 8 ст. 40 КЗоТ).

Согласно статье 41 КЗоТ трудовой договор по инициативе собственника или уполномоченного им органа может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия всех форм собственности, его заместителями, главным бухгалтером предприятия, его заместителями, а также должностными лицами таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и должностными лицами государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами.

Материальная ответственность

Материальная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Украины о труде состоит в возмещении ими материального ущерба, причиненного по их вине, предприятию. Порядок и условия привлечения виновных лиц к материальной ответственности регулируются статьями главы ІХ «Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» КЗоТ Украины.

Законодательством в определенных случаях устанавливается полная материальная ответственность должностных лиц за причиненный ущерб (ст. 134 КЗоТ).

Руководители предприятий всех форм собственности, виновные в несвоевременной выплате заработной платы свыше одного месяца, что повлекло выплату компенсаций за нарушение сроков ее выплаты, и при условии, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этими предприятиями, несут полную материальную ответственность (п. 9 ст. 134 КЗоТ).

За незаконное увольнение или перевод работников на другую работу должностное лицо несет полную материальную ответственность в размере ущерба, причиненного им предприятию, включая оплату за вынужденный прогул, выполнение нижеоплачиваемой работы, а также причиненный работнику моральный ущерб (п. 8 ст. 134, ст. 237, ст. 2371 КЗоТ).

Административная ответственность

Статьей 14 КУАП установлено, что должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности (таблица 1).

Уголовная ответственность

К уголовной ответственности за нарушение законодательства Украины о труде и охране труда могут привлекаться должностные лица, совершившие предусмотренные УК уголовные преступления (таблица 2).

Кроме того, должностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности за злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог, служебную халатность, получение взятки, дачу взятки, провокацию взятки, неисполнение судебного решения и другие преступления, связанные с нарушением действующего законодательства Украины о труде.

Финансовая ответственность предприятия

Применение штрафных санкций к должностным лицам за нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляется в соответствии с КУАП.

Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы.

За нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии со статьей 46 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года № 4004-XII (далее - Закон № 4004) на должностных лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф от 1 до 25 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Исследование месячных биоритмов

Таблица 1.1

Високосные года и количество дней в месяцах года

Высокосные

Количество

Сентябрь

Рассчитаем по формуле (1.1) количество полностью прожитых лет:

Установим по табл. 1.1 количество высокосных лет в числе полно­стью прожитых. Их число равно 6.

Определим количество дней, прожитых в год рождения. Я ро­дилась 9 сентября, т.е. в год роджения прожила:

Определим количество прожитых дней в текущем году до указанной даты. Я исследую МБР на 29 ноября 2010 года. Следовательно, количество прожитых дней в текущем году до указанной даты равна:

Рассчитаем общее количество прожитых дней по формуле (1.2).

Рассчитаем частное от деления общего количества прожитых дней на период МБР и установим первые критические дни после указанной даты.

Для физического МБР: N1=8118/23=353,0

Для эмоционального МБР: N2=8118/28 = 289,9

Для интеллектуального МБР: N3 = 8118/33 = 246,0

Таким образом, на время исследования (29 ноября 2010 года) прошло 353 полных периодов физического, 290 эмоционального и 246 интеллекту­ального циклов. Следовательно, остаток для физического МБР равен
0 дней, емоционального -
25 дней, интеллектуального -
0 дней. Критический день для физического МБР настанет через
23 дня, эмоционального -
3 дня, интеллектуального
33 дня. Это будет соответствовать таким датам: для физического МБР первым критическим днем после указанной даты будет (29 ноября+ 23 дня) 22 декабря, эмоционального - (29 ноября+ 3 дня) 2 декабря, интеллектуального - (29 ноября+ 33 дня) 1января.

Определим фазу МБР. Для физического МБР на 29 ноября 2010 года будет нулевой день цикла, для эмоционального-3 день цикла, а интеллектуального-33 день цикла. Это соответствует критическим дням физического и интеллектуального и позитивным фазам эмоционального МБР.

Запишем результаты исследования согласно с табл. 1.2.

Таблица 1.2

Результаты исследования месячных биоритмов.

Дата исследования

Дата роджения

Количество прожитых дней

Количество полных периодов МБР

Остаток, дни

Дата критического дня

Фаза МБР

Физический

Критическая

Эмоциональный

Положительная

Интеллектуальный

Критическая

Список литературы:

1. Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.

2. Горшков С. И., Золина З.М., Мойкин Ю.В., Методики исследований в физиологии труда, М., 1974.

3. Косилов С.А., Физиологические основы НОТ, М., 1969.

4. Леман Г., Практическая физиология труда, пер. с нем., М., 1967.

5. Ломов Б.Ф., Человек и техника, М., 1966.

6. Руководство по физиологии труда, М., 1969.

7. Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ).

8. Уголовный кодекс Украины.

9. Кодекс Украины об административных правонарушениях.

10. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 2004.

11. Жидецкий В.Ц., Джигерей В.С., Мельников А.В. Основы охраны труда. Учебник- Изд. 2-е, дополненное.- Л, Афиша, 2006.

Психологические особенности школьников Индивидуально-психологические особенности школьников (характер , акцентуация темперамент ) Социально-психологические особенности ... какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать...

  • Темперамент (23)

    Реферат >> Психология

    И анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека . Гиппократ объяснял темперамент , как особенности поведения, преобладанием в организме одного...

  • Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    ... психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности К основным психологическим свойствам человека , которые обеспечивают его психологическую ... др.). Человеческие темпераменты подразделяются в... отличаются особенностями характера и...

  • Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере

    Дипломная работа >> Психология

    ... человеку на его профессию, незнание мира профессий, а так же незнание своих психологических особенностей , темперамента , характера ... и индивидуальные психологические особенности человека . Гиппократ объяснял темперамент , как особенности поведения, преобладанием...

  • В увлекательном турне мы займемся рассмотрением интересного показателя: уровня ответственности личности как особенности характера. Ведь характер – своеобразная «программа» поведения личности: некоторые из нас нацелены на достижение успеха, а другие стремятся избежать неудач. Мы раскроем тайну, почему некоторые могут «все», готовы за все отвечать, в их поведении бьет фонтаном незаурядная энергия, жажда перемен, жизненная активность. Такие режиссеры в театре жизни стремятся узнать, что и почему происходит, хотят влиять на события, не устают совершенствовать характер, смело принимают решения и способны гибко менять поведение.

    Другие же люди живут себе потихоньку в серой и блеклой действительности, плывут, как листья в сторону дуновения ветра. Такие актеры в театре жизни сетуют на трудности бытия, но даже не пытаются исправлять характер и не желают менять поведение. Их кредо: раз от них ничего не зависит, нечего особо беспокоиться и вносить коррективы в характер. Наши наставники расскажут, почему мы такие разные: одни – режиссеры, другие – актеры, в чем причины психологических особенностей и каковы механизмы формирования стилей жизни и поведения.

    Некоторые из нас склонны к медлительности, поведение других выделяется излишней торопливостью. Для одних характерна легкость смены эмоций и пробуждения чувств, другие невозмутимые и хладнокровные. Во время путешествия по страницам рубрики мы узнаем, почему люди отличаются по впечатлительности, импульсивности, имеют разный ресурс жизненной энергии. Мы ознакомимся с типами темпераментов, что позволит легко определить свои сильные стороны и найти «ахиллесову» пяту. Мы станем свидетелями того, что развитие положительных сторон темперамента поможет избежать проблем в воспитании детей и устранит изъяны поведения.
    Наши наставники расскажут, как происходит становление характера человека. Ведь зная характер личности, можно предвидеть, как он поведет себя в той или иной ситуации. Мы поймем, что существует закономерная зависимость черт характера, которая определяет поведение индивида. Например: если человек труслив, то вряд ли он станет инициатором преобразований. Однако в поведении он будет демонстрировать угодливость и приниженность по отношению к авторитетной особе, недоверчивость и осторожность, как бы чего плохого ни вышло, конформизм, чтобы не быть «белой вороной».

    Мы узнаем об удивительных особенностях характера и поведения людей с разными «полюсами»: интровертами и экстравертами. Мы рассмотрим варианты акцентуации личности – усиления выраженности той или иной черты характера. Нам станет понятно, почему некоторые из нас отличаются безоговорочным стремлением к порядку, ответственные и дисциплинированные, и перепроверяют по нескольку раз, закрыта ли входная дверь. Другие стремятся любыми способами выделиться из толпы, демонстрируя отличное актерское мастерство. Третье вспыхивают как спичка от незначительного раздражителя. Четвертые годами вынашивают планы мести. Пятые пугливые, замкнутые, застенчивые, избегают новых компаний и всего боятся.

    Мы попадем в уникальный мир магических свойств психологии и на практике испробуем, как определить характер человека по его почерку, изучим теорию физиогномики и попытаемся раскрыть особенности личности по его внешности.
    И, главное, мы получим ценные рекомендации, как самостоятельно совершенствовать и развивать положительные черты характера, чтобы быть успешным, процветающим, здоровым. Развить в себе позитивные свойства – фундаментальный принцип гармонии, счастья, любви. Позитивные черты характера – это не то, чем мы хвастаемся и бравируем перед людьми, это маленькие обязанности каждого человека, который намеревается быть личностью с большой буквы.

    Мы научимся управлять своим поведением, основываясь на простых правилах:
    Искренне улыбаться и быть приветливым.
    Учитывать психологические особенности и не прекращать самосовершенствоваться.
    Мотивировать себя творить добро и не забывать поощрять себя.

    Министерство науки и образования Украины

    Харьковский государственный университет архитектуры и строительства

    Кафедра украинских и русских языков

    ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

    Выполнил

    Студент группы МОЗ-11

    Бондарева Н. С.

    Проверил

    Дытюк С. А.

    Харьков 2011

    План работы:

    1. Особенности моего темперамента.

    2. Агрессивность, ее виды или их отсутствие, проявление этого качества в моем поведении.

    3. Мой характер и волевые качества.

    4. Мои способности к общению, их оценка.

    5. Качества и свойства моей личности, нуждающиеся в изменении и развитии.

    1.ОСОБЕННОСТИ МОЕГО ТЕМПЕРАМЕНТА

    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент состоит из 4 типов:

    сангвинического, меланхолического, холерического, флегматического.

    Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

    Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует

    себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

    Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

    Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

    Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.

    Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

    Амбиверсия – Равномерно распределенная обращенность сознания человека как на то, что происходит вокруг, так и на самом себе.

    Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

    Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.

    На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

    По результатам диагностики темперамента по шкале Айзенка и оценки свойств темперамента по Русалову, я установила, что в моем темпераменте преобладает холерический тип, наблюдаются высокая эмоциональная нестабильность, значительная экстраверсия, высокий уровень пластичности. Подтверждением результатам диагностик является то, что я действительно очень вспыльчива, часто повышаю голос, но также я быстро успокаиваюсь. Мне сложно признавать свою неправоту, всегда стою на своем, не сдерживаю своих эмоций.

    2. АГРЕССИВНОСТЬ. ЕЕ ВИДЫ ИЛИ ИХ ОТСУТСТВИЕ. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТОГО КАЧЕСТВА В МОЕМ ПОВЕДЕНИИ

    Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и к неспровоцированным агрессивным действиям.

    Тревожность – это особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.

    Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

    С практической точки зрения различают следующие виды агрессии:

    1. Физическая агрессия– использование физической силы против другого лица.

    2. Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань.

    3. Косвенная агрессия– использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

    4. Негативизм– оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

    5. Раздражение– склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

    6. Подозрительность– склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

    7. Обида– проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

    8. Чувство вины, или аутоагрессия– отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно

    Исследования агрессивности, фрустрации и тревожности собственной личности при помощи опросника Спилбергера и теста по Розенцвейргу показали, что у меня высокий уровень агрессии и тревожности. Я соглашусь с результатами, так как я в большинстве случаев враждебно и со злостью реагирую на, казалось бы, безобидные случайности. Я могу оскорбить человека или нагрубить ему, если мне что-то не понравится в его поведении или поступке. Меня часто все раздражает. Также есть и тревожность из-за проблем в семье, но я не думаю, что она настолько велика.

    3. МОЙ ХАРАКТЕР И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

    Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

    Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься, в общении с людьми. Основными категориями отношений, в которых проявляется характер являются отношение к обществу, коллективу; отношение к труду и результатам, продуктам, труда; отношение к самому себе, своей личности.

    Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

    К волевым качествам личности относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.

    Также можно внести сюда и отрицательные волевые качества: негативизм, внушаемость, упрямство, импульсивность, трусость.

    Исследования характера собственной личности показали, что у меня слабая воля характера. В моем характере преобладают такие черты как коллективизм, чуткость, общительность, лень, самостоятельность, упрямство, импульсивность. В своем поведении я заметила эти проявления характера. Я общительный человек, стараюсь чтоб окружающим меня людям было комфортно и интересно. Что касается какой-либо работы, я делаю ее медленно и нехотя. Меня очень сложно переубедить, даже если я осознаю, что не права все равно буду стоять на своем. В это же время я легко поддаюсь чужому влиянию, что показывает слабую силу воли.

    4. МОИ СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ, ИХ ОЦЕНКА

    Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией.

    Для адекватного общения необходимо владеть культурой общения – умение общаться с собеседником в различных ситуациях, придерживаясь при этом общепринятых норм и правил общения в данном обществе. Правила и нормы зависят от конкретных ситуаций, в связи с которыми определяют 6 основных стилей общения: межличностное общение друзей, деловое общение, примитивное общение, манипуляционное общение, формально-ролевое общение, светское общение. Также для адекватного общения необходимо применять средства общения. Средства общения делятся на визуальные (движение рук, ног, головы; выражение глаз и лица; поза и т. д.), акустические (интонация, тембр, тон голоса и т. д.), тактильные (прикосновения), ольфакторные (ароматы исходящие от собеседника или окружающей среды).

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

    Минский филиал

    Кафедра Экономики


    Контрольная работа

    по дисциплине «Организационное поведение»

    Тема: Психологические особенности личности


    Студент Хныков А.В.

    Руководитель ст. преподаватель Тищенко Л.И.




    Введение

    1 Понятие о темпераменте

    2 Общее понятие о характере

    Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

    Заключение


    Введение


    Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

    Низкий уровень профессиональной подготовки;

    Недостаток в воспитании;

    Нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

    Допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

    Пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

    Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

    Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.


    Психологические особенности личности


    Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности.


    1 Понятие о темпераменте


    Темперамент (от лат. - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

    Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.

    Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

    И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

    сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") - сангвинический темперамент (от лат. - "кровь");

    сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") - флегматический темперамент (от лат. - "флегма");

    сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") - холерический темперамент (от греч. - "красно-жёлтая желчь");

    слабый - меланхолический темперамент (от греч. - "черная желчь").

    Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

    Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

    Различия по темпераменту - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

    Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.(Табл.1)


    Таблица.1. Психологическая характеристика типов темперамента

    Тип темпераментаПсихологическая характеристикаСангвиникХарактеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностьюХолерикХарактеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностьюФлегматикХарактеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностьюМеланхоликХарактеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью

    В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.


    2 Общее понятие о характере


    В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

    Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

    Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности.

    В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

    Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

    Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.


    Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности

    психологический характер темперамент

    Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

    Совместимость - оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

    Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются физические свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен тренировкой при данном весе.

    В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличающиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Производительность их труда будет невысокой.

    Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один - задиристый, решительный, другой - спокойный, рассудительный, неторопливый. Один - более способный в усвоении знаний, другой - в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

    Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

    Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.


    Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях


    Отдельные личности существенно различаются по своим психологическим особенностям. Эти отличия часто могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам.

    Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

    Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.

    Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие - вызывают противоборство и разрешаются в нем.

    В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами - заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

    В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

    В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным - люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.


    Заключение


    Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны - они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью - важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

    Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

    Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости - и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.


    Список используемой литературы


    1.Организационное поведение УМК 2008.pdf

    с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Работа анализаторов человека обеспечивает физиологическую составляющую психофизиологической надежности, а ее психологическая составляющая определяется памятью, мышлением, вниманием, характером, темпераментом, эмоциями, волей, потребностями, способностями и др.. Психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью высшей нервной системы, которая обеспечивает адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. Любое поведение человека (даже самая сложная) определяется наличием безусловных (наследственных) и условных (приобретенных) рефлексов, однако высшая форма приспособления человека к условиям обитания является ее умственная деятельность.
    Безопасность жизнедеятельности человека зависит также от его психического состояния. И хотя от рождения человеку присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, она часто становится жертвой опасных ситуаций. Причины такого положения вещей кроются как в окружающей среде, так и в самом человеке — индивидуальных физиологических и психологических особенностях, нарушениях эмоционального состояния, в отсутствии знаний и опыта.
    К психических процессов, которые занимают важное место в обеспечении безопасности человека, относят память, мышление и внимание.
    Память — это сложный комплекс психических процессов, происходящих в центральной нервной системе и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение информации. С памятью тесно связан процесс мисиення, суть которого заключается в улавливании закономерностей взаимосвязей между объектами и явлениями природы и способности их использования в новых условиях. Без памяти и мисиення жизни человека теряет смысл, а необъятные их способности открывают человеку путь к самосовершенствованию и раскрытия своих способностей.
    Безопасность человека определяется уровнем внимания — концентрации сознания на отдельных объектах. Сознание человека всегда охватывает определенные объекты, однако важно вовремя волевым усилием сконцентрировать ее на определенном, заданном объекте. Объем внимания, ее распределение и скорость перевода от одного объекта на другой у разных людей неодинакова и зависит от возраста, их психофизиологического состояния и многих других причин.
    Эмоции — проявление субъективного отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из главных механизмов внутреннего регулирования психической деятельности и поведения. Они дают возможность определить физиологическую значимость внешних воздействий на состояние организма и осуществить его энергетическую мобилизацию, вызывая изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, круговорота, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры.
    Среди эмоциональных состояний человека выделяют, в частности, такие: настроение, аффект и стресс.
    Настроение — стойкий эмоциональное состояние, обусловленное слабым и продолжительным возбуждением и отражает отношение человека к окружающему миру. У психически здорового человека доминирует жизнерадостное, оптимистичное мировоззрения.
    Аффект — импульсивное состояние, возникающее в экстремальных условиях, когда человек из-за помрачения сознания теряет контроль над своими действиями. Возникает в ответ на сильный раздражитель.
    Стресс — характеризуется совокупностью защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие неблагоприятных внешних факторов.
    Эмоциональные реакции отражают психическое состояние человека, и они имеют различную окраску (положительное, отрицательное): радость и горе, восхищение и разочарование, сожаление и агрессивность и др.. Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию разные, есть субъективные: разные люди неодинаково выражают свои эмоции. Это обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: генетической наследственностью и жизненным опытом. Следовательно, эмоционально благополучными и рождаются, и становятся протяжении жизни.
    Среди условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие, выделяют следующие:
    развитое чувство индивидуальности;
    умение общаться;
    умение устанавливать доброжелательные отношения;
    умение проявлять активность.
    их сочетание является гарантом успеха в достижении эмоционального благополучия — эмоциональной стабильности. Эмоциональная стабильность-интегральная свойство психики, которая проявляется в способности успешно преодолевать состояние избыточного эмоционального возбуждения. Эмоциональная стабильность один из важных факторов надежности и эффективности жизнедеятельности.
    Темперамент — индивидуальная особенность психики человека, что проявляется в интенсивности, скорости, напряженности, уравновешенности протекания психических процессов индивида, в яркости и устойчивости его эмоциональных состояний. По И. П. Павловым (1849-1936), который разработал научные основы теории темперамента *, нервная система человека характеризуется тремя главными свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью возбудительного и тормозного нервных процессов. Четыре из возможных комбинаций этих свойств определяют четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темперамента человека:
    сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик);
    сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
    сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
    слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик).
    Холерики имеют сильную нервную систему, легко переходят от одной работы к другой, однако неуравновешенность уменьшает их совместимость с другими людьми. Холерики склонны к резким сменам настроения, нетерпеливые, подвергаются эмоциональным срывам.
    Сангвиники также имеют сильную нервную систему, легко переходят к другой работе, к общению с другими людьми. Сангвиники часто стремятся к смене впечатлений, легко и быстро отзываются на события, сравнительно легко переживают потери.
    В флегматиков сильная, работоспособная нервная система, однако они, преодолевая трудности, начинают другую работу и приспосабливаются к новой оостановкы. Характеризуются спокииним, равным настроением, слабым проявлением эмоций.
    У меланхоликов низкий уровень психической активности, медленные движения, они быстро устают, но имеют высокую эмоциональную чувствительность ко всему, что происходит вокруг них, легко уживаются с другими людьми.
    Предположив, что сильный и слабый типы высшей нервной деятельности, по Павлову, очень близки к экстравертный и интра-вертного типа личности, а природа экстра-и интроверсии обусловлено свойствами центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения, психолог Айзенк определил типы темперамента в двух шкалах: «интро-и экстраверсия» и «нейторизм (эмоциональная стабильность — нестабильность)»
    Чистый тип темперамента попадается редко, следовательно, можно говорить лишь о преобладающий тип темперамента. Чем дальше от центра крутая и его осей находится точка, которая определяется по числовыми значениями шкал «интро-и экстраверсии», «эмоциональная стабильность — нестабильность», тем четче проявляется тот или иной тип темперамента. Числовые значения для шкал крутая Айзенка определяются соответствующими тестами. Поскольку каждый тип темперамента естественно обусловлен, то лицо, определив его, может эффективно использовать его положительные моменты.
    Потребность — это необходимость человека в чем-либо. Потребности побуждают человека к проявлению активности и поиска путей их удовлетворения. Они становятся внутренними возбудителями деятельности, ее мотивом. Потребности человека имеют свою иерархию. Одна из них, по психологом Маслоу, выглядит как пирамида, в основе которой лежат физиологические потребности, а дальше идут потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребности в самореализации и развития личности
    В физиологических потребностей относят потребности в пище, воде, отдыхе, продолжении рода. Это — основные потребности, без их удовлетворения другие потребности теряют смысл.
    Потребности в безопасности оказываются во внешней защите человека, сохранении здоровья, стабильности условий жизни и обеспеченной старости.
    Социальные потребности — это стремление любви и принадлежности кому-либо, желание пользоваться благосклонностью других людей, быть объектом их внимания и любви.
    Потребности в признании проявляются в желании признания успехов и достижений личности со стороны других людей.
    Потребности в самореализации и развития личности состоят в самосознании своего места в этом мире и предусматривают максимальную возможность выражения своих творческих способностей.
    У психически и социально здоровых людей есть и желание, и возможность удовлетворить любые потребности. Однако пирамидальный переход от простых физиологических потребностей в высоких духовных ценностей является непростой и прежде предполагает осознание каждым лицом смысла своей жизни, своих возможностей с целью их полной реализации.
    Об удовлетворении или неудовлетворении потребностей свидетельствуют эмоциональные реакции человека. Если потребность удовлетворена, то человек проявляет положительные эмоции (радость, восторг, любовь), а если недоволен — то отрицательные (гнев, страх, отвращение) — Недовольство потребностей побуждает человека к активности.
    Активность личности — это способность к преобразованиям материального и духовного среды с целью удовлетворения потребностей. Во активностью, с точки зрения психологических особенностей человека, понимают ее активную жизненную позицию, которая выражается в последовательности отстаивания своих взглядов и доведении начатых дел до конца (сочетании слова и дела). Активность в этом смысле имеет не только психологические, но и социальные оттенки, поскольку возможность проявления активности зависит от степени общественной свободы, правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
    По социальным проявлением активности психологи разделяют три типа поведения человека: пассивную, активную и агрессивную. Люди с пассивным поведением исповедуют идею «авось» и перекладывают решение своих проблем на других. В основном, такой подход к делу не имеет успеха и такие люди обвиняют в этом кого, только не себя.
    Активные люди открыто заявляют о своих потребностях и стремятся их удовлетворить всеми дозволенными способами. Активная жизненная позиция таких людей приводит к нормальным отношениям между людьми и они, как правило, достигают поставленной цели.
    Иногда активное поведение переходит в агрессивную, когда лица с целью удовлетворения своих потребностей игнорируют потребности других или пытаются их решить за чужой счет. Естественно, такое поведение является опасным для общества и она может привести к изоляции человека.
    Для оценки психофизиологических особенностей человека используют различные методы: общенаучные (наблюдение), психо-диагностические (тестирование), педагогические (изучение результатов трудовой деятельности). Чаще всего используют психодиагностических метод. Современная психодиагностика пользуется такими тестами:
    тесты интеллекта используют для выявления умственного потенциала индивида;
    тесты достижений позволяют оценить степень конкретных знаний;
    тесты творчества применяют для выявления творческих способностей;
    проективные тесты, предназначенные для целостного изучения личности.
    Психодиагностические тесты с успехом используют не только для определения, но и для формирования соответствующих умственных и эмоционально-волевых качеств.
    Психофизиологическая надежность человека является непостоянной и закономерно изменяется с возрастом, в частности у детей и пожилых людей она снижена по сравнению с лицами среднего возраста. Это объясняется тем, что у детей соответствующие анализаторы и психофизиологические особенности еще окончательно не сформировались, а у стариков уже не выполняют в полном объеме свои функции. Есть и другие факторы, которые также изменяют психофизиологическую надежность человека и уровень его безопасности.
    Снижают уровень безопасности межличностные конфликты (психическая травма, вызванная в результате конфликта, выводит человека из нормального психофизиологического состояния, что может привести к существенным изменениям в выполнении профессиональных функций и общего функционального состояния); усталость, переутомление, болезнь, курение, употребление алкогольных напитков (алкоголь негативно влияет на центральную нервную систему: нарушается умственная и физическая работоспособность, усугубляется усталость, снижается скорость двигательной реакции, устойчивость и интенсивность внимания, нарушаются процессы мышления и памяти); наркомания (употребление наркотиков приводит к хроническому наркотического отравления, которое вызывает расстройство функций многих органов и систем организма, особенно центральной нервной системы) и др.. Уровень безопасности повышают — оздоровительная физическая культура, рациональное питание, физиотерапия, массаж, закаливание, психотерапия, профессиональный отбор и профессиональное образование.