Речь героя тараса бульбы. «Тарас Бульба» — казацкие песни и тексты для заучивания. Анализ речи Тараса Бульбы

Давайте вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» , которую мы все проходили в школе. В этой повести показана борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей малоросскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Иными словами - борьба славян против гнёта запада (против того же католицизма, масонства, стремления к неограниченной власти). Приведём цитату из повести - это слова главного героя, которые описывают ситуацию, сложившуюся на Украине в то время.

Изменилась ли ситуация за прошедшие столетия? Выводы сделать нетрудно.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе , а… - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!

(!!!) Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства . И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Вы думаете, что нынешняя ситуация кардинально отличается от той, что описана Гоголем? Тогда вчитайтесь внимательнее в последний абзац этой цитаты. И замените слово «польский» на слово «западный» .

И получится, что Гоголя по праву можно считать провидцем.

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока : рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока : иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы.И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций(с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа.Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят, да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне.).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова: “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”, в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

Интегрированный урок литературы и риторики на тему:

«Речь Тараса Бульбы о товариществе»

Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы; познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование умения собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитать чувство любви к Родине.

Оборудование: иллюстрации к повести, план риторического анализа речи.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров «гордых и крепких, как львы воинов» которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к отчизне, ничего нет для него выше казачества, боевой дружбы. И когда казаки сделали его своим и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь - хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций (с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.


2. Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Скажите, впечатление прежде всего производит на вас каждая повесть господина Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: «Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!».

«Оригинально и ново» … Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение.) Что значит «изобретать речь?» (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне. Существует риторический запрет на создание нетворческой речи.) Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать свое предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики ведёт к неудаче.) Какие источники изобретения вы знаете? («Общие места» или «топики».) С каким «топиком» вы уже знакомы? («Определение».) Какие определения вы знаете? (Логические и риторические.) Чем отличается логическое определение от риторического? На доске вы видите определение слова товарищество. Какое оно?(Логическое.) Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – «родство по душе, а не по крови») Какое это определение? (Риторическое.) Опыт риторического анализа речи.

Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла, это первый шаг на пути к риторическому анализу речи. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

Анализ ситуации. Чем вызвана потребность выступать? Какие духовные ценности важны для говорящего? Позиция говорящего. Характеристика речи. Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего. Задачи высказывания. Тезис (основная мысль высказывания). Оценка взаимодействия речи на слушателей.

Предполагаемые ответы

Речь произнесена перед боем, после того как войско разделилось на две части. Потребность выступать вызвана осознанием долга перед людьми, доверившими ему решение важного дела, желанием высказать то, что было на сердце. Любовь к Родине, к вере, к обычаям народа, языку, культуре, к боевым товарищам, готовность отдать жизнь за Родину. Выступает как патриот. Казачество, его единомышленники. Он хорошо представляет тех людей, перед которыми ему предстоит держать речь. Русское товарищество: вера, родство по душе, святые узы, безграничная любовь к Родине, неприятие зла, готовность отдать жизнь за товарища и за Родину. Показать, что сила казаков – в их единстве; убедить в правоте своего дела, вызвать стремление защищать Родину. «Нет уз святее товарищества». «Разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца».

Дети работают индивидуально, затем в парах. Варианты обсуждаются, сверяются с образцом.

Почему речь оказала такое взаимодействие? (Тарас говорил о том, что понятно казакам. Все казаки, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к Родине и единым стремлением её защищать.)

4. Опыт литературоведческого анализа речи.


Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Ещё раз обратите на них внимание: они пригодятся нам для дальнейшей работы.

«Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»

Почему Тарас произносит речь перед боем? (Он знает, как объединяет и подбадривает людей метко и вовремя сказанное слово, он хотел высказать всё, что было на сердце, в этот напряжённый и трудный момент.) Обратите внимание на фразы, записанные на доске. Читаем первую фразу: «…Но таких, как в Русской земле, не было товарищей». В чём особенность русского товарищества? (Объединившись, общими усилиями казаки защитили свою землю. Единение, общность, братство, товарищество в сознании запорожцев было связано с идеей успешного противостояния врагам их вольной жизни на своей земле.) Найдите эпизод, который подтверждает наш вывод. (Все разом грянули в семипядные пищали…»)

Нарушивший заветы товарищей – враг запорожцев, потому что подрывает их силу. Перед вами иллюстрация.

Какой эпизод здесь изображён? (Убийство Андрия). Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского отряда? (Волнение, гнев, потрясение.)

Читаем следующие слова: «Нет уз святее товарищества!», «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Как эти слова объясняют поступок Тараса? (Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от мирной жизни – его сознание претерпело изменение; узы товарищества для него дороже уз родства. Самое страшное преступление для Тараса – измена Отчизне, общему делу, поэтому изменник достоин смерти, даже если он сын.) Перескажите эпизод «Казнь Остапа». (Зная, что за его голову поляки две тысячи червонцев, Тарас в телеге под камнями едет в Варшаву, чтобы поддержать Остапа, чтобы ещё раз увидеть его, сказать ему хоть одно слово. И это слово он скажет, ради него он рисковал Остап жизнью, переодевался в чужое платье, отдал все свои червонцы, - чтобы сын знал, что отец рядом, в последний смертный час не покинул его.) Прочитаем следующие слова, написанные на доске: «Уж если на то пошло чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»

Чтение эпизода «Гибель Тараса».

С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (С былинным богатырём.) Назовите былинные средства повествования и изображения.

5. Подведение итога урока.

Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса о товариществе. Эта речь – свидетельство его мудрости, патриотических чувств. Гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны «изобретения», не нужно ни с кем встречаться. Не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время. Книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому что художественное произведение неисчерпаемо.

6. Домашнее задание.

Написать небольшое выступление «Обращение к друзьям», в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

... – Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы , и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас , и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами...

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

".... И когда всё было сделано, как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, - знал, что и без того крепки оии духом, - а, просто, самому хотелось высказать всё, что было на сердце.

- Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь, и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают, чорт знает, какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а поскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схатит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Так говорил атаман и, когда кончил речь, всё еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами. Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старцам-родителям, родившим его."

Николай Васильевич Гоголь "ТАРАС БУЛЬБА"