Французская певица по прозвищу воробышек. История жизни и любви эдит пиаф.(фото). Фильмография Эдит Пиаф

Пиаф Эдит (Piaf Édith) (1915–1963), французская певица и актриса.

Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало франко марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.

До года девочка находилась на попечении по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).

В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал ее и отнимал большую часть выручки.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1, 47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

Однако, карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее они были знакомы с Пиаф На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Méditerranée» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.

По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключенных вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».

Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих , тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью Йорке. Самолет «Lockheed L 749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).

В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).

В конце 1958 П. начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936–1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил ее заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».

В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже.

В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.

🙂 Здравствуйте, дорогие читатели! В статье Эдит Пиаф: биография, личная жизнь, факты, видео» — о главных этапах жизни великой французской певицы. О любви и любимых мужчинах. Интересное видео.

Эдит Пиаф: личная жизнь

Эдит Пиаф не признавала ханжескую мораль и повиновалась только своим чувствам. Страшась одиночества, великая певица бросалась в самое пламя страстей. И покорно принимала выпадавшие на ее долю страдания, повторяя: «За любовь нужно платить горькими слезами».

Начало легенды

Промозглым вечером на улице беднейшего квартала появилась крошечная фигурка в поношенном пальто, остановилась на углу и вдруг запела. Спешившие по делам прохожие замерли, внимая мощному голосу маленькой оборванки.

Девушку звали Эдит Джованна Гассьон, ей было всего пятнадцать. Спустя годы она будет вспоминать эти уличные выступления и самозабвенно конструировать легенду своей жизни. Даже расскажет, что мать родила ее прямо на грязном тротуаре…

На самом деле Эдит появилась на свет в клинике Беллевилля — неблагополучного парижского района. Мать, певичка из дешевого кабаре по имени Аннет, пила и подрабатывала проституцией. Она быстро потеряла к малышке интерес и отправила ее к своим родителям-алкоголикам.

Вернувшийся с фронта отец, увидев, в какую обстановку попала малютка Эдит, тут же отвез болезненную девочку к своей матери — хозяйке борделя. Странно, но в столь неподходящем для ребенка месте Эдит жилось хорошо: девицы заботились о ней, кормили и наряжали.

В три года девочка ослепла: из-за инфекции воспалились роговицы глаз. Когда врачи не смогли ей помочь, жрицы любви облачились в скромные одежды и отправились в церковь — молить святую Терезу о выздоровлении. И чудо свершилось!

Жизнь в публичном доме сделала Эдит терпимой к чужим порокам, но исказила ее представление о любви: «Я не была сентиментальной, мне казалось, что женщина должна следовать за мужчиной по первому зову».

Нелегкая свобода

В четырнадцать Эдит уже выступала на парижских улочках с отцом-акробатом, а потом поселилась в дешевом отеле со сводной сестрой Момон. Так началась ее самостоятельная жизнь…

«Многие думают, что мои юные годы были ужасны. Это не так, они были прекрасны! — говорила певица. — Да, я голодала, мерзла на улицах. Но была свободна: могла поздно вставать, мечтать, надеяться…»

В шестнадцать Эдит влюбилась в рассыльного Луи Дюпона и родила от него дочь, которую назвала Марселла. Однако вскоре почти забыла о существовании обоих: каждый день она пела на улице, а вечера коротала в кафе в компании мелких воришек.

В надежде вернуть ветреную подругу Луи забрал дочь к себе. Но спустя два года, лишенная заботы, Марселла умерла от менингита. Смерть малышки потрясла Эдит, однако она предпочитала жить будущим. Молодая женщина и помыслить не могла, что снова стать матерью ей не суждено…

Певчая птичка

Новым другом Эдит стал сутенер Альберт. Он забирал большую часть денег, которые Эдит зарабатывала пением, и пытался заставить ее обслуживать клиентов. Эдит отказывалась, и однажды он приставил к виску любовницы дуло пистолета.

Девушка сбежала, когда подруга Надя, не желавшая заниматься проституцией, решила свести счеты с жизнью. Двадцатилетняя Эдит катилась по наклонной, и тут судьба неожиданно подарила ей шанс на спасение: ее пение услышал Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис».

Эдит так нервничала, что едва не провалила прослушивание. Но стоило ей запеть, как от волнения не осталось и следа. Лепле окинул взглядом миниатюрную девушку и придумал псевдоним — Малютка Пиаф («пиаф» переводится как «воробушек»).

«Певчая птичка» для дебюта связала себе простое черное платье. Ее невзрачная внешность с лихвой компенсировалась мощным голосом, и с первой же песни она покорила взыскательную публику. Лепле понял, что нашел настоящий алмаз, и принялся за его огранку: обучил Эдит основам сценического мастерства, ввел в светские круги.

Безмятежная жизнь длилась недолго. В апреле 1936 года Луи Лепле был найден убитым в своей квартире, а потрясенную Эдит сочли соучастницей преступления. Пресса подробно писала о былых связях певицы с криминальным миром.

На помощь пришел поэт Раймон Ассо. Он стал новым продюсером «певчей птички», добился контракта с известным театром АВС и отвадил от подопечной сомнительных приятелей.

Эдит Пиаф и Раймон Ассо

К концу 1930-х годов Эдит превратилась в успешную и обеспеченную певицу. Раймон бесцеремонно обращался со своей Галатеей, заставляя ее правильно вести себя в обществе. Совместная работа быстро переросла в бурный роман.

Время отдавать

Счастью помешала Вторая мировая война. Раймон отправился на фонт, а Эдит закрутила роман с актером Полем Морисом. «Ненавижу одиночество, я просто не в состоянии жить в пустом доме!» — вздыхала она. Сдержанный Поль был полной противоположностью общительной Эдит, но их тянуло друг к другу.

Во время войны самая известная певица Франции не только продолжала выступления, но и умудрялась помогать военнопленным. «Если Бог позволил мне зарабатывать так много, то это лишь потому, что Он знает: я все отдам», — уверяла Эдит. И держала слово, щедро одаривала каждого.

Пиаф не скупилась ни на деньги, ни на чувства. Она погружалась в отношения, забывая обо всем, ее раздирали необузданная страсть и

В 1944 г. на одном из концертов новоиспеченная звезда заметила заштатного шансонье по имени Ив Монтан. Сопровождавшие певицу друзья, услышав его пение, пришли в полный восторг и долго рукоплескали.

«Не знаю, что вы в нем находите, — раздраженно заметила Пиаф. — Он ужасно поет и не умеет танцевать, а вдобавок ко всему еще и такой самовлюбленный!»

Тем не менее приятели убедили Эдит сменить гнев на милость. Она посмотрела еще одно выступление Монтана и признала: у парня есть способности. Пиаф была настолько честна с собой и другими, что даже извинилась перед Ивом за слова, сказанные в узком кругу друзей.

Ив Монтан и Эдит Пиаф

Тридцатилетняя Пиаф стала наставницей Монтана, писала для него песни, знакомила с нужными людьми. Она утверждала, что с Ивом ее связывают лишь платонические отношения. Но в это мало кто верил…

На ринге с судьбой

После войны слава Эдит преодолела океан, и певице предложили тур по США. На ее концерте в Нью-Йорке случайно оказался чемпион мира по боксу Марсель Седан, француз арабского происхождения. Репутация примерного семьянина не помешала ему начать ухаживать за Пиаф.

Ужин в роскошном ресторане превратился в свидание. Марсель был первым мужчиной, который нуждался в самой Эдит, а не в ее таланте, связях или деньгах. Он одаривал Пиаф драгоценностями, приглашал на матчи и не скрывал своей любви.

Рядом с «воробушком» боксер превращался в ручного медвежонка. Эдит вязала любимому свитера и сопровождала на тренировки. «Отношения с Марселем придавали моей хаотичной жизни некое шаткое равновесие», — вспоминала она.

Осенью 1949 года Пиаф вновь выступает в США и отчаянно скучала по Сердану, оставшемуся в Европе. «Умоляю, приезжай быстрее!» — кричала Эдит в телефонную трубку. Ему тоже не терпелось повидаться, он внял ее мольбам и отказался от идеи плыть пароходом.

Самолет разбился над Азорскими островами… Таков конец сказки про королеву музыки и короля ринга.

Гимн любви

Известие о смерти любимого подкосило Эдит. Сестра с трудом удержала ее от самоубийства, но от саморазрушения уберечь не смогла. «Я не хочу жить, я уже мертва», — повторяла Пиаф, ища забвения в наркотиках и алкоголе.

Певица посещала спиритические сеансы и часами сидела в одиночестве, изводя себя упреками. Погруженная в тяжелую депрессию женщина с осунувшимся лицом едва ли походила на великую Пиаф, еще недавно искрившуюся счастьем.

Оправиться от потери Эдит так и не удалось. В память о Марселе она написала песню «Гимн любви», которую так ни разу и не исполнила. Редкие концерты Пиаф проходили с трагическим надрывом, сникавшим ей славу «певицы горя».

Одиночество Эдит немного скрашивала дружба с молодым певцом Шарлем Азнавуром, взявшим на себя обязанности личного секретаря. И снова едва не произошла трагедия — Эдит и Шарль попали в тяжелую автомобильную аварию.

Чтобы заглушить боль в сломанной руке и ребрах, врач прописал Пиаф морфий. Близкие не узнавали певицу: она жила от дозы до дозы, целенаправленно уничтожая себя. Даже роман и последующий брак с шансонье Жаком Пиллом не придали ей сил.

За четыре года семейной жизни Пиаф чаще виделась с докторами и сиделками, чем с мужем. Жак, верный и заботливый супруг, к несчастью, тоже страдал алкоголизмом. Исход брака был предрешен.

Пытаясь заглушить боль…

После развода певицу ждали очередная авария и очередные попытки заглушить боль морфием. «Я испытывала неукротимую потребность разрушать себя, — призналась она. — Но, приближаясь к краю пропасти, все время хотела подняться наверх».

Предчувствие Пиаф не обмануло: судьба преподнесла 47-летней певице прощальный подарок. 27-летний грек Теофанис Ламбукас был красив и хорошо сложен. И он так трепетно смотрел на Эдит своими темными глазами, что она сдалась…

Так парикмахер со сложным именем превратился в певца Тео Сарапо. Эдит выбрала это имя, вспомнив, что «сарапо» по-гречески означает «я люблю тебя». Потому что ослабленная болезнями и горестями утрат Пиаф вновь полюбила.

В октябре 1962 года пара обвенчалась. Многие считали грека альфонсом, но Тео трогательно ухаживал за женой, и голоса недоброжелателей смолкли. Он возил Пиаф в инвалидной коляске, не отходил от постели супруги ни на секунду и тщательно скрывал от нее страшный

Но Эдит чувствовала приближение смерти и потому заставила мужа дать клятву: он никогда не будет летать на самолетах. Тео сдержал обещание, однако обмануть судьбу не удалось: он погиб в автокатастрофе, пережив жену всего на семь лет.

Но это было потом, а тогда Тео предстояло поставить точку в красивой и печальной легенде Эдит Пиаф. Она скончалась 10 октября 1963 года на Ривьере. Заливаясь слезами, Тео положил тело жены в машину и помчался в Париж. Он понимал: жизнь великой Пиаф должна завершиться там же, где и началась, — в городе любви.

Факты из жизни Эдит Пиаф

Певица получила свое имя в честь медсестры Эдит Кэвелл, которую расстреляли немцы в Первую мировую войну.

Луи Лепле строго наказал певице надевать черное платье на концерты. Позже черные платья стали фирменным знаком певицы.

Эдит узнала о гибели Марселя в день очередного концерта, но нашла в себе силы выйти на сцену, заявив, что будет петь ради любимого.

Узнав о смерти Эдит, ее друг и поэт Жак Кокто, тихо сказал: «Я хочу умереть следом». Он ушел из жизни через несколько часов.

Тео сделал все, чтобы у публики сложилось впечатление, будто Эдит умерла в Париже. Он считал, что певица, олицетворявшая Францию, должна завершить свой путь в этом городе.

Рост Эдит Пиаф 1,47 м. Знак зодиака — День рождения — 19 декабря 1915 года. День смерти — 10 октября 1963 г. (Грас, Франция).

Видео

Друзья, непременно посмотрите это видео! Интереснейшие факты, документальные съемки, редкие фотографии и песни Пиаф. Ценнейшее дополнение к теме «Эдит Пиаф: биография»

1. Эдит Джованна Гассьон (такова была фамилия ее родителей) - урожденная парижанка , однако детство ее и юность прошли на самых темных и нищих улицах этого «города света». Уже потом под пером журналиста, который тайно получал свой гонорар от знаменитой певицы, родилась легенда о том, что та появилась на свет прямо на ступенях дома 72 по улице Бельвиль, где новорожденную принял на руки местный жандарм. Сегодня туристы приходят постоять на этих ступенях и взлянуть на памятную доску у подъезда.

2. Мать Эдит, певичка кабаре, через два года после рождения дочери бросила мужа-акробата, отдала ее на воспитание своим родителям, а сама, что называется, «пошла по наклонной». Но и у бабушки не было ни сил, ни охоты заниматься ребенком: когда девочка плакала от голода, в бутылочку вместо молока та могла плеснуть вина, до которого была большой охотницей. Узнав, как обстоят дела, отец Эдит отвез ее собственной матери - содержательнице публичного дома.

3. Девочке было три года, когда обнаружилось, что она практически потеряла зрение. Набожная (или суеверная?) бабушка вместе со своими «девушками» решила отвезти внучку к мощам святой Терезы в надежде на исцеление. Легенда гласит, что чудо произошло после того, как маленькая Эдит неделю носила на глазах повязку с землей, привезенной с могилы святой. С тех пор и всю свою жизнь Эдит Пиаф носила на шее медальон с ее изображением и всегда заходила помолиться в церковь - куда бы ни забрасывала ее гастрольная жизнь.

4. С 9 лет Эдит начала выступать: вернувшийся из армии отец забрал ее с собой, чтобы отправиться в путешествие с уличными циркачами. А в 15 лет уже самостоятельная девушка пела на тротуарах и во дворах со своей «заклятой подругой» Симоной Берто. Через два года Эдит без ума влюбилась в мелкого коммерсанта Луи: пара поселилась на парижском Монмартре, у 17-летней любовницы родилась дочь Марсель, которая, к несчастью, скончалась от менингита, прожив на свете всего два года. С возлюбленным Луи в результате Эдит рассталась, и больше детей у певицы никогда не было.

5. Ныне известное по всему миру имя Пиаф певице подарил Луи Лепле, владелец одного из парижских кабаре . Именно благодарая его стараниям к ней пришел первый оглушительный успех: в 1936 году Эдит Пиаф записала свой первый диск. Но вскоре Луи был найден убитым в собственной постели, и кто-то из (вероятно, обиженных на нее) любовников Эдит на допросе в полиции шепнул следователю ее имя. Впрочем, достаточных улик против Эдит Пиаф так и не нашли.

6. Вплоть до самого начала Второй мировой войны Эдит Пиаф с триумфом покоряет самые знаменитые мюзик-холлы, поет на радио, играет в театре, влюбляется и без конца меняет возлюбленных. Она продолжает выступать и в оккупированном немцами Париже, а в 1943 году даже отправляется в Берлин - с «промо-туром» французской песни, вместе с другими французскими артистами. Все это не мешало ей помогать скрывавшимся от оккупантов евреям или ее соотечественникам-военнопленным: легенда гласит, что из снятого в лагере группового «фото на пямять» потом изготавливали отдельные снимки для документов и побега.

7. Благодаря щедрому сердцу Эдит Пиаф многие талантливые юноши тех лет сделали огромные шаги к своей артистической славе. Среди них были и Ив Монтан , и Шарль Азнавур. Но только великая страсть, которая вспыхнула между Эдит и знаменитым боксером Мишелем Серданом, вдохнула такое чувство в ее «Гимн любви», которое обессмертило эту песню. В октябре 1949 года 33-летний Сердан вылетел в Нью-Йорк, где Эдит Пиаф была на гастролях, но самолет потерпел крушение над Атлантикой. В глубоком горе певица начала принимать морфий.

8. В июле 1951 года певица попала в автокатастрофу вместе с Шарлем Азнавуром, который был тогда одновременно ее наперсником, протеже, секретарем и шофером. Чтобы унять боль от многочисленных переломов, ей опять назначили морфий, и через год Эдит начала свой первый курс лечения от наркотической зависимости.

9. К 1955 году после многочисленных процедур детоксикации Эдит Пиаф удалось на время справиться с зависимостью от морфия, но остался тяжелый ревматоидный артрит, алкоголь и боль одиночества после смерти Марселя Сердана, которого Эдит так и не смогла забыть, хотя и не раз потом влюблялась, и выходила замуж. Ее грандиозный триумф продолжал расти, а слава завоевала весь мир.

10. Эдит Пиаф ушла из жизни в возрасте 47 лет - организм сдался под чудовищным грузом болезней, пагубных излишеств и страданий всей жизни. Узнав о ее кончине, близкий друг великой певицы писатель, художник и режиссер Жан Кокто сказал: «Я не знал никого другого, кто так не берег свою душу. Она не тратила ее - она была расточительницей, словно швыряла золото в форточку».

ЭДИТ ПИАФ: «ЗА СЧАСТЬЕ НУЖНО РАСПЛАЧИВАТЬСЯ СЛЕЗАМИ!»

История жизни – счастливая и трагическая одновременно. На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил: «Зачем ты это делаешь?» «Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков», – ответила она. Мужчина дал ей деньги и ушел. Единственная дочь Эдит Джованны Гасьон умерла. Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, два приступа белой горячки, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать – весь мир. На ее могиле напишут: «».

Детство

На той же могиле есть еще две даты: смерти – 1963 – и рождения. Холодной декабрьской ночью полицейский услышал крики. Когда прибежал, увидел рожавшую женщину. Новорожденную девочку она завернула в плащ полицейского и назвала Эдит 1915 года. Вот, пожалуй, и все, что циркачка Анетт Майар сделала для дочки, прежде чем отдать ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрыться. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт. Так появилась на свет великая .

Через какое-то время ее согласилась забрать бабушка по отцовской линии Луиза – кухарка в публичном доме. В заведении девочку отмыли (наверное, впервые после рождения) и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывалось чудесное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Когда надежды не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и Эдит прозрела.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для девочки очень быстро закончилась. Тогда Луи Гасьон забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях – отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела.

Юность Эдит Пиаф

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна. Она работала со сводной сестрой Симоной. В день они зарабатывали около 300 франков. Денег им вполне хватало, чтобы оплачивать комнату в ужасной гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах (сестры даже и не думали, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду – мыть).

Мужчины в жизни Эдит появились рано – практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь. Не был исключением и отец ее единственного ребенка – Луи Дюпон. Он зарабатывал на жизнь, развозя продукты на стареньком велосипеде. Переехал к сестрам в тот же день, когда с ними познакомился. А через год появилась дочка Эдит и Луи – Марсель. Молодая мама не бросила свое ремесло, а когда Луи не мог оставаться с ребенком, тащила его с собой.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре, терпению Дюпона пришел конец. Через несколько дней девочку забрал Луи. Для отца она была лишь инструментом, способным вернуть и приручить возлюбленную. В это время в Европе свирепствовала «испанка», Марсель заболела. После посещений дочери заболела и сама Эдит . В результате Пиаф выздоровела, а Марсель скончалась. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

«Малышка Пиаф»

Эдит снова вернулась на улицы. Пела со своей сестрой и просила подаяние. Однажды она увидела на улице холеного господина лет сорока, который закричал ей вдогонку: «Хочешь выступать в кабаре? Меня зовут Луи Лепле, я владелец кабаре “Жернис”. Если хочешь, приходи завтра». За день до своего дебюта Эдит сообразила, что ей не в чем выйти на сцену. Она побежала в лавку и купила три мотка черной шерсти. Всю ночь напролет вязала платье. К вечеру следующего дня оставался еще один рукав. Лепле, застав ее в гримерке со спицами в руках, пришел в неописуемую ярость. Эдит второпях натянула на себя платье, у которого по-прежнему не хватало одного рукава. А через минуту Лепле принес белый шарф.

Именно Лепле нашел для Эдит имя – Пиаф (на парижском арго это значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах ее имя было напечатано как «Малышка Пиаф », и успех первых же выступлений был огромным. Однако успешный взлет был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и оказалась в числе подозреваемых. Ей припомнили сомнительное прошлое и подозрительных дружков, но позже отпустили.

Новый взлет Эдит Пиаф

Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная в кармане: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть: «Кажется, поэт. Мы познакомились с ним в “Жернисе”». Реймон прямо сказал ей: «Я помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я скажу». Никто и никогда не говорил так с Эдит . И хотя внутри у нее все клокотало от гнева, она промолчала.

Каждый день они усердно репетировали. Их совместное упорство сделало свое дело. Директор «АВС» (крупнейшего концертного зала Парижа) согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит . Огромный зал ревел от восторга, публика не желала отпускать ее. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене “АВС” родилась великая певица Франции»…

Вторая мировая

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время скончались родители Эдит . Земляки ценили и личное мужество Пиаф , выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега. выступала в лагерях для военнопленных, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным.

Любовь

с Марселем Сернданом

После фурора на родине Эдит предложили выступать в Америке. Она уехала, не подозревая, что именно там встретит… его. У нее было много мужчин, но все они рано или поздно получали отставку. Лишь один оставил Эдит сам. Его звали Марсель Сердан. В конце 1946 года Пиаф представили боксера, которого называли «марокканским бомбардиром», но певица не придала значения этой мимолетной встрече. Через некоторое время в ее нью-йоркской квартире зазвонил телефон. Приятно было встретить француза в Америке, и примадонна согласилась поужинать с ним. Он привел ее в забегаловку и заказал, как и себе, вываренное мясо с горчицей. Эдит готова была взорваться. К счастью, Марсель вовремя сообразил, что боксерская диета вряд ли подходит для певицы, и предложил закончить ужин в «Павильоне» – самом шикарном ресторане Нью-Йорка.

С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит , несмотря на то, что у него была жена и трое сыновей. Журналисты, разумеется, не оставили без внимания «love story» двух знаменитостей, и, чтобы отделаться от их назойливости, Марсель согласился на пресс-конференцию. Пожалуй, она была самой короткой за всю историю журналистики. Марсель, не дожидаясь вопросов, заявил, что Эдит – его любовница, и любовница только потому, что он женат. На следующий день о Пиаф и Сердане не будет ни слова ни в одной газете.

Эдит давала концерты в Америке, а Марсель тем временем объезжал Францию с благотворительными матчами. Вернувшись в Париж, Сердан первым делом заказал билет на пароход до Нью-Йорка, но Эдит не хотела ждать. «Марокканский бомбардир» отказался от путешествия морем и поехал в аэропорт. На следующий день во всех газетах появилось сообщение о крушении самолета. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить. Выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Со временем рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней.

Последние годы Эдит Пиаф

Через несколько лет после гибели Сердана попала в автомобильную катастрофу. Травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. И чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но теперь ее мучил артрит. Наркотики остались ее верными спутниками. Довершил список бед рак. И все же вопреки всем несчастьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену, даже когда не могла разжать скованных артритом рук, иногда падала в обморок. А в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену.

с Ивом Монтаном

Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» в 1962 году. Ее слушал весь Париж. Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

Актриса Марион Котийяр, сыгравшая в картине «Жизнь в розовом цвете», получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Это вторая статуэтка, доставшаяся картине режиссера Оливье Дайяна на 80-й церемонии вручения премии «Оскар».

Цитаты Эдит Пиаф из книги «Моя жизнь»

«Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте», – Эдит Пиаф

«Я пою не для всех – я пою для каждого!» –

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Не только песни этой великой французской артистки, но и ее биография вот уже более полувека волнуют людей во всем мире. Может быть, потому, что Пиаф была чуть ли не первой, кто воплотил известный теперь миф о подростке из подворотни, волею таланта и удачи шагнувшем к громкому успеху и славе. Элвис и ливерпульская четверка объявятся позже.

Эдит Пиаф прожила всего 48 лет, оставив после себя массу прекрасных песенных записей, до сих пор толком не занятый трон королевы французского шансона, а также яркую и весьма поучительную судьбу.

Девочка из вертепа

Родилась Эдит Гасьон (таково ее настоящее имя) в декабре 1915 года в семье уличных артистов цирка. По легенде, мать не успела добраться до роддома, и девочка появилась на свет прямо на улице - на плаще полицейского. Шла война, отца вскоре забрали на фронт, легкомысленная мамаша отдала малышку на воспитание своим родителям-алкоголикам. За девочкой никто не ухаживал, она заболела и, практически, ослепла.

Вернувшись с войны, отец забрал Эдит к своей матери. Та внучку обожала, однако ее занятие было не из обычных - бабушка содержала дом терпимости. Правда, девушки из заведения полюбили малышку, устроили коллективную молитву за ее здоровье, и произошло чудо - к Эдит вернулось зрение. Зато в школе она поучилась всего год. Родители других детей были категорически против девочки из позорной среды. Тогда отец, трудившийся уличным акробатом, взял Эдит к себе в партнеры. Сначала она просто собирала деньги с публики, затем иногда стала петь. И, наконец, стало не совсем ясно, что же приносит доход - акробатические трюки отца или пение его юной дочери.

В 15 лет Эдит решила уйти от отца и занялась уличными выступлениями в компании сводной сестры и двух приятелей. Очень рано будущая звезда стала вступать в связь с мужчинами, в 17 лет она уже родила дочь - единственного ребенка в своей жизни. Дочь вскоре умерла, с ее непутевым папашей Эдит рассталась, как она будет и впредь всегда первой расставаться с мужчинами.

В октябре 1935 года Эдит Гасьон повстречала человека, которого не без оснований стала называть "папой". Его звали Луи Лепле, он содержал небольшой ресторанчик. "Папаша" Лепле угадал в уличной девчонке большой талант, вывел ее на сцену в своем ресторане, он же придумал ей псевдоним "Пиаф", что по-французски означает "воробышек". Посетители ресторанчика сразу обратили внимание на необычную певицу, не прибегавшую к банальным сценическим приемам эстрадных артистов, не выдававшую себя ни за кого, кроме той, кем она в действительности являлась.

У новоявленной певицы Эдит Пиаф начал складываться репертуар и стиль, пришел первый успех. Но судьба уже готовила удар: "папаша" Лепле был убит. К этому убийству газеты приплели имя Пиаф, казалось, репутация ее навсегда испорчена, место работы потеряно, поклонники обратились к другим кумирам.

Париж, Франция, весь мир...

Возрождению певицы к славе способствовал Раймон Ассо - автор текстов для песен, человек образованный и умный. Они сошлись. Новый серьезный любовник взялся за личность Эдит - научил ее писать и читать, обучил хорошим манерам, умению вести себя в обществе, со вкусом одеваться, подавать себя. Он же сочинял тексты для нового репертуара Пиаф, нашел для нее прекрасного композитора - Маргерит Моно.

И вот Эдит Пиаф предстала перед искушенной публикой на сцене самого прославленного парижского мюзик-холла "АБЦ". Первый же концерт сделал Эдит столичной знаменитостью. Она хорошо усвоила уроки Лепле и Ассо - всегда очень тщательно отбирала песни для своей программы, проникалась смыслом этих песен и присваивала их себе, своему имиджу - маленького, серенького, но гордого и независимого парижского воробышка.

Верная себе, Пиаф бросалась от одного мужчины к другому, избранниками чаще всего были люди круга ее детства - легионер, начинающий актер, спортсмен. После войны она познакомилась с боксером Марселем Серданом, затем уехала на гастроли в США, где вскоре объявился и Сердан. Вспыхнули страстные чувства. С этим сильным и роскошным человеком Пиаф нашла свою, может быть, единственную настоящую любовь. Во всяком случае, он был тем самым мужчиной, которого она не смогла оставить сама. Они жили открыто, но Марсель так и не бросил жену с тремя сыновьями. Влюбленные то шумно ссорились, то радостно мирились... И вдруг известие: Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе.

Очередной удар судьбы Пиаф переносила плохо: начала пить, впала в разгул, выходила неузнанной в старом тряпье на улицу и пела прохожим. В довершение несчастий сама Эдит попала в автокатастрофу, очутилась в больнице, пристрастилась к болеутоляющим наркотическим средствам. Лечилась от наркотиков и снова возвращалась к ним. Делала попытки покончить жизнь самоубийством.

Последняя песня

От сумасшествия и смерти ее спасла, конечно же, привязанность к сцене. Публика обожала своего "воробышка", Эдит Пиаф прощали все - срывающийся голос, безвкусный облик, нетрезвую походку. Никакие приметы обыденной жизни уже не могли отнять у Пиаф величие и титул первой певицы Франции.

У нее обнаружили рак, руки Пиаф были скованы артритом, она не могла расстаться с алкоголем... И все же, ее умение очаровывать мужчин не подвело Эдит и в поздние годы. В 47 лет она вышла замуж за парикмахера Тео Сарапо, который был моложе ее на два десятилетия. Он был талантлив, Пиаф даже успела вывести его на сцену, но сделать из него настоящую звезду эстрады, как это было когда-то у нее с Ивом Монтаном, на этот раз певица не смогла. Осенью 1963 года она скончалась.

Ее последний возлюбленный Тео Сарапо пережил свою знаменитую супругу всего на семь лет. По странной прихоти рока он погиб в автокатастрофе и был похоронен в одной могиле со своей великой Эдит Пиаф.