Конспект урока истории на тему "древний египет". Урок "Древний Египет. Жизнь и занятия древних египтян" Занятия древних египтян кратко

Тема 3.Цивилизации Древнего Востока Цивилизация Древнего Египта

14.05.2013 15872 0

Тема 3.Цивилизации Древнего Востока

Цивилизация Древнего Египта

Природа и занятия жителей Древнего Египта. Египта . – страна на северо-востоке Африки, в долине реки Нил – от его первого порога до Средиземного моря.

Основная часть страны была занята пустыней, поэтому люди селились по берегам Нила, несущего свои воды с юга на север, в его дельте и в редких оазисах. Сами египтяне называли свою страну Кемет, что означает«Черная земля», подчеркивая этим плодородие её почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне.

Древнегреческий историк Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян.

Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа жизни его населения.

На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила были густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян.

Более 6 тыс. лет назад в долине реки Нил на северо-востоке Африки образовалось около 40 небольших царств . Эти царства постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.

В результате к концу 4 тысячелетия до н. э . в образуются два значительных государства – Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере) .

Царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет, после чего образовалось единое Египетское государство. Царь Южного Египта получил почетное прозвище Перо, т. е. «высокий дом», «дворец» (отсюда произошло слово фараон).

Произошло это примерно в 3000 году до н.э . Первого фараона, объединившего Египет, в одно государство называют Менесом (Мина). На побережье нижнего течения Нила было построено укрепление, названное «Белой стеной». Позже здесь была построена первая столица Египта. Это был город Мемфис . Повелителей всего Египта называют фараонами .

Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов.

Царя Древнего Египта называли фараоном. Фараон был верховным правителем и верховным жрецом. Египтяне считали, что он является живым богом на земле и остается богом после смерти.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог солнца. Парадными головными уборами были короны Юга и Севера и двойная корона.

Ему целиком принадлежала государственная власть. После фараона самыми знатными людьми были администраторы . На службе у фараона состояли вельможи - знатные и богатые люди, царские сановники , военачальники . Вельможи считались слугами фараона, которые должны были выполнять все его приказы и угождать его прихотям.

На сохранившихся изображениях фараон восседает на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Во дворце к правителю Египта вельможи приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, они вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: "Да поступит повелитель так, как будет угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости”.

За хорошую службу фараону вельможу могли назначить "носителем царских сандалий” - это было одним из самых почетных титулов Древнего Египта. Но если вдруг вельможа провинился перед фараоном, то он мог быть наказан и даже лишен своего дома.

Наиболее известными фараонами были Тутмос, Аменхотеп и Рамзес.

На службе фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Стражники и посыльные охраняли скот, посевы и дома вельмож, выполняли их поручения. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. Земледельцы платили налоги - отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота. Каждый египтянин должен был исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Положение тружеников в Древнем Египте. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Для орошения полей египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила. Сады и огороды, на которые вода не доходила во время разливов, поливали при помощи особых приспособлений - шадуфов, напоминающих до сих пор использующиеся колодезные журавли.

Древний Египет считался житницей Древнего мира, потому что отсюда вывозили зерно и продукты питания в другие страны.

Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Для производства тканей выращивали лен. Ткани были очень дорогие. Только самые знатные и богатые люди могли позволить себе носить длинные одежды, украшенные вышивкой. Земледельцы и ремесленники носили набедренную повязку, или в коротких рубахах без пояса.

У простых египтян жилище было очень примитивным. Дома строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей, крыша – из пальмовых листьев или камыша, скрепленного илом. На земляном полу - циновки из тростника, около очага - глиняная посуда.

У египтян было немало домашних животных. Они первые приручили гуся, утку, антилопу, а также сокола для охоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации.

В Египте работало множество ремесленников: ювелиров, горшечников, кожевников, ткачей, кораблестроителей, столяров, плотников, искусных металлургов, выплавлявших из руд олово и медь, чтобы получить твердую бронзу для оружия, утвари и украшений. Серебра в Египте было меньше, чем золота, поэтому оно ценилось выше. Но денег еще не знали, торговали путем обмена.

Для наиболее тяжелых работ в Древнем Египте использовали рабов. По большей части все или почти все они были чужеземцами. Как правило, в Древнем Египте рабами становились захваченные в плен воины или жители покоренной страны. Победитель имел право убить побежденного. Если же он щадил его, то становился господином его жизни и смерти.

Египтяне называли их "живые мертвые” и относились к ним, как к неодушевленным орудиям труда.

Войско фараона . Могущество фараона обеспечивало его войско. И поэтому каждый правитель Египта очень внимательно следил за тем, чтобы армия была многочисленна, хорошо вооружена и ни в чем не нуждалась. Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников.

При штурме крепостей египтяне применяли лестницы с деревянными колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождалась техника и способы штурма крепостей.

Фараоны имели отборные отряды телохранителей.

В середине 2 тысячелетия до н.э . были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах . На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими.

Начиная с XVIII в. до н.э. династии фараонов, Египет начал завоевательные походы в соседние страны.

На юге они завоевали Нубию - страну, где были золотые рудники. Подчинили они своей власти и ливийцев , живших к западу от Египта.

Совсем близко от Египта находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север простирались земли Палестины, Сирии, Финикии. Во все эти страны египетские фараоны совершали военные походы.

Во время царствования Тутмоса III (1525 – 1473 гг. до н.э.) только против Сирии было организованно 17 походов. Самые крупные завоевания Тутмос III. совершил около 1500 года до н. э . При нем границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке - до четвертого порога Нила. С покоренных народов фараоны собирали дань: золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот. Тысячи пленных угонялись в рабство. Им сохраняли жизнь, но они не имели никаких прав.

Воины-египтяне принимали участие в завоевательных походах, защите государства, но не использовались для охраны дворца фараона. Для этой цели фараоны предпочитали наёмное войско.

Рабовладельческий строй в Египте. Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными классами при рабовладельческом строе были рабовладельцы и рабы

Возникший в результате разложения первобытнобщинного строя рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм.

Главные органические черты рабства:

1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства);

2) он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина;

3) раб не имеет собственности на средства производства

4) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения.

В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства:

1) раннее, или патриархальное , рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:

2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при рабовладельческом строе объясняется, во-первых , тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых , отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место другому способу производства.

Культура, религия, быт в Египте.

Иероглифическая письменность. Более пяти тысяч лет тому назад египтяне обрели иероглифы – система рисунков – значков. Иероглиф по-гречески означает "священное письмо", "священный знак". В египетском письме более 700 иероглифов. Первоначально иероглиф представлял собой упрощенный рисунок, обозначающий определенное слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные. У древних египтян обозначений для гласных звуков не было.

Писали на папирусе – материале, получаемом из стеблей тростника-папируса. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в трубочку - свиток. Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными палочками. У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением для чернил.

Школы Древнего Египта. Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Грамоте обучали только мальчиков. Обучали детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми.

Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.

В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное. Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя.

Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть.

Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали.

Детей учили не только читать и писать. Им преподавали также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила. Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности.

Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

В школах учились не только будущие писцы и вельможи, но и жрецы. Они были в Древнем Египте настоящими хранителями знаний.

Жрецы не только сохраняли древние знания, но и достигли больших успехов в астрономии, математике, химии и медицине. Они, наблюдая за небом, составили точный календарь и предсказывали, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени употребляли водяные часы, подобные песочным.

Египетские врачи тоже были жрецами. Они изготавливали разные снадобья и составляли волшебные заклинания, с помощью которых изгоняли злых духов болезней.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколения только в узком кругу жрецов, чтобы их тайны не узнали простые люди.

Литература. В древнем Египте было множество разных литературных произведений.

Среди них были мифы – фантастические сказания о богах .

Например, миф об Осирисе.

К древнейшим текстам относятся многочисленные гимны , которые слагали жрецы в честь богов. Их записывали на папирусах и высекали на стенах пирамид. Кроме того, составляли магические тексты, с помощью которых душа могла преодолеть опасности на пути к Земле Вечности. Гробницы и саркофаги знатных людей древние египтяне украшали надписями , повествующими об их подвигах и деяниях. Около 3600 лет назад на основе текстов пирамид и саркофагов была составлена дошедшая до нас "Книга мертвых ”, повествующая о богах и загробном мире.

Религия в Древнем Египте. У древних египтян было множество богов и богинь. В каждой местности поклонялись своим богам, однако были и божества, единые для всей страны.

Бог древней столицы Мемфиса – Птах;.

Бог Солнца – Ра; Амон и Амон – Ра; Изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота.

Бог Камня – Бен – Бену;

Бог Неба – Нут ; Представлялась египтянам огромной коровой, по темному телу которой рассыпаны звезды.

Бог Земли – Гебу; Изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное.

Бог подземного царства – Осирис; Изображали с телом человека и головой шакала. В этом царстве сердце попавшего туда после смерти человека кладут на одну чашу весов, а на другую - маленькую фигуру богини правды - Маат. Равновесие означало праведность человека.

Бог Тьмы – Апоп;

Бог Нила – Хапи;

Бог мудрости – Тота; Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны. Тот был писцом богов и научил людей читать и писать, он владел временем, разделив его на годы, месяцы, дни, и вел им счет.

Богиню Бастет - черную кошку - особенно почитали женщины, ведь она покровительствовала их красоте.

Кроме ибиса, в Египте поклонялись и другим священным животным. В Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Когда этот бык умирал, жрецы - служители богов - объявляли по всей стране траур. В искусственном озере содержали ручного крокодила по имени Себек. Были и священные кошки.

Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Египтяне верили, что именно там поселяются невидимые простому смертному боги.

Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Его ворота были обрамлены высокими выступающими стенами – пилонами, покрытыми каменными рельефами с изображениями богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху каменными столбами - обелисками. На обелисках скульпторы высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Подход к некоторым храмам украшали аллеи сфинксов. Каменные колонны изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением храма был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую божества. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения.

Верховный жрец совершал священные обряды - натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Жрецы пользовались огромной властью, соперничавшей с властью фараона, поскольку египтяне считали, что те говорят от имени самих богов.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

Египтяне верили, что после смерти человек продолжает жить, поэтому особо заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа (Ка). Тело особым образом обрабатывали и изготавливали мумию , которую помещали в гроб – саркофаг. Саркофаг, богато украшенный драгоценностями, изображениями богов и волшебными заклинаниями, помещали в гробницу.

Единственное, почти не разграбленное, дошедшее до наших времен погребение египетских фараонов – знаменитая гробница фараона Тутанхамона. Ее обнаружили в 1922 году.

Древние египтяне обожествляли фараона, считая его сыном бога Солнца – Ра. Они верили, без фараона, так же как и без солнца, невозможна жизнь на земле. Все должно было подчиняться воле фараона - не только люди, но и сама природа.

Строительство пирамид . Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды , на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей.

Самая первая пирамида была построена в честь выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.).

Самая высокая величайшая из пирамид - пирамида Хеопса. Она была построена около 2600 г. до н.э. Ее высота почти 150 м .

Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света , так как постройки самих греков и архитектурные памятники последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что 100 тыс. человек трудились на строительстве пирамид непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения одной пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Однако в наши дни ученые считают, что пирамиды возводились только во время разлива Нила, когда у земледельцев не было возможности трудиться на полях.

Рядом с пирамидами, расположенными в местечке Гиза на западном берегу Нила, находится знаменитый лежащий Большой сфинкс - вырубленное из целой скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров.

Арабы называли Большого сфинкса "Отцом Ужаса”, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры.

Во 2 тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды - они стали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Многие гробницы были разграблены еще до того, как их нашли ученые, но одну гробницу нашли нетронутой, ей было более трех тысячелетий. В саркофаге оказалась мумия фараона Тутанхамона.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

а) Тигр б) Евфрат в) Ирмак г) Ганг д) Нил

2. Какую землю называли «Черная земля»?

а) Двуречье б) Египет в) Малая Азия г) Месопотамия д) Сирия

3. Столица Египта?

а) Сиут б) Сиена в) Мемфис г) Ахетатон д) Саис

4. Присвоение созданного трудом других людей

5. Сбор в пользу государства

а) эксплуататоры б) рабовладельческий строй в) государство г) налог д) эксплуатация

6. Завоевательные походы особенно процветали во время правления …

а) Тутмоса III б) Тутмоса I в) Джосера г) Хеопса д) Тутанхамона

7. На чём,в основном, писали в Египте

а) глина б) папирус в) бумага г) шелк д) камень

а) Синухетта б) Хеопса в) Тутанхамона г) Тутмоса д) Джосера

9. Когда была построена пирамида Хеопса

а) 3600 г до н.э. б) 3000 г до н.э. в) 2600 г до н.э. г) 2000 г до н.э. д) 2100 г до н.э.

10. Когда на территории Египта зародился рабовладельческий строй

а) 6 тыс до н.э. б) 4 тыс до н.э. в) 3 тыс до н.э. г) 2 тыс до н.э. д) 1 тыс до н.э.

2) Творческие задания.

А) Наведите порядок.

Боги и священные животные, почитавшиеся в древнем Египте.

1) АМОН-РА

А) священный крокодил

Б) богиня неба

В) бог солнца

Г) священный бык

Д) покровительница женщин и их красоты

Е) бог тьмы

Ж) богиня Правды

Б)Задание – "Текст с ошибками”:

Древние египтяне обожествляли фараона. Они верили,что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Луны (Солнца) .Ещё при их жизни им строили огромные гробницы –шадуфы (пирамиды).

В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

В) Задание – заполнить таблицу "Природные условия Древнего Египта”

№ п/п

Вопросы

Египет

Где располагается страна?

Крупнейшие реки

Чем омывается

Поверхность земли

Г) Задания: Проанализируйте археологические данные, исторические источники и ответьте на вопросы:

Какая страна описывается в этом отрывке?

"…Простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности… С запада защищена Ливийской пустыней. К востоку одни части страны защищены рекой другие пустыней, болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее морем; плавание вдоль брега крайне продолжительно, а высадка очень трудна, т.к. нельзя найти безопасной гавани”

Класс 5

Тема: Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Предмет: история

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Вид урока: Урок смешанного типа.

Технология: технология проблемного обучения, проектная.

Методы обучения: проблемный, эвристический., групповая, индивидуальная, работа в парах.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока: познакомить с географическими условиями Египта;

Выделить причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни людей; сформировать представления о признаках государства и показать, что в 3000 г.до.н.э оно одним из первых было создано по берегам Нила; доказать, что Геродот был прав называя Египет «Даром Нила».

Цель учеников: уметь характеризовать природно – климатические условия, работать с историческим источником, картой.

Цель учителя: формирование умений учащихся определять и анализировать особенности природно – климатических условий, умению работать с картой, историческим источником, рабочими

Листами.

Задачи:

1. Обучающие: Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир.

2. Воспитательные: Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям древних цивилизаций и в частности, египетского народа.

3. Воспитательные: Воспитание трудолюбия и творческого отношения к выполнению любого вида деятельности.

4. Развивающие: Развитие навыков сотрудничества.

УУД:

Личностные: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей.

Регулятивные: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: овладение приемами систематизации знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение работать с историческим источником, учебником, с иллюстрациями, выделять главное; уметь сравнивать разные источники информаций.

Предметные:

знать: особенности географического положения и природных условий Древнего Египта, значение реки Нил для жизнедеятельности Египтян.

Уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; развитие умений работать с учебником, исторической картой. Учащиеся смогут раскрывать понятия: дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон.

Личностные: учащиеся должны усвоить и понять как природно –климатические условия влияют на жизнедеятельность людей; приобщения к истокам культурно – исторического наследия человечества; приобретение опыта эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Регулятивные: развитие речи; формирование умений сравнивать, находить необходимую информацию, обобщать факты и понятия; определять и формулировать цель урока, определять степень успешности своей работы; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Оборудование: карта «Древний Египет» учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал: фрагмент «Из исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, рабочие листы.

Основные понятия изучаемые на уроке: пороги, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон, цивилизация.

Межпредметные связи: география, биология.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний.

(Карта древний мир).

Учитель:

Ребята мы с вами прошли раздел жизнь первобытных людей.

Я вам предлагаю показать на карте:

1. Континенты.

2.Территории предполагаемой прародины человека.

3. Древнейшие районы земледелия и скотоводства.

Учитель: сейчас мы выполним тесты.

Индивидуальная работа по карточкам..

Учитель:

Переход присваивающего ( охота и собирательство ) хояйства к производящему (земледелие и скотоводство)

привела к неравенству .(появляются бедные и богатые)., выделяется знать.

Крупные поселения превращались в города. Вожди племени приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями это привело к появлению государств.

(более 5 тыс.лет назад) Каждое царство имело территорию, царю служило войско, в главном городе располагался дворец царя и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность.

Люди научились орошать поля, осушать болота, выращивать обильные урожаи. Не все одинаково пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения. Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи.

Одно из первых цивилизаций возникло на берегу Нила.

III . Постановка Цели. Создание проблемной ситуации.

- Какие ассоциации у вас вызывают эти иллюстрации?

Как вы думаете чему будет посвящен урок?

А что вы знаете о Древнем Египте.

Тема: Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Цель урока: Познакомиться с географическими условиями Древнего Египта; выделить связь между природными условиями и образом жизни людей, умение работать с картой, с историческим источником.

План:

1. Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.

2.Основные занятия древних Египтян.

3.Объединение Египта. Мемфис.

Учитель: В ходе урока нам необходимо решить проблему почему Древнегреческий историк назвал Египет «Даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот?

IV . Изучение новой темы.

1. Географическое положение. Природные особенности Древнего Египта

1. Сообщение о географическом положении Древнего Египта.

Дельта Нила. С чем было связано это название.

2. Сообщение « Особнности природно – климатических условий Древнего Египта).

С каким цветком сравнивали Нил древние египтяне.

3.Работа с дополнительным материалом.

А) Заселение долины Нил.

1.Прочитайте неблагоприятные условия жизни с которыми сталкивались жители Северного Египта?

2. Почему переселение на Берега Нила стало возможным?

3.Что способствовало возникновению древнеегипетского государства.

Б).Природные богатства страны.

Много различных пород камня (использовали в строительстве, делали орудия труда, посуду, украшения, возводили самые высокие в истории человечества скульптуры весом до 1000 тонн.

Медь (Синайский полуостров, в горах к востоку от Нила).

На южных границах Египта находили золото

Из глины делали посуду

В строительстве применялся кирпич.

Местный тростник – папирус (лодки, применяли в строительстве, материал для письма).

В Египте очень рано исчезли леса, древесину привозили из дальних стран Азии и Африки. Также доставлялось серебро, олово и железо.

В дельте водились бегемоты, крокодилы, кабаны, было много птицы. Нил кишел рыбой.

С глубокой древности Египтяне умело использовали природные богатства своей страны.

В) Роль Нила в жизни Египтян.

1.Как вы считаете почему разливается Нил?

2.Благодаря чему становилась плодородная почва?

3.Как жители называли свою страну.

4.На сколько метров поднималась вода в Ниле.

2. Основные занятия древних египтян.

Синквейн (земледелие, скотоводство, ремесло).

А). Земледелие:

Высокий урожай благодаря орошению почвы, илу.

Основные земледельческие культуры: ячмень, пшеница (для них использовали почву около самых берегов Нила

Мягкие влажные почвы обрабатывались мотыгой и легким деревянным ралом

Легким был сам сев

После посева зерна в почву по полю прогоняли овец, коз, или свиней, потом мотыгами женщины зарывали зерна, которые оставались на поверхности

Сжинали одни колосья

Молотили с помощью животных

На границе с пустыней разбивали сады и огороды (для полива рыли колодцы и пруды)

Выращивали финиковые пальмы, инжир, виноград, гранаты, яблони

Из овощей были известны лук, чеснок, салат, огурцы, репа

Важной земледельческой культурой был лен (египтяне носили полотняную одежду, употребляли в пищу льняное масло).

Б. Скотоводство .

Крупнорогатый скот и ослы

Разводили коз,овец,свиней

В птичниках держали гусей, уток, павлинов

Египтяне были первыми в мире пчеловодами

В. Ремесло

Выплавка и обработка меди

Производство:

Сложных орудий труда

Оружий

Украшений

С началом использования металлов стал высоко ценится труд металлургов. На востоке от долины Нила возникают их постоянные поселения около медных рудников

Родители передавали секреты своего ремесла детям с раннего возраста.

Возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками. Для обмена нужны были средства передвижения. В Египте отличным средством сообщения был Нил. По нему весь год на лодках перевозили злаковые, продукты животноводства, медь, древесину и ремесленные изделия.

Таким образом уже в IV тысячелетии до н.э египтяне добились высоких успехов в производстве всего необходимого для жизни.

Они достигли порога возникновения государства.

V . Динамическая пауза.

3.Объединение Египта

На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Царь южного Египта носил белую корону, а Северного Египта красную. Между царями этих двух государств шла ожесточенная война. Об этих войнах рассказывает египетский рельеф – выпуклое изображение на камне.

Работа с иллюстрацией.

Примерно за 3 тыс. лет до. н.э царь южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Работа с рельефом объединение Египта.(рельеф).

VI . Первичное применение знаний

А теперь пришло время подвести итоги. Я хочу посмотреть насколько с пользой мы провели урок.

Учащиеся заполняют рабочие листы. (Приложение №1)

VII . Подведение итогов. Домашнее задание.

Решение проблемного вопроса Древнегреческий историк Геродот назвал Египет «Даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот. Свою точку зрения обоснуйте.

Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации.

На следующем уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Для этого вам нужно будет дома повторить пройденный материал.

Записываем домашнее задание (прикрепить к доске)

1. пар.6. чит. отв. на вопр., вып.задания.

2. сообщение как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте.

VIII . Рефлексия

На уроке мы говорили о…

На уроке я узнал(а) …

Я выполняла задания …

Цели урока достигли /не достигли

Пирамиды разных цветов:

Золотой – все понял

Зеленый понял, но не все, красный ничего не понял.

Задание на развитие: Выбрав пирамидку ученик может взять ее домой и найти, что обозначают данные цвета в Египте.

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Каким было положение рабов в Древнем Египте.

2. Каковы были занятия земледельцев и ремесленников.

3. Как торговали египтяне.

4. Чем занималась египетская знать.

5. Трудно ли было быть фараоном Египта.

Вспомните, как выглядела лестница общественной организации Древнего Египта.

В соответствии со своим положением на социальной лестнице, каждый житель долины Хапи имел свои обязанности и вел особый образ жизни. Легче всего жилось, разумеется, богатым и знатным египтянам. Беднякам приходилось много трудиться, и получали они за свой труд очень скромное вознаграждение, но даже они не голодали. Земледелие в долине Нила было очень эффективным и обеспечивало жителей высокими урожаями. Конечно, бывали на земле Египта и голодные времена засухи и неурожая, бывали смуты и войны, но, все же, счастливых лет было больше.

1. Занятия и жизнь рабов. Рабами становились пленники, захваченные во время военных экспедиций фараонов на Запад и на Юг и порабощенные за долги египтяне. Государство не желало порабощения свободных людей плативших налоги, и довольно долго не вело войн, ведь долина Нила была в изоляции, поэтому не удивительно, что рабов в Египте было не так уж много .

Рабов презирали и поэтому им не доверяли ответственной работы: не использовали при возделывании священной земли, строительстве божественных храмов или гробниц – Домов Вечности. Большинство рабов принадлежало фараону. Они трудились в царских каменоломнях. Это был очень тяжелый изнуряющий труд. Рабам приходилось откалывать огромные куски камня от скал в пустыне к востоку от Нила и перетаскивать их до воды, откуда их уже доставляли к месту строительства. Специальные ремесленники руководили работами и обрабатывали камни, от рабов требовалась только грубая сила и ничего более. Кормили их плохо. В день раб получал только пару луковиц, несколько овощей и очень грубые черные лепешки из самого плохого зерна. Сотнями умирали рабы в каменоломнях и на их место прибывали новые.

Со временем количество рабов в Египте только увеличивалось. Часть пленников продавалась на рынках за зерно, мясо или ткани. Такие рабы становились слугами в доме хозяина, и их жизнь была намного легче, чем у рабов фараона. Они жили при доме господина, ели с его стола, занимались всякой домашней работой.

Впрочем, где бы ни жили рабы, и какой бы легкой ни казалась бы их жизнь, они были лишены свободы, они не могли покинуть хозяина, не могли, ослушаться приказа или не исполнить работу. Имущества у рабов не было, ведь они сами были имуществом. Рабы не могли без разрешения господина завести семью. Их дети могли быть проданы на рынке.

2. Занятия земледельцев. Земледельцы в Египте были свободными людьми, в остае бым же они порой мало, чем отличались от рабов. Часто они были совершенно нищими, да и их труд был не легче, а то и тяжелее труда рабов. Земледельцы могли иметь маленький участок земли, данный им фараоном или трудиться на землях крупного вельможи или храма. Египтяне, жившие на севере, помимо занятий земледелием, разводили скот, так как в заболоченной дельте было много сочной травы.

Подумайте, почему на юге Египта скотоводство было малоразвито?

Работа земледельцев была сезонной . На земле они трудились, в основном, в «период всходов». Тогда они ежедневно выходили на поля, чтобы, подготовив землю, посадить растения, а затем ухаживать за ними. После уборки урожая земледельцы рыли каналы, строили насыпи, укрепляли водохранилища, – таковы были их занятия в сезоны засухи и разлива. В это же время большинство земледельцев выплачивало государству налоги, но не продуктами, а собственным трудом. Простые египтяне отправлялись строить храмы, дороги, гробницы и добывать металлы в рудники, но только до тех пор, пока воды Великого Хапи не отступали прочь, обнажая заиленную, жирную, плодородную почву Та-Кемет. Каждый год к началу «сезона всходов» земледельцы возвращались и работали на полях. Мотыгой или деревянным плугом египтяне легко вспахивали землю. Чаще всего они делали это вручную, но иногда впрягали волов. Посаженные растения требовали регулярного полива. Воду из глубоких каналов и Нила поднимали на высокие насыпи с помощью шадуфа .

Жили земледельцы небольшими соседскими общинами, которые выплачивали царским писцам налоги и могли в случае несчастья позаботиться о сиротах, помочь заболевшему сородичу. Свободный египтянин мог завести семью и владеть имуществом, но он все равно был очень зависим от воли деспота. Например, он не мог без разрешения уйти со своей земли и переселиться в другой ном. Все простые египтяне назывались «царскими людьми», что подчеркивало их рабское положение перед лицом владыки Обеих Земель.

3. Жизнь городского ремесленника . Считались «царскими людьми» и городские ремесленники, но они жили лучше, чем земледельцы, среди них были и очень богатые люди, например, архитекторы, художники или ювелиры. Ремесленников было много, как и всевозможных ремесел. Гончары, кожевенники, кузнецы, столяры, плотники, ткачи, резчики камня, кораблестроители и многие другие мастера создавали самые разные вещи. Работали ремесленники в государственных и храмовых мастерских либо нанимались к богатому вельможе. Только очень богатые и известные мастера имели собственные мастерские и продавали свои товары. Остальным ремесленникам, государственным, храмовым и наёмным земледельцам выплачивалось жалование. Денег в Египте не было, поэтому за свой труд земледельцы и ремесленники получали вознаграждение зерном, маслом, тканями, рыбой, медом и металлами – медью, золотом и серебром. В основном выплачивалось именно зерно, которое потом египтяне выменивали на другие продукты.

Меновая торговля в Древнем Египте была живописнейшим зрелищем. Покупатели и продавцы собирались в городе и, расхаживая по берегу реки, громко выкрикивали названия своих товаров. Сюда же сбегались дети и приходили многочисленные зеваки. На рынке можно было узнать последние новости и увидеть что-то любопытное. Особенно многолюдно было на городском рынке в выходные дни.

Впрочем, радоваться выходным дням могли далеко не все горожане и уж совсем немногие земледельцы, каждую неделю (в Древнем Египте она продолжалась десять дней) или месяц (состоящий из трех недель) египтяне выплачивали налоги или, по крайней мере, отчитывались перед писцами о выполнении запланированных норм. Если налоги не были выплачены, а нормы – выполнены, на египтянах повисали задолженности до тех пор, пока они их не закрывали.

За заболевшего земледельца или ремесленника должны были отработать другие члены общины. Так что многие египтяне, за исключением пяти дней нового года и личного праздника, напоминающего современный день рождения, вообще не знали выходных дней, отрабатывая нормы и выплачивая налоги. Иногда египтяне вовсе не выходили на работу, объясняя это писцам внезапной болезнью, а то и вовсе не уважительными причинами: «Не работал, а дрался с женой» или «варил пиво». За прогулы по неуважительной причине, невыполненные трудовые нормы или невыплаченные налоги стражники по приказу писца могли всыпать земледельцу или ремесленнику 50-100 ударов плеткой или палкой.

4. Занятия знати. Богатые и знатные люди в юности все дни посвящали учебе. Сделать карьеру, стать большим человеком можно было, только обучившись грамоте. В то время, как большинство юношей перенимали опыт своих отцов, ремесленников и земледельцев, или становились стражниками при дворе фараона, сыновья вельмож и писцов постигали премудрости письма. Царю всегда были нужны многочисленные чиновники, чтобы держать страну под неусыпным контролем, поэтому до 20% взрослых мужчин были писцами. Те, кто плохо учились, могли погубить всю свою жизнь. Им уже не суждено получить высокую должность ни при дворе, ни даже в самом удаленном номе. Те же, кто постигли тайны древних знаков письма, занимали самое высокое положение в обществе. «Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник», – поучал писец Хети своего сына. Умный, обученный грамоте юноша, мог впоследствии стать даже чати, т.е. занять должность первого министра.

Многочисленные привилегии и богатства не освобождали писцов от каждодневного изматывающего труда . Они постоянно ездили по стране порою, не бывая дома месяцами. Они несли личную ответственность за правильность подсчетов и сроки сбора налогов. Крупные чиновники обычно совмещали несколько должностей и вместе с бо́льшей властью несли перед фараоном и бо́льшую ответственность. Все эти знатные люди перед лицом владыки были всего лишь рабами, и их судьба была в его руках.

А что же властелин Египта? – будучи деспотом, он, казалось бы, мог позволить себе делать все, что угодно. На самом же деле жизнь фараона была подчинена строжайшим правилам и священным церемониям. Он один отвечал за порядок в стране и благополучие народа Хапи, он должен был все дни свои посвящать делам государства и защищать его пределы. Не случайно царя всегда изображали держащим в руках плеть и жезл. Жезл означал, что царь возглавляет и ведет свой народ, а плеть указывала на то, что он единственный защитник и судья египтянам. Когда фараоны забывали о своих обязанностях, страна немедленно приходила в упадок, и смутные времена мрачной тенью падали на долину Нила.

СЛОВАРЬ:

Меновая торговля – торговля, при которой люди на рынке обмениваются товарами без помощи денег.

Привиле́гия – исключтельное право на что-либо,преимущество перед другими людьми.

Шаду́́ф – сооружение для подъема воды и орошения полей.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, почему египтяне называли рабов «живой – убитый»?

2. Подумайте, зачем в Египте после возникновения государства сохранялись общины земледельцев?

3. Сравните правовое и имущественное положение рабов и свободных земледельцев.

4. Почему абсолютный властелин Египта не мог делать все, что ему захочется?


Похожая информация.


Характеризуются природные условия древнего Египта: 1) благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил как неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки); 2) затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).

Неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создавших сложную систему орошения. В IV тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство становятся в Египте главными занятиями.

В начале урока учитель может предложить одному ученику привести условие составленной дома задачи (обычно она однотипна задачам учебника), а другому - решить эту задачу. Однако проверку домашнего задания затягивать не рекомендуется: материал урока велик по объему.

План изучения : 1. Местоположение и природа древнего Египта. 2. Преобразование природы (расширение площади земель для посева, создание оросительной системы). 3. Земледелие и скотоводство - главные занятия египтян. 4. Возникновение обмена в Египте.

Учитель называет раздел (Его название здесь не поясняется, целесообразнее это сделать на Уроке, завершающем изучение раздела ) и тему, изучение которой займет около месяца.

1. Географическое положение Египта определяется по настенной карте полушарий: учитель показывает части света, предлагая учащимся назвать каждую, и, наконец, задерживает их внимание на Африке. Древний Египет был расположен в Северо-Восточной Африке. Где на карте север, северное направление? Где восток, восточное направление? Выслушивая ответы, учитель медленно двигает указку сначала вверх, потом вправо: в Северо-Восточной Африке течет одна из самых полноводных рек мира - Нил. По берегам Нила и был расположен древний Египет.

Продолжая работу с картой, полезно сравнить местоположение населенного пункта, где проходит урок (например, Москвы), с местоположением Египта. Из сравнения следует важный вывод: Египет расположен недалеко от экватора, это южная страна с большим числом жарких солнечных дней в году.

Учитель предлагает найти на карте №1:1) Египет; 2) выделенный рамкой район земного шара. Следует объяснение, что этот район представлен на другой карте - № 2, которую желательно держать перед глазами на всех уроках по истории Египта. Затем внимание обращается на вторую настенную карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», которая соответствует карте № 2.

Меловая схема нильской долины поможет представить природу Египта (см. пособие, рис. 7). Учитель обозначает синим мелом реку и море/желтым - пески пустыни, зеленым - болото. В процессе рассказа он побуждает школьников сопоставить возникающую на доске схему с картой № 2. Так, рисуя берег Средиземного моря, учитель спрашивает: «В какое море впадает Нил?»

Нил впадает в море несколькими рукавами (В древности была семь рукавов, в настоящее время их два ), - говорит учитель, продолжая рисовать. - Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву «дельта», но в перевернутом виде (Греческая буква «дельта» имеет форму равнобедренного треугольника ). Нилу преграждают путь пороги. Что такое пороги? (Учащиеся дают ответ.)

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине, окаймленной Высокими каменистыми обрывами. К востоку и к западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз, горячие пески, и помощи ждать неоткуда. Жизнь была возможна только в долине. Ширина ее составляла всего 12-15 км,

Желательно конкретизировать представление о незначительной ширине нильской долины (а стало быть, и всей страны, зажатой с востока и запада горами и песчаными пустынями). Учитель может сказать, что ширина долины Нила примерно равна расстоянию от школы до... (называется знакомый учащимся пункт, расположенный в 12-15 км от школы). Подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три-четыре часа.

Завершая работу, учитель говорит, что древний Египет был расположен в долине и дельте Нила от порогов и до моря.

При закреплении материала могут быть предложены сначала частные задания : «Покажите на меловой схеме и на карте первый порог, дельту, границы между долиной Нила и пустыней», а затем обобщающее задание : «Покажите Египет и объясните, где он был расположен» (Допустимо, если при определении местоположения Египта учащиеся говорят: «...по берегам Нила...» (вместо: «...в долине Нила...»). Географическое понятие «речная долина» еще незнакомо пятиклассникам ). Выполняющему задание ученику разрешается пользоваться картой № 2.

Учитель рассказывает о разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрываете трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вода в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка!? Тысячу километров бежит Нил по ужаснейшей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает, а Нил вздувается и выходит из берегов. Начинается раздив. Только самые возвышенные места не заливает водой. На что похожи они во время разлива? («На острова»,- отвечают учащиеся.)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля в Египте к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц горных пород и перегнивших растений.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Но никто из них не бывал в Центральной Африке, где берет начало Нил. Египтянам казалось, что разливы происходят по воле могущественного бога.

Если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи (к меловой схеме прикрепляется аппликация ). В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов... А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы поем богу благодарственные песни» (см. стр. 53). Поверите ли вы, что в пещере за порогами живет бог Хапи? Получив ответ, учитель объясняет причины разливов (§6, п. 2).

В ходе беседы оценивается пригодность нильской долины в древности для развития земледельческого хозяйства. «Выясним, была ли природа Египта благоприятна для земледелия,- предлагает учитель. - Какие условия необходимы для быстрого роста растений? (Солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода.) Существовали ли эти условия в долине Нила или нет? Докажите».

2. Учитель говорит, что древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низиндх вода загнивала - низины превращались в болота (на меловой схеме можно для примера обозначить болото на месте созданного прзднее искусственного Меридова озера). Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные лспарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву.

Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. «Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе!» - говорит учитель. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу.

Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев.

Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Формируется представление о необходимости искусственного орошения в Египте:

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля (рассматривается либо рис. на стр. 35, либо цветн. рис. 5). Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.

Вопросы : Почему египтяне вынуждены были орошать землю? Какие оросительные сооружения они создавали?

3. Описание земледельческих работ в древнем Египте можно сделать, использовав либо рис. 36 учебника, либо аппликации, разработанные З. И. Добрыниной. Последние нетрудно изготовить самостоятельно (см. пособие, рис. 8).

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

4. Вопрос излагается по учебнику/Допустимо также задать его на дом без объяснения на уроке.

В целом изложение подводит учащихся к выводу учебника, который может быть прочитан в конце урока (курсив на стр. 37).

Домашнее задание : § 6, вопрос 2 к § 6, вопрос 5 на стр.61.

Наиболее значительное место в жизни страны имело земледелие. Оно основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основным видом хозяйства. Древние египтяне возделывали несколько видов хлебных злаков (в т. ч. ячмень, полбу и пшеницу). Наряду с крупными хозяйствами, принадлежавшими аристократам и знатным чиновникам, существовали и небольшие крестьянские хозяйства, грядки которых поливали из кувшинов. Египтяне возделывали сады и виноградники, выращивали лен.
Недостаток пахотных земель в долине заставлял египтян все свободные земли использовать для посевов. Лишь в Дельте существовали обширные пастбища, где в больших количествах разводили скот. Существовали разные породы крупного и мелкого рогатого скота. Выводились племенные породы. Скот был одним из основных видов богатства. Во время войн с соседними племенами фараоны старались захватить как можно большее количество
быков, ослов, овец и коз.
Египтяне разводили также домашних гусей, уток, лебедей и голубей. В храме солнца одного из египетских фараонов сохранилось изображение сцены добывания меда, что говорит о существовании пчеловодства.
Многочисленные изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, рассказывают о значительном развитии ремесел, таких, как обработка камня, дерева, металла и кожи, изготовление папируса (писчего материал и), ткацкое дело.
Не имея твердого металла, египтяне добывали камень интересным, хотя и примитивным способом. Для обработки камня пользовались различными инструментами, в частности пилами, сверлами и резцами. О высокой технике обработки камня свидетельствуют ценные сосуды, сделанные из твердых пород камня с удивительной точностью.
Особенных успехов египтяне достигли в строительном деле. Один из древнейших каменных храмов был построен в эпоху III династии. С этого момента каменная архитектура получила большое распространение в Египте. Для постройки гигантских царских пирамид использовались огромные каменные глыбы. Например, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия), камни длиной 5,45 м весят около 42 т.
Уже в период Древнего Царства получила широкое распространение металлургия. Особенно дорогим металлом считалось метеоритное железо, ценимое за свою твердость (железа в Египте почти не было, равно как и серебра, ценившегося дороже золота и завозившегося из Передней Азии). Высокого расцвета также в эпоху Древнего Царства достигло ювелирное искусство. Египетские ювелиры изготавливали украшения и ценные изделия из золота, серебра и электрума (естественного сплава золота с серебром). Браслеты, найденные в гробнице царицы Хетеп-Херес, изготовлены из серебра и украшены тончайшими инкрустациями из яшмы, лазурита и малахита.
Итак, мы видим, что в Египте существовали самые различные профессии. Это говорит о высоком развитии египетской цивилизации.