Какие нормы права отражает русская правда. Русская правда о таможенном деле и пошлинах. Преступления и наказания

Русская Правда стала первым сборником законов в Древней Руси. Первые ее редакции появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого в первой половине XI в. Он же был инициатором создания Русской Правды. Сборник был необходим для того, чтобы упорядочить жизнь в государстве, где по-прежнему судили и решали споры по неписанным традициям. Все они нашли отражение на страницах этого сборника документов.

Краткая характеристика Русской Правды говорит о том, что она оговаривает порядок социальных, правовых и экономических отношений. Кроме того, сборник содержит нормы нескольких видов законодательства (наследственного, уголовного, процессуального и торгового).

Предпосылки

Главная цель, которую поставил Ярослав Мудрый перед сборником, - это определить правовое положение населения по Русской Правде. Появление кодифицированных норм являлось обычным для всех средневековых европейских обществ. Так, во Франкском государстве аналогичной была «Салическая правда». Свои судебники появлялись даже в варварских северных государствах и на Британских островах. Единственное отличие заключается в том, что в Западной Европе эти документы были созданы на несколько столетий раньше (начиная с VI века). Связано это было с тем, что Русь появилась позже феодальных католических государств. Поэтому и создание юридических норм у восточных славян произошло через несколько веков.

Создание Русской Правды

Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, появилась в 1016 году, когда он окончательно утвердился в Киеве. Однако этот документ предназначался не для южной столицы, а для Новгорода, так как князь именно там начинал свое правление. В этой редакции содержатся в основном различные уголовные статьи. Но именно с этого перечня в 18 статей началось создание Русской Правды.

Вторая часть сборника появилась через несколько лет. Она получила название Правды Ярославичей (детей великого князя) и затронула правовые отношения между жителями государства. В 30-е годы появились статьи, касающиеся кормления вирников. Эти части существуют в виде краткой редакции.

Однако сборник дополнялся и после смерти Ярослава. Создание Русской Правды продолжилось при его внуке Владимире Мономахе, которому удалось ненадолго объединить удельные княжества (приближалась эпоха феодальной раздробленности) и закончить свой Устав. Он вошел в пространную редакцию Правды. Пространная редакция затронула споры, связанные с правом на собственность. Это было связано с тем, что на Руси развивалась торговля и денежные отношения.

Существующие копии

Доподлинно известно, что не сохранилось оригинальных экземпляров Русской Правды. Отечественная историография открыла для себя более поздние копии, когда их обнаружил и изучил Самой ранней копией считается список, помещенный в Новгородскую первую летопись XI века. Именно она стала для исследователей.

Позже были найдены копии и списки, созданные вплоть до XV века. Отрывки из них использовались в различных Кормчих книгах. Русская Правда перестала быть актуальной с выходом Судебника Ивана III в конце XV века.

Уголовное право

Ответственность человека за преступления подробно отражена на страницах, которые содержит Русская Правда. Статьи фиксируют разницу между умышленным и неумышленным злодеянием. Также разделяется слабый и тяжкий ущерб. По этой мерке решалось, к какой мере наказания будет приговорен преступник.

В то же время славяне по-прежнему практикуют о которой говорит Русская Правда. Статьи утверждают, что человек имеет право покарать убийцу отца, брата, сына и т. д. Если родственник не делал этого, то государство объявляло награду в 40 гривен за голову преступника. Это были отголоски прежнего строя, существовавшего на протяжении веков. Важно отметить, что Русь уже была крещена, но в ней по-прежнему существовали пережитки языческой кровожадной эпохи.

Виды штрафов

Уголовное право также включало в себя и денежные штрафы. У славян они назывались вирой. Штрафы пришли на Русь от скандинавского права. Именно вира со временем полностью вытеснила кровную месть как меру наказания преступления. Она измерялась по-разному, в зависимости от знатности человека и тяжести совершенного проступка. Аналогом русской виры являлся вергельд. Это было денежное взыскание, прописанное в варварских правдах германских племен.

При Ярославе вирой назывался штраф исключительно за убийство мужчины, который был свободным человеком (то есть не холопом). За простого крестьянина штраф составлял 40 гривен. Если жертвой становился человек, находившийся на службе у князя, то взыскание увеличивалось в два раза.

Если свободному человеку наносились тяжелые увечья или была убита женщина, то виновный должен был заплатить полувирье. То есть цена падала вдвое - до 20 гривен. Менее серьезные преступления, например кража, карались небольшими штрафами, которые определялись судом индивидуально.

Головничество, поток и разграбление

Тогда же в русском уголовном праве появилось определение головничества. Это был денежный выкуп, который убийца должен был предоставить семье погибшего. Размер определялся статусом жертвы. Так, дополнительный штраф родственникам холопа составлял всего 5 гривен.

Поток и разграбление - еще один вид наказания, который ввела Русская Правда. Право государства на кару преступника дополнялось высылкой провинившегося и конфискацией имущества. Также его могли отправить в рабство. При этом имущество подвергалось разграблению (отсюда и название). Мера наказания менялась в зависимости от эпохи. Поток и разграбление назначались виновным в разбое или поджоге. Считалось, что это самые тяжкие преступления.

Социальная структура общества

Общество делилось на несколько категорий. Правовое положение населения по Русской Правде полностью зависело от его Высшей прослойкой считалась знать. Это был князь и его старшие дружинники (бояре). Поначалу это были профессиональные военные, являющиеся опорой власти. Именно именем князя вершился суд. Также к нему шли все штрафы за преступления. Слуги князя и бояр (тиуны и огнищане) также имели привилегированное положение в обществе.

На следующей ступеньке находились свободные мужчины. В Русской Правде был специальный термин для такого статуса. Ему соответствовало слово «муж». К свободным лицам относились младшие дружинники, сборщики штрафов, а также жители новгородской земли.

Зависимые слои общества

Самое худшее правовое положение населения по Русской Правде было у зависимых людей. Они делились на несколько категорий. Смерды были зависимыми крестьянами (но со своими наделами), работающими на боярина. Пожизненные рабы назывались холопами. У них не было собственности.

Если человек брал в долг и не успевал расплатиться, то он попадал в особенную форму рабства. Она называлась закупом. Такие зависимые становились собственностью заемщика до тех пор, пока не расплатятся по своим долгам.

Положения Русской Правды говорили и о таком договоре, как Ряд. Так называлась соглашение, по которому добровольно шли на службу к феодалу. Их называли рядовичами.

Все эти категории жителей были в самом низу социальной лестницы. Такое правовое положение населения по Русской Правде практически обесценивало жизнь зависимых в буквальном смысле этого слова. Штрафы за убийство таких людей были минимальными.

В заключение можно сказать, что общество на Руси сильно отличалось от классической феодальной модели в Западной Европе. В католических государствах в XI веке лидирующее положение уже занимали крупные землевладельцы, которые часто даже не обращали внимания на центральную власть. На Руси дело было иначе. Верхушкой славян была дружина князя, у которой был доступ к самым дорогим и ценным ресурсам. Правовое положение групп населения по Русской Правде делало их самыми влиятельными людьми в государстве. В то же время класс крупных землевладельцев из них еще не успел образоваться.

Частное право

Помимо прочего, Русская Правда Ярослава включала в себя статьи о частном праве. Например, в них оговаривались права и привилегии купеческого сословия, которое было двигателем торговли и экономики.

Негоциант мог заниматься ростовщичеством, то есть давать кредиты. Штраф по ним также выплачивался и в виде бартера, например еды и продуктов. Ростовщичеством активно занимались евреи. В XII веке это привело к многочисленным погромам и вспышкам антисемитизма. Известно, что когда в Владимир Мономах пришел властвовать в Киев, он в первую очередь попытался урегулировать вопрос о заемщиках-евреях.

Русская Правда, история которой включает в себя несколько редакций, также затрагивала вопросы наследования. Устав разрешал свободным людям получать имущество по бумажному завещанию.

Суд

Полная характеристика Русской Правды не может пропустить статьи, касающиеся процессуального права. Уголовные правонарушения рассматривались в княжеском суде. Он вершился специально назначенным представителем власти. В некоторых случаях прибегали к очной ставке, когда две стороны тет-а-тет доказывали свою правоту. Также был прописан порядок взыскания штрафа с должника.

Человек мог обратиться в суд, если у него пропадала вещь. Например, этим часто пользовались страдавшие от воровства купцы. Если в течение трех дней пропажу удавалось найти, то человек, у которого она оказывалась, становился ответчиком в суде. Он должен был оправдаться и предоставить доказательства невиновности. В противном случае выплачивался штраф.

Показания в суде

В суде могли присутствовать свидетели. Их показания назывались Сводом. Этим же словом обозначалась процедура поиска пропажи. Если она приводила разбирательство за пределы города или общины, то вором признавался последний подозреваемый. Он имел право оправдать свое имя. Для этого он мог сам провести свод и найти человека, совершившего кражу. Если ему это не удавалось, то именно на него накладывался штраф.

Свидетели делились на два вида. Видоки - люди, которые своими глазами видели совершившееся преступление (убийство, кражу и т. д.). Послухи - свидетели, которые в своих показаниях сообщали о непроверенных слухах.

Если не удавалось найти какие-либо преступления, то прибегали к последней мере. Это была присяга посредством целования креста, когда человек давал свои показания в суде не только перед княжеской властью, но и перед Богом.

Также использовали испытание водой. Это была форма божьего суда, когда показания проверялись на истинность доставанием кольца из кипятка. Если ответчик не мог этого сделать, он признавался виновным. В Западной Европе подобная практика называлась ордалиями. Люди считали, что Бог не даст пораниться добросовестному человеку.

свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Р.п." отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РУССКАЯ ПРАВДА

важнейший источник права Древней Руси, включавший нормы различных отраслей права. Р.П. - памятник светского права. Она не вторгалась в церковную юрисдикцию. Об официальном характере Р.П. свидетельствуют имеющиеся в ней ссылки на то, что она была принята на княжеских съездах. Это видно и из подзаголовков, указывавших на князя, давшего этот закон: «Суд Ярославль Володи- мерич», «Устав Володимерь Всеволодича». Основным источником Р.П. было законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике. Поскольку более ранних нормативно-правовых актов светского характера не найдено, Р.П. считается первым письменным памятником русского права. Она и з вестна в нескольких редакциях. Ученые, изучавшие ее, выделяют различное количество редакций. В учебных целях традиционно выделяют три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную (из Пространной). Древнейшей редакцией признается Краткая редакция. Она была обнаружена В.Н. Татищевым и подготовлена им к печати в 1738, опубликовал ее А.Л. Шетцер только в 1767. Известно только два древних списка Краткой редакции, относящиеся к 15 в., - Академический и Археографический. Имеются также и более поздние списки В.Н. Татищева, относящиеся к 18 в. Текст документа был написан без разделения на статьи (разделение на статьи было осуществлено ее публикаторами), выделено только начало второй части. Текст Краткой редакции был обнаружен в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, это косвенным образом свидетельствует, что к моменту занесения в летопись она уже не использовалась как нормативный акт. Исследователи различают несколько составных частей в Краткой редакции Р.П.: 1) Древнейшую Правду (Правду Ярослава) - ст. 1-18; 2) Правду Ярослави- чей - ст. 19-28 с д о п о л н е н и я м и - ст. 29-41; 3) Покон вирный - ст. 42; 4) Устав мостников - ст. 43. В Краткой Правде нашла отражение структура раннефеодального общества: четко прослеживается деление на рабов (челядь, холопов) и свободных. Среди свободных закон различает жителя Киевской Руси (русин), новгородца (словенин), иностранцев (варяг, колбяг), а также купцов, дружинников князя, изгоев. Местом принятия Краткой Правды исследователи называют Новгород (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков) и Киев (С В. Юшков). Дата ее составления варьируется между 1016 и 30 гт. 11 в. Как целостный памятник права она оформилась в 1076-93. Правда Ярославичей датируется исследователями 1068-73. Десять первых статей этого документа определяют правовое положение княжеской вотчины, защищают слуг и имущество князя. Последующие статьи не составляют единого целого и являются отдельно принятыми законами. Особое место занимают последние статьи - Покон вирный и Устав мостников. Пространную редакцию Р.П. ввел в научный оборот В.В. Крестинин, опубликовавший в 1788 текст Правды, находившийся в Кормчей. Пространная редакция сохранилась в большом количестве списков (более 100). Текст ее дошел до нас в многочисленных юридических сборниках, что говорит о том, что этот нормативно-правовой акт много использовался в практике. Списки этой редакции имеют существенные различия. К наиболее древним относятся списки, помещенные в составе юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, т.е. руководящая, направляющая, или Номоканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Древнейший список с текстом Пространной редакции относится к концу 13 в. и находится в Синодальном списке Кормчей. Очень близок к нему текст, помещенный в другой юридический сборник, - Мерило Праведное, который состоит из двух частей: поучения о праведных судах и нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей. Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича. Источниками Суда Ярослава Владимировича называют Краткую Правду, судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец 11 - начало 12 в. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Время составления этой части Пространной редакции указано в самом тексте закона - 1113, место - село Берестово. Исследователи выделяют здесь: Устав о резах (процентах), Банкрут- ский устав, Устав о закупах, Устав о холопах и др. Как единое целое Пространная Правда оформилась к середине 12 в. Сокращенная редакция Р.П. рассматривается в настоящее время как памятник права 14-15 вв. Большинство норм Р.П. посвящено уголовному и уголовно-процессуальному праву. Регулированию имущественных отношений посвящено немного статей. Субъектами гражданско-правовых отношений признавались все свободные, включая иностранцев. Объектом правового регулирования являлись вещи и действия, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Р.П. знакомы институты вещного права: владение, собственность, залог (в зачаточном состоянии). Многие нормы направлены на защиту права собственности; по ним можно судить, что среди способов приобретения права собственности были известны передача (как на основании договоров, так и по наследству) и отделение плодов и приплод. Существовала индивидуальная, общая и общинная собственность, залоговое право. Основанием возникновения обязательств были договоры и правонарушения, способами обеспечения исполнения обязательств являлись выставление поручителя и самозаклад при закупничестве. Договоры заключались в устной форме, в присутствии свидетелей. Некоторые статьи указывают на сохранение обрядов и символов: привязывание ключа к поясу при заключении договора личного найма. Можно выделить договоры, нашедшие отражение в Правде: купля-продажа, комиссия, заем, закупничество (как разновидность займа), дарение, личный найм, подряд, поклажа. Предусматривалась обязанность лица, причинившего вред, возместить его. В случае совершения преступления преступник обязан был заплатить потерпевшим головничество (при убийстве) или урок (при совершении иного преступления). Если ущерб был нанесен непреступным действием, то все равно вред (пагуба, протор) возмещался потерпевшему. Ряд статей Р.П. посвящен опеке над личностью и над имуществом ребенка, потерявшего обоих родителей, или если мать после смерти отца вторично выходила замуж. К исполнению опекунских обязанностей призывались ближайшие родственники или отчим. В обязанности опекуна входила забота о личности и имуществе подопечного. Р.П. различала наследование по закону и по завещанию. Форма завещания была устной, наследование по закону по общему правилу осуществлялось по мужской нисходящей линии. Значительная часть статей Р.П. посвящена уголовному праву. Преступление обозначалось как «обида», под которой подразумевалось нанесение вреда личности или имуществу. Субъектом преступления мог быть только свободный. Выделялись преступления, совершенные умышленно, наказания за них были более тяжкими. Если преступление было совершено открыто, во время драки, наказание смягчалось. В Правде Ярослава допускалось применение кровной мести по отношению к убийцам, однако круг лиц, обладавших этим правом, был ограничен ближайшими родственниками. Ярославичи отменили кровную месть и заменили ее штрафом - вирой, которая могла взыскиваться как с самого преступника, так и с общины, если последняя не выдавала убийцу или разбойника или если тяжесть преступления допускала помощь преступнику в уплате виры (так называемая дикая вира). Самым тяжким наказанием считался поток и разграбление. Большинство ученых склоняется к мысли, что под потоком понималось обращение в х о лопство, а разграбление означало конфискацию имущества. Потоком и разграблением наказывались разбойники, поджигатели и конокрады. За остальные преступления взыскивался штраф, называемый «продажа ». Преступлениями против личности и имущества считались убийство, нанесение телесных повреждений (увечий, средней тяжести побоев) и оскорбление действием. Имущественные преступления представлены хищением имущества: разбой, кража - татьба (квалифицированная кража - конокрадство); уничтожением или умышленной порчей чужого имущества: поджог, порча чужого коня; незаконным пользованием чужим имуществом: езда на чужом коне, злостное банкротство. Процесс по Р.П. был состязательным: обе стороны обладали равными правами и даже именовались одинаково - истцы. Регулировался досудебный порядок расследования преступления: гонение следа - погоня за преступником по горячим следам, осуществлялось потерпевшим и посторонними людьми, и свод - преследовал цель обнаружить вора по украденной вещи (начинался с заклича: объявления на торгу об украденном имуществе). Если имущество обнаруживали, начинался свод, т.е. выяснение, где и у кого была куплена краденая вещь. Суд происходил на дворе князя. Судил князь или его тиун, помогали вирник, детский, мечник, гридин, ябедник. Р.П. называет такие доказательства, использовавшиеся в процессе: показания свидетелей- очевидцев (видоков), показания свидетелей доброй или дурной славы (послухов), поличное, внешний вид потерпевшего, ордалии или «суд Божий» (испытание железом и водой), присяга (рота). Лит.: Правда русская / Под ред. БД. Цэекова. Т. I. Комментарий. М.; Л., 1947; Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941; Южков СВ. Русская Правда. М., 1950. Т.Е. Новицкая

Экономическая мысль Русского государства начала свое развитие в Киевской Руси в IX веке. Она отражала экономические и социальные процессы, была тесно связана с религиозными воззрениями, их нравственными понятиями. Важное место занимает «Русская правда» (ХI век)- первый в истории России кодекс законов.

Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит "Русская правда": своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. XI в., действовавший до XV в.

"Русская Правда" дошла до нас в двух редакциях, созданных в разное время. Первая редакция состоит из двух частей: первой части записанной при Ярославе Мудром (первая половина XI в.) и второй части при правлении сыновей Ярослава (вторая половина XI в.) Вторая редакция более пространная, при правлении Владимира Мономаха (первая четверть XII в.) В "Русскую Правду" вошли княжеские постановления, отдельные судебные решения и нормы обычного права, складывавшегося веками.

Две редакции "Русской Правды" отражают различные этапы процесса феодализации общества - ранний, когда феодальные отношения только начинали складываться и последующий, когда появились уже основные признаки феодализма. Для истории русской экономической мысли важно то, что "Русская Правда" позволяет осветить отношения господствующего класса к социально-экономическим вопросам.

"Русская правда" отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности. Она содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о "торговле" (внутренний рынок), "гостьбе" (внешняя торговля) и пр.

Цель феодалов - охранять свою собственность от чьих-либо посягательств, поэтому в "Русской Правде" особое внимание уделялось охране собственности князя и его приближенных, а также устанавливались законы об обеспечении прав на собственность, имущество, рабов и полурабов. Отдельные статьи этого свода законов посвящены торговым и кредитным отношениям, что свидетельствует о распространении торгового капитала и ростовщичества. Ссуды давались как в натуральной, так и в денежной форме. "Русская Правда" закрепила сложившуюся классовую дифференциацию и юридически оформила эксплуатацию господствующим классом трудящихся масс. Вопросы имущественных отношений и ответственность за преступления занимали центральное место в "Русской Правде".

Во второй реакции "Русской Правды" говорится о крестьянах, находившихся в феодальной зависимости, их называли закупами. Важный раздел "Русской Правды", о взимании процентов, а также статьи о крестьянах-закупах.

В.О. Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение о капитале". "Капитал, - писал он, - служит предметом особенно напряженного внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал - это самая привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена политика Киевского государства.

"Приметим, - пишет Карамзин, - что древние свободные Россияне не терпели никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или деньгами - они изъявляют какое-то удивительное, кратки, грубы, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти". При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (конец XI - начало XII вв.) была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература.

Примером своеобразного развития общественное мысли начала XIII в., периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить "Моление Даниила Заточника". Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем - народным заступником. Он с негодованием говорит о произволе богачей и бесправии неимущих. "Не воздержи злата и серебра, но раздай их людям" - обращается он к князю.

Происхождение

Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII-XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде » - сборнику законодательных актов Франкского государства . Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» - спорно. В латинских источниках Lex Salica - Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого . Примерный период ее создания 1019-1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда "явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права", прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Основные редакции Русской правды

«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  • «Правда Ярослава », от или г. (ст. 1–18);
  • «Правда Ярославичей» (Изяслава , Святослава , Всеволода), от г. (ст. 19–41);
  • «Покон вирный » - определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
  • «Урок мостникам» - регулирование оплаты труда мостников - строителей мостовых , или, согласно некоторым версиям, строителей мостов - 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).

«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести , об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания.

Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). «Пространная правда» состояла из двух частей - Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха , входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей - 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов , закупов , бесправие холопов . «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XVв . в Московском государстве после присоединения территории Великой Перми . По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

Источники права

  1. Правовые обычаи;
  2. Судебная практика;
  3. Церковные уставы.(Христианские нормы)

Уголовное право «Русской Правды»

Русская правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое»; преступление, обличающее злую волю, от правонарушения , совершенного по неведению; действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным . При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - «кровной мести ». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови»

Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой , поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.

Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун . За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой , и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством . Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

Сословия

К IX в., времени образования Древнерусского государства , у восточных славян установилась собственность знати на землю и сложились социальные группы - аристократы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.

После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов - дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

С увеличением могущества знати росли политические права удельных князей. Они получали от великих князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.

Класс зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс кабализации привёл к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды , жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).

Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца, но их зависимое состояние сомнения не вызывает.

Другую категорию населения составляли закупы - смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

Были и другие категории населения - изгои, люди, вышедшие из общины , прощенники - это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.

Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их ещё и челядью . Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.

О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.

По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка - люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

Имущественные отношения, Обязательственное право

В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.

Процессуальное право

Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Стадии процесса по Русской правде

  • «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).
  • «Свод» (ст. 35-39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
  • Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

Судебные доказательства

В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:

  • Присяга . Особым видом доказательств была присяга - «рота» (статья 22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.;
  • Собственное признание;
  • Свидетельские показания. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов (статьи 18,21,29 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Видоки - это свидетели, в современном смысле слова - очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.
  • Ордалии - испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьёзных случаях, чем испытание водой (статьи 17,22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

Наказание по Русской правде

  • Вира (штраф в пользу родственников убитого. А если таковых не было,то вира отдавалась князю.). Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека - П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый вид виры - «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.
  • Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).
  • Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство.
  • Урок (дань) (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему).
  • Продажа (штраф в пользу князя за остальные преступления).

См. также

Литература

Переложения на современный русский язык

  • Пространная редакция по Троицкому списку второй половины XV века
  • Русская Правда - Сборник различных редакций Русской Правды и материалов, с ней связанных

Исследования

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русская Правда" в других словарях:

    Русская правда - древнейший письменный сборник норм древнерусского права; сформировался на протяжении XI XII вв. Первый текст Р.п. был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738 г. В настоящее время имеется более 100 списков, различающихся по составу … Энциклопедия права

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Тема: «Русская Правда» основные экономические принципы. Мурманск 1998 План. 1. Становление русской экономической мысли. 3 2. Защита феодалов. 4 3. Классовая дифференциация. 6 4. Преступления 8 5. Закупы. 9 6. Холопы. 9 7. Классовая борьба. 9 8. Доработки Владимира Мономаха. 9 9. Заключение. 9 Литература. 9 1. Становление русской экономической мысли. В связи с формированием феодального общества у восточных славян, в IX в. образовывается Киевское государство, в этот же период начинает развиваться русская экономическая мысль. Сочинения о развитии экономической мысли в России того периода отсутствуют, поэтому для воссоздания экономических воззрений приходиться обращаться к общеисторическим памятникам - летописям, договорам, грамотам князей, церковной литературе. Огромное значение в изучении экономической мысли Руси имеет «Русская Правда», свод законов Киевского государства, направленный на укрепление зарождающегося феодального строя. «Русская Правда» дошла до нас в двух редакциях, созданных в разное время. Первая редакция состоит из двух частей: первой части записанной при Ярославе Мудром (первая половина XI в.) и второй части при правлении сыновей Ярослава (вторая половина XI в.) Вторая редакция более пространная, при правлении Владимира Мономаха (первая четверть XII в.) В «Русскую Правду» вошли княжеские постановления, отдельные судебные решения и нормы обычного права, складывавшегося веками. Две редакции «Русской Правды» отражают различные этапы процесса феодализации общества - ранний, когда феодальные отношения только начинали складываться и последующий, когда появились уже основные признаки феодализма. Для истории русской экономической мысли важно то, что «Русская Правда» позволяет осветить отношения господствующего класса к социально- экономическим вопросам. 2. Защита феодалов. Князья Киевской Руси стремились ввести законодательство, направленное на защиту экономических и политических прав феодалов. На протяжении нескольких столетий происходило установление феодальных законов, свод которых получил название «Русская Правда» (XI- XII вв.) В правление Ярослава Мудрого начиналось становление одного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права «Русской Правды» (1015) - свода законов Древнерусского государства. Во второй половине XI в. сыновья Ярослава существенно дополнили и изменили статьи «Русской Правды», создав так называемую «Правду Ярославичей» (1072). В свою очередь, Владимир Мономах так же переработал и дополнил краткую редакцию «Русской Правды» («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей»). В результате сложилась пространная редакция «Русской Правды» (1113) Основным занятием населения Киевской Руси было земледелие, наряду с которым были развиты охота и торговля. В «Русской Правде» говорится о хлебе как основной пище, упомянуты рогатый скот, лошади и мелкий скот. Это период, когда образовывался основной класс феодального общества феодалов- земледельцев и укреплялась феодальная зависимость крестьян. В «Русской Правде» отражена так же городская жизнь. Законодательство ставит своей задачей регулировать торговые отношения: говорится о купце, дающим деньги другому купцу в долг или для совместных коммерческих операций. Купец может заключать договор о хранении товара, купцы отправляются с товаром в дальние путешествия, где их могут застигнуть пожар или кораблекрушение. Интересы торговли занимают видное место в «Русской Правде». 3. Классовая дифференциация. Цель феодалов - охранять свою собственность от чьих-либо посягательств, поэтому в «Русской Правде» особое внимание уделялось охране собственности князя и его приближенных, а также устанавливались законы об обеспечении прав на собственность, имущество, рабов и полурабов. Отдельные статьи этого свода законов посвящены торговым и кредитным отношениям, что свидетельствует о распространении торгового капитала и ростовщичества. Ссуды давались как в натуральной, так и в денежной форме. Законодательство не вмешивалось во внутренние дела феодала, в организацию его хозяйства. Законом закреплялась феодальная собственность, охранялись права феодала на его работников, а управление являлось делом феодала. Основная трудовая сила - крестьяне, или смерды, - в своей значительной части не являются свободными людьми, они уже находятся в зависимости от крупных землевладельцев. Права крестьян в тот период времени были практически на уровне прав рабов. «Русская Правда» закрепила сложившуюся классовую дифференциацию и юридически оформила эксплуатацию господствующим классом трудящихся масс. Она санкционировала применение труда рабов, перечисляя обстоятельства, при наличии которых допускалось превращение независимых и свободных людей в рабов. К их числу относились несостоятельность должника, растрата чужого имущества, «добровольная» продажа себя в холопы и ряд других. Различие в сословиях проявлялось в том, как наказывали за одно и тоже преступление людей различных по положению. Например за убийство: за убийство приближенных князя и его слуг взималось 80 гривен, а за убийство смерда 5 гривен, т.е. в 16 раз меньше. 4. Преступления Вопросы имущественных отношений и ответственность за преступления занимали центральное место в «Русской Правде». Для «Русской Правды» характерна охрана земельной собственности, карается нарушение межи, т.е. наказывается нарушение права частной собственности на землю (ст.32, ст.72). В разделе о княжеском домене в «Русской Правде» устанавливаются высокие штрафы за убийство княжеского управляющего или приказчика. Также предусматривается наказание за кражу или уничтожение коня и другой скотины, карается кража пчелиного улья, лодки, сена, дров и т.д. (ст. 69-82). 5. Закупы. Во второй реакции «Русской Правды» говорится о крестьянах, находившихся в феодальной зависимости, их называли закупами. Закуп - обедневший смерд, которому землевладелец предоставлял участок, давал ссуду, скот и орудия для обработки, он был должен работать на господина, отрабатывать полученное у господина в долг. Феодал имел право суда над закупами, закуп мог уйти от господина отработав все повинности и возвратив ссуду, но это очень редко получалось. В «Русской Правде» определены взаимоотношения между давшим ссуду (господином) и получившим ссуду (закупом), а также права господина на превращение закупа в своего раба. В случае бегства закупа от господина до уплаты ссуды или невозможности уплаты ссуды закуп превращался в раба. Важный раздел «Русской Правды», о взимании процентов, а также статьи о крестьянах-закупах. В статьях о крестьянах-закупах также оберегаются интересы феодала. Предусматриваются случаи, когда у закупа пропадут конь, плуг или борона, данные ему феодалом, или будет украдена скотина по вине нерадивого закупа из хлева или с поля, - за все это закуп должен заплатить господину (ст.57, 58). Господин может бить закупа «про дело» (ст.62). Беглый закуп превращается в холопа так же, как закуп виновный в краже. 6. Холопы. В Киевской Руси так же существовало рабовладение, имеются подтверждения о работорговле и рабах - домашних слугах. В «Русской Правде» упоминаются рабы-ключники, ремесленники, старосты, кормилицы, дядька, торговый агент, приказчик, но нет упоминаний о рабах занятых в сельском хозяйстве. Основной рабочей силой в сельском хозяйстве были не рабы, а зависимые крестьяне. Много статей «Русской Правды» посвящено рабам. Законодательство также ставит своей целью защиту права собственности на рабов. Особенно много говориться о поимке беглого холопа. Человек помогающий словом и делом беглому холопу, должен в наказание уплатить его господину стоимость холопа. Запрещается давать холопу деньги в долг. Холоп, нанесший оскорбление свободному, ударивший его, может быть убит. Рабы не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию. 7. Классовая борьба. Защита феодального строя с его системой феодальной зависимости крестьян, феодального землевладения и владельцев рабов является основной задачей законодательства в эпоху феодализма. «Русская Правда» отразила классовую борьбу, крестьянство сопротивлялось закрепощению. Необходимость защиты частной собственности на землю, защиты жизни феодала, его слуг и имущества - все это свидетельствует о классовой борьбе. В «Русской Правде» отражена классовая борьба, об этом свидетельствуют статьи о нарушении межи и уничтожении скота, об убийстве управляющего имением, о побегах холопов. Крестьянская община противостоит феодалу и княжеской администрации, община защищает своих членов и вместе с тем отвечает перед княжеской властью за уплату различных сборов и т.п. Феодалы захватывали общинные земли и стремились превратить крестьян в зависимых людей. «Русская Правда» защищала интересы господствующего класса, при этом господствующий класс нередко должен был лавировать, идти на уступки в интересах сохранения своего господства, эти задачи пронизывают этот и другие памятники феодальной эпохи. В целях ослабления борьбы городских масс против должников киевский князь Владимир Мономах в особом уставе, вошедшем в «Русскую Правду», стремился ограничить размер процентов, взимаемых за долги. После восстания эксплуатируемых в Киеве в 1113 г. в «Русской Правде» появились статьи, направленные на защиту интересов закупов. Закуп получил право обращаться в суд с жалобой на своего господина и даже в некоторых случаях уходить от него, ограничились поводы наказания закупа господином. 8. Доработки Владимира Мономаха. После восстания, Владимиру Мономаху пришлось пойти на уступки. Прежде всего Владимир Мономах установил норму процента, т.е. ограничил ростовщичество, одно из характерных явлений того времени. Неясно, насколько выполнялись постановления, вероятно, действующий процент оставался много выше. Но важно отметить осуждение в «Русской Правде» высокого процента и стремление ограничить его размер. Наряду с этими статьями в Устав Владимира Мономаха включено разрешение продавать неоплатного должника в рабство и устанавливающее право уплаты долга в рассрочку, если банкротство случилось не по его вине. Установлен определенный порядок «конкурса», т.е. уплаты банкротом долгов, вначале оплачиваются долги князю, потом иностранным купцам и затем своим купцам. В Устав Владимира Мономаха вошли статьи о закупах-крестьянах. Господствующий класс пошел на некоторые уступки. Запрещалось превращать закупа без вины в раба, он может работать у кого угодна, для оплаты долга, - это не считалось преступлением, господину запрещалось сдавать закупа в наем или его продавать, нельзя повысить его долг или сократить земельный участок, в этом случае все взятое должен быть возвращено закупу. Нельзя его бить, без вины, под пьяную руку. Нельзя продавать его в холопы. Эти статьи были составлены под давлением народного восстания. Но законодательство возражает лишь против полного превращения зависимого крестьянина в холопа, крестьянин остается в феодальной зависимости. 9. Заключение. В «Русской Правде» изложена политика Киевского государства. Подавляющее количество статей в «Русской Правде» посвящено вопросам экономического характера. «Русская Правда» защищала в первую очередь феодалов и их земельную собственность. «Русская Правда» - ценнейший, и в ряде случаев и единственный, источник по социально-экономической и политической истории Древнерусского государства. Литература. 1. История России IX - XX веков. Под редакцией Шумилова М.М. - Санкт- Петербург: Издательский дом "Нева", 1996 2. История экономических учений. Курс лекций. Под редакцией Заррина П.И. - Москва: Изд-во «Высшая школа», 1963 3. История экономических учений. Под редакцией Каратаева Н.К. - Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1963 4. История экономической мысли. Курс лекций. Часть 1. Под редакцией Удальцова И.Д., Полянского Ф.Я. - Москва: Издательство Московского университета, 1961