Собор в крыму честь александра 2. Памятники и храмы в честь Александра II. Спас на Крови: история строительства

Люблю я храмы, привлекают они мое внимание, однажды, когда мы с мужем пересекали нашу страну, я на ходу из машины нащелкала штук 30 всевозможных церквей, храмов, монастырей, мечетей и т.п., но все это конечно не то, каждый храм заслуживает пристального внимания, особенно такой красивый, знаменитый и важный, как Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

1.

Это известный православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, он сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Кстати, храм был построен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
2.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошёл. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
3.

Огромный респект архитекторам, которые строили данное сооружение, получилось шикарно и привлекает толпы туристов и просто ценителей прекрасного. Помимо веры либо её отсутствия.
4.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
5.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Можно стоять и часами разглядывать...
6.

Возле храмов всегда толпы народа и, следовательно, их развлекают как могут и сувенирами, и попрошайками, но такими, не классическими;)
Этот парень на интересном музыкальном инструменте выдавал прекрасные звуки, я оторваться не могла.
7.

Девочки-припевочки, мы 20 минут наблюдали за ними как они на "фото" разводят парней;)
8.

Грустный мим..
9.

И сувениров там масса, до сих пор идут часы, кстати;)
И погуляли хорошо;)
10.

Спасибо Саше

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови , или храма Воскресения Христова : узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке. Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Подробно об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге можно прочитать в статье «Спас на Крови: архитектура храма» . Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в заметке «Внутреннее убранство ». Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) .

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших - древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II .

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель , инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы , не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права .

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II : Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся. В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля », поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года , ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская .

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину - великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова ) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала . Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий .

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий - в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения - Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская - были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской . Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм , который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля - в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года - до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника , который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) - настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля ». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества. Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма - А. А. Парланд . В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением - эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания . С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд : например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты - сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя – Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу - потому он и обратился к А. А. Парланду , которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове , а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд , воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром , который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки .

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года , однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина» ; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, - отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови .

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года .

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда - как «Старина», так и совместный с Игнатием - в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название - Спас на Крови , каноническое наименование собора - храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий . Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России » .

Как в обиходном названии «Спас на Крови », так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем - пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд . Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Подробно об архитектуре храма можно прочитать в статье «Спас на Крови: описание архитектуры» .

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн 600 тыс. рублей серебром - огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики , составила более 4,6 млн рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II . Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием» , где и проходили церковные службы.

История Спаса на Крови после революции

Храм при новой власти

После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.

С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев » (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде - течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму .

Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды » . Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт . Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались .

Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.

Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться . Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие » , прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).

Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля ». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.

Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры » .

Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.

В настоящее время собор Спас на Крови открыт как музей (см . практическую информацию о посещении ) , но по выходным и в дни больших праздников проводятся богослужения.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.

19 февраля (3 марта) исполнятся 150 лет подписания Императором Александром II Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
1 (13) марта - 130 лет со дня гибели Александра II от руки террориста.
Давайте, посмотрим на сегодняшнее состояние петербургских памятников Императору-Освободителю



На Суворовском
Этот памятник был открыт 31 мая 2003 г. перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском пр., 32б. Он является подарком Украины к 300-летию Санкт-Петербурга и точной копией статуи, созданной скульптором Марком Антокольским (1843-1902).
Газета "Киевлянин" от 23 ноября 1910г. сообщала: "Вчера, 22 ноября, Киевским городским головой получено уведомление от барона В.Г.Гинзбурга о том, что он намерен принести в дар гор. Киеву статую Императора Александра II, модель которой изготовлена известным скульптором Антокольским. Статуя эта будет изготовлена из бронзы и на днях будет отлита в Париже, после чего она будет прислана в Киев. Барон Гинзбург изъявляет желание чтобы статуя Императора Александра II была установлена в зале публичной городской библиотеки" (ныне -- Парламентская библиотека в Киеве).

Оригинал статуи был установлен в 1910г. в вестибюле городской публичной библиотеки, а ныне пребывает во дворике Киевского музея русского искусства.

Это единственный из 3-х памятников Александру II в Киеве, сохранившийся до наших дней. Гипсовый авторский вариант скульптуры, изготовленный в конце 1890-х гг., находится в коллекции ГРМ в Санкт-Петербурге.

Возле Центробанка
Памятник императору Александру II на ул.Ломоносова возле Главного управления Центробанка по Санкт-Петербургу был открыт 1 июня 2005г. Красную ленточку перерезал тогдашний глава российского Центробанка Виктор Геращенко. Александр II считается основателем Государственного банка Российской империи (1860г.), от которого ведет свою историю нынешний Центробанк РФ

Бронзовый бюст Императора, по имеющейся информации был отлит еще до революции и является копией работы скульптора Матвея Чижова (1838-1916), оригинал которой также находится в ГРМ. На табличке постамента надпись: «...Государственному Коммерческому Банку согласно с утвержденным Нами Уставом, дать новое устройство и наименование Государственного Банка...» .
Архитектор проекта - член-корреспондент Российской Академии художеств петербуржец Вячеслав Бухаев.


Выбор места объясняется тем, что лишь финансовая помощь Центробанка в деле установки памятника позволила довести ее до конца.

Во дворе Университета
Бронзовая композиция работы скульптора Павла Шевченко была установлена во дворе Филологического факультета СПб ГУ 1 марта 2008г.

По мысли автора она воссоздает трагический момент - террористический акт. Смысловой центр композиции - копия посмертной маски царя-мученика. Рядом с фигурой Александра II изображены крест, крыло словно бы отвернувшегося от него Ангела-хранителя и разорванный герб Российской империи.
Здание Филологического факультета было возведено по указу Александра II, который также передал Университету соседние Коллегии - нынешний административный корпус. В период правления царя-реформатора был принят устав Императорского университета.
Как выглядит монумент целиком, можно видеть .

Мне этот памятник откровенно не нравится. Замысел я считаю кощунственным, а исполнение и место установки – не соответствующими масштабу личности и историческому значению Государя.

Руины
На набережной Фонтанки, 132 находится занесенный снегом полуразрушенный постамент

Это все, что осталось от памятника Александру II, открытого здесь в 1892г. Скульптор - Н.А.Лаврецкий, архитектор - П.А.Самсонов.

В доме 132 находилась Александровская больница для чернорабочих в память 19 февраля 1861г. Она была открыта в 1866г. на личные средства Императора. Здание больницы построено в 1864-66гг. по проекту арх. И.В.Штрома.

Бронзовый бюст Императора был установлен на фигурной подставке и высоком ступенчатом постаменте из блоков цветного гранита. Он был изображен в гусарском мундире, с лентой и аксельбантом, в погонах, с Георгиевским крестом, орденами и звездами. Надписи на постаменте: с лицевой стороны: «Императору Александру II. Основателю больницы»; на боковых гранях: «Больница основана в память 19-го февраля 1861 г., Сооружен Городским Общественным Управлением в 1892г.»

Памятник был уничтожен в 1931г. На его постаменте долгое время красовался вождь мирового пролетариата. Затем и он исчез, но появилась надпись - «Человек-невидимка». С таким названием объект вошел в городской фольклор.

По информации газеты «Мой район»
над воссозданием монумента с 1996г. работает скульптор Станислав Голованов.

Однако за 15 лет требуемых на изготовление бюста 2 млн.рублей так и не нашлось. Очень хотелось бы достучаться до городских властей в этот юбилейный год. Хотя я не верю в такую возможность.

Теперь давайте пройдемся по ближайшим пригородам Петербурга.

Так выглядел памятник Царю - Освободителю в с.Мурино, открытый в 1911г. рядом с часовней св. блгв. князя Александра Невского

Это современный вид часовни. Дерево выросло, а заснеженный холмик слева - судя по всему, остатки постамента памятника.

Исчезнувшие
В том же 1911г. были открыты бюсты Императору Александру II:
- в Парголово, тоже перед часовней. При советской власти были уничтожены и памятник и часовня

В Старой Деревне, уничтожен

В Ропше, уничтожен.