Сколько зарабатывает патриарх Кирилл — глава Русской православной церкви и бывший предприниматель. Кто финансирует строительство храмов в России или За чей счёт банкет у РПЦ? Доходы русской православной церкви

Включая торговлю BMW, и обнаружила детали, способные спровоцировать батюшек на грехи.

Симптом огарков

Когда мне было восемь, и я в третий раз убежала из дома, прожив полтора дня на дикой яблоне в лесу, родители, оправившись от истерики, отдали меня в православную воскресную школу. Тем я и спаслась, то есть, переводя на мирской язык, перестала прятать дневники с двойками и тырить по просьбе пацанов бычки из родительских пепельниц, променяв этот досуг на помощь по уборке храма, в том числе, тушению свечных огарков.

Тут весь секрет в том, чтобы от свечи осталось хотя бы полсантиметра – иначе её будет сложно достать из подсвечника. И, зная этот секрет, я очень удивилась, когда несколько месяцев назад заметила в одном из полупустых храмов сергиево-посадской лавры бабушку, тушившую и наполовину недогоревшие свечи. Я запомнила тот случай ровно потому, что не нашла ему тогда объяснения.

Зато нашла сейчас, взявшись за этот материал. Оказалось, что огарки – это такой симптом. Симптом болезни церкви, которая никак не может понять, кто она – компания «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», управляющая , или дом Божий. «Всё, что ты найдёшь, – это только сплетни», – сказали хором все мои православные друзья. Я нашла факты и сделала вывод ещё и о симптоме болезни общества, которое из страха разочарования предпочитает закрывать глаза на проблемы, а не решать их .

Огарки сладки

Симптом огарков многократно описывался блогерами. Вот тут девушка описывает, как потушили её собственную свечу. Вот тут девушке не разрешили поставить свечу, купленную не в храме. Почему такое происходит? Огарки отправляются на переплавку, и из них делаются новые свечи – это не секрет. Например, Вознесенский храм просит огарки даже от домашних свечей приносить в церковь. У храма своя выгода – он относится к Екатеринодарской епархии, которая, по данным Росстата на 1 января 2010 года, является стопроцентным владельцем «ОТД Свечная мастерская» .

Свои свечные заводики есть, по данным того же Росстата, у Самарской и Сызранской епархий (так и называется – ООО «Самарская епархиальная свечная мастерская»), и у РПЦ напрямую – ООО «ХПП Софрино РПЦ», которое снабжает свечами всю Москву и ту же сергиево-посадскую лавру. То есть в храмах и Москвы тоже есть риск поймать косые взгляды, зайдя со своими свечами. Ведь вся эта ситуация ставит батюшек в двусмысленное положение: как менеджеры, они должны заботиться о благоденствии прихода материальном, как святые отцы – о духовном. Результатом тяжёлой внутренней борьбы и становятся надписи-компромиссы вроде «С чужими свечами не входить» .

Ещё один компромисс между духовным и материальным – ценники на священные таинства: крещения, отпевания, венчания. Если верить статистике Яndex , венчаться чаще всего люди хотят в . Звоню, чтобы узнать, сколько это будет стоить – оказывается, от 10 тысяч рублей и только после собеседования с батюшкой. В Екатеринбурге, где зарплаты раза в три меньше, за то же венчание в Ново-Тихвинском монастыре просят в три раза меньше – 2800. В ситуации, когда батюшка менеджер, власть, данная Богом, может стать товаром. Этот «товар» Вознесенский Печерский мужской монастырь продаёт, например, прямо через интернет-магазин. В моей корзине заказов «Вечное поминовение» за 3000 рублей .

Корпорация РПЦ

Суббота. Четыре часа вечера. Церковная лавка внутри небольшого храма Илии Пророка в районе метро «Преображенская площадь». Женщина с сумкой Calvin Klein протягивает две сторублёвые бумажки и просит шесть свечей по 20 рублей. Сдачу кидает в ящик «На восстановление храма». Следом за ней бабушка в полиэстеровом платочке протягивает рублёвые монетки и просит две свечи по пятаку. Это лучшее доказательство того, что прихожане не против дать церкви возможность подзаработать. Производство церковных свечей диаметром до 2 см стоит до 1 рубля . В храмах цена на эти свечи доходит до 15 рублей . Так что прибыль достигает 1500% без учёта экономии на переплавке свечных огарков. Но мы смиренно покупаем свечи, считая разницу в цене своими жертвами церкви.

Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.

РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицонекоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.

Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны.

Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них – уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ» . Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о этой компании озвучивалась в 1997 году. Тогда её оборот достигал 120 млн. рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн. руб. в год.

Вторая компания – ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как её «дочка» с похожим названием – ОАО «Ритуальная православная служба» . Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство ) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн. рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело – из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.

Третья компания – это «Банкхаус Эрбе» , болтающийся в середине четвёртой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет» , занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.

Остальные активы довольно предсказуемы – это издательский – «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.

Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд. долларов – а это входной порог в золотую сотню Forbes.

Запрятанные активы

Самый громкий скандал в истории РПЦ случился в 1997 году. Тогда журналист «МК» Сергей Бычков опубликовал статьи, обвинявшие церковь в торговле табаком и алкоголем под видом гуманитарной помощи, что позволяло не платить налоги. По данным Государственного таможенного комитета, РПЦ ввезла в Россию 18 млрд. сигарет и 21 млн. литров вина, из-за чего бюджет недополучил более 1 трлн. рублей. После скандала льготы были отменены , даже несмотря на то, что журналист Бычков проиграл все поданные против него церковью иски.

В надежде избежать исков, я подхожу к вопросу монументально – анализирую базы данных СПАРК, просматривая епархию за епархией, дочку за дочкой, внучку за внучкой, и обнаруживаю невероятный факт. Ещё год назад через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW , являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в ). (Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через неё концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор» машины). Пресс-служба BMW Russia отказалась от комментариев для этой статьи.

«ФедералПресс» узнал, как формируются бюджеты православных церквей

События последних дней дали новую почву для размышлений на тему Русской православной церкви. Московский патриархат получил приходы в Западной Европе и ушел на длинную дистанцию в отношениях с греками. Этот факт можно расценивать не только с внешнеполитической точки зрения, но и… с финансовой. РПЦ считается совсем не бедной структурой, а с расширением «географии присутствия» бюджет, вероятно, еще больше скорректируется. «ФедералПресс» провел собственное расследование и выяснил, как финансируется православная церковь, на чьи деньги ремонтируют храмы, кто платит зарплату священникам и из-за чего европейцы готовы судиться с нашими иерархами. Подробности – в материале нашего агентства.

Цена «победы»

Недавно Русская православная церковь отмечала триумф: к московскому патриархату присоединились приходы в Западной Европе. «Речь идет о том, что архиепископия русских приходов в Западной Европе (большей частью духовенство) воссоединилась с Русской церковью. Таково было желание ее основателя – митрополита Евлогия (Георгиевского). Это большой естественный шаг, которого многие ждали», – отмечает протоиерей Всеволод Чаплин .

Священнослужитель признал, что присоединение далось нелегко. «Были выходцы из старой интеллигенции, которые с подозрением относились к современной России. Но парижская богословская школа всегда славилась большей либеральностью», – отметил отец Всеволод. По его словам, мигранты последних лет из стран постсоветского пространства уже не думают о том, что церковь в современной России какая-то «неправильная». Поэтому давний разговор о присоединении теперь решился в пользу Москвы.

Чаплин считает, что несогласных присоединиться к Москве, скорее всего, ждет незавидная участь: «Небольшие приходы просто растворятся под руководством Константинополя или других церквей».

В то же время священник отмечает, что и в самой России неоднозначно отнеслись к присоединению. Некоторые опасаются слишком большого влияния европейских модернистов на нашу церковь. Но этого, уверен отец Всеволод, не произойдет.

Как это часто бывает, без ложки дегтя не обошлось. По словам историка и религиоведа Константина Михайлова , экономические выгоды от присоединения если и есть, то это «вопрос второстепенный». «Русская православная церковь находится в сложном положении. На прошлой неделе патриарх Александрийский и всей Африки признал Украинскую православную церковь, то есть занял в этой дискуссии не сторону Москвы» , – прокомментировал Михайлов.

Но «на фоне того, что происходит на Украине, включая поддержку Александрийской церкви, западноевропейские приходы – не такой уж большой успех», считает христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко .

По словам ученого, к РПЦ присоединились не все приходы, а около 40 %. Эксперт прогнозирует «целый ряд затяжных судов». Те, кто не поддержал присоединение, будут оспаривать права на собственность объектов недвижимости западноевропейской церкви, чтобы они не перешли под контроль московского патриархата. А речь идет о крупнейших храмах и земельных участках. К примеру, отмечает Семенко, «назревает большой судебный процесс, касающийся судьбы собора Александра Невского в Париже».

Выгода РПЦ от присоединения зарубежных приходов есть. Но это не «игра в одни ворота». Вкладывает ли сам московский патриархат средства в иностранные церкви, доподлинно не известно, но вот государство вливает деньги в них активно.

Зачастую, конечно, не напрямую из бюджета. Например, Московский центр международного сотрудничества потратил почти миллион бюджетных рублей летом прошлого года на «помощь приходам Русской православной церкви за рубежом в приобретении церковной утвари и литературы». Данные опубликованы на сайте госзакупок. Почти 300 тысяч было потрачено тем же центром в октябре этого года на закупку утвари и литературы в церкви Кишинева, 200 тысяч рублей для тех же целей выделено церкви в городе Резекне (Латвия), 635 тысяч рублей – в Магдебурге (Германия) и почти полмиллиона ушло приходу в Дублине (Ирландия).

Однако это мизерная часть затрат. По словам источника «ФедералПресс» в РПЦ, речь о куда больших суммах. «Сотни тысяч проводятся через различные фонды и организации международного сотрудничества. Госбюджет России оказывает существенную финансовую помощь РПЦ за рубежом», – рассказал источник.

Несмотря на это, как рассказал «ФедералПресс» протоиерей Всеволод Чаплин, у приходов в Западной Европе больше самостоятельности. «Архиепископии в Западной Европе дано право выбирать своего иерея. Такая практика есть и в Эстонии, и в ряде других стран. Да, в этом случае есть некоторая опасность влияния на выбор епископа политических и финансовых элит. Но такие угрозы легко преодолеваются, когда есть подлинный церковный дух. А единичные квазилибералы из парижской школы погоду не сделают» , – считает священник.

Экономика веры

Юридически Русская православная церковь относится к религиозным НКО. То есть она не облагается налогом и имеет право на льготы. В их числе такие «бонусы», как право бессрочной аренды государственной земли, за которую церковь не платит.

«В России храмы и земля под ними находятся в бессрочной аренде у государства. В Молдавии же есть целый ряд приходов, где земля и недвижимость являются частной собственностью либо принадлежат общине», – отметил научный сотрудник Владимир Семенко.

Работник епархии на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», как устроены финансовые схемы в церкви. По его словам, сумма устанавливается на основе возможностей того или иного прихода. Епархиальное управление собирает деньги со всех и дальше распределяет в соответствии с определенными «коэффициентами». Какой-то церкви достается больше средств, какой-то меньше. Часть суммы отчисляется в Москву.

«Каждый приход имеет четкий план (заработка). Ряд церквей этот план выполняет легко, ряд – с трудом, отсюда и разница в благосостоянии батюшек. Четкого контроля за тем количеством денег, которые зарабатывают храмы, нет», – добавил епархиальный работник.

Религиовед Владимир Семенко подтверждает эту схему. «По неофициальным правилам у нас в среднем 20 % должно переводиться в центральные церковные органы» , – рассказал Семенко.

Чтобы выполнить план, каждый старается как может. В туристических зонах зарабатывают на сувенирах (нередко из Китая). Во многих монастырях Москвы и других городов любой светский человек может пообедать в трапезной, купить местную косметику. Еще один источник доходов – паломники. Не секрет, что паломничество обходится дешевле обычного светского тура по тем же местам. Но самую большую прибыль приносит привоз крупных святынь с международным статусом: паломнические поездки и продажа предметов культа приносят в такие дни баснословную прибыль.

Золотой крест, купленный в храме, обычно в два-три раза дороже, чем такой же крестик в ювелирном магазине. От чего это зависит? Просто стоимость устанавливает сам приход. То же самое касается свечек, себестоимость которых копейки, а продаются они за десятки, а то и сотни рублей. Впрочем, так не везде. «Например, в Новоспасском монастыре (в Москве) за записки и свечи нет фиксированной платы. Есть ящик – опускайте сколько можете. А на сорокоуст (поминовение 40 дней подряд) или годичное поминание установлена определенная плата. Это зависит от местного руководства, как и зарплата священника» , – рассказал религиовед Владимир Семенко.

Кстати, Семенко называет большой иллюзией то, что все священнослужители много зарабатывают. Служение в храме Христа Спасителя – одно дело, где-то в глубинке – другое. Есть приходы, где священники вообще оплаты не получают. Формально зарплата священника должна устанавливаться приходским собранием, и в центральной России действительно эта система строго выстроена. Но никакой правящий столичный архиерей не будет определять зарплату священника в регионах – там все-таки размер платы зависит от возможностей общины.

Более того, как сообщил Владимир Семенко, в России нет пенсий для священников. Социальное расслоение, характерное для России, проявляется и в церкви. «Даже в центре Москвы есть ряд приходов, где священники после выхода на пенсию выживают как могут. Например, за счет родственников. Есть узкая прослойка церковной сверхбогатой бюрократии, остальные живут бедно» , – отмечает эксперт.

Так не во всех странах. К примеру, в Греции православные священники имеют статус госслужащих, получают оклады, надбавки и пенсии и отчитываются о доходах.

Сложно судить, способно ли государство контролировать доходы и расходы религиозных организаций. Скорее нет, чем да. Но и сама церковь не может гарантировать подконтрольность денежных потоков в разных приходах.

А еще можно вспомнить банк «Пересвет», который в свое время СМИ связали с РПЦ и патриархом Кириллом. Еще в 1992-м «Пересвет» был «дочкой» Торгово-промышленной палаты. Тогда он еще назывался «Экспобанк». «Структуры финансово-хозяйственного управления (ФХУ) РПЦ стали владельцем почти контрольного пакета банка – 49,99 %. Патриарх после избрания из совета директоров вышел, однако в него входил глава ФХУ РПЦ, викарий патриарха Тихон (Зайцев)» , – отмечается в одном из журналистских расследований.

В 2015 году представители РПЦ покинули совет директоров. Позже банк обанкротился. Однако сайт «Пересвета» (вероятно, как и банк) работает и сейчас, притом регулярно обновляется.

«Светское» государство

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, на начало 2019 года в России насчитывалось 38,5 тысячи приходов, в том числе около 900 приходов ближнего и дальнего зарубежья (до присоединения). За последние 20 лет количество приходов значительно выросло. Например, в Москве даже реализуется целевая программа «200 храмов». Суть ее в том, чтобы в каждом районе города была своя церковь. Правда, по словам эксперта Владимира Семенко, «в одних районах строят большие презентабельные церкви, в других – маленькие типовые здания». Однако при этом, как отмечает историк и религиовед Константин Михайлов, «посещаемость церквей в нашей стране довольно низкая».

Кстати, есть на сайте госзакупок и тендеры на строительство новых храмов на территории военных частей за счет средств Минобороны.

Несмотря на то что по Конституции в России церковь отделена от государства, власти активно помогают РПЦ. Согласно расследованию РБК , в 2012–2015 годах православная церковь и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд рублей (в среднем это 4,6 млрд рублей в год). Как сообщает источник в церковных кругах, финансирование сохраняется и даже растет.

Значительные средства идут по линии Минкульта России. Финансирование предусмотрено в рамках нацпроекта «Культура». На реализацию этого проекта в России на ближайшую пятилетку планируется выделить свыше 100 млрд рублей: просто многие старые храмы являются памятниками архитектуры, объектами культурного наследия. Мониторинг сайта госзакупок показывает, что почти все храмы в России ремонтируются за счет федерального бюджета. Например, от 5,6 млн рублей и выше стоит только разработка проектно-сметной документации на реконструкцию храма. Отремонтировать крышу или пол в храме Санкт-Петербурга – от 20 миллионов. Реставрация церкви фактически из руин в Свято-Троицком скиту – около 26 млн рублей. Во всех случаях заказчик – Министерство культуры России.

Между тем сегодня в России насчитывается около шести тысяч заброшенных церквей, которые остались вне поля внимания государства. Старые храмы восстанавливаются очень медленно и не везде, да и то лишь за счет благотворительных фондов, частных организаций, редко – за счет бюджета. Причина банальна – в вымирании деревни. Например, в Калужской области стоит одна отреставрированная колокольня и стенд с информацией о том, что до революции тут было цветущее место со своим храмом, школой, больницей, полицейским участком. А теперь три покосившиеся избы и животноводческий комплекс, который и восстановил колокольню да табличку добавил. Какой смысл тут восстанавливать храм?

Есть священники, которые, не получая никакой зарплаты, сами ищут деньги, чтобы «на своем энтузиазме консервировать старинные храмы до лучших времен». Они верят, что с маленькой деревни начинается Россия, а в древнем храме когда-то еще зазвенит колокол. «Это по сути святые люди. Но сказать, что их сильно поддерживают из центра, я не могу, – отмечает Семенко. – Сама община не может содержать храмы и строения. В определенный момент приходит носитель финансового ресурса (спонсор. – Прим. ред.) и оплачивает строительство и реконструкцию».

Администрации ряда регионов также выделяют средства областных бюджетов на организацию паломнических поездок православных верующих. Кроме того, во многих городах православные школы носят статус муниципальных учреждений, следовательно, получают средства из бюджета. На сайте госзакупок есть такие тендеры: закупка оргтехники для нужд муниципальной православной гимназиив Звенигороде, размещенная в октябре 2019 года, проведение Соловецкого православного форума (тендер на 5 млн рублей размещен в июле 2019 года), благоустройство территории у частной православной гимназиив Гусь-Хрустальном (первый этап) – 8,6 млн рублей. Активно выделяются бюджетные средства для закупки православной литературы в библиотеки вузов, а в отдельных случаях – на написание церковных книг.

Государственную поддержку РПЦ отрицать нельзя. Вместе с тем эксперты говорят о «некотором перекосе». «Я не могу давать этому этических оценок, однако тот факт, что государство помогает реконструировать храмы РПЦ, но не помогает баптистам, к примеру, смотрится несколько удивительно», – отмечает эксперт Константин Михайлов.

Другими словами, в России на протяжении последних 20 лет так или иначе поддерживаются четыре традиционные религии. Однако православная церковь находится в привилегированном положении – именно ей идет основное финансирование. По словам религиоведа Владимира Семенко, понятно, почему: руководство страны не будет игнорировать крупную влиятельную структуру, ведь большинство россиян все-таки идентифицируют себя с православием.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин, kremlin.ru

Русская православная церковь живет не только на пожертвования прихожан, немалой помощи государства и спонсорские средства, также у РПЦ есть свой бизнес.

Кстати прибыль церкви не облагается налогами, притом что только в 2014 г. она составила 5,6 млрд руб. Журналисты РБК провели расследование , и выяснили как устроен бизнес Русской православной церкви.

Нет точных данных о формировании бюджета РПЦ

В начале 2000 г. архиепископ Климент рассказал, из чего складывается церковная экономика:

5% бюджета патриархии – отчисления епархий, 40% – спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

По словам бывшего руководителя отдела по взаимоотношению церкви и общества Всеволода Чаплина, сейчас пожертвований меньше, а отчисления из епархий могут достигать половины бюджета. Точных данных Чаплин в беседе с РБК не привел.

Как пишет РБК, в России действует 293 епархии и свыше 34,5 тыс. храмов. Церкви отчисляют епархиям определенный процент от полученных пожертвований.

Каждый из приходов приносит от 5 тыс. до 3 млн руб. дохода ежемесячно в виде пожертвований прибыли от религиозной деятельности: крещение, венчание, освящение машин, квартир и других предметов.

Часть пожертвований (от 10 до 50%) приходы перечисляют епархиям, те передают 15% долю от этой суммы в патриархию, сообщает РБК.

Ежегодно сумма отчислений растет, жаловались корреспонденту РБК священники областных церквей.

«При патриархе Алексии II я перечислял в епархию 10%, сейчас – 27%. Это связано с тем, что после прихода патриарха Кирилла количество епархий увеличили в три раза и нагрузка на приходы сильно выросла», – жалуется настоятель подмосковной церкви.

Если же священник не в состоянии заплатить взнос, его могут уволить.

Отметим, финансово-хозяйственное управление патриархии во главе с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком не ответило на вопросы РБК.

И в федеральном бюджете «есть закрытые статьи», дело «самой церкви, как им [своим бюджетом] распоряжаться», – этими фразами ответил на вопросы для материала пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

Финансирование государством

В 2012–2015 гг РПЦ и связанные с ней структуры получили от государства 14 млрд руб. В бюджете на 2016 г. для РПЦ заложено 2,6 млрд руб.

Государство дает деньги церкви в рамках федеральных программ, связанных с развитием духовно-просветительских центров, сохранением и реставрацией церквей.

Кстати с 2009 г. по всей стране построили и восстановили более 5 тыс. храмов. Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами – в собственность или по договору безвозмездного пользования.

Как пишет РБК, в безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность – около 100.

Один из основных источников дохода Московской патриархии – завод «Софрино»

Данное преприятие производит церковную мебель, чаши, иконы, свечи и проч. Множество товаров стоимостью от нескольких рублей до 1,5 млн руб.

По информации РБК, со слов священников, закупаться у «Софрино» настоятельно рекомендуют в епархиях. Завод обеспечивает церковными предметами до половины российских приходов.

Церковная экономика непрозрачна

В хозяйственной деятельности церковь, пишет РБК, «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами – продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ, подчеркивает издание.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 г. бухгалтер патриархии оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Всеволод Чаплин.

«Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги – на церковные нужды», – упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Турне патриарха по Латинской Америке стоило не менее 20 млн рублей

Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях.

Переговоры с папой римским на Кубе , Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Проанализировав данные о перелетах патриарха, корреспонденты РБК подсчитали, что только на транспортные расходы потрачено порядка 20 млн руб. Из них более 12 млн руб. стоило путешествие патриарха и его окружения из 30 человек в Антарктиду.

Доходы духовенства во многом зависят от щедрости прихожан, но протоиерей Всеволод Чаплин отмечает, что «люди стали гораздо беднее и прижимистее»

«Деньги, которые жертвуются в храме, попадают в копилки. Эти копилки могут быть целевыми пожертвованиями, могут быть общими: за свечи, записки. Каждое последнее воскресенье месяца наша ревизионная комиссия - в каждом храме такая существует - пишет соответствующий акт. Эти деньги отвозятся в банк и кладутся на наш церковный счет. У священника, как правило, есть зарплата, скажем светским языком, которая определяется в зависимости от доходов прихода. Наш приход, прямо скажем, не очень богатый. Это минимальная зарплата по Московской области - 14 200 рублей».

Если в штате храма несколько священников, то размер зарплаты определяет настоятель по своему усмотрению. Понятно, что прожить на голый оклад очень сложно. Но у священника есть и дополнительный доход. Это пожертвования за требы, например отпевание или освящение квартиры. Зачастую эти средства составляют основную часть дохода. Бывает, что прихожане делают подарки - продукты, вещи, предметы быта. Но это нечасто и немного. Если есть состоятельный жертвователь - повезло.

В деревне батюшки имеют приусадебные хозяйства. Многие совмещают церковное служение со светской работой - чаще всего преподают в школах, и не слово Божье, а, например, историю или русский язык. Есть те, кто работает таксистом или программистом.

Вознаграждения клириков не одинаковы и могут сильно различаться. Все зависит от того, где расположен храм и сколько у него прихожан, рассказал Business FM настоятель московского храма святого Феодора Студита протоиерей Всеволод Чаплин:

«В городе обычно храмы чуть-чуть более состоятельные или сильно более состоятельные, чем в деревне. Есть, конечно, большая разница еще в зависимости от того, сколько народа приходится на один храм. Если, положим, храм в деревне, но один на район, то там, конечно, людей больше. А если в маленьком городе есть 10-20 действующих храмов, то они, естественно, все будут нищими. Может быть, кроме кафедрального собора, который стоит в самом центре. Вообще, падение денежных поступлений идет по всем буквально церковным сообществам. Это касается даже богатых московских окраин. Ну а в центре храмы постепенно уходят в минус. Люди стали гораздо беднее и гораздо прижимистее».

Отец Всеволод Чаплин говорит, что получает 20 тысяч рублей в месяц. При этом у настоятеля храма есть множество обязанностей, и богослужение из них занимает только треть. Это решение вопросов, связанных с управлением и содержанием храма, взаимодействие с органами власти, составление отчетов и так далее.

Что касается вознаграждений высшего духовенства, то, как сказал нам один из подмосковных священников, там совершенно другая история, однако подробности он не раскрыл.

В СМИ периодически всплывают фотографии людей в сутанах на люксовых авто и с часами Rolex. Известно также, что за проступки клирика могут выслать в малочисленный приход и его доходы резко упадут. Уволить тоже могут, особенно после скандальных историй, которые попадают в прессу.

Приходы за пределами России обычно очень бедны, и священники живут на символическое пособие. Многие из настоятелей православных храмов за рубежом тоже трудятся на светской работе, а богослужения проводят в свободное время.

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой