Былины. Былины - источник знаний о Киевской Руси. план-конспект урока по истории (7 класс) на тему Стилистические особенности былин

Которые прославились во времена княжения князя Владимира. О том, как сражались богатыри за русские крепости, как приглашали крестьянских богатырей в княжескую дружину тоже мы узнали из былин.

Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами. Однажды князь печенегов предложил встретиться на поле боя двум богатырям - печенежскому и русскому. Владимир дал согласие. На поле боя вышел богатырь печенегов. Он был такой огромный и страшный, что никто из дружинников Владимира не решился выйти на поединок с ним.
Тогда к князю обратился один горожанин, который сказал, что есть у него младший сын Никита Кожемяка. Горожанин рассказал, что однажды Никита рассердился и разорвал телячью кожу, которую держал в руках. Такой он был сильный. Владимир решил испытать Никиту и пустил на него разъяренного быка. Никита схватил быка за рога и повалил его. Понял Владимир, что обладает Никита великой силой.

Но был Никита маленького роста. Когда вышел он сражаться с печенегом-великаном, то печенежские воины засмеялись. Не верили они, что Никита сможет победить в этом бою. Но русский богатырь схватил печенега, поднял его и бросил на землю. Владимир был так восхищен небывалой силой Никиты, что взял его к себе в дружину. Стал Кожемяка из простого кожевенника знатным человеком.

В былинах содержится немало рассказов о хитрости и уме русских людей, которые иногда обманом побеждали печенегов. Заставляли их без боя возвращаться в степь.

В былинах славили и женщин, которые не силой, но хитростью побеждали врагов ,

как Василиса Мукулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское, татарское и представив шись послом из Золотой Орды.

В былинах рассказывается о княжеских пирах, о богатстве княжеского двора, о боярах и дружинниках князя, о том, как они собирали дань с соседних народов. Самого князя Владимира за его славные государственные дела в былинах называли Владимир Красное Солнышко Работа по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

Что бы лучше понять, о ком говорится в былинах, мы с вами рассмотрим картину Васнецова «Три богатыря», потому что она лучше всех раскрывает нам славу русских богатырей.

Пристально смотрят вдаль Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри, крепки их кони. Кто из богатырей изображен в центре? (В центре картины самый старший богатырь - Илья Муромец. ) Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь. Илья Муромец - любимейший герой русских былин. Подвиги его не могут изгладиться в памяти народа - людей ведь он охранял от лютого врага. Это олицетворение несокрушимой силы богатырской дружины, могучий охранитель Киева от «поганой орды», налетавшей на православную Русь. Он с честью-славой несет службу Родине. Один Илья Муромец остается всегда «надежей» ласкового князя Владимира. Илья Муромец, крестьянский сын, богат смелою правдой-маткой. Не по сердцу иногда князьям правда мужицкая, серая, «неумытая». Попадает за нее Илья Муромец в погреба , за затворы железные. Но это не умаляет его правдолюбия, не мирится он с «кривдой-лестью». Потому-то и помнит о нем Русь.

В былинах рассказывается, что «во городе Муроме, да селе то Карачарове» родился Илья Муромец в простой крестьянской семье. Отца звали Иваном. Родился больным и хилым. Ноги у него были такие слабые, что он не мог ходить. Вот и положили родители Илью на печь. Так он и пролежал там тридцать лет и три года. Уже взрослым стал Илья, борода у него выросла, а ничего не мог он делать из-за своей болезни. Ни поле пахать, ни скот пасти, ни на охоту ходить.

Однажды пришел в избу к Илье Муромцу кудесник - старик в белой одежде и с длинной белой бородой. Увидел Илью и стал стыдить его за лень и безделье. А затем предсказал ему, что станет он великим воином-богатырем, защитником родной земли. Удивился Илья: «Как же я смогу подвиги совершать, если всю жизнь на печи пролежал?». А кудесник ему отвечал: «А ты встань, попробуй, может быть и получится!». Слез Илья с печи, опустил ноги на пол и почувствовал в себе силу могучую. Оглянулся кругом, а кудесника-то и нет.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

Просмотр клипа на песню «Богатырская наша сила»




Первый бой Ильи Муромца Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка - Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: " Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович ". До сих пор льётся там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студёному ходит зверь - медведь воды испить и набраться силы богатырской. И поехал Илья к Киеву. Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землёю мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зелёный дуб с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт - там станет улица, отмахнётся - переулочек. Доскакал Илья до трёх царевичей, ухватил их за жёлтые кудри и говорит им такие слова:


Эх вы, татары - царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять - так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять - чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь - ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают. Тут поехал Илья в Чернигов - град, Заходит он в каменный собор, а там люди плачут, с белым светом прощаются. - Здравствуйте, мужички черниговские, что вы, мужички, плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь? - Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идёт. - Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать. Шли черниговцы на стену крепостную, глянули в чистое поле, - а там врагов побито - повалено, будто градом нива посечена. Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб - соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.


Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду - племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить - поить, будешь ты в богатстве и почёте жить. Покачал головой Илья Муромец: - Добрые мужички черниговские, я из - под города из - под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять. Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них перебыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается: - Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву. Задумались черниговцы, запечалились:


Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал... - Что такое? - Запел там у речки Смородиной Соловей - разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трёх дубах, на девяти суках. Как засвищет он по - соловьиному, зарычит по - звериному - все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мёртвыми падают. Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой - целая тысяча. Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул: Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью - разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой! Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плёткой, да и был таков, только его черниговцы и видели!




« Богатыри » Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова,) Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова








Былина — это жанр устного народного творчества, представляющий собой эпическую песню-сказание, которая читается особым речетативом и повествует о богатырях и героических эпизодах истории Руси XI-XVI веков. Особенностью этого жанра является то, что каждая былина посвящается одному герою и отдельному событию или подвигу.

Слово «былина» появилось в 1830 году, его ввел в обиход ученый Иван Сахаров. До этого песни-сказания о богатырях и их подвигах назывались старИнами. Исследователи разделяют былины на два цикла: более древний Киевский и Новгородский.

Читаем былины

  • (другой вариант)

Также вы найдете тексты былин в некоторых статьях о (см. таблицу).

Тематика былин

Тематику Киевского цикла можно назвать классической: былины описывают отдельные подвиги разных богатырей по защите земли русской от печенегов, от разной нечисти в Киевской Руси. Большинство этих былин посвящено временам правления великого князя Владимира. Главными героями былин периода Киевской Руси являются такие богатыри как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В более позднем Новгородском цикле описание ратных подвигов отступает на второй план и выдвигается вперед «господин Великий Новгород», так часто называли этот большой город, с его торговлей, обывателями, красочными описаниями городской жизни. Соответственно и героями былин становятся не богатыри-ратники, защищающие Русь от врагов, а купцы и лихие молодцы. Примеры былин новгородского цикла — это былина Садко, былины о Ставре, о Василии Буслаеве, о Хотене Блудовиче.

Садко — это выходец из небогатой семьи, гусляр. Благодаря сказочному вмешательству морского царя он становится богатым купцом и отправляется торговать за море. На обратном пути во время шторма ему дается перехитрить морского царя и вернуться в Новгород с богатыми товарами.

Ставр — богатый боярин и купец, в общем-то, барышник и ростовщик, которого заключают в темницу по велению князя Владимира. Здесь исследователи находят поэтически выраженный отголосок реального соперничества Киева и Великого Новгорода. И очевидно, это так и есть, так как сказитель-новгородец явно на стороне боярина Ставра.

Также героями новгородских былин выступают и просто разудалые мОлодцы, наиболее яркий пример которых — Василий Буслаев, новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали.

О былинных героях новгородского цикла можно сказать, что Садко — это олицетворение богатства Новгорода, а Буслаев — его могущества.

Композиция былин

Композиция сюжета былин всегда пострена по одному принципу:

1. Зачин (завязка сюжета)
2. Развитие действия (рассказ о событиях, предшествующих подвигу).
3. Кульминация (описание самого подвига).
4. Развязка (изображение сокрушенного врага, чествование победителя и т.д.).

В некоторых былинах зачину предшествует «запев», а за развязкой следует «исход». Цель запева — привлечь внимание слушателя. Очень часто он рисует величественные картины природы, настраивая слушателей на торжественный пафос и восприятие чего-то значительного и важного. Например, запев былины «Про соловья Будимировича»:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота, окиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския.

В исходе былины чаще всего воздается слава богатырю, например:

«Да тут Святогору да богатырю славу поем»;

«Тут Михаилы Потыку сыну Иванову славу поют,
Синему морю на тишину,
Всим добрым людям на послушанье.»

В некоторых исходах подчеркивается историческая достоверность былины:

С той поры да с того времени
Стали Добрыню стариной сказывать»
(исход одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша»)

Композиционные принципы и приемы былин

1. Принцип антитезы

Принцип противопоставления, который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Это часто видно уже в названии: например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей». Сопоставляются былинные богатыри и их противники, которые контрастны прежде всего по по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник - зол, бесчестен, воинствен, самоуверен и коварен. Принцип антитезы используется и при описании внешности: напр., Илья Муромец - человек обычного роста, а его противник Идолище устрашающих размеров.

2. Прием выделения

Прием выделения применяется зачастую уже в зачине для того, чтобы показать, о ком пойдет речь в былине. Например, зачин былины «Бой Алеши со Змеем»:

Да у князя было, князя Володимира,
Собирался в него да пир-беседушка,
И честна, и хвальна, да многорадостная.
Во-пиру-то бы сидели князья, богатыри,
Они сильные могучие богатыри.
Да и нету во пиру-то млад Алешеньки,
Млад Алешеньки свет Поповича.

В этом зачине вы как раз и видите, как сказитель приемом выделения дает понять, что главным героем былины будет Алеша.

Во многих былинах мы можете встретить ситуацию, когда князь Владимир обращается с каким-либо важным делом к богатырям, а они замолкают и и друг за друга прячутся. И лишь один-единственный вызывается выполнить важное поручение. И это не потому, что все трусливы и лишь один - смел. Нет, тут просто действует прием выделения одного героя из многих, т.к. в былине все подчинено созданию образа богатыря. И рассмотренный нами прием выделения также служит именно этой цели.

3. Прием гиперболизации

Гиперболизация (чрезмерное преувеличение) является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают. Таким же приемом описывается и сила богатырских коней, да и многие другие моменты. Например, богатство Дюка Степановича из Галича описывается так:

«Владимир ты князь да столен-киевской!
Пришли-тко бумаги сюды три воза,
А пошли сюды да тридцать писчиков,
Не описать именья будет в три года,
Во тех межах буде числа не дать».

(Это пишет Добрыня, которого послали в Галич, чтобы удостовериться в словах Дюка Степановича)

4. Диалоги

Значимую роль в композиционном построении былины играют диалоги: они драматизируют сюжет и помогают полнее охарактеризовать героев, раскрывая их переживания и мысли. Часто диалог является поворотным моментом былины. Очень хорош пример былины «Добрыня Никитич и Василий Казимирович»: на пиру «удалый добрый молодец» Василий Казимирович получает от князя Владимира задание отвезти огромную дань Батуру Батвесову. Опечаленным уходит Василий с пира: не по душе ему везти дань бусурманину. Встречает он Добрыню и между ними состоится разговор. Узнав о поручении князя Добрыня Никитич говорит:

«Не возьмем везти от князя от Владимира,
Не возьмем от него дани-пошлины, -
Мы попросим от собаки Батура Батвесова,
Мы попросим от него дани-пошлины»

С помощью этого диалога сказитель неожиданно меняет сюжет, пафос былины возрастает, растет внимание и чувство облегчения у слушателей: не подвел дорогой Добрынюшка, не посрамил честь свою и землю русскую. Таким нехитрым, но эффектным способом раскрывается чувство национальной гордости одного из самых любимых русских богатырей.

4. Прием повторений

Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Основное назначение подобных повторений - наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев. Приведем такой пример:

Увидев с горы неисчислимое войско противника и поняв, что одному с ним не справиться, Илья Муромец обращается к богатырю Самсону Самойловичу с такой взволнованной речью:

Крестный ты мой, батюшка, Самсон Самойлович,
И вы русский могучий богатыри,
Вы седлайте-тко добрых коней,
А и садитесь вы да на добрых коней,
Поезжайте-тко да во раздолыщо чисто поле,
А и под тот под славный стольний Киев град.
Как под нашим-то под городом под Киевом
А стоит собака Калин царь,
А стоит со войсками великима,
Разорить хотит ён стольний Киев град,
Чернедь мужиков он всех повырубить,
Божьи церкви все на дым спустить,
Князю-то Владимиру да со Опраксой королевичной
Он срубить-то хочет буйны головы.
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольний Киев град,
Вы постойте-тко за церквы ты за божий,
Вы поберегите-тко князя Владымира,
И со той Опраксой королевичной!
(Гильфердинг, т. 2, с. 25)

На это Самсон Самойлович отвечает:

Ай же крестничек ты мой любимыий,
Стары я казак да Илья Муромец!
А и не будем мы да и коней седлать,
И не будем мы садиться на добрых коней,
Не поедем мы во славно во чисто поле,
Да не будем мы стоять за веру, за отечество,
Да не будем мы стоять за стольний Киев град,
Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,
Да не будем мы беречь князя Владымира
Да еще с Опраксой королевичной.
У него ведь есте много да князей бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владымира.
(Гильфердинг, 2, с. 25-26)

Услышав отказ Самсона Самойловича, Илья Муромец вновь обращается к нему и другим богатырям с призывом встать на защиту Киева. Самсон Самойлович опять отвечает отказом. Илья Муромец третий раз обращается к русским богатырям. В третий раз Самсон Самойлович отвечает отказом. Обращение Ильи Муромца и ответ на него в былине трижды повторяется дословно.

В чем смысл и художественная необходимость такого повторения? Значение этого троекратного повторения диалога огромно. Во-первых, в нем выражается основная патриотическая идея былины - необходимость стояния за русскую землю; во-вторых, в нем выражается социальный конфликт между князем Владимиром и богатырями и, в-третьих, посредством этого приема подчеркиваются, необычайно ярко выражаются главные черты Ильи Муромца - его патриотизм, воля и настойчивость: в то время, когда над Родиной нависла смертельная опасность, он забывает личную обиду, выступает на защиту Родины, трижды обращается к русским богатырям с призывом встать на защиту отечества.

Стилистические особенности былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца стиха.

Стилистическое своеобразие былин определяется традиционностью выразительных средств жанра. В былинах наиболее употребительны такие литературные приемы как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эпитеты в былинах выражают то или иное отношение народа к изображаемым событиям, то есть имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – «могучий богатырь». Он неизменно называется «добрым молодцем», «удалым молодцом». У него «силушка великая», «громкий голос», «сердце богатырское». Верным помощником богатыря является конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: «богатырский», «добрый», «резвый» и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость стара, меды медвяные.

Для выражения противопоставления в былинах используются увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы: ручища словно граблища, глазища, головища с лоханищу, Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Овдотьюшка.


«Музыка Древней Руси» - Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Русь христианская. Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка.

«Культура и быт Древней Руси» - Что такое культура? Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава». Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Инициалы древнерусских книг (украшенные буквицы). Страница летописи «Повесть временных лет». Апсиды. Фрески Софийского собора в Киеве. София Полоцкая - кафедральный собор города Полоцка.

«Архитектура на Руси» - Владимиро-Суздальское княжество (12 в). В сходном по типу Дмитриевском соборе во Владимире (1193-1212) больше массивности. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика. Московское княжество. С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве. Псков (13-15 вв). Стены собора богато украшены резными рельефами.

«Быт и нравы Древней Руси» - Основным значением слова «дом» на Руси было - хозяйство. Положение женщины на Руси. 3. Сени – холодные переходы между строениями. 2. На Руси женщина обладала целым рядом прав. 1. И.Е. Забелин. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. К. Е. Маковский. Быт и нравы Древней Руси.

«Культура Руси IX-XIII» - Височные кольца. Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников. Успенская церковь. Константин (Кирилл)-филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Бытовая культура.

«Особенности древнерусской культуры» - Изучить особенности культуры Древней Руси. Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Культура Руси. О каких событиях повествуют былины? Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством. Культура Древней Руси в домонгольский период.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Вещественные Вещественные источники- это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады(монеты), одежда, избы(усадьбы)… источники Письменные К письменным источникам относятся: летописи жития... договоры письма грамоты источники Это песни, сказки, былины. Былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси –Древнерусского государства. Устные источники Былины – источник знаний о Киевской Руси В древности сказители былин не рассказывали, а напевали их, подыгрывая себе на гуслях. Гусли – щипковый народный инструмент А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей Земле!Не топтать их коням Землю Русскую!Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!И века простоит – не шелохнётся! Богатыри ─ главные герои былин. Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри». Илья Муромец АлёшаПопович Самым известным среди богатырей былИлья Муромец -спокойный, мужественный, суровый, самый сильный из богатырей, символ крестьянской мудрости. Добрыня Никитич-олицетворениевежливости и изящного благородства. Алёша Попович -символ хитрости, лукавый и мечтательный. Былинный герой - воплощение лучших качеств народа:служение Родине,мужество,справедливость, чувство собственного достоинства. Былины рассказывали о странствиях богатырей в поисках подвигов… …о битвах с врагами… «Вольга и Микула Селянинович» Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места сдвинуть. Тут поехал Вольга со всей дружиною. Тридцать человек без единого, облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одною рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул «Святогор-богатырь» Высоки на Руси святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, только Святогор-богатырь между утёсов разъезжает на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, с горы на гору переступает. Ростом Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются. Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг – впереди живой человек идёт. Идёт невзрачный мужичонка, лаптями притоптывает, на плече несёт суму перемётную.Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться – стал мужичка догонять. Тот себе идёт на торопится, с Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может.. Закричал ему Святогор:Эй, прохожий молодец, подожди меня!Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:- Что у тебя за ноша в этой сумочке? Хотел Святогор сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать – не шелохнется. Слез Святогор с коня, ухватил сумочку двумя руками, рванул изо всей силы – только до колен поднял. Глядь – а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло. Садко В славном Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гуселки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.Садка не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пир, И третий не зовут на почестен пир.По том Садко соскучился.Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гуселки яровчаты..Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской:-Ай же ты, Садко, новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои утехи за великие,За твою-то игру нежную? Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,Как начал плясать царь морской во синем море,Как расплясался царь морской –Во синем море вода всколыбалася,Со жёлтым песком вода смутилася,Стало разбивать много кораблей на синем мореСтало много тонуть людей праведных.Садко струночки на гуселках повыдернул,Шпенёчки во яровчатых повыломал.Говорит ему царь морской:Ай же ты садко новогородский!Что же не играешь в гуселки яровчаты?- У меня струночки во гуселках выдернулись,А шпенёчки во яровчатых повыломались Вставал Садко поутру ранёшенько,Поглядит: идёт триста красных девушекОн перво триста девиц пропустил,И друго триста девиц пропустил,И третье триста девиц пропустил.Позади шла девица-красавица,Красавица девица Чернавушка,Брал тую Чернавушку за себя замуж. Как ложился спать Садко во первую ночь, так проснулся Садко в Нове-городе,О реку Чернаву на крутом кряжу.Как поглядит – ажно бегут его червлёные корабли по Волхову.Не стал больше ездить Садко на сине море, стал поживать Садко в Нове-граде. Собиратели былин Кирша ДаниловЕго сборник, содержащий 26 былин, с 1804 года переиздавался 8 раз. Рыбников Павел НиколаевичВ 1861-67г. изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Александр Фёдорович Гильфердинг«Онежские былины», записанные А.Ф. Гильфердингом» переиздавались 4 раза. Книги о богатырях Мультфильмы о богатырях Сказка Былина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют с древнейших времён. 2.Оба жанра в то время – произведения устного народного творчества. Различия:1.Сказка основана на вымысле.2.Сказки «рассказывали». 1. Былина основана на реальных событиях, с элементами вымысла.2. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Былина быль Было на самом деле − рассказ об истории земли Русской, о подвигах народных героев. сказка Народные героиобладают фантастической силой, расправляются с чудовищами. + Какие знания о Киевской Руси несут былины?Это знания:- о быте крестьян, их орудиях труда, особенностях труда землепашцев; о жизни дружинников, их вооружении, службе у князя; о купцах, их кораблях и товарах, развлечениях и торговле: о службе богатырей на окраинах Киевской Руси и т. д. И не сказка, и не быль. , Ц=Л Былина Б№1 =Д, Добрыня? О Ч=Ц Муромец, Садко ГОСВАБЯРЫТЬОГТРО Святогор-богатырь Выпишите отдельно сначала красные, а потом фиолетовые буквы. Составьте из них слова, и у вас получится имя былинного богатыря. К и е в с к а я Р у с ь Выпишите отдельно синие и красные буквы от самой большой досамой маленькой. Название какого государства у вас получилось? Киевская Русь. Подготовить выразительное чтение былины «Никита- кожемяка».Читать текст в учебнике.Ответить на вопросы учебника.


Приложенные файлы