Galamosaic. Мастерская мозаики. Технические характеристики. Раннехристианская и византийская мозаика Разное чувство мозаик рима и византии

И греки в период эллинизма, и римляне использовали мозаику в основном для украшения стен. При этом в качестве материала чаще всего применялся мрамор. Раннехристианские настенные мозаичные композиции практически не имеют прецедентов. Выполнялись они из смальты. По сравнению с мрамором это кубическое непрозрачное окрашенное стекло давало гораздо более яркие цвета и намного больше оттенков.

Основные характерные признаки византийских мозаик

К основным отличительным особенностям раннехристианских мозаик можно отнести:
. использование смальты как основного материала для создания панно;
прямой набор и наличие четких контуров в картине;
правильные пропорции человеческих тел;
яркость красок. Мозаичисты Византии использовали в своих панно зеленые, нежно-голубые, ярко-синие, розовые, бледно-лиловые и красные оттенки. Фон всегда выполнялся из золотой смальты;
монументальность. Панно обычно выложены с большим размахом;
расчет падения угла света. Византийские мастера умели учитывать оптическое слияние оттенков в глазу, смотрящего на картину зрителя;
бархатистость картин.

В эпоху утверждения христианства мозаика занимает в византийских храмах господствующее положение. Стены и потолки расписываются смальтовыми изображениями библейских святых и сценками из Евангелия, образами апостолов и Христа. К шедеврам раннехристианского мозаичного искусства, безусловно, можно отнести панно «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, «Никейских ангелов», «Добрый пастырь в райском саду» в мавзолее Галлы Плацидии.

Мозаики Софии Константинопольской

Среди памятников раннехристианского зодчества особенно выделяется София Константинопольская - храм, построенный в 324-337 годах византийским императором Константином. Первые мозаичные иконы в этом соборе были созданы в 867 году, сразу же после окончания эпохи иконоборчества. Красивейшее панно с изображением Богоматери, держащей на руках Христа, украсило аспиду. На примыкающей к ней виме византийские мастера выложили из смальты изображение архангела Гавриила. Кубики материала в этих двух картинах расположены совершенно свободно. Они то выстраиваются в ряд, то составляются наподобие живописных мазков. Мозаики несколько худшие по качеству, чем эти две, открыты над южным вестибюлем храма. На входной стене выложен деисус. Рядом находилось изображение Крестителя, ныне утраченное.

На своде когда-то мастерами было выложены изображения 20 святых. До наших дней сохранились лишь изображения мученика Стефана, пророка Изекииля и императора Константина. На боковых стенах в люнетах первоначально находились мозаичные образы 12 апостолов и 4 византийских патриархов. Как можно судить по сохранившимся до наших дней фрагментам, эти панно изготовлялись не слишком умелыми мастерами, скорее всего монахами, культивирующими восточнохристианские традиции. В северном тимпане в 878 году были выполнены панно Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста и четырех других святых. Во времена правления Льва VI (886–912) центральный люнет украсила композиция с Христом, перед которым на колени опустился сам император. В северной галерее на северо-западном столбе был открыт портрет императора Александра, выложенный в 912 г. Самодержец изображен в великолепном облачении в строгой фронтальной позе. Софию Константинопольскую украшают и другие замечательные мозаики, не утратившие своих ярких красок до наших дней.

Мозаики Софии Киевской

Главным христианским храмом на Руси была построенная в XI века Ярославом Мудрым София Киевская. В этом соборе сохранилась самая полная коллекция подлинных мозаик той эпохи. Панно, украшающие храм, выполненные когда-то русскими и приглашенными из Византии мастерами, никогда не переделывались и не дополнялись при реставрации. Шедевры Софии считаются одними из самых красочных произведений мозаичного искусства из всех известных. Древними мастерами при их изготовлении было использовано 35 оттенков коричневого, 34 – зеленого, 23 – желтого, 21 – синего и 19 красного, всего в общей сложности 150 различных оттенков. Археологические раскопки, произведенные недалеко от храма, подтверждают существование находившейся неподалеку от него мастерской по производству смальты.

Центральным является изображение Спасителя, выполненного в главном куполе храма. Его мощная фигура заключена в медальон. Суровый Пантократор как-будто обозревает землю с небес. Медальон украшают архангелы (из четырех сохранился лишь один). В барабане изображены апостолы, а на столбах четыре евангелиста. Над главным алтарем выложена Богородица Оранта. Как Спаситель символизирует церковь небесную, так Дева Мария представляет в храме церковь земную. Монументальное панно высотой в 5,5 метров встречает каждого входящего в храм. Несмотря на то, что картина выполнена на вогнутой поверхности, воспринимается она абсолютно без искажений. Раннехристианские мозаики поражают яркостью своих красок и монументальностью. Смальтовые панно, дошедшие до наших дней, служат свидетельством непревзойденного мастерства древних мозаичистов, византийских и русских.

Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра

«Искусство византийской мозаики»

Мировую славу приобрели
мозаики Византии.
Античная технология+ новые
способы создания мозаик:
Кусочки матовой или
прозрачной смальты с
тончайшей золотой
подкладкой;
Большинство мозаик
располагалось под разным
углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности
стен, а от этого увеличивался
золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он
превращал плоскость стен в
сплошное мерцающее
пространство, еще более
сверкающее благодаря свету
горящих в храме свечей.

Смальта - это великолепный
материал, из которого создавались
мозаики Византийской империи.
Стеклоделие-умение изготовить
стекло и стеклообразные массы и
вырабатывать из них различные
изделия- принадлежит к
древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались
широким красочным спектром: от нежно –
голубого, зеленого и ярко – синего до
бледно – лилового, розового и красного
различных оттенков и степени
интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика
повторяла кладку каменных стен, сливаясь
с богатой резьбой рельефов и мраморной
облицовкой. Время почти не властно над
мозаикой старинных мастеров: когда ее
очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной
по цвету, какой была много веков назад.

Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и
роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких
цветов он создавал вокруг изображенных фигур
эффект немеркнущего, священного сияния.

В Византии был
разработан строгий
порядок размещения
на стенах
церквей росписей и
мозаик на священные
сюжеты.

Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении
ангелов.

Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с человеком.

На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа в порядке описания в Евангеле.

Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников,
святителей, всех кто связан с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.



переливаются отражая свет.

Изображения на стенах
рассказывали об основных
событиях христианской истории,
они переносили мысли верующих
в особый мир. Многочисленные
изображения Христа, пророков и
ангелов, сцены из Священного
Писания и прославление власти
императора стали излюбленными
темами и сюжетами византийских
мозаик.

Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях
христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть
императора.
Христос между
императором
Константином и
императрицей Зоей.
Мозаика храма св.
Софии в
Константинополе.
1028- 1048 гг.

Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале в
городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики,
некогда была столицей королевства остготов, потом крупным
культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четыЮстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух
византийского церемониала, официальность, парадность,
возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они
не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных
одинаковые слишком большие неподвижные глаза.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города
Равенны
Императорская власть в Византии достигла небывалого
могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в
Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных
царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и
политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель
считался наместником Бога на земле.

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую
золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем
богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое
придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с
монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде
сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из
которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон
композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а
как бы парят, проплывают по земле.

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в
храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные
ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб.
Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа
– дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на
нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень точно рассчитывая угол
падения света создавать великолепные живописные эффекты.

Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал
такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.

Удивительно лицо ангела: оно
все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты –
нежными овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя чувственный рот
становится у них слишком
маленьким, нос гораздо более
тонким, а взгляд – пристальным
и как бы гипнотизирующим.
Перед нами совершенный
пример «одухотворенной
чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в
Никее.VII в. Никейский ангел

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Первоначально иконами называли
любые священные изображения,
выполненные на камне, дереве,
ткани или металле. Со временем
этот термин стал применяться для
обозначения изображений на
специальных досках,
используемых во время
богослужения. Самые первые
иконы относятся к IV в.

В византийской иконописи сложился иконографический канон - строгие
правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа,
Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а
отображение художественными средствами сверхъестественного мира,
существование которого утверждало христианство.
Отсюда главные канонические требования к иконографии.
-образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной,
сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и
лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность,
спокойная созерцательность и внутреннее величие.
-поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры
библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными,
статичными.
-икона предъявляла специфические требования к отображению
-пространства и времени.

Писали священные картины –
иконы.
Это не изображение бога, а его
символ. Лица на иконах
напоминают идеал античной
красоты – нежный овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя рот становится
слишком маленьким, нос гораздо
более тонким, пристальным
взгляд. В лицах прослеживается
высокие помыслы и святость.

Художники работали по
определённой схеме от которых
нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была
подвержена строжайшему
регламентированию. Всякое
новшество принималось если
разрешалось двором и церковью.

Но в некоторых иконах есть
затаённая человечность.
Это хорошо известная икона
Владимирской Богоматери,
которая в 12 в. Привезена на
Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь
близка человеческому
сердцу. Этому не мешает
строгость её облика,
сумрачность тёмного взора,
сурово сомкнутые губы.
Трогает сдержанность в
выражении чувства –
глубокого и понятного.

Сергий и Вакх. VI в.
Государственный
музей западного и
восточного искусства,
Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены
святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание
зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с
помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах
особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от
внешнего мира.

Характерными особенностями
икон становятся
- фронтальность изображения
(обращенность их к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к
центральной фигуре Христа или
Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб средоточие духовного начала, сияющий
нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор
увеличенных глаз, состояние
аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность
одежды, подчеркивающей бесплотность,
бестелесность фигур.

Шедевром византийской
иконописи по праву
считается икона
«Владимирской
Богоматери» (начало XII
в.), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери
глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и
понятно всем людям, - идея
жертвенности материнской
любви. В глазах Богородицы
святая печаль. Она предвидит
трагическую участь сына.
Владимирская Богоматерь.
Начало XII в. ГТГ

Иконы играли важную
роль в убранстве
византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался
иконостас - особая
преграда, отделяющая
помещение храма от алтаря,
место сосредоточения
большого количества икон.
В иконостасе иконы
располагаются рядами над
«царскими вратами»,
ведущими в алтарь.

ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали,
позаимствованное с Востока.
Эмаль - это прочное стекловидное
вещество, получаемое путем обжига,
прозрачное или окрашенное в разные
цвета.
Художественная эмаль
применялась при украшении икон,
императорских корон, блюд, кубков,
ювелирных изделий и пр. Византийские
мастера славились искусством
перегородчатой эмали на золоте.

При изготовлении эмали
стекловидную разноцветную
массу заливали в участки,
образованные тонкими
перегородками, напаянными
на золотую основу, затем
массу обжигали, а после
затвердевания она
приобретала прозрачность и
особый блеск.

МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время
богослужения голоса
ангельские сливаются с
человеческими и воссоздают в
песнопениях божественный
образ.
Основным видом церковного
песнопения был тропарь
(греч. «тропос» - стиль,
характер, лад, тональность)
Это были музыкальнопоэтические импровизации на
библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение
получили и гимны, возникшие
поначалу вне церковной музыки.

Начиная с VII в. самым
популярным жанром становится
канон -
сложная музыкально-поэтическая
композиция, исполнявшаяся во
время утренней службы. Она
имела несколько частей, строфы
канона (от 8 до 36) объединялись
в песни, число которых
составляло от 2 до 9, по четыре
строфы в каждой.
История византийской музыки
ознаменована также введением
нотного письма,
позволившего с точностью
записывать и воспроизводить
мелодию.

Турецкие войска, завоевавшие
Константинополь в 1453 г., поставили
точку в истории Византийской империи.
Но это не был конец ее
художественного и культурного
развития.

1453 год
гибель
империи
Турецкий
султан
Мехмед II

8 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали
произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее
византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в
1953 г. окончательно завоевали страну.

Это значит, что византийское искусство прекратило своё
существование, но оно продолжало жить в искусстве Древней Руси.

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

Основным видом изобразительного искусства в Восточно-Римской или ромейской империи, впоследствии Византии стала живопись (при почти полном отказе от ваяния/скульптуры).
Главные формы ромейско-византийской православной живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись (в том числе выполненная из эмали и золотого шитья) и книжные миниатюры. Самыми замечательными художественными произведениями этой эпохи являются, по признанию большинства искусствоведов, являются мозаики.

Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера-мозаичисты умели создавать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Иногда поверхность кубиков смальты делалась граненной, как например, на мозаиках в католиконе (главная церковь) монастыря Хосиос Лукас в Греции, созданных в начале XI в.

Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция


Сила воздействия в зрителя и сохранность мозаики значительно выше, чем у фрески, хотя время создания примерно одинаково.

Вход Господень в Иерусалим, фреска, монастырь Осиос/Хосиос Лукас, Греция, XI v.


Мозаичисты учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Даже в наше время, расчищенная от вековой пыли и копоти, она остается такой же сияющей и звучной по цвету.

Мозаика и фрески как изысканное декоративное средство было известно с глубокой древности. Например, в Британском музее, Лондон, Великобритания хранится знаменитый «штандарт из Ура», Ассирия, около 2600 г. до н.э.


Мозаики «штандарта» рассказывают о результатах УР (а) - военного похода, победах над врагом, трофеях и особенностях придворной жизни царя и его приближенных - таковы основные темы мозаик Древней Месопотами, включая сцены из жизни древних шумер.

В Археологическом музее, Ираклион, Крит, Греция хранятся фрески из Кносского дворца, например, культовая мистерия «Игра с быком, Минотавром. Тавромахия», возраст ее
около 1500 г. до н.э. - слева;
Священные рога у южных границ территории дворца, по преданиям - трон царя Миноса - справа.

Игры - состязания с животными.

Игры с дельфинами, мозаика Тавромахия - игры с быком, мозаика


Живописное искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) также представлено великолепными фресками и мозаиками.

На вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На красном фоне стен в естественный рост человека представлены участники праздника, посвященного богу Вакху/Дионису.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.


На фреске «Весна» из города Стабий, близ Помпей, Италия девушка, символизирующая весну (богиня Флора?), удаляется от зрителя в глубину пространства цветущего луга. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее каштановые волосы, золотисто-желтая накидка и розовый тон обнаженных плеч гармонируют с ярким зеленым фоном, а легкость движений девушки, как будто плывущей по воздуху, создают основу живописной композиции фрески.

Весна, Стабий, Помпеи, фреска


На фресковых росписях часто встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, гавани, извилистые берега рек. Хороших фресок набралось на небольшой альбом, поэтому прошу вас, друзья, я его обязательно выложу, но немного позже.

Мозаикой греки называли изображения посвященные музам. Музы вечны - вечны должны быть и эти картины, поэтому их набирали сначала из кусочков цветного камня, а затем в эллинистический и римский периоды из кусочков специально сваренного стекла - смальты.

Именно мозаики были основой декоративного убранства дворцов и вилл знати Древнего Рима. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. Кстати, существует легенда, что знаменитая золотая смальта была создана греческими мозаичистами в языческом Риме и использована для украшения знаменитого Золотого дворца Нерона, затем на долгие столетия способ ее изготовления был забыт или утерян и возобновлен только в христианскую эпоху.
Так или иначе, но живописное античное искусство и сегодня поражает великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, знанием и использованием прямой воздушной перспективы, т. е. многим из того, что было «изобретено» художниками ренессанса.

В Национальном археологическом музее Неаполя сохранилась копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III».

битва против персов при Иссе

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей.

Мозаика II века до н.э.


Мозаики и фрески стали принадлежностью христианского храма в первые века н.э., когда верующие, вынужденные скрываться, стали использовать живописные античные сюжеты и образы подземных лабиринтов - катакомб, которые служили для погребения умерших. Христиане наделяли эти образы новым символическим содержанием: пальмовая ветвь - непременный атрибут императорских триумфов - символ райского блаженства, виноградная лоза - таинство евхаристии, хлеба и вино - пресуществление в плоть и кровь Христа, Орфей - Христос, а Психея - символ христианской души.

Для новых варварских государств, возникших на обломках Западно-Римской империи, и преклонявшихся перед культурой великого Рима, было очень важно, что мозаика оставалась господствующим способом изображения в храмах, это свидетельствовало о преемственности традиций и сохранении статуса наследников за Восточно-Римской империей. Кроме того, ромеи в тот период времени могли себе это позволить (мозаика очень дорогое удовольствие) - покрыть большую часть стен, внутренних поверхностей куполов и сводов, столбов и колонн великолепной мозаикой и это производило огромное впечатление на другие народы.

Крупным культурным центром Империи ромеев, где в храмах и усыпальницах сохранилось большое количество христианских мозаик, является Равенна - обитель великих теней.

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Из цикла итальянских стихов А. Блока.

Равенна - древняя и прекрасная.


В Равенне находится уникальный комплекс памятников V-VII вв., переломного времени, когда встретились Рим и Византия, античность и средневековье.
Знамение их встречи и кратковременного союза - мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, Равенна, Италия, первая половина V в.

мавзолей Галы Плацидии: общий вид снаружи, общий вид интерьера


Тесный, слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать относятся они к римско-эллинистическому прошлому или византийско-средневековому будущему.

Согласно христианскому учению, оформление храма и мавзолея должно соединять два мира: реальный и потусторонний, горний и дольний. Изобразительное искусство играло тут первую роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из реального мира в сверхчувственный. Этим определено, продиктовано художественное оформление интерьера мавзолея Галлы Плацидии.

И мастера-мозаичисты выполнили задачу на «пять с плюсом» - интерьер в мавзолее воспринимается как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, паруса и купол выложены мозаикой глубокого синего тона.
У мозаик мавзолея не золотой, а синий фон: из густо мерцающей синевы выступают по-античному задрапированные в белое фигуры христианских мучеников и святых, вспыхивают золотые звезды, расстилаются сказочные ландшафты рая с алыми маками, золотыми оленями и птицами, где арки увиты золотыми виноградными лозами, а в куполе крест и звездное небо. Эта мозаика символизирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

рай в мавзолее Галы Плацидии, мозаика, Крест и звёздное небо — мозаика в куполе.


Призрачность и таинственность усиливает естественный свет из окон, расположенных в люнетах и своде.
Люнет - часть стены в форме полумесяца, ограниченная сверху архивольтом, а снизу - горизонтальным карнизом. Близкие по смыслу понятия: десюдепорт, закомара, кокошник, фронтон.

световое окно в люнете мавзолея Галы Плацидии


И только в люнете над входом, изнутри, место отсутствующего окна занято мозаикой Доброго Пастыря, сверкающей подобно освещенному окну.
Изображение Христа - рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, реально сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии.
Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (белые овцы - символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица - все элементы явно унаследованы из античности.
Важна живость сложной позы - Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест - знак триумфального распространения христианства в мире (кстати, тень от креста тоже хорошо видна на земле).

Добрый пастырь, мозаика


И еще одно, четко видна (обозначена пунктиром) граница мира дольнего/земного - светло-голубое небо и горнего, темно-синего в верхней части мозаики. «Язык» горнего неба, опустившись, «укутывает» только голову и плечи Христа - только он принадлежит обоим мирам.

Тип молодого Христа («Христос Еммануил») - редкий в иконографии: так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Другой замечательный комплекс мозаик в церкви Сан-Аполлинаре Нуово, построенной королем Теодорихом, в VI в. в Равенне.

Сан-Аполлинаре Нуово, вид снаружи и интерьер.


Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль.

Добрый пастырь, мозаика


Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, созданная в 504 г., не менее интересна. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы - нимб зеленого с золотым цвета.
Зеленый цвет - символ незавершенности развития и преобразования, золотой - передает носителю образы и информацию иного духовного мира. Но Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. Фиолетовый цвет - символ трансцендентного мира, глубокого погружения в потустороннее пространство.

В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах - цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.

Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов


Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой - рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа - они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями.

И еще одна мозаика, точнее ее часть, но не включить ее я не могла, надеюсь, она понравится и вам, друзья, особенно тем, кто любит и ценит эксцентрику.

Поклонение волхвов - это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится


Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI в. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах - чисто христианские, а цвета фонов - относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.

базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды


базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода, ленточная мозаика на столбах и арках


Две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую - императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности - это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.

император Юстиниан со свитой, мозаика, императрица Феодора, со свитой, мозаика


У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.

В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха - зеленая сень, а зеленый цвет - символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».

Юстиниан и Феодора


На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика - комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.

Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика


В VII веке византийская живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. От церкви Успения в Никее, Турция, построенной в этом же веке и разрушенной во время греко-турецкой войны 1917-22 гг., сохранились только фотографии и фрагменты мозаик. Один из сохранившихся фрагментов - крылатые фигуры со знаменами и державами в руках, в роскошных одеждах придворных телохранителей.

Удивительны лица этих воинственных ангелов - они напоминают об античном идеале красоты - нежные овалы, классические пропорции и черты, чувственный рот мал, нос тонкий, а взгляд пристальный гипнотизирующий. Они исполнены в мягко-живописной манере, напоминающей импрессионистическую. Оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены «в беспорядке», который на деле является идеально точным расчетом выдающихся мастеров-мозаичистов: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика.

ангел Дюнамис., фрагмент мозаики с алтарного свода церкви Успения в Нике, Турция


Это совершенный пример «одухотворенной чувственности», но они не выражают ничего определенного, связанного с реальным человеческим чувством или переживанием. Их одухотворенность бесстрастна, а чувственность бесплотна.

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, мастера-мозаичисты обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались зрительно выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект усиливался золотым фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило» изображение святого в одну пространственную среду с молящимися.
В тоже время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, и пристально на них смотрящие огромными глазами, представлялись людям значительными и неземными.

У пришедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что составляло основную идею всякого христианского центрического храма.
Достижению этих целей способствовали такие приемы как принцип симметрии (расположение фигур должно быть симметрично относительно Христа), плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты очень подходила для создания отвлеченных образов, возвышенных и ирреальных.

Следущий раздел будет посвящен ромейской/византийской иконе, без нее не было бы и русской иконы, а значит душа нашего народа была бы иной.