Былины источник знаний о киевской руси презентация. Былинные герои древней русицель. Садко и водяной царь

«Музыка Древней Руси» - Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Русь христианская. Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка.

«Культура и быт Древней Руси» - Что такое культура? Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава». Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Инициалы древнерусских книг (украшенные буквицы). Страница летописи «Повесть временных лет». Апсиды. Фрески Софийского собора в Киеве. София Полоцкая - кафедральный собор города Полоцка.

«Архитектура на Руси» - Владимиро-Суздальское княжество (12 в). В сходном по типу Дмитриевском соборе во Владимире (1193-1212) больше массивности. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика. Московское княжество. С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве. Псков (13-15 вв). Стены собора богато украшены резными рельефами.

«Быт и нравы Древней Руси» - Основным значением слова «дом» на Руси было - хозяйство. Положение женщины на Руси. 3. Сени – холодные переходы между строениями. 2. На Руси женщина обладала целым рядом прав. 1. И.Е. Забелин. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. К. Е. Маковский. Быт и нравы Древней Руси.

«Культура Руси IX-XIII» - Височные кольца. Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников. Успенская церковь. Константин (Кирилл)-филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Бытовая культура.

«Особенности древнерусской культуры» - Изучить особенности культуры Древней Руси. Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Культура Руси. О каких событиях повествуют былины? Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством. Культура Древней Руси в домонгольский период.

1.Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.

2.Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.

3.Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).

4.Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Цели:

  1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.
  2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.
  3. Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).
  4. Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Основные знания.

Былины – источник знаний о Киевской Руси. Основные термины и понятия: Былины, побратим.

Оборудование и материалы:

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинович», картина Васнецова «Три богатыря».

Тип урока: Комбинированный.

  1. Организационный момент.

Мы изучаем большую тему «Киевская Русь». Узнаем когда образовалось первое славянское княжество Русь, как защищали свои земли и укрепляли свои границы, узнали много о династии Рюриковичей (первых князей).

1. Аукцион имен.

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.

2. Олег IX век IX - Рюрик

4. Ольга 912 г. закончил 912 г. - Олег

3. Игорь 972 г. погиб 945 г. - Игорь

1. Рюрик 945 г. погиб 950 г. - Ольга

6. Владимир 950 г. сер.Х 972 г. - Святослав

5. Святослав 988 г. крещ. 988 г. - Владимир

1. – Кто из князей объединил славянские племена?

(Варяжский князь Рюрик объединил восточных славян в первое славянское княжество – Русь. Княжество стали называться русской землей. Столицей стал город Новгород, главный город на Руси.

2. – Кто из князей выполнил главную свою задачу, объединил новгородские и киевские земли? (Олег хитростью захватил Киев, объединил новгородские и киевские земли. Центром Руси стал, город Киев «Мать городов русских». 879 г.

3. Догадайтесь, кому принадлежат слова: «Хочу мстить за мужа своего». Как отомстила княгиня Ольга за мужа своего, (стр. 144).

4. Кто из князей посылал врагу послания «Иду на вас». (Сын Игоря и Ольги, Святослав был сильным, мужественным. В битвах всегда одерживал победы. Когда князь шел в бой, то посылал врагам весть «Иду на вас».

5. Из чего черепа печенежский хан, приказал сделать чашу для вина, окованную золотом? Подчеркните правильный ответ: Игорь, Святослав, Олег. Святослав с дружиной возвращался на ладьях по реке Днепр из Византии. Они устали, от битв и сражений. Напали печенеги, погиб Святослав и дружинники. По приданию, князь печенегов велел из черепа Святослава сделать чашу для вина. Ее оковали золотом и на пирах он пил из нее в знак победы над русскими воинами).

6. Кого из князей в народе прозвали «Красное солнышко»? Назвать задачи которые были главными для князя:

  1. Защищать Русь от нападения врагов.
  2. Упорядочить сбор дани – полюдье.
  3. Он сумел организовать оборону страны и объединить все русские земли под своей властью.
  • Русь была укреплена: построили города – крепости, установили охрану границ страны. Но управлять такой страной, было сложно.

1) - Кто помогал Владимиру справляться с этой задачей. (Дружина). Индивидуальное задание.

Исторический диктант.

Вставить пропущенные буквы.

Главным членом в Древней Руси был к...в. У него в подчинении была д

на – это вооруженные люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

2) индивидуальное задание.

  • С какими народами воевала Русь в X веке, защищая свои земли?

Венгры, хазары, печенеги, половцы, варяги, монголы.

  1. Повторение домашнее задания

Уч-ль: - Много сделал Вл. Красное солнышко для Руси, но возникали противоречия, не было полного единства среди русских людей. Князь Владимир понимал и хотел объединить всех жителей Руси.

  • при помощи чего?

Историческая азбука: печенеги, плен, полюдье, пленные, придание, половцы, поход, предсказания, Перун.

Кто такой Перун?

Религия наших предков – язычество.

Задача князя Владимира.

Объединить всех при помощи веры одного Бога и под властью одного князя.

  • Кто такие христиане?

Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

  • Откуда пришло к нам христианство?
  • Какой нужно было совершить обряд, чтобы стать христианином?
  • Когда было принято христианство и как проходило крещение на Руси? 988г. Рабоба
  • Почему принятие стало важным событием? Зачитать.
  • Кто такой Иисус Христос, какие еще вы знаете заповеди?
  • После принятия христианства была образования Русская Церковь.
  • Кто управлял Русской Церковью. (Разбор схемы)

Как распространялось на Руси христианство, объединявшее всех жителей страны.

Словарная работа: Проповедники, христиане,

Крещение, священники, крест, молитва, Патриарх, благотворительность

Показ набора открыток. – выбрать церковь, монастырь.

  • Кто такие монахи?
  • Как возник Киево - Печерский монастырь?
  • Можно ли монаха Антония, назвать святым.
  1. Объяснение новой темы.

Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком - либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем Рассказ - былину.

Сообщение темы урока:

«Былины - источник знаний о Киевской Руси»

Словарная работа: былины

  1. Рассказ - это событие, которое имело место в жизни, т.е. на самом деле.
  2. Рассказ, который основан на вымысле, фантазии, - это
  • Какие былины вы знаете?
  1. Беседа по картине «Три богатыря»

а) Назовите имена богатырей.

б) Чем занимались богатыри?

  1. Работа с дополнительным материалом «Богатырь Илья Муромец».

а) За что почитали Илью Муромца?

  1. Рассказ учителя с выборочным чтением.

а) Как изменилась жизнь Ильи Муромца.

б) Что значит стать....

в) Почему конь был верным спутником и боевым другом богатыря?

Беседа:

  1. Рассказ о Святогоре и Микуле Силяниновиче.
  2. Рассказ о Никите Кожемяке.
  • Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами.

Подведем итог беседы:

О чем еще рассказывают былины? Зачитать.

Тема урока: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал - презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы - коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год - основание Киевской Руси

988 год - принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные - дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные - летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста - песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока - «Былины - источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях - русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 - 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич - не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 - 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины - на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины - произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях - разгадывание ребусов (слайды 34 - 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная - утвердительный ответ, красная - отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять - соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме - земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

Тема урока: Былины – источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Игорь

Ольга

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год – основание Киевской Руси

988 год – принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные – дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные – летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста – песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока – «Былины – источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

7. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах вашего учебника.

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять – соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

Которые прославились во времена княжения князя Владимира. О том, как сражались богатыри за русские крепости, как приглашали крестьянских богатырей в княжескую дружину тоже мы узнали из былин.

Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами. Однажды князь печенегов предложил встретиться на поле боя двум богатырям - печенежскому и русскому. Владимир дал согласие. На поле боя вышел богатырь печенегов. Он был такой огромный и страшный, что никто из дружинников Владимира не решился выйти на поединок с ним.
Тогда к князю обратился один горожанин, который сказал, что есть у него младший сын Никита Кожемяка. Горожанин рассказал, что однажды Никита рассердился и разорвал телячью кожу, которую держал в руках. Такой он был сильный. Владимир решил испытать Никиту и пустил на него разъяренного быка. Никита схватил быка за рога и повалил его. Понял Владимир, что обладает Никита великой силой.

Но был Никита маленького роста. Когда вышел он сражаться с печенегом-великаном, то печенежские воины засмеялись. Не верили они, что Никита сможет победить в этом бою. Но русский богатырь схватил печенега, поднял его и бросил на землю. Владимир был так восхищен небывалой силой Никиты, что взял его к себе в дружину. Стал Кожемяка из простого кожевенника знатным человеком.

В былинах содержится немало рассказов о хитрости и уме русских людей, которые иногда обманом побеждали печенегов. Заставляли их без боя возвращаться в степь.

В былинах славили и женщин, которые не силой, но хитростью побеждали врагов ,

как Василиса Мукулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское, татарское и представив шись послом из Золотой Орды.

В былинах рассказывается о княжеских пирах, о богатстве княжеского двора, о боярах и дружинниках князя, о том, как они собирали дань с соседних народов. Самого князя Владимира за его славные государственные дела в былинах называли Владимир Красное Солнышко Работа по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

Что бы лучше понять, о ком говорится в былинах, мы с вами рассмотрим картину Васнецова «Три богатыря», потому что она лучше всех раскрывает нам славу русских богатырей.

Пристально смотрят вдаль Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри, крепки их кони. Кто из богатырей изображен в центре? (В центре картины самый старший богатырь - Илья Муромец. ) Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь. Илья Муромец - любимейший герой русских былин. Подвиги его не могут изгладиться в памяти народа - людей ведь он охранял от лютого врага. Это олицетворение несокрушимой силы богатырской дружины, могучий охранитель Киева от «поганой орды», налетавшей на православную Русь. Он с честью-славой несет службу Родине. Один Илья Муромец остается всегда «надежей» ласкового князя Владимира. Илья Муромец, крестьянский сын, богат смелою правдой-маткой. Не по сердцу иногда князьям правда мужицкая, серая, «неумытая». Попадает за нее Илья Муромец в погреба , за затворы железные. Но это не умаляет его правдолюбия, не мирится он с «кривдой-лестью». Потому-то и помнит о нем Русь.

В былинах рассказывается, что «во городе Муроме, да селе то Карачарове» родился Илья Муромец в простой крестьянской семье. Отца звали Иваном. Родился больным и хилым. Ноги у него были такие слабые, что он не мог ходить. Вот и положили родители Илью на печь. Так он и пролежал там тридцать лет и три года. Уже взрослым стал Илья, борода у него выросла, а ничего не мог он делать из-за своей болезни. Ни поле пахать, ни скот пасти, ни на охоту ходить.

Однажды пришел в избу к Илье Муромцу кудесник - старик в белой одежде и с длинной белой бородой. Увидел Илью и стал стыдить его за лень и безделье. А затем предсказал ему, что станет он великим воином-богатырем, защитником родной земли. Удивился Илья: «Как же я смогу подвиги совершать, если всю жизнь на печи пролежал?». А кудесник ему отвечал: «А ты встань, попробуй, может быть и получится!». Слез Илья с печи, опустил ноги на пол и почувствовал в себе силу могучую. Оглянулся кругом, а кудесника-то и нет.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

Просмотр клипа на песню «Богатырская наша сила»