Рабочее и демократическое движение. История германии Что такое демократическое движение

Французская буржуазная революция произвела в Англии огромное впечатление.

Вождь вигов Фокс оценил как «самое великое и благотворное событие, когда-либо происходившее в мире». Крупнейшие английские писатели - Вордсворт, Роберт Бернс, Кольридж, Шеридан-восторженно приветствовали революцию.

Правда, уже в 1790 г. в Англии появился памфлет «Размышления о революции», ставший знаменем для всех врагов революционной Франции. Памфлет был написан бывшим вигом Берком, который называл революцию «сатанинским делом», грозящим гибелью всей европейской цивилизации.

Но памфлет Берка вызвал бурные протесты и породил целую литературу, в том числе книгу участника американской революции Томаса Пэйна «Права человека», разошедшуюся за несколько лет в невиданном тогда для Англии тираже - около миллиона экземпляров. Кроме Пэйна, в защиту Французской революции выступили также публицист Прайс, известный химик , писатель Годвин и др. Идеи Берка осуждались и значительной частью вигов, возобновивших свою агитацию за избирательную реформу.

Самой важной чертой демократического движения в Англии 90-х годов явилось широкое участие в нем народных низов и прежде всего рабочих. Наряду с обществами, создававшимися вигами, и часто в противовес им возникали новые центры движения - не за либеральную избирательную реформу, а за решительную, коренную демократизацию всего политического строя Англии. Наибольшее значение имело «Лондонское корреспондентское общество», образовавшееся в начале 1792 г. и имевшее ряд филиалов.

Председателем его был сапожник Томас Гарди. Массовая агитация, начатая обществом, посылка делегаций во Францию серьезно встревожили английское правительство, во главе которого стоял с 1783 г. Уильям Питт Младший (1759-1806). Уже в конце 1792 г. начались репрессии; в частности, заочно был осужден Т. Пэйн, избранный членом французского Конвента.

В начавшейся в феврале 1793 г. войне с Францией Питт проявил себя как самый решительный и ярый враг революции. «Мы должны быть готовы к длительной войне,-■ заявил он,- войне непримиримой, вплоть до истребления этого бича человечества». В соответствии с этим правительство Питта повело острую борьбу и против демократического движения внутри страны.

Собравшийся в ноябре 1793 г. в Эдинбурге «Британский конвент народных делегатов, объединившихся, чтобы добиться всеобщего избирательного права и ежегодных парламентов», был разогнан, а его руководители сосланы на 14 лет в Австралию.

Но демократическая агитация продолжала усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек, интересующихся в Англии политикой, не менее 80 тыс. должны быть отнесены к числу «решительных якобинцев». «Лондонское корреспондентское общество» объявило о созыве нового Конвента. Тогда Питт добился временной отмены действия закона о «личных правах» (так называемый Habeas corpus act).

Руководителей «Корреспондентского общества» во главе с Гарди арестовали и предали суду. Суд не решился, однако, поддержать обвинение. День оправдания Гарди в течение полувека после этого праздновался английскими демократами.

В 1795 г. прокатилась волна продовольственных беспорядков: захватывались мучные склады, суда с зерном и т. д. В октябре, накануне парламентской сессии, «Лондонское корреспондентское общество» организовало огромные митинги.

В день открытия парламента на улицы столицы вышли около 200 тыс. лондонцев. Питт был освистан. В королевскую карету бросали камнями, ее окружила толпа с возгласами «Хлеба! Мира!» Питт ответил на это законами о «мятежных собраниях», которые фактически отменяли свободу собраний и печати.

В последующие годы недовольство правительством Питта не уменьшилось. Успехи французских армий и развал первой коалиции, а также ухудшение продовольственного положения, усиление налогового гнета и другие внутренние затруднения делали правительство все более непопулярным.

В 1797 г. не было почти ни одного графства, где не подавались бы петиции с требованием прекращения войны и отставки Питта.

  • Тридцатилетняя война
    • Причины войны
    • Чешско-пфальцский период
    • Датско-нижнесаксонский период
    • Шведский период
    • Шведско-французский период
    • Вестфальский мир
  • Культура, развитие образования и научных знаний
  • Итоги Тридцатилетней войны
    • Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)
    • Материальные и демографические последствия войны
    • Культурная и политическая ситуация
  • Экономическое развитие
    • Германский камерализм
    • Рост населения и демографическая политика князей
    • Сельское хозяйство
    • Ремесло и мануфактурная промышленность
    • Торговля и банковское дело
  • Социальная структура
    • Социальная структура
    • Князья и дворы
    • Дворянство
    • Духовенство
    • Крестьяне и сельские ремесленники
    • Городское население
    • Специфические и маргинальные группы
  • Институты власти в империи и германских государствах
    • Абсолютная монархия
    • Император и империя
    • Рейхстаг
    • Имперский придворный совет и Имперская судебная палата
    • Имперские округа
    • Управление в светских и духовных княжествах
    • Имперские города
  • Политическая жизнь империи
    • Конфликты и кризисы первых послевоенных десятилетий
    • Борьба с гегемонией Франции и война за испанское наследство
    • Возвышение Австрии и Пруссии
    • Государственное управление
    • Немецкий дуализм
      • Немецкий дуализм - страница 2
    • Австро-прусские отношения и судьбы империи
      • Австро-прусские отношения и судьбы империи - страница 2
    • Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма
  • Культура и духовная жизнь
    • Немецкое барокко
    • Наука и образование
    • Начало немецкого Просвещения
    • Движение «Буря и натиск»
    • Культурная политика просвещенных монархов
  • Германия на пути буржуазных реформ (1789-1848 гг.)
    • Революция во Франции и ее последствия
    • Политика Наполеона в Германии
    • Антинаполеоновское движение
    • Венский конгресс. Создание Германского союза
    • Социально-экономические реформы первой половины XIX в.
    • Формирование буржуазного общества
      • Формирование буржуазного общества - страница 2
      • Формирование буржуазного общества - страница 3
    • Оппозиционное движение
    • Начало формирования политических партий
    • Особенности германского либерализма
  • Революция 1848-1849 гг.
    • Начало революции и ее особенности в Германии
      • Начало революции и ее особенности в Германии - страница 2
    • Прусское Национальное собрание
    • Движение за объединение Германии
    • Начало работы общегерманского собрания
    • Проблема Шлезвиг-Гольштейна
    • Проблема Австрии
    • Принятие Имперской конституции
  • Австро-прусская борьба за объединение Германии (1850-1870 гг.)
    • Реставрация и австро-прусская борьба за гегемонию
    • Объединение Германии
  • Культура и духовная жизнь
    • Немецкий романтизм
    • Архитектура и живопись
    • Эпоха бидермейера и «Молодая Германия»
    • Философия
    • Историческая наука

Демократическое и социалистическое движение

Демократическая партия формировалась на основе оппозиционного радикального движения. Главным принципом для демократов был принцип народного суверенитета и господства большинства. Суверенитет один, он неделим и находится в народе. Только республика воплощает идею народного суверенитета, а не монархия, как бы се ни ограничивали.

Кроме того, демократы делали акцент на принцип равенства. Они не стремились к полному уничтожению социального неравенства, но желали его ограничения путем налогового законодательства, законов о наследстве и свободного доступа к образованию.

Равенство они ставили выше свободы; в случае конфликта между ними демократы отдавали предпочтение равенству и, в отличие от либералов, не видели в этом угрозы для свободы.

Демократы вкладывали другой, чем либералы, смысл в понятие «народ». Для них народ - это маленькие люди, зависимые и угнетенные. Такое понимание народа и принцип народного суверенитета у демократов выливался в требование всеобщего избирательного права.

Демократы выступали не только против существующей системы, но и против буржуазии - как «буржуазии богатства» (крупных собственников), так и «буржуазии образования» (академики, врачи, юристы). Они критиковали либералов за то, что те все свои ожидания связывали с парламентом. Демократическое движение включало в себя два компонента.

Одним из них была радикально настроенная интеллигенция - философы, писатели, поэты, публицисты (Арнольд Руге, Йозеф Бауэр, Иоганн Якоби). Второй составляли представители низших слоев населения из тех районов Германии, которые находились в особенно бедственном положении, а также областей с возникающей крупной промышленностью и крупных городов.

В наибольшей степени радикализм был представлен в Бадене. Здесь сыграла роль и близость к Франции и Швейцарии. В демократическом движении 1840-х гг. большой след оставили баденцы Фридрих Геккер и Густав Струве.

В 1830-1840-е гг. в Германии зарождается социалистическое движение. Его появление связано с социальными изменениями, сопровождавшими рождение крупной промышленности: разорение ремесла, маргинализация населения, изменение или утрата социальных перспектив. Промышленная революция ставила много вопросов, на которые и пыталась ответить социалистическая теория.

В центр ее проектов нового общественного устройства был поставлен рабочий класс. Это была теория о рабочих и для рабочих. Важнейшими правами человека социалисты называли свободу, равенство и братство. Они выступали против всего консервативного, против феодальной системы и монархии, и в этом отношении их можно назвать сторонниками либерального движения.

Но социалисты в то же время выступали против либерализма, буржуазии и «буржуазных привилегий». Антикапитализм сближал их с радикалами, но, в отличие от демократов, они выступали не за ограничение, а за уничтожение частной собственности, прежде всего - на средства производства.

Самой сознательной и мобильной частью рабочих слоев в Германии в 1830-1840-е гт. были ремесленники. Именно из их организаций, возникших в эмиграции, образовались первые социалистические союзы («Союз справедливых», «Союз коммунистов»).

Ведущей фигурой раннего германского социализма был Вильгельм Вейтлинг, странствующий ремесленный подмастерье, единственный неинтеллектуал среди первых теоретиков социализма. Вейтлингу принадлежало несколько работ, в том числе «Гарантии гармонии и свободы», которые стали, по сути, программными документами «Союза справедливых».

Идеалом Вейтлинга был уравнительный коммунизм, переход к которому происходит в результате революции. Революцию, по Вейтлингу, могут совершить только самые обездоленные и отчаявшиеся, особенно люмпены больших городов. В острой полемике с Вейтлингом и другими социалистами начали развивать свою теорию Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Таким образом, в предшествовавшее революции десятилетие закончилась первая фаза консолидации политических сил вокруг нескольких центров, результатом чего стали первые, пока еще организационно аморфные, но идеологически уже оформленные политические партии.

Сотрудничество в газетах, переписка, личные встречи лидеров оппозиции ускорили процесс выработки программ. Первыми ее сформулировали демократы на народном собрании в Оффенбурге (Баден) в сентябре 1847 г. Хотя многие формулировки программы отличались неопределенностью, она представляла собой попытку учесть интересы низших слоев общества и снять нарастающую социальную напряженность.

В октябре 1847 г. на съезде в Геппенгейме была принята программа либеральной партии. Ее главные пункты предусматривали введение конституции и создание единого союзного государства с единым правительством и парламентом. С этими программами демократическая и либеральная партии вступили в революцию.

«Псевдореспублика», образованная в 1902 г., не только не отвечала, но и противоречила интересам абсолютного большинства Кубинского народа. Это понимали многие видные общественно-политические деятели Кубы. Известный философ Энрике Хосе Варона, критикуя консерваторов за их преклонение перед США писал: «Они просят действенного лекарства у других, я же думаю, что разумно было бы искать его в жизненных силах нашего общественного организма. Если нет таких сил или они так незначительны, что не в состоянии заставить нас выздороветь, то никакая политическая микстура не спасет нас ». Конечно, народ, в течение нескольких веков боровшийся за свое национальное освобождение, имелись такие силы. Среди них прежде всего необходимо назвать рабочий класс, борьба которого по своему объективно-историческому содержанию совпадала с общенациональными и несмотря на отмеченную выше идейную и организационную слабость влияла на политическую жизнь.

В конце XIX – в начале ХХ в. на формирование классового сознания кубинского пролетариата оказывали влияние анархизм, реформизм и марксизм. Реформистские тенденции были присущи прежде всего образованной 29 марта 1899 г. Социалистической партии Кубы.

Первые партии на острове, как правило, не представляли собой сложившиеся политические организации какого-либо одного класса; они стремились привлечь на свою сторону самые разнообразные слои общества, что делало их аморфными, и недолговечными, а программные документы – расплывчатыми и противоречивыми.

Такого рода организацией была и Социалистическая партия. В манифесте «К народу Кубы» основатель партии Диего Висенте Техера и его соратники призывали бороться за облегчение тяжелого положения трудящихся, и обращала внимание законодателей на «чудовищные отношения между трудом и капиталом ». Однако элементы либеральной буржуазии, оказавшиеся в руководстве партией, не разделяли подобный радикализм. Техера и некоторые другие руководители Социалистической партии не видели конкретных путей освобождения от капиталистической эксплуатации. Просуществовав несколько месяцев, партия распалась.

8 сентября 1899 г. анархистами Энрике Месоньером и Энрике Краччи была образована Всеобщая лига кубинских трудящихся, руководствовавшаяся в своей деятельности следующими принципами:

1) все кубинские рабочие должны пользоваться теми же преимуществами гарантиями, что и иностранные, на различных предприятиях страны;

2) всемерно способствовать привлечению к работе в мастерских кубинских эмигрантов, возвращение на родину которых становится все более необходимым;

3) начать кампанию в защиту моральных прав и материальных интересов кубинских женщин-работниц;



4) сделать все возможное, чтобы дать работу всем сиротам, бродяжничающим на наших улицах, независимо от того, являются ли они детьми борцов за независимость или нет;

5) быть готовым борьбе против любых подрывных элементов, стремящихся каким либо способом затормозить успешное развитие Кубинской республики .

Несмотря на откровенный экономизм основных требований Лиги, ее деятельность имела целый ряд позитивных моментов, и важнейший из них – пробуждение к борьбе за улучшение своего положения широких пролетарских масс острова. В то же время анархо-синдикалистские тенденции в деятельности этой организации существенно тормозили развитие рабочего движения, пагубно влияя на его организационную сплоченность и дисциплину, обрекая рабочих на забвение политических требований. Отрицание же анархо-синдикалистами роли крестьянства в революционном движении значительно сужало социальную базу борьбы в общенациональном масштабе.

Известная доля дезориентации, внесенная анархистами в рабочее движение, не помешала кубинскому пролетариату в период первой американской оккупации острова проявить свою классовую солидарность. Бастовали строители, табачники, кочегары железной дороги, рабочие хлебопекарен, типографы и др. В ряде случаев требования бастовавших – повышение зарплаты и сокращение продолжительности рабочего дня – были удовлетворены.

Надежды рабочих на то, что с провозглашением республики их положение улучшится,

не оправдались. В результате не прошло и двух месяцев после вступления Т. Эстрады Пальмы на пост президента, как в различных районах страны начались волнения. Особый размах они приняли в ноябре

1902 г., когда произошла первая в истории Кубы всеобщая забастовка. Гавана, Сьенфуэгос и Крусес стали центрами забастовочного движения. На некоторых улицах страны появились баррикады. Бастовавшие требовали: установить 8-часовой рабочий день, повысить заработную плату, предоставить кубинским подросткам равные права с испанскими при приеме на работу. Армия и полиция жестоко подавили это общенациональное выступление пролетариата, а Всеобщая лига кубинских трудящихся заявила о своем самороспуске.

Известно, что рабочее движение, развивающееся самостоятельно, без руководства со стороны пролетарской партии, неминуемо ведет к тред-юнионизму, к борьбе чисто экономической.

На Кубе много сил и энергии делу создания такой партии отдал Карлос Балиньо (1848 – 1926) – первый кубинский марксист, видный деятель кубинского коммунистического и рабочего движения на Кубе. Возвратившись в 1902 г. из США, он в следующем году основал в Гаване Клуб социалистической пропаганды – первый марксистский кружок на острове, в 1905 г. издал брошюру «Правда о социализме», в которой изложил важнейшие положения марксизма.

В 1904 г. образовалась Кубинская рабочая партия, носившая реформистский характер. К. Балиньо вступил в ее ряды, чтобы опираясь на пролетарское ядро, вести борьбу за новую партию. В 1905 г. эта цель, казалось, была достигнута. В принятых программных документах, основанных на принципах марксизма, впервые в истории рабочего движения острова был поставлен вопрос о захвате пролетариатом власти в стране и уничтожение частной собственности на средства производства, а сама партия стала называться Рабочей социалистической партией острова Кубы .

Партия была объявлена вне закона. К трудностям нелегальной борьбы вскоре добавились острые противоречия между К. Балиньо и руководством примкнувшего к партии в 1906 г. Социалистического союза Интернационала – организаций, состоявших из испанцев-социалистов, проживающих на Кубе и придерживавшихся анархо-синдикалистских взглядов.

Безусловно, при общей слабости в начале ХХ в. политического движения пролетариата на Кубе идеи научного социализма были близки и понятны лишь незначительному числу рабочих. Это обстоятельство наряду с непримиримой идейно-политической борьбой между сторонниками марксизма и анархизма, а также шовинизм, привнесенный испанцами из Социалистического союза Интернационала, явились главными причинами того, что Рабочая социалистическая партия острова Кубы не смогла стать объединяющим и руководящим центром, выражающим классовые интересы всего пролетариата.

С началом Первой мировой войны европейские социалистические партии II Интернационала оказались в глубоком кризисе, который охватил и социалистические партии Латинской Америки, в основном созданные по образу и подобию германской социал-демократии и использовавшие в качестве образца для своих программных документов Эрфуртскую программу. Не избежала этой участи и и оказалась на грани распада и Рабочая социалистическая партия острова Куба. В то же время отдельные отряды этой партии, например в г. Мансанильо, пользовалась значительным влиянием и авторитетом в рабочей среде. Годы борьбы с анархизмом обогатили К. Балиньо и его соратников опытом работы с массами, способствовали распространению марксизма. В свою очередь некоторые лидеры анархистов, в частности,

А. Лопес, в горниле классовых битв преодолели свои классовые заблуждения и перешли на позиции научного социализма.

В 1907 г. на Кубе проживали 2 048 980 человек. 43,9 % составляло городское население, причем в 20 городах число жителей превышало 8 тыс.; 355 тыс. человек проживали в Гаване и ее окрестностях. Характерным явлением первых шести лет существования республики был высокий уровень иммиграции. Ежегодно на остров прибывали в среднем 35 тыс. человек, из них 82 % - испанцы и 5 % - выходцы из США. По переписи 1907 г., отряд фабрично-заводских рабочих насчитывал 126 тыс., в торговле и на транспорте были заняты 135 тыс., в сельском хозяйстве, на рыболовецких промыслах и в горнорудной промышленности – 375 тыс .

В 1906-1908 гг. значительным шагом в развитии рабочего движения стало создание крупных профессиональных союзов, таких, как Союз рабочих табачной промышленности, Союз каменщиков и подмастерьев, Кубинская лига железнодорожных рабочих и служащих (в Камагуэе), Объединение рабочих железных дорог (в Гаване).

Важным звеном в развитии сознания кубинского пролетариата стало движение солидарности с русскими братьями по классу в годы революции 1905-1907 гг. Большую работу по разъяснению целей и задач борьбы русских рабочих проводил К. Балиньо, опубликовавший в газете «Ла вос обрера» ряд статей о событиях в России. «Сердца миллионов социалистов всех частей света, - писал он в 1905 г., - находятся сегодня в небольших городах России, где набирает силу грандиозное рабочее движение революционного характера .

Наряду с революционными событиями в России в этот период на страницах кубинской прессы много внимания уделялось требованиям мировой прогрессивной интеллигенции об освобождении из царской тюрьмы великого пролетарского писателя А.М. Горького. Видные деятели кубинской культуры обратились с аналогичным требованием к русскому консулу в Гаване, а руководство Ассоциации кубинских журналистов направило письмо царскому правительству, в котором выразило протест против ареста писателя. В одном из влиятельных гаванских журналов «Эль Фигаро» была помещена статья о жизни и творчестве А.М. Горького, отмечавшая прежде всего «величие его души и редкую красоту его таланта ».

Героический пример русских рабочих придал новый импульс забастовочному движению на Кубе. Многие рабочие, как уже отмечалось выше, выступали против оккупации Кубы американскими войсками. Кроме того, бастовали табачники, железнодорожники, грузчики, возчики, работники питания, выдвигая в основном экономические требования.

Характерно, что американские оккупационные власти, стремясь сбить забастовочную волну, неоднократно привлекали штрейкбрехеров, привезенных из США, для работы в некоторых отраслях кубинской экономики, например на железнодорожном транспорте . Иммиграция же дешевой рабочей силы из Китая, Гаити, Ямайки, всячески стимулировавшаяся хозяевами иностранных компаний, помогали им поддерживать низкий уровень заработной платы и в случае необходимости прибегать к локаутам. В таких условиях разрозненные действия кубинских рабочих редко приводили даже к частичному успеху .

Как уже отмечалось, с образованием республики не была уничтожена расовая дискриминация. Больше того, контроль, установленный США над Кубой, привел к усилению гонений на цветное население. Это вызвало массовый протест негров и мулатов. В 1908 г. образовался Независимый союз цветного населения, в дальнейшем получивший название Независимая партия цветного населения. Разумеется, ее нельзя считать политической партией, так как она базировалась на принципе расовой принадлежности.

Эта организация, в которое входила большое число рабочих, располагала значительными силами вследствие того, что в нее вошли вчерашние бойцы Национально-освободительной армии во главе с генералом Эваристо Эстеносом. «Партию цветных» поддерживали еще 12 генералов, 30 полковников и сотни младших офицеров, а число ее членов составляло около 60 тыс. человек . Цели борьбы «партии» носили довольно прогрессивный характер: уничтожение всех форм расовой дискриминации, отмена смертной казни, бесплатное университетское образование, представление больших льгот кубинцам по сравнению с иностранцами при приеме на работу, распределение государственных земель между крестьянами, 8-часовой рабочий день, создание рабочих трибуналов, которые стали бы главными арбитрами в разрешении возникавших проблем между капиталистами и рабочими.

Подобный радикализм цветного населения всерьез обеспокоил кубинскую буржуазию. Сенат объявил «партию цветных» вне закона. В ответ на это 20 мая 1912 г. она выступила с оружием в руках против правительства. Восстание, охватившее в основном провинцию Ориенте и часть провинции

Лас-Вильяс, было жестоко подавлено.

Борьба между трудом и капиталом постепенно углублялась и обострялась. Важной вехой ее истории мог бы стать, но не стал первый в годы республики рабочий конгресс, проходивший в Гаване в августе

1914 г. Его своеобразие состояло в том, что фактически он был подготовлен и организован правительством Менокаля, пытавшегося таким образом поставить под свой контроль пролетарское движение в стране.

Дорожные расходы и затраты на пребывание в Гаване более 1300 делегатов взяло на себя правительство, а открывший конгресс министр юстиции Кристобаль-де-ла-Гуардия призвал рабочих Кубы стремиться к уровню жизни, достигнутому большинством цивилизованных наций, но «при этом не наносить слишком большой ущерб буржуазному классу ».

Работа этого «странного» (по определению кубинского историка С. Агирре) конгресса проходила в русле буржуазного реформизма; правительство Менокаля предприняло попытку подкупить лидеров наиболее крупных профессиональных союзов и создать «желтые» профсоюзы. На заседаниях конгресса выступления почти всех ораторов (за редким исключением) носили соглашательский характер, на что повлияла прежде всего система отбора делегатов, многие из которых не имели никакого отношения к рабочему классу.

В то же время рабочие, попавшие на конгресс, не стали соблюдать предусмотренный правительственными чиновниками «сценарий» и выступили с критикой дороговизны и против забвения идеалов Х. Марти, говорили о том, что на Кубе сохранились колониальные порядки и что, несмотря на конституцию 1901 г., «все осталось, как было раньше . Конгресс не принял никаких решений по рабочему вопросу и ограничился лишь резолюцией против войны и германского милитаризма.

Первая мировая война способствовала повышению спроса на кубинский сахар. Однако значительный приток валюты в страну не улучшило положение трудящихся. Цены на продукты питания (в основном импортируемые из-за границы) в годы войны резко возросли, а заработная плата оказалась «замороженной», что привело к обострению классовой борьбы в этот период.

Поднялась новая волна забастовок. В авангарде борьбы были рабочие-сахарники. Особо следует выделить забастовку в районах Гуантанамо и Крусес. Их мужество и решимость бороться до победного конца (они выдвигали требования экономического характера) вынудили правительство послать в восточные провинции 1500 солдат для устрашения рабочих и наведения порядка во время сафры 1915 г. Но штыки карателей не поколебали рабочих, волнения в этих зонах продолжались в течение всего 1915 г.

Буквально весь остров облетели слова из манифеста рабочих Крусеса: «Мы, рабочие, производим все самое необходимое для жизни, и против нас совершаются все преступления. Наша жизнь – вечный ад, который никогда не кончается и никуда не исчезает. С момента рождения до самой смерти мы влачим жалкое существование. Почему мы обречены на эти страдания и на эту нищету в то время в то время, как рядом с нами в оргиях прожигают то, что нам крайне необходимо? Почему те, кто ничего не производит, имеют горы всего, а мы, трудящиеся, не располагаем самым насущным? Почему мы терпим такую несправедливость и переносим эту боль ?».

В манифесте прозвучал призыв к единству всех рабочих острова. Таким образом, суровая школа жизни и неумолимые законы классовой борьбы раскрыли рабочим глаза на возможность освобождения от пут капитала посредством объединения усилий пролетариата в общенациональном масштабе. Но на пути к этому единству рабочему классу Кубы еще предстояло пройти через множество испытаний.

Слабостью рабочего движения в этот период была и недооценка борьбы крестьян за свои права. Борьба крестьян велась прежде всего против сгона с занимаемых земель. Лишение гуахиро основы его существования – земельного надела – стала неотъемлемой частью «аграрной политики» кубинского правительства с момента рождения «псевдореспублики». По мере того как на Кубе возникали все новые латифундии, принадлежащие иностранным компаниям, все большее число кубинских крестьян разорялось и пытались отстаивать свои права. Но протесты гуахирос носили еще более разрозненный и стихийный характер, чем движение рабочих.

Классовые бои первых 15 лет существования республики не принесли ощутимых успехов революционно-демократическим силам кубинского общества. Тем не менее они имели огромное историческое значение, так как положили начало борьбе кубинского народа за разрешение главного противоречия «независимой» Кубы, противоречия между интересами кубинской нации, с одной стороны, и американским империализмом и его союзниками на острове – латифундистами, сахарозаводчиками и представителями торговой буржуазии, связанными с импортными и экспортными операциями, - с другой. Борьба за разрушение этого противоречия стало доминантой кубинской истории вплоть до победы революции в 1959 г.

В самой России почти одновременно с группой «Освобождение труда» в 1883 г. студентом Петербургского университета Димитром Благоевым была основана первая социал-демократическая организация. Объединявшая в основном студентов университета, технологического и лесного институтов в целях пропаганды идей социализма среди рабочих. Группа назвала себя «Партией русских социал-демократов». С 1885 г. она установила тесные контакты с группой «Освобождение труда» и заявила о признании второго проекта ее программы. За 3 года своей деятельности члены группы создали 15 рабочих кружков для проведения занятий по основам природоведения, истории, культуры, политэкономии и научного социализма. Ставя своей целью воспитывать рабочих как сознательных борцов за освобождение от политического и экономического гнета, группа выпустила два номера газеты «Рабочий». Во втором номере газеты была помещена статья Г.В. Плеханова «Современные задачи русских рабочих» (письмо к петербургским рабочим кружкам) и другие материалы, пронизанные идеей создания единой социал-демократической рабочей партии.

В 1885–1888 гг. в Петербурге действовала и другая социал-демократическая группа – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых», созданная П.В.Точисским для поднятия материального, интеллектуального и морального уровня рабочих. Члены группы, в том числе рабочие В.А. Шелгунов, Е.А. Климанов (Афанасьев), И.И. Тимофеев, В.В. Буянов и др., вели революционную пропаганду на крупнейших предприятиях Петербурга за Невской заставой, на Васильевском острове, в мастерских Петербургско-Варшавской железной дороги. Уделяя в основном внимание культурно-просветительной деятельности, они вместе с тем пропагандировали социалистические идеи, полемизируя с народниками.

Процесс создания социал-демократических групп и кружков охватил промышленные центры и ряд национальных окраин России. Всего в этот период в 24 губерниях (всего их было более 50) действовало около 60 социал-демократических кружков и организаций. Среди них – федосеевские кружки в Поволжье, кружки Ю. Мельникова на Украине, партия «Пролетариат» в Польше, возглавляемая Л. Варыньским, социал-демократические кружки в Вильнюсе, Минске, Ростове-на-Дону, Тифлисе, Гомеле и др.



Одной из самых многочисленных по составу и оставивших наиболее значительный след в истории российской социал-демократии ее раннего периода была созданная в 1889 г. в Петербурге группа М.И. Бруснева. Организация была по составу преимущественно рабочей и называла себя «Рабочим союзом», хотя входили в нее также представители интеллигенции и студенчества. Группа ставила своей главной целью подготовку развитых и сознательных социал-демократов из рабочей среды.

Существовавшие в России социал-демократические кружки 80-х начала 90-х гг., хотя и имели контакты между собой, действовали преимущественно изолированно, главное внимание уделяли политической учебе, культурному развитию узкого круга сознательных рабочих. Находясь под постоянным полицейским контролем, они не могли работать длительное время. И все же сыграли большую роль в становлении российского социал-демократизма, да и других общественных течений России. Были заложены основы теории и программы социал-демократической партии.

К 90-м гг. народничество в основном эволюционировало от революционно-демократического к умеренно-либеральному. Народники выдвигали в этот период программы реформ, по-прежнему веря в особую историческую судьбу русского народа. Они считали необходимым улучшение положения крестьянства, призывали к реорганизации Крестьянского банка, введению дешевого кредита и т. п.

Теоретическая деятельность российских марксистов была неотделима от практической работы. На смену разгромленным охранкой кружкам возникают новые социал-демократические организации: «Рабочий союз» в Москве (1894), петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), организации в Туле, Иваново-Вознесенске, Костроме, Самаре, Киеве, Екатеринославле, в Закавказье. В Вильно в 1892 г. образовался Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»), в Варшаве – Социал-демократия Королевства Польского (1893).

В это время социал-демократы в своей деятельности переходят от пропаганды среди узкого слоя активных рабочих к агитации в широких массах. Первыми эту работу в Российской империи начали польские социал-демократы, а затем организации в Литве и Белоруссии, Москве и Петербурге. Одной из самых мощных и влиятельных социал-демократических организаций стал петербургский «Союз борьбы». В его руководство входили В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов, А.А. Ванеев, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский, А.Л. Малченко, С.И. Радченко и др. Судьба этих людей была различна: одни пошли с Лениным до конца, другие превратились в идейных противников большевиков и не приняли Октябрьской революции.

«Союз» был общегородской, строго централизованной организацией. Во главе его стоял руководящий центр – общегородской комитет. Он направлял работу трех районных звеньев и 20–30 рабочих кружков. Действовал «Союз борьбы» на принципах строгой конспирации, твердой дисциплины и четкого распределения функций. Члены «Союза борьбы» вели беседы в рабочих кружках, выпускали листовки, руководили стачками. Имелись постоянные связи с рабочими 70 предприятий. Издавались прокламации общеполитического содержания: «Рабочий праздник 1 Мая», «Адрес петербургских рабочих французским рабочим» (к 25-летию Парижской коммуны). Была подготовлена к выпуску газета «Рабочее дело», хотя издать ее в связи с арестами не удалось.

Нарастающий размах рабочего движения, новые организационные задачи и новые явления в экономике и политике неизбежно вызывали серьезные дискуссии в рядах российских марксистов. Эти споры стимулировались также выступлениями одного из руководителей германской социал-демократии, ученика и соратника Маркса и Энгельса Э. Бернштейна. Он призывал по мере развития общества, накопления о нем новых знаний «ревизовать» марксизм, пропагандировал поэтапный реформистский путь движения пролетариата к социалистическому будущему, выдвинув лозунг «движение – все, конечная цель – ничто». Обнаружилось наличие различных подходов к вопросам соотношения стихийности и сознательности в рабочем движении, экономической и политической борьбы, роли революционной теории, сущности и назначения самой политической партии. Начавшаяся еще в 80-е гг. дифференциация в российском социал-демократическом движении все более углублялась. Явно обозначились два основных направления: революционное и реформистское, хотя в каждом из них были свои оттенки. Во второй половине 90-х гг. среди российских марксистов выделились три течения: «легальные марксисты», «экономисты» и ортодоксальные (революционные) марксисты.

«Легальные марксисты» (Бердяев, Булгаков, Струве, Туган-Барановский), принимая в целом экономическую теорию марксизма, не соглашались с его политическими и философскими положениями о роли революции, сущности государства, неизбежности социалистической революции П.Б. Струве в начале XX в. перешел на позиции буржуазного либерализма, занимая постепенно все более правые позиции. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков в итоге пришли к полному отрицанию марксизма в его материалистической оболочке и стали идеологами знаменитого русского идеализма.

В середине 90-х гг. формируется «экономизм». Его идеологами выступали Е.Д. Кускова, С.Н. Прокопович и др. Они решительно высказывались за приоритет экономической агитации, за реформы. Как идейное течение «экономизм» не был однородным. Ему был свойственен широкий диапазон оттенков: от увлеченности части его сторонников идеями буржуазного реформаторства до прямого смыкания с анархизмом. В печати – газете «Рабочая мысль», журнале «Рабочее дело», в программном документе «Кредо» – «экономисты» выступали с призывами к политической поддержке либералов, к защите профессиональных интересов рабочих.

В этих условиях социал-демократы Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Киева, Екатеринослава, Харькова, Вильно, заграничного «Союза русских социал-демократов» начали активную подготовку создания партии. Инициативу по созыву съезда партии взяла на себя киевская социал-демократическая группа. Главная цель заключалась в объединении отдельных социал-демократических организаций в партию. Делегатами съезда стали представители четырех «Союзов борьбы» (петербургского, московского, киевского, екатеринославского), представители Бунда и «Рабочей газеты», созданной для подготовки к съезду.

Съезд работал 1–3 марта 1898 г. в г. Минске. Единогласно было принято решение о слиянии «Союзов борьбы», группы «Рабочей газеты» и Бунда в единую организацию. Дискуссия развернулась по вопросу о названии партии. Обсуждались варианты «Русская социал-демократическая партия», «Русская рабочая партия», «Русский рабочий союз». Пятью голосами против четырех съезд утвердил название – «Российская социал-демократическая партия». Термин «рабочая» был включен в ее название при составлении партийного Манифеста с согласия двух членов ЦК. Обсуждая вопрос об отношении к Польской социалистической партии (ППС), съезд высказался за признание права наций на самоопределение. Делегаты съезда выслушали также доклады с мест, уделив серьезное внимание вопросам перехода от кружковой пропаганды к массовой агитации. Определены были и организованные принципы построения новой партии. Съезд избрал ЦК из трех членов: С.И. Радченко, В.Л. Эйдельман, А.И. Кремер – и объявил официальным органом «Рабочую газету». С.И. Радченко и А.И. Кремеру было поручено организовать составление, издание и распространение Манифеста, в котором были изложены общие принципы деятельности партии и ее задачи. По словам В.И. Ленина, все документы съезда опирались на программу группы «Освобождение труда». Работа I съезда вызвала значительный интерес социал-демократии почти всех групп европейских стран. На международных социалистических конгрессах и в исполнительных органах II Интернационала социал-демократы России стали теперь выступать как представители РСДРП.

I съезд РСДРП стал важной вехой в истории создания социал-демократической партии, закономерным этапом в развитии российского рабочего движения. В исторической литературе до сих пор отсутствует однозначная оценка итогов работы и значения этого съезда. Он был детищем своего времени. Социал-демократия в этот период еще только формировалась. В ее рядах достаточно сильны были тенденции идейной и организационной разобщенности. На самом съезде отсутствовали признанные теоретики социал-демократического движения. В силу этих обстоятельств в решениях съезда оказались обойденными вопросы отношения партии к аграрному, национальному вопросу, государственному устройству России, о будущих союзниках пролетариата. Съезд не принял ни программы, ни устава партии. Идейная и организованная разобщенность в рядах социал-демократии после съезда сохранилась.

Начало XX в. в России отмечено мощным подъемом рабочего движения. В 1900–1903 гг. прокатилась волна крупных демонстраций и стачек рабочих, охватившая многие промышленные центры. Эти события показали, что пролетариат в России превратился в большую и самостоятельную общественную силу, руководителем которого выступала интеллигенция. В этот период большую роль сыграла газета «Искра». Она выходила под руководством В.И. Ленина, издавалась за границей и нелегально перевозилась в Россию, где распространялась в подпольных кружках и среди рабочих. В 1903 г. собрался II съезд РСДРП (сначала в Брюсселе, а потом в Лондоне). Он принял программу партии, в которой были определены ближайшие задачи – свержение самодержавия, установление демократической республики (программа-минимум), а также указана конечная цель борьбы – социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум). При обсуждении пункта устава о членстве в партии произошел раскол. Большинство голосов получило предложение Л. Мартова о достаточности «личного содействия» партийной организации в противовес формулировке В.И. Ленина об обязательном «личном участии» в работе партийной организации. При выборах в центральные органы партии сторонники Ленина получили большинство голосов, которых с этого времени стали называть «большевиками», а их идейных противников в РСДРП – «меньшевиками».

Таким образом, сложная социально-экономическая структура России привела к необычайной расстановке сил на общественно-политической арене. В Западной Европе во время смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия с ее лозунгами политических свобод, установления республики или ограничения власти монарха законодательными актами. Иное произошло в России. В ней начали непримиримую борьбу три главных политических лагеря: либеральный, правительственный и революционно-демократический. Неспособность их идеологов к компромиссам грозила стране в будущем серьезными потрясениями. Российская революция 19051907 гг. относится к числу поздних буржуазных революций. Так, от английской революции XVII в. ее отделяли более 250 лет, от Великой французской – более столетия, а от европейских революций 1848–1858 гг. – 50 с лишним лет. Кроме того, буржуазная революция в России отличалась от своих предшественниц на Западе. Это объяснялось прежде всего тем, что уровень ее развития к началу XX в., острота классовых противоречий и степень зрелости пролетариата были выше, чем в западных странах накануне первых буржуазных революций. Будучи по своему объективному содержанию буржуазной, российская революция 1905–1907 гг. соединяла в себе две социальные войны – борьбу с остатками феодализма и схватку между трудом и капиталом. При этом борьба между пролетариатом и буржуазией в европейских революциях носила скорее эпизодический характер, тогда как в России рабочий класс к 1905 г. был вполне самостоятельной политической силой.

Первые революционные события во Франции (1789) породили энтузиазм среди передовой части английского общества.

Большинство партии вигов и их лидер Чарльз Фокс оценивали взятие Бастилии как «великое и благотное событие, когда- либо происходившее в мире». Приветствовали революцию и известные английские и шотландские писатели и поэты: Р. Бернс , Р. Шеридан , У. Вордсворт, С. Колридж, написавший свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии», и др.

Ярым противником Французской революции был Эдмунд Бёрк, один из прежних лидеров вигов. В 1790 г. он написал памфлет «Размышления о Французской революции», где называл революцию «сатанинским делом». В течение нескольких последующих лет эту книгу читали по всей Европе. Доктрине естественных прав человека Бёрк противопоставил мудрость веков, проектам рационального переустройства - предупреждение о дорогой цене революционных изменений. Он предсказал гражданскую войну, анархию и деспотизм и первым обратил внимание на начавшийся масштабный конфликт идеологий. Однако политические взгляды Бёрка вызвали критику, в том числе и со стороны друзей по партии, ив 1791 г. он прекратил политическую деятельность. Труд Бёрка вызвал резкую отповедь Т. Пейна - участника войны за независимость в Северной Америке и Французской революции, отстаивавшего идею суверенитета народа и его право на революционное восстание.

Писатель У. Годвин своим романом «Калеб Вильямс» знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков. Его трактат «Рассуждение о политической справедливости» оказал влияние на взгляды великого утописта, одного из первых социальных реформаторов

XIX в. Р. Оуэна, который стремился улучшить положение рабочих и осуществить идею трудовых коммун .

С 1790-х годов широкое участие в демократическом движении стали принимать народные низы. Так, в начале 1792 г. было создано Лондонское корреспондентское общество, которое возглавил сапожник Томас Гарди, политический деятель, борец за парламентскую реформу. Общество ставило своей целью достижение избирательного права для всего мужского населения. Массовая агитация, начатая Обществом, посылка делегации во Францию серьезно встревожили английское правительство, руководимое Уильямом Питтом младшим, и уже в конце 1792 г. начались репрессии против сторонников демократического движения, которые усилились в 1793 г., когда началась война Англии с революционной Францией.

В 1793 г. был разогнан собравшийся в Эдинбурге Британский конвент народных легатов, объединившихся, чтобы добиться всеобщего избирательного права и ежегодных парламентов, а его руководители сосланы в Австралию.

Уильям Питт младший

Были арестованы и преданы суду руководители Лондонского корреспондентского общества, хотя суд оправдал его руководителей - Т. Гарди и др. Принятые правительством законы о мятежных собраниях фактически отменяли в стране свободу слова.

Несмотря на принятые контрреволюционные меры в стране нарастало недовольство правительством У. Питта, которое перекинулось и на военно-морской флот. Восстание моряков было подавлено (1797). Руководитель восстания моряк Ричард Паркер был казнен по приговору суда.

В 1798 г. были арестованы все члены Лондонского корреспондентского общества. Арестованы были и руководители «Объединенных ирландцев», жестоко было подавлено и вооруженное восстание в некоторых районах Ирландии.

Но не репрессии помогли консолидации английской нации, а война с Францией, начавшаяся в 1793 г. Опасение вторжения со стороны Франции объединило нацию. Осенью 1799 г. английский парламент принял закон, который запрещал в Англии деятельность профессиональных союзов, политических обществ и ассоциаций (имел силу до 1834 г.).

  • На своей прядильной фабрике под Глазго Роберт Оуэн организовал образцовый поселок для рабочих, рабочий день был сокращен до 10,5 часа, был запрещен труд детей до 10 лет, открыты магазины с дешевыми товарами.