Рабочая программа по новым требованиям. Структура рабочей программы фгос. Литература и средства обучения

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.

Пояснительная записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

Методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.

Приложения к программе


Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

О рабочих программах учебных предметов

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015г.

Рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации (ООП ОО).

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП.

Рабочие программы составляются по: обязательным предметам учебного плана; элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования; занятиям внеурочной деятельности.

Основные элементы рабочей программы учебного предмета, курса: «Шапка» Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Основные элементы программы курса внеурочной деятельности: «Шапка» Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Титульный лист рабочей программы должен содержать: наименование образовательной организации; название курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, в котором изучается курс; уровень освоения (базовый, профильный); фамилию, имя, отчество учителя- составителя рабочей программы; гриф утверждения программы; год составления программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Мухановская сердняя общеобразовательная школа" УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Мухановская СОШ» _____________О.В.Тетерина приказ № от «» августа 2016 Рабочая программа по русскому языку 3 класс (базовый уровень) Составитель:_______________________________, учитель высшей квалификационной категории 2016 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов от «» августа 2016г. протокол № 1 Руководитель ШМО _________С.В.Печенкина СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Н.С.Попутчиковой «» августа 2016г.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (1-6 кл. «ученик научится» и « ученик получит возможность научиться» ; 8-9 кл.«ученик должен знать, уметь»; Критерии оценивания полученных результатов).

«Шапка» Данная рабочая программа по технологии для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе: Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мухановская СОШ» Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Мухановская СОШ», на основании которого выделен 1 час в неделю Авторской рабочей программы по технологии для 1-4 классов Конышевой Н.М. . Смоленск, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 УМК «Гармония»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. № п/п Название раздела Количество часов Формы организации учебных занятий. Основные виды учебной деятельности. 1 Введение 5 Урок. Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения.

Календарно-тематическое планирование № уроков Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы Раздел I. Личность и общество (6 часов) 1 2 3 4 5 6 Что делает человека человеком? Человек, общество, природа Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 08.09 08.09

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(Минобрнауки Амурской области)

ПРИКАЗ

ОЪ. 0 9 , г а ъ № - / Й З ^

г. Благовещенск

Об утверждении Примерного положения

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными

реализующими программы общего образования

В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения

деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на

территории Амурской области и реализующих образовательные программы

общего образования, эффективного внедрения федерального

государственного образовательного стандарта начального и основного

общего образования

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Примерное положение о структуре, порядке разработки и

утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

образования (прилагается).

2. ГОАУ ДПО Амурскому областному институту развития образования

(Л.Е.Дмитриева) обеспечить организационно-методическое сопровождение

разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на

территории Амурской области и реализующими программы общего

образования.

осуществляющими управление в сфере образования:

3.1. Довести до сведения руководителей муниципальных

общеобразовательных учреждений настоящий приказ;

3.2. Обеспечить разработку рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с настоящим

приказом;

3.3. Организовать методическое сопровождение разработки рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в

муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя

министра Л.А.Закирову.

Министр М.Г.Селюч

Приложение

к приказу Минобрнауки

Амурской области

отЗМ2С/ЗК»

Примерное положение

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями,

расположенными на территории Амурской области и реализующих

программы общего образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с п. 3.6

ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в

1.2. Примерное положение определяет структуру, порядок разработки и

утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины

учреждениями, расположенными на территории Амурской области и

реализующими образовательные программы общего образования.

1.3. Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, - это

локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения

учебного предмета, требования к результатам освоения основной

образовательной программы общего образования обучающимися

(выпускниками) в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного

учреждения.

1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной

программы образовательного учреждения, является средством фиксации

уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом

образовательного учреждения.

1.5. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

Примерной образовательной программы по учебному предмету;

основной образовательной программы школы;

требований федерального государственного образовательного

стандарта общего образования.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном

объеме;

Определяет содержание образования по учебному предмету на

базовом и повышенном уровнях;

Обеспечивает преемственность содержания образования по

учебному предмету;

Реализует принцип интегративного подхода в содержании

образования;

Создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

Обеспечивает достижение планируемых результатов каждым

обучающимся.

1.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень

обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование).

1.8. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в

соответствии с требованиями ФГОС и спецификой класса.

1.9. Рабочая программа является обязательным документом для

административного контроля степени освоения содержания учебного

предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на

базовом и повышенном уровнях.

1.10. Образовательное учреждение в соответствии с п.3.1., 3.6 ст. 28 ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» самостоятельно

разрабатывает Положение о рабочей программе учителя на основе

Примерного положения по разработке рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей).

II. Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы определяется образовательным

учреждением на основе Примерного положения по разработке рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом

следующего:

Структура рабочей программы может соответствовать структуре

примерной образовательной программы по учебному предмету;

Рабочая программа, представленная учебно-методическим

комплексами может использоваться в случае её соответствия

требованиям ФГОС ООО.

2.2. Структура рабочей программы на основе требований

федерального государственного образовательного стандарта должна иметь

обязательные компоненты:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка, в которой конкретизируются:

Нормативные акты и учебно-методические документы, на

основании которых разработана рабочая программа;

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета,

курса;

Общая характеристика учебного предмета, курса;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной

программы школы;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана

рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Наименование разделов учебной программы и характеристика

основных содержательных линий;

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и

предметные, на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу

учебной программы;

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах

и видах контроля, в определении контрольно-измерительных

материалов, в показателях уровня успешности учащихся

индивидуального проекта и индивидуальных достижений

обучающихся;

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;

Направления проектной и учебно-исследовательской

деятельности обучающихся;

Использование резерва учебного времени.

4) календарно-тематический планирование (далее - КТП) с

определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных

действий), который является приложением к рабочей программе:

Дата проведения урока;

Раздел учебной программы по предмету;

Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных

работ;

Количество часов, отведенных на освоение программного

материала;

Основные виды учебной деятельности (универсальные учебные

5) описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса:

Печатные пособия;

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

Технические средства обучения (средства ИКТ);

Цифровые образовательные ресурсы;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Натуральные объекты;

Демонстрационные пособия;

Музыкальные инструменты;

Натуральный фонд;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3. Структура рабочей программы предусматривает:

Увеличение количества часов учебных занятий практико-

ориентированной направленности;

Определение логической последовательности освоения

программного содержания в ходе реализации образовательного

процесса;

Моделирование программного содержания на основе современных

образовательных технологий;

Механизмы достижения планируемых результатов освоения

учебной программы.

III. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа рассматривается в соответствии с Положением о

рабочей программе органом самоуправления общеобразовательного

учреждения, которому в соответствии с уставом общеобразовательного

учреждения делегированы данные полномочия (методическими

объединениями учителей, предметными кафедрами, методическим советом,

научно-методическим советом и др.) на предмет ее соответствия

требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую

программу к утверждению» отражается в протоколе заседания.

3.2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по

учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы

учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям

федерального государственного образовательного стандарта, а также

проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год

учебника, предполагаемого для использования.

3.3. После согласования рабочую программу утверждает педагогический

совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на

титульном листе.

директора образовательного учреждения.

3.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу

в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией

образовательного учреждения.

3.6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана

являются составной частью основной образовательной программы школы,

входят в обязательную нормативную локальную документацию

образовательного учреждения и представляются органам управления

образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля

и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской

общественности.

IV. Контроль за реализацией рабочих программ

4.1. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль

реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной

работы.

4.2. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п.7

ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за реализацию не в

полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным

планом и графиком учебного процесса.__

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:


Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:


Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре - нормативы физической подготовки.
  • По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:


Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:


Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

курсу в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

I . Пояснительная записка

- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа) ;

- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса) ;

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса .

II . Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

III . Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.

V . Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

Направления проектной деятельности обучающихся,

Использование резерва учебного времени.

VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

VII . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

Дополнительная литература для учителя и учащихся;

Перечень ЦОРов и ЭОРов;

Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)

VIII . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

Для базового уровня результатов «выпускник научится»,

Для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе

(на класс )

Основные понятия курса;

Темы проектов;

Темы творческих работ;

КИМы