Преподобный порфирий кавсокаливит. Старец Порфирий Кавсокаливит — советы, житие

Старец Порфирий Кавсокаливит прославлен в лике преподобных в 2013 году.

Наставления преподобного Порфирия Кавсокаливита

Без любви молитва не приносит пользы

«Всё, что делается, пусть делается по любви».

«Превыше всего любовь. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом».

«Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех».

Не будем просить любви – будем любить сами

«Один из видов нашего выказывания себя заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том».

«Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление будет направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души».

«Когда кто-то нанесет нам какую-либо обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим».

«Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Виною тому эгоизм. Отсюда начинается осуждение. Будем всех видеть святыми».

«Христианин благороден. Давайте будем предпочитать терпеть обиды, чем обижать».

Как узнать смиренного человека

«Смиренный человек… знает, что грешный, и скорбит из-за этого, но не отчаивается, не изнуряет себя. Тот, кто имеет святое смирение, не прекословит, то есть не противодействует. Он соглашается с тем, чтобы его проверяли другие люди, делали ему замечания, но не раздражается и не оправдывается, не теряет уравновешенности. С эгоистом происходит обратное. Он чувствует себя ущербным. Сначала он похож на смиренного. Но если его кто-нибудь чуть-чуть заденет, он тут же теряет мир, нервничает и возмущается».

Везде можно стать святым

«Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием».

«Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими».

«Вот где христианство: через любовь к брату достичь любви к Богу».

«Великое искусство – достичь освящения своей души!»

Ключ к духовной жизни – молитва

«Ключ к духовной жизни – молитва. Молитве никто не может научить, ни книги, ни старец, никто. Единственным учителем является Божественная благодать. Если я расскажу вам, что мед сладок, что он текуч, он такой-то и такой-то, то вы не поймете, пока не вкусите его. То же самое и в молитве».

Кто не покается, тот погибнет

«Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет».

«Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. При этом пробуждении происходит таинство покаяния. И в этом – произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог».

Когда у человека есть какая-либо страсть

«Когда у человека есть какая-либо страсть, постараемся изливать на него лучи любви и милосердия, чтобы он вылечился и освободился. Это бывает только по благодати Божией. Подумайте, что он страдает больше вас».

«Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница, смирившаяся и покаявшаяся, – намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

«Знай вот еще что. Страдающие души, скорбящие, которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией».

Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя

«Если ты жалуешься на других, то виновником я считаю тебя, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен и обнаружишь это, когда я скажу тебе».

«Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя. Молитесь со смирением, не оправдывайтесь. Видите, например, соперничество и вражду с другой стороны? Помолитесь с любовью, чтобы ответить любовью на соперничество и вражду. Слышите клевету на себя? Молитесь».

«Малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться».

В беседах не многословьте о религии – и тогда победите

«В беседах не многословьте о религии – и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: “Ты говоришь ложь!” И что из этого выйдет? Вы – как овцы посреди волков (см.: Мф. 10:16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой».

Дети не любят давления

«Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам».

«Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить в церковь. Можно говорить так: “Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже”. Дайте Богу возможность говорить с их душами».

«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим людям».

Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце

«Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь».

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».

«Когда ты видишь, что лукавый побеждает твоего сына, вместо того чтобы гневаться на него из-за его непослушания, помолись Богу. Научись говорить с Богом о своих детях, вместо того чтобы ссориться с ними; поведай Богу все свои скорби о них».

«Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Всё, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».

«Станьте святыми, и у вас вырастут добрые дети».

Христос открывает Себя только внутри Церкви

«Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи, – не из-за их усилий, но по милости и любви Христа».

«В Церкви мы становимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным».

«И вершина истины есть святая Евхаристия».

«Исповедь – это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией».

«Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью».

Когда я уйду из этой жизни – я буду ближе к вам

«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти».

«Когда я уйду из этой жизни, это будет лучше. Я буду ближе к вам».

Преподобне отче Порфирие, моли Бога о нас!

Изречения преподобного Порфирия Кавсокаливита
подготовила Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов

Старец Порфирий Кавсокаливит наряду с блаженным Паисием Святогорцем - один из самых почитаемых православным миром подвижников XX века. Святой - по сути, наш современник, который застал технический прогресс, полет человека в космос, и который, несмотря на все многообразие и соблазны современного мира, не утратил связи с Богом. В то же время, он так близок и понятен каждому. С фотографий святого Порфирия на нас смотрит доброе и неизменно улыбающееся лицо, хотя жизненный путь старца отнюдь не был простым.


Несмотря на все невзгоды и болезнь, он неустанно трудился телом и душой, никогда не роптал и не молил об исцелении, а все свои духовные дары отдавал людям. Душа его всегда была полна любовью к Богу и человеку.

Старец Порфирий (в миру - Евангелос Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года в деревне Агиос Иоаннис на острове Эвбея в бедной крестьянской семье, он был четвертым из пятерых детей. Его родители, Леонид и Елена, отличались набожностью и благочестием. Отец был певчим в местном храме и взял на себя обучение детей основам веры.

Бедность заставила отца семейства отправиться на строительство Панамского канала. Сын же, окончив всего лишь два класса, был вынужден оставить школу и идти работать. Поначалу он устроился на угольную шахту, затем в лавку бакалейщика. Ему пришлось рано повзрослеть, и, как позже с иронией сказал сам старец, он «начал бриться в восемь лет». С раннего детства его отличали трудолюбие и исполнительность, а внешняя серьезность делала старше, чем он был на самом деле.

Читая день за днем житие Иоанна Кущника, Евангелос мечтал о монашеской жизни на Афоне. Втайне от семьи в возрасте двенадцати лет он отправился на Святую гору. На борту корабля, следовавшего на Афон от Салоник, мальчик повстречал добродетельного старца Пантелеимона, своего будущего духовного наставника.

Прибыв на Святую гору, Евангелос останется с братьями Пантелеимоном и Иоанном в келье Святого Георгия на Кавсокаливии. С радостью и большим духовным рвением принял он послушание, никогда не жалуясь на суровые условия, хоть и приходилось ему спать на холодном полу кельи, укрываясь лишь тонким одеялом даже снежными зимними ночами. Непрерывный физический труд и духовная работа были в радость смиренному юноше.

Через некоторое время после прибытия на Афон, Евангелос был пострижен в монахи с именем Никита.

Однажды, придя в церковь до начала службы, он стоял в одиночестве и тихо молился. В этот момент в храм вошел 90-летний старец Димитрий, бывший русский офицер. Не заметив молодого монаха, он начал молитву. На молящегося старца излилась такая благодать, что он воспарил в воздухе, не касаясь пола. Божья благодать коснулась и инока Никиты. Возвращаясь после литургии назад в келью, юный монах почувствовал такую радость и любовь в своем сердце, что, воздев руки к небу, он громко воскликнул: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!».

Вместе с благодатью получил монах Никита и особый дар Божий: он мог предвидеть будущее, созерцать прошлое, словно сам в нем присутствовал, понимать язык птиц, видеть ангелов и бесов, мог исцелять тело и душу человека. Наделенный Божьей благодатью, он никогда не использовал ее для себя, даже тяжело заболев, не попросил Бога о здравии.

Жизнь в благодати открывается избранным, и для большинства людей остается непостижимой тайной. Видимые проявления благодати человек пытается объяснить в силу своих человеческих возможностей. Зная об этом, старец Порфирий пояснял: «Это не наука, не искусство, это - Благодать».

Монах Никита желал навсегда остаться на Святой горе, но воля Божья была иной. Он тяжело заболел: воспаление легких переросло в плеврит. Духовные наставники приказали Никите оставить Афон и отправиться в больницу. Через некоторое время, пройдя лечение и почувствовав себя лучше, он вновь вернется в свою келью на Святую гору. Однако здоровье его вновь начало ухудшаться, и старцы, опасаясь за его жизнь, отправили юношу обратно, не благословив на возвращение на Афон.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит. Фото с сайта - 3.bp.blogspot.com

Однажды в монастыре святого Харлампия на несколько дней остановился архиепископ Синайский Порфирий III. Познакомившись с отцом Никитой, он был впечатлен его подвижничеством и благодатным даром. 27 июля 1927 года архиепископ рукоположил 21-летнего отца Никиту во священники, дав ему свое имя.

Митрополит Пантелеимон заметит, что отец Порфирий, несмотря на юный возраст, очень внимательно, вдумчиво и с пониманием относится к людям и их переживаниям, и назначит его монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий будет нести до 1940 года. Слава о добром и понимающем человеческую душу батюшке распространится по всей округе, люди станут приходить к нему и днем, и ночью. Часами без перерыва он принимал, выслушивал и давал наставления. За свое неустанное служение отец Порфирий в 1938 году был возведен в сан архимандрита.

Через два года он оставил монастырь Святого Харлампия и переехал в Афины, где получил назначение в храме святого Герасима при больнице. Здесь он прослужит 33 года, помогая тысячам людей обрести душевное спокойствие, и исцеляя от болезней по дарованной ему благодати. Сам же отец Порфирий, непрестанно трудясь, к концу своей службы заболел почечным недугом, который сильно запустил. Даже несмотря на болезнь, он не переставал помогать людям. И, когда, в марте 1970 года вышел на пенсию, продолжал служить при больнице до назначения преемника.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит

Будучи на пенсии, отец Порфирий служил в древнем храме Святителя Николая в Пендели вплоть до августа 1978 года, когда с ним случился инфаркт. Двадцать дней старец провел в больнице, а затем несколько месяцев оставался в доме своих друзей в Афинах.

В 1979 году старец поселился в Милеси, где построил храм Преображения Господня. Здоровье его ухудшалось, в 1987 году он перенес операцию по удалению катаракты на левом глазу, но из-за ошибки врача вскоре почти потерял зрение. Почечная болезнь давала о себе знать, а вместе с ней и другие недуги, которые старец Порфирий неизменно переносил со смирением. Непрерывно чувствуя боль, преподобный продолжал трудиться как наставник своих духовных чад.

Святой Порфирий был и остается свидетельством Божьей благодати, своими деяниями он показывал людям, что Господь милостив и, что путь к нему открыт для каждого.

Сохранилось множество высказываний святого в назидание человеку, вот одно из них:

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги, и увидишь, какую от этого получишь пользу».

Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливский скит , где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита.

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари , а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа .

В возрасте 20 или 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

В году был возведен в сан архимандрита .

Известны случаи прозорливости старца и исцелений по молитве батюшки.

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43 -47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения... Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется "легкому пути" посредством любви.

Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин . Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:

«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия . В частности, в нем говорится:

...старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине...

Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..

Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина...

Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы... Немного слов... Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят...

Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне , преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Использованные материалы

  • Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия. В преддверии дня памяти старца (2 декабря) мы предлагаем вам познакомиться с кратким жизнеописа­нием, а также избранными чуде­сами и наставлениями святого.

Старец Порфирий (Баирактарис) - один из самых почитаемых в мире подвижников благочестия XX века. Поражает обилие духовных даров, которыми наградил его Бог: любовь к Богу и людям, кротость, долготерпение, прозорливость, дар исцелений. Батюшка понимал язык птиц, видел недра земли и бездны морские, созерцал древние события так, словно являлся их непосредственным свидетелем, видел ангелов и нечистых духов и саму душу человека. От его прикосновения исцелялись люди, хотя сам он всю жизнь болел и не просил Господа о своем исцелении.

Жизнеописание

Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

В ранней юности Евангелос прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушёл на Святую Гору Афон. Там Евангелос отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Однажды утром они послали его наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и, вне всякого сомнения, отрок должен был умереть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась.

Вскоре Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды он, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. В этот момент в храм вошел монах Димитрий, 90-летний русский старец. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты. По пути назад в келию, после приобщения Святых Таинств, сердце отца Никиты переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний Никита получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте отец Никита оставил Афон и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, ища исцеления своих душевных ран. Отец Порфирий без устали служил Богу и людям. Вереницы людей ждали своей очереди, т. к. исповеди длились часами без перерыва. И так продолжалось изо дня в день. За свои неустанные труды в 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита.

В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником в церкви святого Герасима при афинской больнице. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию отец Порфирий продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели до 1978 года. Когда с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору. Господь исполнил заветное желание Своего верного слуги, и последние два года своей жизни старец провел на Афоне.

В это время он часто говорил о том, как будет давать ответ на Страшном суде. Вспоминал историю из патерика, в которой один старец, чувствуя приближение смерти, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести мое тело к могиле. Давай пойдем туда, пока я еще могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довел его до могилы. Старец лег в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.

По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.

Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух. Господь забрал его светлую душу в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.

Чудеса

Г оворя о духовных дарованиях старца Порфирия, другой всемирно известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

Бог есть

Некоторое время вместе с батюшкой в монастыре жил один профессор богословия. Он был намного моложе отца Порфирия и был его духовным чадом. Однажды профессор предложил побеседовать о существовании Бога. Обсудив эту тему со всех возможных точек зрения, профессор и батюшка пришли к заключению, что Бог есть. Однако молодой профессор обратился к старцу с просьбой. Когда тот умрет, то придет к профессору и расскажет, есть ли Бог. В ответ на это батюшка спросил, почему профессор считает, что первым умрет именно он? На это молодой человек ответил, что батюшка старше его в два раза, поэтому естественно быстрее умрет тот, кто старше. Но отец Порфирий по благодати Божией знал, что раньше умрет профессор, причем очень скоро. Этого батюшка не стал говорить, но пообещал, что придет после смерти сказать, есть ли Бог. Такое же обещание дал батюшке и профессор на случай, если он все-таки умрет раньше.

Через некоторое время профессор покинул монастырь и уехал в город. Не прошло и года, как батюшка и профессор расстались, но вот в один из великих праздников, когда отец Порфирий с братией готовились к праздничной трапезе, в монастырь пришел человек из соседней деревни и сообщил, что профессор скончался. Спустя какое-то время, после долгой молитвы, отец Порфирий выключил свет в келье и попытался заснуть. Вдруг из тьмы раздается громовой голос, сопровождаемый непонятным шумом. «Бог есть! Бог есть! Бог есть!» - трижды повторил голос. Это был голос профессора! В страхе батюшка встал на колени и начал молиться о его душе. И так до утра! Можно ли после этого сомневаться, что «Бог есть»?!

Источник

В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но все без толку. Все в один голос говорили, что в этом районе нет подземных вод. Так что жители деревни вынуждены были собирать дождевую воду. И вот, один человек, который был чадом батюшки и знал о его способности находить воду, попросил его помочь этой беде. Батюшка сразу ответил, что в деревне много хорошей воды, и показал на чертеже место, где она протекает. После горячих и настойчивых просьб отец Порфирий сам пошел на это место и точно указал, где находится вода и на какой она глубине. И действительно: когда стали искать, именно на том месте и на той глубине нашли воду, которая била чистейшим ключом!

Тогда все жители деревни стали называть батюшку святым и пророком. Все хотели к нему прикоснуться, поцеловать его руки, ноги, обласкать, все наперебой хотели принять его у себя дома. И поскольку они приходили и кланялись ему в ноги, почитая за святого, батюшка очень расстроился и попросил немедленно найти способ увезти его из деревни. Так случилось, что в это время шел автобус в Афины.

Отец Порфирий с большим трудом вырвался из объятий жителей и сел в автобус; и хотя народ пытался задержать его, он все-таки уехал. И вот тут-то, после стольких восторгов и поклонений, батюшку ожидало большое испытание. Кондуктор автобуса, человек неверующий, начал говорить разные глупости, вызывавшие смех у неверующих пассажиров и негодование у верующих. Таким образом, пассажиры автобуса разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие - против. Шум и перебранка грозили перейти в рукопашную. Кондуктор же продолжал подогревать страсти. Батюшка был очень расстроен и старался не принимать участия в склоке. Когда автобус остановился, чтобы пассажиры немного отдохнули, батюшка подошел к кондуктору и сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься». Кондуктор просто онемел, услышав слова батюшки, и с того момента всю дорогу молчал, словно язык проглотил. Пассажиры также умолкли.

Кончина матери

В Афинской Поликлинике уже несколько дней лежала больная мать отца Порфирия. Врачи ему говорили, что она выздоравливает, но батюшка благодатью Божией предвидел, что живой из больницы она уже не выйдет. Однажды пошел навестить свою больную мать батюшкин брат Антоний (он скончался на год раньше батюшки). Когда он спросил врачей, как здоровье его матери, те ответили: «Отлично! Завтра она выйдет из больницы, а сегодня вечером мы приготовим выписку из истории болезни. Антоний, которого отец Порфирий очень любил, пришел домой успокоенным. Внезапно зазвонил телефон. Это был батюшка. Он сказал Антонию, чтобы тот немедленно поезжал в больницу, иначе мама умрет, и они не успеют взять у нее благословение. На это брат батюшки сказал, что он только что вернулся из больницы, и врачи ему сказали, что завтра их мама будет уже дома. Но отец Порфирий настаивал на своем. И действительно, как только они приехали в поликлинику, мать едва успела их благословить. Господь призвал ее к себе, а батюшкин дар прозорливости подтвердился и на сей раз.

Исцеления

Старец мог исцелять прикосновением к больному. Однажды его навестил один доктор с женой. Изложив старцу волновавшие их вопросы и, получив исчерпывающий на них ответ, супруги уже стали прощаться. Отец Порфирий, с своей обычной отцовской улыбкой на лице, взял руку жены доктора, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Старец ничего не знал об этой болезни, которую они уже давно пробовали лечить при помощи уколов и сильных противовоспалительных средств. Когда отец Порфирий взял ее руку, то женщина почувствовала теплоту, прошедшую по всему ее телу, и ее слегка замутило. Но это чувство тут же прошло, а с ним и сама боль в руке. Женщина со слезами сказала старцу: «Вы и про это, батюшка, знаете?» С того дня она выкинула лекарства и уже больше не обращалась к докторам.

Отец Порфирий исцелял не только людей, но и животных. В один воскресный день, в Северной Эвии, где он отдыхал, произошел следующий случай. Одна пастушка попросила отца Порфирия помолиться о ее стаде коз, которых постигла какая-то болезнь. Батюшка согласился и встал перед козами, подняв свои руки к небу и стал читать различные стихи псалмов, относящиеся к животным. Ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только он закончил молитву и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к батюшке, поцеловал ему руки и тихо отошел назад.

Бог знает все

Как-то батюшка и его трое духовных чад притомились и решили поймать такси, чтобы доехать до монастыря. В этот момент вдали показалось такси. Три попутчика старца решили его остановить. «Не беспокойтесь, - сказал старец, - такси само остановится. Но, когда вы сядете в него, вы не должны разговаривать с таксистом, только я буду с ним говорить». Точно так и произошло. Такси остановилось, хотя они не поднимали рук, все сели в него и старец сказал, куда им надо ехать. Когда таксист тронулся с места, то почти тут же начал обвинять духовенство во всех смертных грехах. Каждый раз, когда он выпаливал очередное обвинение, то обращался к сидевшим сзади духовным чадам старца со словами: «Не правда ли, ребята? Что вы на это скажете?» Но они, из послушания, сидели молча. Когда таксист понял, что ему не собираются отвечать, то он обратился к отцу Порфирию и спросил: «Что скажешь, папаша? То, что пишут в газетах, - все правда, не так ли?» Старец ответил: «Сынок, я тебе расскажу короткую историю. Я расскажу ее только один раз, тебе не придется ее слушать дважды. Жил один человек, в одном месте (он назвал это место), у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал его в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землей соседа и продал ее. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси». Как только таксист услышал эту историю, он весь затрясся, затем свернул на обочину дороги и закричал: «Молчи, батюшка. Только ты и я знаем об этом». «Бог тоже знает об этом, - ответил отец Порфирий. - Он сказал мне, чтобы я передал это тебе. Смотри, покайся и исправь свою жизнь».

Старец Порфирий и по смерти жив у Бога

Когда отец Порфирий отошел ко Господу, один из его духовных чад находился по работе в другом городе и не знал о смерти батюшки. По возвращении в Афины у мужчины возникли определенные семейные проблемы, и он как всегда решил позвонить отцу Порфирию посоветоваться. Он взял телефон, набрал номер и услышал на другом конце голос старца. Он поприветствовал старца, испросил его благословения и стал излагать ему свои нужды. Старец выслушал его, дал ему ценный совет. Обрадованный духовный сын сказал: «Я скоро зайду к вам, как только освобожусь», на что отец Порфирий ответил: «Не звони мне опять, потому что я уже умер».

Но Бог не есть Бог мертвых, но живых, и мы верим и знаем, что старец Порфирий жив у Бога и слышит наши молитвы и силен ходатайствовать за нас грешных перед престолом Всевышнего.

С тарец, если собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным.

Берегите лампаду жизни

Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».

Никаких ссор при детях!

Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой... даже что вы повышаете голос друг на друга!

Но разве это возможно, Геронда?

Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях... Никогда!

Если бы мы видели, как нас любит Христос!

«Господь никогда и нигде нас не оставляет. С того момента, как Он пришел на землю, родившись от Пресвятой Девы Богородицы, и стал Богочеловеком, Он всегда с нами. Если бы мы увидели, как нас любит Христос, и что Он для нас делает, то от безмерной радости помутились бы рассудком. Мы остались бы в Его объятиях, и нам бы уже ни до чего не было дела».

Любовь к Богу должна быть беспредельной

«Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам.

Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, то оставшийся в нем для этой любви заряд будет весьма небольшим, часто может быть даже совсем ничтожным. Если же мы всю нашу энергию обратим к Богу, тогда велика будет наша любовь к Нему.

Приведу тебе еще такой пример.

Одна девушка очень сильно полюбила юношу по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась и тайно от своих родителей, босая, выпрыгивала через окно на улицу и, невзирая на боль от впивающихся в ноги колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы находился рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу. Твой ум всегда должен быть в Нем, потому что именно этого и желает Бог».

Молись о терпении

«Молись не о том, чтобы Бог избавил тебя от различных твоих болезней, но о том, чтобы тебе посредством умной молитвы, пребывая в терпении, умиротвориться. Это принесет тебе очень большую пользу».

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

В результате раковых болезней наполнился рай

Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал: «Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!»

Больше читай Священное Писание

«Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое‑либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».

«Читай больше, чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным».

Исповедь - дар любви Божией человеку

«Исповедь - это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».

Кто не покается, тот погибнет

Геронда, скажите мне слово к душевной пользе.

Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет.

Кто умер ради Христа, для того нет смерти!

«Спасение в Церкви!» - всегда говорил нам Старец. - Кто является членом Церкви, тот не боится второй смерти! Для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет! Православие - совершенно, в нем нет никакого несовершенства!»

«Смерти нет! Не бойся смерти! Кто умер ради Христа, для того нет смерти! А если ты не умер ради Христа, то умри!»

Как молиться новоначальному

На вопрос одного брата: «Геронда, как следует молиться новоначальному?», старец ответил: «Новоначальный монах должен читать жития святых и Новый Завет».

Наставления беременным женщинам

Старец советовал одному врачу педиатру: «Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь. Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует.

Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь.

Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».

Оказывайте и такую помощь

Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие

Старец Порфирий говорил, что для того, чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состояние. Поэтому Христос и говорил, что мытари и блудницы через покаяние и смирение предваряют прочих в Царстве Небесном. Старец не хотел слушать никаких обличительных слов про грешников. Он говорил: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога - пойманные воры, тогда как я и вы все - мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница - смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

Детям не нужно много слов

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верою, без стрессов, но и с хорошим примером».

Как говорить о религии

«В беседах не многословьте о религии - и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить... Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: „Ты говоришь ложь“ И что из этого выйдет? Вы - как овцы посреди волков (Мф. 10:16 ). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны быть святыми».

Не по привычке

«Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью».

Когда наступит Второе пришествие

Однажды старца спросили: «Геронда, в последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается, некоторые даже утверждают, что он уже пришел, об электронной печати на руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы об этом скажете?»

Старец ответил: «Что тут сказать? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».

В каждую эпоху Господь посылает на землю праведников - чтобы люди брали в них пример, впитывали их мудрые наставления. Известный афонский старец Порфирий Кавсокаливит, живший в 19 в., прославился своими изречениями а также даром лечить людей.


Подвижничество

Родился Евангелос (имя до принятия монашества) в простой греческой семье. Родители его твердо хранили истины православной веры, научили и сына слушаться Бога. Бедные крестьяне не смогли дать сыну образование, поскольку не имели на это средств. С малых лет ребенок вынужден был работать - помогал на огороде, пас скотину, торговал. Мальчик уже тогда потянулся к Богу, вдохновившись житием одного святого.

Но достигнуть своей мечты он смог лишь в возрасте 15 лет. Один знакомый афонский монах решил взять его в свою келью. Скит, они где проживали, назывался Кавсокаливия. Юноша сразу стал вести жизнь подвижника:

  • очень мало спал, для чего ложился прямо на пол;
  • не носил обувь;
  • работал на огороде;
  • много времени проводил в молитвах.

Вскоре братия сочла, что Порфирий Кавсокаливит достоин принять монашеское звание.


Отъезд с Афона

Подвижнические подвиги основательно подорвали здоровье молодого человека. Его несколько раз отправляли лечиться, но вскоре стало понятно, что климат святой горы не подходит монаху. Его благословили поехать в другой монастырь. Вскоре местный архиепископ рукоположил будущего старца в священника, дав ему новое имя - Порфирий. Вскоре его поставили монастырским духовником. Это очень большая ответственность, ведь необходимо следить за духовным здоровьем всей братии.

Со временем святой стал архимандритом, помогал в больничном храме Афин. Видя мудрость и прозорливость Порфирий Кавсокаливита, к нему часто даже врачи обращались за советом. Все деньги (а их было не так много), которые полагались священнику за работу при госпитале, он отдавал на нужды своих родственников. Архимандрит организовал несколько мастерских, чтобы дать людям возможность заработка.


Смерть

Под конец жизни Порфирий, как и мечтал, сумел вернуться на Афон. Он поселился в своей прежней келье, взяв нескольких учеников. Дата смерти была открыта ему заблаговременно. Вместе со своими келейниками он подготовил могилу, рядом со своим домиком. Много он размышлял о том, как встретится со Спасителем и будет держать перед Ним ответ.

Поучения

Старец Порфирий Кавсокаливит давал советы всем, кто приходил к нему за духовной помощью. Он учил людей всегда жить в мире. Поскольку человек существо духовное, то он должен заботиться о чистоте своих помыслов, не допускать гнева, раздражения. Даже мысленная агрессия способна нанести глубокие раны окружающим.

  • Многих отвращает от Бога то, что в мире есть болезни. Старец же утверждал, что даже такая страшная болезнь, как рак, посылается не зря - через нее люди попадают в рай.
  • Как можно чаще надо читать Священное Писание. Если какое-то слово запало в душу - над ним надо отдельно размышлять.
  • Людям следует каяться, иначе они не смогут спастись

Много наставлений старец Порфирий Кавсокаливит дал родителям о детях. Почему сегодня рождается много больных детей? Потому что их папа и мама не любят друг друга, часто ссорятся. Все это даже грудной младенец понимает и воспринимает.

  • Никогда в присутствии детей взрослые никогда не должны ругаться. Даже разговор на повышенных тонах может травмировать душу ребенка.
  • Беременная женщина получила от Бога очень почетный дар - материнство.
  • Жизнь начинается с зачатия - надо разговаривать с ребенком, гнать от себя плохие мысли. Настроение матери передается малышу.

Обращаться к старцу можно как с молитвами о здравии, так и об умножении веры.

Тропарь

Радуйся Афона смиренное овча,

Порфирие, Любви проповедниче,
Монахов славо, святых удобрение,

Овому бо Духом дадеся рассуждение,
Другому же вера и действия сил.
Тебе же, купно вся открышася,
Яко таинннику Божия Благодати.

Старец Порфирий Кавсокаливит - советы, житие was last modified: Июнь 7th, 2017 by Bogolub