Основные способы улучшения драгоценных камней. Методы облагораживания ювелирных камней

Обработка камнесамоцветного сырья и огранка природных камней

В камнерезном производстве существует четыре способа обработки камней: 1) металлическими резцами (мягкие породы - агальматолит, змеевик, гипс, янтарь, пирофиллитовый сланец и др.); 2) камнетесный, скалывание камня ударными инструментами (гранит, песчаник, известняк); 3) абразивами - пиление, шлифование (твердое камнесамоцветное сырье - агат, нефрит, яшмы, родонит, кварц); 4) огранка камней для ювелирных изделий.

Изготовление камнесамоцветных изделий. В настоящее время обработку и изготовление изделий из мягкого камня производят в основном камнеобрабатывающие предприятия, расположенные в районах распространения этих пород: пирофиллитового сланца в Украине, агальматолита в Тувинской АР, гипса-селенита на Урале и т. д. Часто местные изделия (фигурки, шахматы и др.) выполнены в национальных традициях (Тувинская АР). Камнетесная обработка камня широко применяется для украшения цоколей зданий, изготовления монументов и др. Камнерезные предприятия для строительных работ распиливают и шлифуют твердые горные породы (гранит, габбро, лабрадорит, мраморы, туфы и др.), из которых изготавливаются плиты различной величины для внешней и внутренней отделки зданий. Для этого используют современные крупные станки с алмазными пилами, шлифовка и полировка производятся различными абразивными пастами, в том числе алмазными.

Наиболее распространенное камнерезное производство организуется на крупных предприятиях, поставляющих изделия из камнесамоцветного сырья для народного потребления. Они изготавливают вазы, рюмки, кольца, бусы, вставки для ювелирных украшений. Предприятия оборудованы современными высокооборотными станками для распиловки, шлифовки и полировки, а также ультразвуковыми установками для пробивания отверстий и нанесения узоров на камне. Обработка изделий производится армированным алмазами инструментом и абразивными пастами.

Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР

Огранка самоцветов. По мнению А. Е. Ферсмана, русские ограненные самоцветы, по сравнению с камнерезными изделиями, не играли большой роли в ювелирном деле России. Качество уральской огранки было низким. В конце XVII в. для сохранения объема самоцвета применялась огранка мелкой гранью с учетом индивидуальных особенностей каждого камня, как это делали древнеиндийские ювелиры. Непрозрачные камни - бирюза, родонит, гематит и др. обрабатывали в форме кабошона, иризирующие камни - лабрадор, беломорит и др. в виде пластин, вырезавшихся параллельно спайности.

В конце XVIII в. были модны крупные ограненные камни, а в XIX в. такими камнями украшали предметы обихода. Оригинальные формы гранения топазов, аметистов были выработаны на Екатеринбургской гранильной фабрике, в том числе для мелких камней в виде пятигранной "искры". В начале XX в. крупные частные фирмы организовали литье и обработку металла для ювелирных изделий, что повысило их художественное выполнение.

В последние годы, с созданием гранильных предприятий на территории СССР и СНГ на основе развивающейся алмазодобывающей промышленности, изготовления синтетических алмазов и инструмента, были достигнуты успехи в алмазной огранке, производящейся на самом современном уровне. Бриллианты российского производства пользуются большим спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. Разработаны новые усложненные виды огранки, усиливающие "игру" самоцвета.



Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке), Украина.



Ограненные природные аквамарины.

Огранка самоцветов производится для наиболее полного выявления их свойств: блеска, окраски, дисперсии света. При огранке камня ему придают строго определенные геометрические формы с тем или иным числом, формой и размером граней. Ограненный камень состоит из двух частей: верхней - коронки и нижней - павильона, или базы.

Попадая на коронку, часть световых лучей отражается от ее полированных граней, другая часть, преломляясь, проникает в глубь камня. Низ камня обычно закрыт металлической оправой и лучи могут проникать только через коронку, поэтому углы наклона граней следует делать такими, чтобы все лучи света получили полное внутреннее отражение и выходили через коронку, а не были бы погашены оправой.

Грани коронки и павильона размещаются строго закономерно под определенными углами, различными для каждого минерала. Правильно ограненный самоцвет при естественном и искусственном освещении передает яркую игру световых лучей. Точность огранки достигается при помощи специальных приспособлений: квадранта и кичей. При сложных огранках число граней исчисляется несколькими сотнями. Огранка производится на индивидуальных гранильных станках, а также автоматах и полуавтоматах.


Огранка самоцветов. Природные топазы. Образцы и ограненные камни.

Основная задача огранки - сохранение массы камня. Огранка часто исправляет дефекты роста и различных деформаций кристалла, раскрывает оптические свойства, присущие данному минералу. При выборе формы огранки учитываются плеохроизм (рубин, сапфир и др.), необходимость просветления окраски или ее усиления (изумруд, александрит).

Для некоторых самоцветов, особенно полупрозрачных и непрозрачных, свойственны оптические эффекты: опалесценция, иризация, астеризм. Им придают обычно полусферическую форму - кабошон, которая усиливает указанные оптические эффекты. Кабошоны могут иметь вогнутое, выпуклое или ровное основание, различную вытянутость и высоту. Из густоокрашенных камней принято делать более высокие кабошоны, просветляющие камень; иногда применяется смешанная шлифовка: половину полусферы кабошона шлифуют, а на другую наносят мелкие грани.

Для некоторых самоцветов характерна спайность (алмаз, топаз, флюорит и др.), поэтому при их обработке необходимо соблюдать осторожность, так как от удара и при резком трении (быстром нагревании) они могут скалываться и даже раскалываться по спайности.

В результате образуются два более дешевых камня, а уникальность и красота первоначального самоцвета, как правило, теряется. Прозрачные самоцветы обычно гранят, чтобы придать им большую красоту и блеск. Только после огранки раскрывается подлинная красота камня.

Существуют следующие типы (виды) огранки самоцветов: 1) полирная, или ступенчатая - изумрудная, 2) клиньями, 3) "розой", 4) бриллиантовая, 5) смешанная, или комбинированная, 6) фантазийная, 7) кабошоном.

Полирная, или ступенчатая, огранка имеет широкую верхнюю площадку (таблицу) и различное число ступеней (пологих фасок), часто ее называют "изумрудной". Она подчеркивает цвет камня, который усиливается высокой огранкой и ослабляется низкой.

Огранка клиньями выполняется аналогично ступенчатой, но с дополнительным нанесением клиньев. Основание клина начинается у боковых ребер грани и уменьшается, сходя на нет у середины грани, образуя вершину клина. Это тип огранки хорошо раскрывает цвет камня и оживляет его игру. Огранка "розой" с наклонными гранями сверху и ровным основанием удобна для мелких и плоских камней. Двойной розой иногда гранят бусы, при этом отверстие в камне сверлят до огранки. В последние годы плоские камни гранят в форме "принцесса", которая представляет собой пластинку с глубокими насечками-врезами.

Бриллиантовая огранка, возникшая, по-видимому, в процессе усовершенствования огранки таблицей, лучше всех создает световую игру камня. Для полубриллиантовой огранки характерно от 12 до 37 граней, а для полной бриллиантовой огранки от 48 до 240 граней.


Ограненные природные камни: 1 - цитрин; 2 - аквамарин; 3 - аметист: 4 - 5 - голубой топаз; 6 - берилл; 7- раухтопаз; 8 - розовый топаз.



Ограненные природные камни самоцветы: 1 - гранат; 2 - демантоид; 3 - хромдиопсид; 4 - данбурит; 5 - гранат пироп; 6 - шпинель; 7 - хризолит; 8 - природный циркон; 9 - клиногумит.

При огранке самоцветов пользуются классическими формами огранки: круглой (бриллиантовой), прямоугольной (карэ) и овальной. Смешанная, или комбинированная, огранка включает ступенчатую, клиньями и бриллиантовую типы огранки. Она значительно усиливает блеск камня и выявляет его окраску. К этому типу относятся комбинированная огранка - "слезка", или "капля", которую применяют при обработке продолговатых камней. Ее называют и "бриолетом", в форме которого французские ювелиры гранили грушевидные бриллианты.

Фантазийные типы огранки включают все элементы комбинированной, с некоторым дополнением других элементов. Этот тип огранки придает самоцвету оригинальный вид, усиливает игру камня. Мода распространяется не только на самоцветы, но и на типы огранки, в том числе фантазийные. В настоящее время используют не только фантазийный тип огранки, но и его различные формы: "маркизу", "каплю", сердцевидную и т. д. На эти формы наносят ступенчатую, клиньями, бриллиантовую, комбинированную и даже фантазийные типы огранки. Наиболее характерные фантазийные формы огранки - "маркиза" и "капля". Расположение граней у этих форм обычное (бриллиантовая огранка), но все грани искажены.



Кабошоны из различных камней: 1-5- яшма; 2 - амазонит; 3 - окаменелое дерево; 4 - бирюза; 6 - лазурит; 1 - хризопраз; 8 - родонит; 9 - авантюрин: 10 - жадеит; 11 - агаты; 12 - кианит; 13 - хромдиопсид; 14 - чароит; 15 - нефрит; 16 - янтарь; 17 - малахит.

Форму кабошона (круглая, овальная, смешанная) обычно придают полу- и непрозрачным камням, особенно с оптическими эффектами, или прозрачным самоцветам со значительным числом включений. Иногда одну часть кабошона шлифуют, а на другую наносят грани.

Следует сказать и о резьбе по камню. Искусство резьбы на самоцветах - глиптика - известно с глубокой древности; она старше скульптуры, живописи, восходит к истокам человеческой цивилизации и является ее каменной летописью. Произведения глиптики дошли до нас и являются для отдельных эпох единственным отражением их высокой и своеобразной культуры. Периоды расцвета глиптики чередовались с периодами забвения этого вида искусства. Сменялись виды камней, на которых вырезали изображения, усовершенствовался инструмент, но оставался неизменным ручной метод работы.

В настоящее время многие любители камня увлекаются изготовлением резных камней с врезанными - заглубленными (интальо) или выпуклыми (камея) изображениями. Для этого применяется армированный твердыми сплавами или алмазами инструмент. Однако широкого распространения в настоящее время искусство глиптики пока не получило.




Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

Одной из составляющих частей понятия «драгоценный камень» является «редкий камень». Чистые и обладающие яркой красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко. Подавляющее большинство природных камней имеют непривлекательную окраску (слишком светлую, слишком густую или с некрасивым оттенком) и/или содержат крупные включения, сильно снижающие их ювелирные качества. Естественно, что на протяжении многих столетий человек пытался искусственно улучшить внешний вид камня. Достижения современной науки и развитие техники позволило в значительной степени достигнуть этой цели.

Современные технологии облагораживания позволяют изменять некоторые свойства природных, а иногда и синтетических камней, что в последнее время часто находит свое применение в ювелирной отрасли. Под термином «облагораживание» обычно понимают специальные процессы обработки камня, за исключением огранки и полировки, которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту), прочность, повышают его ценность или делают камень пригодным для использования в ювелирных изделиях. Свойства, приобретенные камнем в результате облагораживания, могут быть неустойчивыми, т.е. внешний вид облагороженного камня может изменяться со временем. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид (цвет и/или чистоту) при нормальном ношении (в ювелирном изделии), огранке, полировке или чистке.

К наиболее важным методам облагораживания относятся: термическая обработка, облучение, термодиффузионное окрашивание, пропитка различными составами.

Термическая обработка (отжиг). Данный метод облагораживания относится к самым распространенным методам обработки ювелирных камней и применяется для улучшения их цвета и/или качества. Свойства, приобретенные камнем в результате данного вида облагораживания, являются устойчивыми и не изменяются с течением времени.

Камни, предназначенные для отжига, помещают в специальную печь, где происходит их нагрев (максимальная температура отжига для различных камней может превышать 2000 градусов Цельсия) и последующее охлаждение. Важными параметрами термической обработки являются среда, в которой происходит отжиг (восстановительная, окислительная, нейтральная), скорость нагрева и охлаждения, время выдержки при максимальной температуре.

Многие ювелирные камни, такие как танзанит, аквамарин, голубой циркон, цитрины подвергаются отжигу уже в течение нескольких десятилетий, причем облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса. В большинстве случаев при продаже таких камней факт облагораживания не афишируется.

Существует такая группа камней, для которой факт отжига оказывает существенное влияние на . К таким относятся, например, рубины, сапфиры и алмазы.

В случае сапфиров и рубинов термическая обработка применяется для удаления включений рутила («шелка»), получения звездчатого эффекта, окрашивания или удаления нежелательных оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при нагреве до 1600-1900˚С в определенных условиях такие камни приобретают синюю окраску.

В начале 1999 года на рынке появились алмазы, прошедшие новый вид обработки (НРНТ-метод). Данный метод заключается в выдерживании алмазов (бриллиантов) при высоких давлениях (до 7 ГПа) и высоких температурах (до 2100°С) (НРНТ - High Pressure High Temperature) с использованием аппаратуры, применяемой при синтезе монокристаллов алмаза (высокобарный синтез в металл-углеродных системах). Новым методом обычно облагораживаются только алмазы с желто-коричневым или коричневатым оттенком. Результат НРНТ-обработки зависит от физического типа алмаза (см. таблицу).

Таблица. Облагораживание алмазов разных типов НРНТ-методом.

Термодиффузионное окрашивание. Наибольшее распространение данный метод облагораживания получил применительно к корундам. Процесс диффузионного облагораживания проводится в несколько этапов. Сначала ограненный, но не до конца отполированный корунд помещают в тигель, содержащий оксиды алюминия, титана и оксидов ионов-хромофоров (присутствие титана увеличивает диффузионную способность и обеспечивает равномерность распределения окраски). Используются те же элементы-хромофоры, что и в вернейлевской синтетике. Затем тигель нагревают до 1600-1800ºС и выдерживают при этой температуре в течение нескольких дней или недель. За это время атомы веществ-добавок проникают в структуру корунда, обуславливая возникновение тонкого поверхностного окрашенного слоя (глубиной порядка 0,1 мм). Заключительной стадией процесса является полировка.

Облучение. Обычно данный метод облагораживания применяется для изменения цвета ювелирных камней, таких как алмаз, топаз, кварц, берилл-максис. Камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений: ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, либо воздействию потока энергетических частиц: электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц. Важным параметром процесса облагораживания является доза облучения.

Для алмазов данный метод часто применяется в сочетании с последующим отжигом. Наиболее распространенными в настоящее время являются облучение нейтронами в ядерном реакторе или электронами высоких энергий. Получаемая окраска: голубая, голубовато-зеленая или темно-зеленая. После отжига окраска алмазов изменяется в зависимости от физического типа отжигаемого алмаза на янтарно-желтую, коричневато-красную, сиреневую или сине-зеленую.

Топазы, как правило, подвергаются облучению с целью окрашивания их в голубой цвет. В настоящее время большинство голубых топазов, поступающих на рынок, подверглись облучению гамма-излучением, электронами высоких энергий или нейтронами с последующим отжигом. С помощью облучения или отжига можно добиться практически любой окраски топаза - бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг при 350-500°С позволяет получать цитрин, зеленый и бесцветный кварц из аметиста и голубой, зеленый и бесцветный кварц из дымчатого при температуре отжига 140-380°С.

Пропитка. При пропитке происходит заполнение трещин, выходящих на поверхность камня, для чего применяются различные красящие и бесцветные вещества (масла, смолы, жидкие стекла). В результате улучшается окраска и прочность камня, а также внешний вид трещиноватых камней (трещины становятся менее заметными). Наиболее часто данный метод применяется для бериллов, корундов, алмазов, жадеитов, опалов, бирюзы и некоторых других.

Другие методы. Кроме перечисленных выше методов облагораживания существует множество других более или менее распространенных. К ним, например, относятся такие способы облагораживания ювелирных камней, как: сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей, фольги или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида и/или получения цвета.

В заключение хотелось бы отметить, что подсознательно каждый человек, приобретающий (будь то бриллиант или другой ювелирный камень) желает иметь у себя единственное и неповторимое творение природы. В связи с тем, что на современном рынке ювелирных изделий и камней все чаще стали появляться изделия с камнями, прошедшими процессы облагораживания, более актуальной становится проблема идентификации таких камней. Как следствие возрастает роль науки о драгоценных камнях - геммологии, одной из важнейших задач которой является поиски признаков облагороженных камней и методов их диагностики. В настоящее время стандартного геммологического оборудования часто недостаточно для однозначной диагностики исследуемого образца, поэтому большее значение приобретают более сложные инструментальные методы.

Как было отмечено выше, существуют важные аспекты, связанные с диагностикой облагороженных камней, правилами их продажи и некоторые другие, обсуждение которых планируется в дальнейших публикациях.

Викторов Максим
Розенберг Ксения
Геммологический Центр МГУ

Драгоценные и поделочные камни встречаются во многих районах земного шара то в виде отдельных находок, то в более значительных количествах. Скопления драгоценных камней, пригодные для разработки, называют их месторождениями, а места, где были сделаны единичные находки, - проявлениями или точками минерализации.

Типы месторождений

По происхождению материнских пород различают магматогенные (имеющие магматический источник), осадочные (образованные в процессе осадконакопления) и метаморфогенные (возникшие путем преобразования других пород) месторождения драгоценных камней.

Часто, особенно с практической точки зрения, бывает более целесообразно подразделять месторождения и проявления драгоценных камней на первичные (залегающие в месте своего образования) и вторичные (переотложенные в другом месте).

В первичных месторождениях драгоценные камни сохраняют изначальную связь с материнской породой. Их кристаллы отличаются хорошей сохранностью. Продуктивность таких месторождений, однако, не слишком велика: при их разработке приходится удалять много пустой породы.

В процессе формирования вторичных месторождений драгоценные камни переносятся из места их образования в другое место, где вновь отлагаются. Твердые и прочные кристаллы при этом окатываются, менее прочные - дробятся на части или даже полностью истираются. По способу транспортировки и агентам переноса материала различают речные (аллювиальные), морские и эоловые (ветровые) отложения. Реки способны переносить породу, вмещающую драгоценные камни, на сотни километров. При ослаблении течения водного потока - и тем самым несущей силы - драгоценные камни, имеющие сравнительно высокую плотность, отлагаются первыми, опережая более легкий кварцевый песок, благодаря чему местами возникают богатые скопления драгоценных камней. В результате разработка вторичных месторождений оказывается гораздо легче и производительнее, чем первичных.

Намытые водой скопления драгоценных камней носят название россыпей (говорят об алмазных россыпях, россыпях других драгоценных камней) или аллювиальных месторождений. Подобным же образом могут формироваться и россыпи драгоценных камней в волноприбойной зоне вдоль морского побережья. В Намибии из таких месторождений весьма успешно добывают алмазы. И даже ветер в состоянии перемещать мелкие драгоценные камни; такая «эоловая» сортировка отложений приводит к образованию их скоплений на благоприятных участках.

Промежуточное положение между первичными и вторичными месторождениями занимают в генетическом отношении месторождения выветривания, или элювиальные месторождения. Россыпи формируются у подножий крутых скал и высоких гор. Драгоценные камни накапливаются на таких участках в мелкой щебенке выветренных пород, более легкие компоненты которых уносятся дождевой или снеговой водой и ветром, тогда как драгоценные камни остаются на месте.

Месторождения драгоценных камней распределены на земном шаре неравномерно. Некоторые регионы, такие, как Южная Африка, Южная и ЮготВосточная Азия, Бразилия, Урал, Забайкалье, Австралия и горные пояса США, особенно богаты ими.

Многие месторождения драгоценных камней были открыты случайно. Еще и сегодня систематические поиски в большинстве районов мира ограничиваются в основном одними лишь алмазами. Что же касается других драгоценных камней, то поиски их месторождений ведутся обычно простейшими средствами, без применения современной техники и при отсутствии соответствующей научной базы. Тем не менее, по-прежнему достойно удивления, с каким успехом местные поисковики выявляют все новые и новые месторождения. Горнодобывающие предприятия по эксплуатации месторождений драгоценных камней называют рудниками, приисками или копями.

Методы добычи драгоценных камней, за исключением алмазов, в большинстве стран весьма примитивны; в некоторых районах они, по существу, те же, что и на заре нашей эры. Самый простой способ - сбор драгоценных камней, находящихся непосредственно на поверхности. Это возможно в сухой речной долине или в расщелинах скал. Наросшие на породу кристаллы откалывают с помощью молотка и зубила, кирки или лома, а также пневматическими отбойными молотками или взрывным способом.

Относительно просто осуществляется добыча драгоценных камней из молодых россыпей. Прежде всего удаляют перекрывающие наносы. Если россыпи залегают глубоко от поверхности, то проходят шурфы и шахты, иногда глубиной до 10 и более метров. Простые перекрытия защищают устье шахты от дождя, просачивающиеся снизу грунтовые воды вычерпывают ведрами или откачивают механическими насосами. От подошвы шахты по слою песков, несущих драгоценные камни, проходят горизонтальные подземные выработки. В наиболее крупных эксплуатационных шахтах устанавливается временное крепление.

Иногда драгоценные камни добывают даже прямо из речного русла. Для этого реку в отдельных местах искусственно подпруживают, чтобы ее воды текли быстрее. Рабочие, стоя по пояс в такой воде, длинными шестами и граблями взмучивают донный грунт. Глинисто-песчаные компоненты грунта, имеющие меньшую плотность, уносятся с током воды, а более тяжелые драгоценные камни остаются лежать на дне.

Дальнейшее обогащение драгоценными камнями добытых из шахт или из реки песков осуществляется путем их промывки. Рабочие наполняют рыхлой породой, содержащей драгоценные камни, специальные корзины и встряхивают их в промывочных ямах, заполненных водой. При этом глина и песок уносятся, а более тяжелые драгоценные камни накапливаются в концентрате. Легкие камни, подобные бериллам, полевым шпатам, кварцу и турмалинам, при таком способе добычи, разумеется, теряются.

В некоторых странах практикуются гидравлические способы разработки россыпей, когда рыхлый обломочный материал смывается со склонов сильными водяными струями.

Наибольших затрат требует подземная разработка, при которой в твердых скальных породах проходят штольни. К ней прибегают лишь в тех местах, где твердо установлено наличие жилы с драгоценными камнями.

Относительно прав на разведку и добычу драгоценных камней, оплаты рабочих в каждой стране существуют свои порядки. В целом можно сказать, что в большинстве стран работа на разведке и добыче драгоценных камней - участь бедных людей.

Особую проблему при добыче драгоценных камней составляют хищения. Они опасны для добывающего предприятия прежде всего тем, что сбивают цену на камни до более низкого уровня, чем это экономически оправданно. Изобретательность воров в способах и приемах кражи драгоценных камней из рудников и с приисков кажется неисчерпаемой. Но и меры борьбы с хищениями становятся все более изощренными. Надежнее всего охраняются алмазные прииски.

[В Советском Союзе добыча драгоценных камней осуществляется как крупными специализированными горнообогатительными комбинатами, так и небольшими предприятиями; нередко добыча совмещается с геологической разведкой и ведут ее непосредственно геологоразведочные партии. В ряде случаев драгоценные камни добываются попутно при разработке месторождений других видов минерального сырья. - Пер.]

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Быть может, природа намеренно создает такие непривлекательные образцы горных пород, чтобы человек посредством своего труда сделал их прекрасными. Намек был понят, и теперь облагораживание драгоценных камней осуществляется на высшем уровне.

Зачем нужно обрабатывать минералы?

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Как уже было сказано, натуральные экземпляры не столь красивы, как обработанные. Кто-то готов с этим поспорить, считая, что природа знает свое дело, и если она создает самоцветы такими, значит, на то есть основания. Возможно, что это так, но все-таки большинство предпочитает облагороженные минералы естественным, которые больше подходят любителям.
Среди причин, по которым следует облагородить минерал, назовем следующие:

  • Эстетичность. Процесс облагораживания в результате дает улучшенный внешний вид породы. Самоцвет становится зрительно чище, ярче, приобретает более насыщенный оттенок, который, к тому же, еще и долговечен.
  • Выгода. Бесспорно, существуют и природные самоцветы удивительной красоты, обрабатывать которые никому и в голову не придет. Но стоят такие породы несравненно дороже своих облагороженных собратьев.
  • Популярность. Термическая, химическая или механическая обработка позволяет кристаллу «раскрыться» в полной мере и продемонстрировать свою удивительную красоту. Кроме того, каждый минерал обладает уникальными свойствами. Это позволяет любому человеку выбрать именно тот камень, который подходит ему по всем параметрам.

История развития технологии

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Это уважаемое дело имеет богатую и увлекательную историю. Человеку свойственно стремиться к идеалу, поэтому наши предки, не смирившись с природной красотой каменьев, попытались сделать их внешний вид более привлекательным.

В этих целях минералы выдерживали в специально приготовленных растворах или в природных веществах, например, в мёде. Были попытки окрасить самоцветы охрой, запекать внутри хлеба, воздействовать медным купоросом и горячим воском. Многое использовали, чтобы сделать кристалл красивее, чем он был. Некоторые манипуляции приводили к желаемому результату, тогда их усовершенствовали и продолжали использовать. Большинство же методов, что логично для процедуры эксперимента, оказалось бездейственными, зато люди получили ценный опыт и отныне знали, что нужно использовать, а что применять абсолютно бессмысленно.
С течением времени каждый из способов становился более совершенным. Алхимики, постепенно начавшие перевоплощаться в химиков, стали изобретать более технологичные растворы, а камни из века в век обрабатывались все более качественно. Впоследствии люди поняли, что облагороженные самоцветы ничуть не хуже нетронутых. Стоимость их почти сравнялась.
Физические опыты и исследования выявили ряд способов, благодаря которым можно было даже изменить кристаллическую решетку камней. Выяснилось, что потоки мельчайших частичек определенной массы способны давать по-настоящему великолепный эффект. Люди начинали понимать, как формируются кристаллы, благодаря чему стало возможно в искусственных условиях изменить окрас того или иного минерала.

В наше время процесс облагораживания драгоценных минералов предполагает использование самых передовых технологий. В то же время не забылись и старые, но все еще действенные способы. Теперь их используют как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, температурное воздействие нередко совмещается с воздействием определенных химических веществ.
Теперь даже трудно сказать, какой способ является более результативным: новый или старый. Например, невозможно определить, что придает камню больше блеска и насыщенности цветом: нагревание на солнце или запекание в золе, заполнение трещин полимером или втирание в них масла. В то же время у новейших методов есть одно неоспоримое преимущество: меньшая трудоемкость.

Основные методы обработки драгоценных камней

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Существует множество способов облагораживания, но здесь мы рассмотрим самые популярные из них.

  1. Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почт всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
  2. Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
  3. Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
  4. Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
  5. Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
  6. Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
  7. Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.

Вышеперечисленные способы позволяют получить камень отличного качества. Все характеристики драгоценной породы сохраняются, а минерал становится только качественнее, красивее и буквально лучше. Цвет или блеск, приобретенные при помощи таких методов, перманентны . Чаще всего их и используют, чтобы закрепить оттенок и обезопасить его от влияния внешней среды.

Но существуют и другие часто используемые методы обработки камней, которые могут давать аналогичный результат в отношении красоты камня и абсолютно противоположный в отношении качества. То есть обработанные камни, хоть и приобретают товарный вид, но ненадолго. Вот некоторые и них:

  1. Диффузия поверхности минерала. Для изменения цвета камня на его поверхность клеят пленку такой окраски, которую желают получить. Затем минерал помещают в специальную печь, где пленка растворяется, и пигмент проходит на глубину в несколько микрон. Поверхность камня уже никогда не приобретет первоначальный цвет, а вот если расколоть или даже поцарапать самоцвет, проведенные манипуляции сразу станут очевидными.
  2. Магнитное напыление пленки. Для осуществления этой технологии камни помещают в вакуумную камеру, где на их поверхность напыляется пленка определенного цвета. В результате даже далекие от драгоценных камни можно выдать любителям за ценность и продать втридорога. Но раскусить обман может любой человек, если он знает, что, поцарапав поверхность такого лже-камня, пленка отстанет, и станет виден его натуральный цвет.

Последние два способа считаются недопустимыми в любом случае . Даже некоторые из стандартных методов нельзя применять в отношении того или иного минерала, чтобы не испортить его.

Как видно из таблицы, большинство каменьев прекрасно переносят самый древний способ – термическую обработку. Но и другие методы очень популярны во всем мире. В скором будущем, безусловно, разработают еще более совершенные способы облагораживания, а пока важно не ошибиться при выборе самоцвета и купить не подделку сомнительного качества и без особенных свойств, а настоящий, пусть и обработанный, драгоценный камень.