Как мы запоминаем информацию. Как работают основные механизмы памяти Как работает мозг при запоминании новой информации

МОСКВА, 21 янв - РИА Новости. Человеческий мозг, по расчетам нейрофизиологов из института Салка, может вместить в себя примерно в 10 раз больше информации, чем считалось раньше, - несколько петабайт данных, чего должно хватить, чтобы вместить почти весь текущий контент интернета, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife .

"Это настоящая бомба для нейрофизиологии. Мы нашли ключ к пониманию того, как работают нейроны гиппокампа, центра памяти, того, как им удается сочетать низкий уровень энергопотребления с высокой производительностью. По самым консервативным оценкам, емкость нашей памяти примерно в 10 раз больше, чем мы считали ранее, и ее объем составляет примерно петабайт, что сопоставимо с размерами всей глобальной паутины", — заявил Терри Седжновски (Terry Sejnowski) из Института Салка в Ла-Хойе (США).

Как объясняет Седжновски, сегодня ученые считают, что наши воспоминания содержатся в обособленной части мозга, которую нейрофизиологи называют гиппокампом. Память в нем хранится как в виде электрических импульсов, передаваемых от одного нейрона к другому, так и в виде химических сигналов, которыми нервные клетки обмениваются друг с другом.

Авторы статьи решили выяснить, как происходят эти процессы, создав полноценную компьютерную модель кусочка гиппокампа размером с одну кровеносную клетку. Симуляция работы даже такой небольшой части мозга, как признают Седжновски и его коллеги, оказалась крайне сложной вычислительной задачей из-за огромного числа соединений между нервными клетками.

Наблюдая за работой синапсов - нервных окончаний - в этой модели, нейрофизиологи заметили нечто крайне необычное. Оказалось, что ряд нервных клеток был связан с одними и теми же "соседями" не одним, а несколькими синапсами с примерно одинаковыми размерами и объемом, что означает, что они передают в нее две копии одного и того же сигнала.

С другой стороны, синапсы, связывающие нейрон с другими клетками, обладали иными размерами, что позволило авторам статьи определить "емкость" единичного нейрона, подсчитав типичное число синапсов разных размеров на каждой нервной клетке в гиппокампе.

Квантовый компьютер в человеческом мозге? Основоположники теории работы человеческого мозга и сознания Роджер Пенроуз и Стюарт Хамерофф утверждают, что текущее положение квантовой физики не в состоянии описать процессы, происходящие в мозге, и считают, что для этого нужна некая новая физика.

Как оказалось, нейроны содержат в себе неожиданно много синапсов разных размеров - 26 типов нервных окончаний, каждый из которых отличался по объему от ближайших к нему по размерам синапсов ровно на 8,3%. Подобная цифра означает в переводе на язык вычислительных устройств, что каждый нейрон может хранить в себе примерно 4,7 бита информации (26 = 2^4,7).

Как это все работает? Секрет заключается в том, что синапсы передают информацию не гарантированно, а с некоторым шансом, который ученые оценивают примерно в 60 процентов. Надежность доставки данных обеспечивается многократной передачей сигналов и особой системой "автокалибровки" синапсов - их размеры каждые две минуты меняются в большую или меньшую сторону в зависимости от запросов из других областей мозга и получаемых ими сигналов.

Благодаря столь неожиданно большому значению гиппокамп крыс, и, по всей видимости, человека, способен хранить в себе на порядок больше информации, чем считали ученые ранее, - около 5-20 петабайт данных, что сопоставимо с емкостью всей глобальной сети.

Подобные результаты, как отмечает Седжновски, упрочняют статус мозга как самого эффективного вычислительного устройства - потребляя всего 20 ватт энергии, наша нервная система оперирует массивами данных, недоступными для современных суперкомпьютеров. Это открытие, как надеются авторы статьи, должно вдохновить ученых на попытку воспроизвести эти свойства мозга в сверхэффективных вычислительных приборах.

Экология жизни.Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства.

Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

Мы лучше учимся по тактике чередования

В одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом. опубликовано

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом виде деятельности. В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления памятью - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные приемы для сохранения информации.

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует волевых усилий, тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не феноменальная память. Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и образное мышление, считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

В последнее время ты превратилась в Машу-растеряшу? Имя собеседника почему-то никак не приходит на ум, пароль от электронной почты или, что хуже, пин-код кредитки улетучиваются из головы? А еще ты никогда не можешь вспомнить, куда положила ключи? У тебя есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: расписать руки шпаргалками, как в пятом классе, обклеить все стикерами с напоминаниями или решить проблему раз и навсегда при помощи мнемотехники.

Память - это способность головного мозга воспринимать, перерабатывать, сохранять информацию и многократно воспроизводить ее в случае необходимости. Однако по мере взросления мы в значительной степени «изнашиваемся». Все наши системы, в том числе и мозг, снижают свою активность, а это не может не отразиться на работе памяти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чем старше человек, тем хуже он запоминает новую информацию. Впрочем, бывают ситуации, когда память дает сбой из-за серьезных внешних вмешательств. Ослабление может произойти из-за черепно-мозговой травмы, нервных перегрузок, постоянного недосыпа и даже из-за тяжелой простуды или смены климата. В таких случаях необходимо проконсультироваться с невропатологом или психоневрологом, который, скорее всего, выпишет тебе ноотропы (нейрометаболические стимуляторы). Эти лекарственные препараты улучшают циркуляцию крови в мозге и тем самым заставляют его клетки обновляться быстрее.

Среди нерадивых студентов ходит легенда о том, что с помощью ноотропов можно увеличить способность мозга к запоминанию. Дескать, достаточно выпить пузырек нейрометаболических стимуляторов, потом один раз пробежать глазами учебник по сложной дисциплине, и вся информация мгновенно впитается в мозг и там благополучно распределится. Это не так. Злоупотреблять ноотропами и принимать их без предписаний психотерапевта нельзя.

Вместо сверхспособностей ты можешь заработать целую кучу осложнений, начиная от амнезии и заканчивая кровоизлиянием в мозг, которое грозит летальным исходом. Поэтому, если твоя забывчивость не является следствием травмы или болезни, тебе не стоит пичкать организм лекарствами. Лучше отдай предпочтение иным способам приведения памяти в порядок - безопасным, но ничуть не менее эффективным. Для того чтобы снова приучить мозг воспринимать как можно больше информации, делать это максимально быстро и не терять накопленные знания, существует множество методов, объединенных общим названием - «мнемотехника».

Мнемотехника - это совокупность методов, позволяющих упростить усвоение информации с помощью ассоциативных связей. Люди, владеющие этим способом обработки знаний, способны запомнить в три-четыре раза больше слов, понятий, новостей, телефонных номеров и важных адресов, чем их коллеги или однокурсники, не знающие о данной методике. Основной принцип мнемотехники (любого ее приема) - поиск ассоциаций, связывающих новую информацию с той, которая уже есть в памяти.

Для того чтобы применить эту методику, тебе достаточно понять, на какое из имеющихся в твоей голове слов, цифровых комбинаций и т. д. похожи незнакомые данные, и придумать ассоциативную связь, так называемый «зрительный образ». Например, чтобы запомнить слово «графин» на французском - la carafe (произносится как «карАф»), можно найти в русском языке что-нибудь аналогичное по звучанию: это может быть «жираф», животное, чья длинная шея напоминает горло посуды.

Еще один отличный пример подобного метода запоминания - рассказ Чехова «Лошадиная фамилия». Главный герой, заболев, никак не мог вспомнить фамилию чудо-доктора, в его изнуренном болезнью мозгу осталась лишь информация о том, что имя врача связано с лошадьми. Все родственники и друзья всячески пытались ему помочь и предлагали свои варианты: Уздечкин, Упряжкин, Кобылин. И только услышав слова о том, что овес нынче дорог, главный герой вспоминает фамилию доктора - Овсов. Разумеется, для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, тебе надо придумать очень прочную и простую ассоциацию. Например, один маленький мальчик, который никак не мог запомнить, что его учительницу зовут Марина Валерьевна, мысленно переименовал ее в Малину Вареньевну. Непривычные имя и отчество стали для него связаны с очень вкусным блюдом и мгновенно прижились в памяти. Кстати, поиск похожих слов развивает и воображение. Но постарайся найти ту ассоциацию, которая будет близка именно тебе, тогда ты запомнишь ее непроизвольно, как и любую другую приятную информацию.

Вся надежда на Цицерона

В тех случаях, когда в память надо «впихнуть» не парочку иностранных слов или адресов, а большой кусок информации, например официальную речь или презентацию, очень действенным оказывается метод Цицерона (другое название - «метод дороги» или «метод улицы»). Считается, что автором этого способа запоминания был римский оратор, славившийся своим красноречием и способностью воспроизводить наизусть огромные тексты.

Суть данной техники такова: надо разделить необходимую для запоминания информацию на блоки и представить их в виде череды знакомых предметов. Для этого прекрасно подходит обстановка в комнате. Например, ты готовишь устный доклад о зарубежном сотрудничестве. Сначала ты осматриваешь меблировку помещения по часовой стрелке: книжные полки, диван, торшер, письменный стол, ковер. Теперь надо представить, что каждый предмет будет символизировать блок информации, которую ты должна запомнить. Допустим, вначале тебе необходимо рассказать о географическом положении страны-партнера (его будут символизировать книжные полки), затем - о внешнеполитическом (диван), далее - об экономической ситуации (торшер) и т. д. Детали каждого предмета, символизирующего порцию информации, также могут обозначать тот или иной факт, вписанный в этот блок.

«Привязав» все данные к собственной спальне, ты вряд ли забудешь что-нибудь важное, выступая перед начальством. Ведь даже в момент волнения ты без труда вспомнишь порядок расположения мебели в квартире, а это легко вызовет в памяти всю нужную информацию.

Левая пятка подскажет

Другой способ запоминания - кинестетический - давно прижился в среде актеров, которым приходится учить наизусть огромные тексты. Этот прием мнемотехники тоже связан с ассоциациями. Правда, он больше подойдет тем, у кого лучше развита память жестов и движений - моторная. Если ты, рассказывая кому-то, как пройти по нужному адресу, помогаешь себе руками, а людей запоминаешь по походке, а не по тембру голоса или цвету глаз, то кинестетический способ определенно для тебя. В этой ситуации любая информация (многостраничная речь, цифровая комбинация, хронологическая таблица, стихотворение из множества строф) тоже делится на порции, но связывать их нужно не с каким-либо предметом, а с движением. Сначала ты читаешь необходимые тебе данные, совершая характерный жест перед началом и по окончании каждого блока. Например, щелкаешь пальцами, а потом произносишь: «У лукоморья дуб зеленый». Перед следующей строчкой - «Златая цепь на дубе том» - ты незаметно пожимаешь плечами, а перед и после третьей осторожно стучишь о пол левой пяткой. Сначала ты очень быстро запомнишь порядок движений, а потом каждое из них вытащит из памяти нужную строчку, реплику или цифровую комбинацию.

Руководство к действию

Я поэт, зовусь Незнайка

Мнемотехнических приемов запоминания много. Один из самых известных - рифмование. В этом случае информацию надо зарифмовать. К примеру, двустишие «Кошелек, ключи, мобила, /Ничего я не забыла?» помогает нашим соотечественницам не оставлять дома ценные предметы.

Юстас - Алексу

Другой метод мнемотехники - это образование осмысленных фраз, каждое слово в которых начинается на ту же букву, что и запоминаемое. Самый известный пример этого способа - дешифровка цветов радуги. Фраза «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь» на самом деле представляет собой перечень цветового спектра: красный («как»), оранжевый («однажды»), желтый («Жан»), зеленый («звонарь») и т. д.

Квартира для Наполеона

Всевозможные цифровые комбинации также поддаются мнемотехнике. Тут есть два приема. Первый из них - это выведение числовой закономерности. Для этого надо внимательно посмотреть на предлагаемую комбинацию. Например, код 4354 можно легко запомнить, если разложить его на два элемента - «4>3» и «5>4». Второй вариант - привязка к знакомым числам. В такой ситуации номер квартиры 812 быстрее останется в памяти, если ты помнишь, что Наполеон захватил Москву в 1812 году.

Звезды о памяти
Антон Привольнов

- Если вы готовитесь к выступлению, не пытайтесь зазубрить текст дословно. Такой подход гарантирует провал - стоит вам забыть одно прилагательное, как выученная цепочка, где слова цепляются друг за друга, разрушится. Лучше думайте о смысле того, что вы запоминаете. И съешьте что-нибудь сладкое накануне выступления. Шоколадку, например. Глюкоза стимулирует работу мозга, а значит, активизирует и память.
Марина Хлебникова

- Нет ничего удивительного в том, что сегодня у людей проблемы с памятью. Мы ведь разучились тренировать мозг: к нашим услугам Интернет, мобильные телефоны. На мой взгляд, лучший способ развить память - заставить себя запомнить что-либо. Я, например, выучиваю телефонные номера. От этого двойная польза: память тренируется и я всегда могу связаться с кем угодно, если что-то случится с мобильником.
Андрей Ильин

- Актерам по долгу службы приходится запоминать большое количество текстов. Так что память волей-неволей тренируется. Однако нельзя сказать, что абсолютно все роли учатся одинаково. Это зависит от содержания текста. Если он не «положен» на действие, запомнить его сложно. У меня есть свой способ работы с таким материалом: я записываю себя на диктофон, вставляю наушник в ухо и везде с ним хожу.