График и свойства функции у = sin x. Тригонометрические функции числового аргумента. Свойства и графики тригонометрических функций Решение примеров на тригонометрические функции числового аргумента
Определение1: Числовая функция, заданная формулой y=sin x называется синусом.
Данная кривая имеет название – синусоида.
Свойства функции y=sin x
2. Область значения функции: E(y)=[-1; 1]
3. Четность функции:
y=sin x – нечетная,.
4. Периодичность: sin(x+2πn)=sin x, где n – целое число.
Данная функция через определенный промежуток принимает одинаковые значения. Такое свойство функции называют периодичностью. Промежуток – периодом функции.
Для функции y=sin x период составляет 2π.
Функция y=sin x – периодическая, с периодом Т=2πn, n – целое число.
Наименьший положительный период Т=2π.
Математически это можно записать так: sin(x+2πn)=sin x, где n – целое число.
Определение2: Числовая функция, заданная формулой y=cosx называется косинусом.
Свойства функции y=cos x
1. Область определения функции: D(y)=R
2. Область значения функции: E(y)=[-1;1]
3. Четность функции:
y=cos x –четная.
4. Периодичность: cos(x+2πn)=cos x, где n – целое число.
Функция y=cos x – периодическая, с периодом Т=2π.
Определение 3: Числовая функция, заданная формулой y=tg x, называется тангенсом.
Свойства функции y=tg x
1. Область определения функции: D(y) - все действительные числа, кроме π/2+πk, k – целое число. Потому что в этих точках тангенс не определен.
3. Четность функции:
y=tg x – нечетная.
4. Периодичность: tg(x+πk)=tg x, где k – целое число.
Функция y=tg x – периодическая с периодом π.
Определение 4: Числовая функция, заданная формулой y=ctg x, называется котангенсом.
Свойства функции y=ctg x
1. Область определения функции: D(y) - все действительные числа, кроме πk, k– целое число. Потому что в этих точках котангенс не определен.
2. Область значения функции: E(y)=R.
Тригонометрические функции числового аргумента.
Тригонометрические функции числового аргумента
t
– это функции вида y
= cos t,
y
= sin t, y
= tg t, y
= ctg t.
С помощью этих формул через известное значение одной тригонометрической функции можно найти неизвестные значения других тригонометрических функций.
Пояснения .
1) Возьмем формулу cos 2 t + sin 2 t = 1 и выведем с ее помощью новую формулу.
Для этого разделим обе части формулы на cos 2 t (при t ≠ 0, то есть t ≠ π/2 + πk ). Итак:
cos 2 t sin 2 t 1
--- + --- = ---
cos 2 t cos 2 t cos 2 t
Первое слагаемое равно 1. Мы знаем, что отношение синуса к конисусу – это тангенс, значит, второе слагаемое равно tg 2 t. В результате мы получаем новую (и уже известную вам) формулу:
2) Теперь разделим cos 2 t + sin 2 t = 1 на sin 2 t (при t ≠ πk ):
cos 2 t sin 2 t 1
--- + --- = ---, где t ≠ πk
+ πk
, k
– целое число
sin 2 t sin 2 t sin 2 t
Отношение косинуса к синусу – это котангенс. Значит:
Зная элементарные основы математики и выучив основные формулы тригонометрии, вы легко сможете самостоятельно выводить большинство остальных тригонометрических тождеств. И это даже лучше, чем просто зазубривать их: выученное наизусть быстро забывается, а понятое запоминается надолго, если не навсегда. К примеру, необязательно зазубривать, чему равна сумма единицы и квадрата тангенса. Забыли – можно легко вспомнить, если вы знаете самую простую вещь: тангенс – это отношение синуса к косинусу. Примените вдобавок простое правило сложения дробей с разными знаменателями – и получите результат:
sin 2 t 1 sin 2 t cos 2 t + sin 2 t 1
1 + tg 2 t = 1 + --- = - + --- = ------ = ---
cos 2 t 1 cos 2 t cos 2 t cos 2 t
Точно так же легко можно найти сумму единицы и квадрата котангенса, как и многие другие тождества.
Тригонометрические функции углового аргумента.
В функциях у = cos t , у = sin t , у = tg t , у = ctg t переменная t может быть не только числовым аргументом. Ее можно считать и мерой угла – то есть угловым аргументом.
С помощью числовой окружности и системы координат можно легко найти синус, косинус, тангенс, котангенс любого
угла. Для этого должны быть соблюдены два важных условия:
1) вершиной угла должен быть центр окружности, который одновременно является центром оси координат;
2) одной из сторон угла должен быть положительный луч оси x .
В этом случае ордината точки, в которой пересекаются окружность и вторая сторона угла, является синусом этого угла, а абсцисса этой точки – косинусом данного угла.
Пояснение . Нарисуем угол, одна сторона которого – положительный луч оси x , а вторая сторона выходит из начала оси координат (и из центра окружности) под углом 30º (см.рисунок). Тогда точка пересечения второй стороны с окружностью соответствует π/6. Нам известны ордината и абсцисса этой точки. Они же являются косинусом и синусом нашего угла:
√3 1
--; --
2 2
А зная синус и косинус угла, вы уже легко сможете найти его тангенс и котангенс.
Таким образом, числовая окружность, расположенная в системе координат, является удобным способом найти синус, косинус, тангенс или котангенс угла.
Но есть более простой способ. Можно и не рисовать окружность и систему координат. Можно воспользоваться простыми и удобными формулами:
Пример : найти синус и косинус угла, равного 60º.
Решение :
π · 60 π √3
sin 60º = sin --- = sin -- = --
180 3 2
π 1
cos 60º = cos -- = -
3 2
Пояснение : мы выяснили, что синус и косинус угла 60º соответствуют значениям точки окружности π/3. Далее просто находим в таблице значения этой точки – и таким образом решаем наш пример. Таблица синусов и косинусов основных точек числовой окружности – в предыдущем разделе и на странице «Таблицы».
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Выработка умений и навыков применения тригонометрических формул для упрощения тригонометрических выражений.
- Реализация принципа деятельностного подхода в обучении учащихся, развитие коммуникабельности и толерантности учащихся, умения слушать и слышать других и высказывать своё мнение.
- Повышение интереса учащихся к математике.
Тип урока: тренировочный.
Вид урока: урок отработки навыков и умений.
Форма обучения: групповая.
Тип групп : группа, сидящая вместе. Ученики разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимые учащиеся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Оборудование: доска; мел; таблица «Тригонометр»; маршрутные листы; карточки с буквами (А, В, С.) для выполнения теста; таблички с названиями экипажей; оценочные листы; таблицы с названиями этапов пути; магниты, мультимедийный комплекс.
Ход урока
Ученики сидят по группам: 4 группы по 5-6 человек. Каждая группа – это экипаж машины с названиями, соответствующими названиям тригонометрических функций, во главе с рулевым. Каждому экипажу выдаётся маршрутный лист и определяется цель: пройти заданный маршрут успешно, без ошибок. Урок сопровождается презентацией.
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, цель урока, ход урока, план работы групп, роль рулевых.
Вступительное слово учителя:
– Ребята! Запишите число и тему урока:«Тригонометрические функции числового аргумента».
Сегодня на уроке мы буде учиться:
- Вычислять значения тригонометрических функций;
- Упрощать тригонометрические выражения.
Для этого нужно знать:
- Определения тригонометрических функций
- Тригонометрические соотношения (формулы).
Известно давно, что одна голова хорошо, а две лучше, поэтому вы сегодня работаете в группах. Известно также, что дорогу осилит идущий. Но мы живём в век скоростей и время дорого, а значит можно сказать так: «Дорогу осилит едущий», поэтому сегодня урок у нас пройдёт в виде игры «Математическое ралли». Каждая группа – это экипаж машины, во главе с рулевым.
Цель игры:
- успешно пройти маршрут каждому экипажу;
- выявить чемпионов ралли.
Название экипажей соответствует марке машины, на которой вы совершаете пробег.
Представляются экипажи и их рулевые:
- Экипаж – «синус»
- Экипаж – «косинус»
- Экипаж – «тангенс»
- Экипаж – «котангенс»
Девиз гонки: «Торопись медленно!»
Вам предстоит совершить пробег по «математической местности» со множеством препятствий.
Маршрутные листы каждому экипажу выданы. Преодолеть препятствия смогут экипажи, которые знают определения и тригонометрические формулы.
Во время пробега каждый рулевой руководит экипажем, помогая, и оценивая вклад каждого члена экипажа в преодоление маршрута в виде «плюсов» и «минусов» в оценочном листе. За каждый правильный ответ группа получает «+», неправильный «-».
Вам предстоит преодолеть следующие этапы пути:
I этап. ПДД (правила дорожного движения).
II этап. Техосмотр.
III этап. Гонка по пересечённой местности.
IV этап. Внезапная остановка – авария.
V этап. Привал.
VI этап. Финиш.
VII этап. Итоги.
И так в путь!
I этап. ПДД (правила дорожного движения).
1) В каждом экипаже рулевые раздают каждому члену экипажа билеты с теоретическими вопросами:
- Расскажите определение синуса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите определение косинуса числа t и его знаки по четвертям.
- Назовите наименьшее и наибольшее значения sin t и cos t.
- Расскажите определение тангенса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите определение котангенса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите, как найти значение функции sin t по известному числу t.
2) Соберите «рассыпавшиеся» формулы. На тайной доске таблица (см. ниже). Экипажи должны привести в соответствие формулы. Ответ каждая команда записывает на доске в виде строки соответствующих букв (парами).
а | tg 2 t + 1 | е | 1 |
в | tg t | ж | cos t / sin t, t ≠ к, кZ. |
д | sin 2 t + cos 2 t | и | 1/ sin 2 t, t ≠ к, кZ. |
ё | ctg t | к | 1,t ≠ к / 2, кZ. |
з | 1 + ctg 2 t | г | sin t /cos t, t ≠ /2 + к, кZ. |
й | tg t ∙ctg t | б | 1/ cos 2 t, t ≠ /2 + к, кZ. |
Ответ: аб, вг, де, ёж, зи, йк.
II этап. Техосмотр.
Устная работа: тест.
На тайной доске написано: задание: упростить выражение.
Рядом записаны варианты ответов. Экипажи определяют правильные ответы за1 мин. и поднимают соответствующий набор букв.
№ | Выражение | Варианты ответов | ||
А | В | С | ||
1. | 1 – cos 2 t | cos 2 t | - sin 2 t | sin 2 t |
2. | sin 2 t – 1 | cos 2 t | - cos 2 t | 2 cos 2 t |
3. | (cos t – 1)(1+ cos t) | -sin 2 t | (1+ cos t) 2 | (cos t – 1) 2 |
Ответ: С В А.
III этап. Гонка по пересечённой местности.
3 минуты экипажам на совещание по решению задания, а далее представители экипажей пишут решение на доске. Когда представители экипажей закончат записывать решение первого задания, все ученики (вместе с учителем) проверяют правильность и рациональность решений и записывают в тетрадь. Рулевые оценивают вклад каждого члена экипажа знаками « + » и « – » в оценочных листах.
Задания из учебника:
- Экипаж – «синус»: № 118 г;
- Экипаж – «косинус»: № 122 а;
- Экипаж – «тангенс»: № 123 г;
- Экипаж – «котангенс»: № 125 г.
IV этап. Внезапная остановка – авария.
– Ваш автомобиль сломался. Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля.
Для каждого экипажа приведены высказывания, но в них допущены ошибки. Найдите эти ошибки и объясните, почему они были допущены. В высказываниях используются тригонометрические функции, соответствующие маркам ваших машин.
V этап. Привал.
Вы устали и должны отдохнуть. Пока экипаж отдыхает рулевые подводят предварительные итоги: считают «плюсы» и «минусы» у членов экипажа и в целом у экипажа.
Для учеников:
3 и более «+» – оценка «5»;
2 «+» – оценка «4»;
1 «+» – оценка «3».
Для экипажей: «+» и «-» взаимно уничтожаются. Считаются только оставшиеся знаки.
Отгадайте шараду .
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй – из слова «гордецы».
А третьим лошадей вы погоните,
Четвёртым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты всё верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Три-го-но-ме-три-я)
Слово «тригонометрия» (от греческих слов «тригонон» – треугольник и «метрео» – измеряю) означает «измерение треугольников». Возникновение тригонометрии связано с развитием географии и астрономии – науки о движении небесных тел, о строении и развитии Вселенной.
В результате произведённых астрономических наблюдений возникла необходимость определения положения светил, вычисления расстояний и углов. Так как некоторые расстояния, например, от Земли до других планет, нельзя было измерить непосредственно, то учёные стали разрабатывать приёмы нахождения взаимосвязей между сторонами и углами треугольника, у которого две вершины расположены на земле, а третью представляет планета или звезда. Такие соотношения можно вывести, изучая различные треугольники и их свойства. Вот почему астрономические вычисления привели к решению (т. е. нахождению элементов) треугольника. Этим и занимается тригонометрия.
Зачатки тригонометрии были обнаружены в древнем Вавилоне. Вавилонские учёные умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Некоторые сведения тригонометрического характера встречаются в старинных памятниках других народов древности.
VI этап. Финиш.
Чтобы успешно пересечь линию финиша осталось поднапрячься и совершить «рывок». Очень важно в тригонометрии уметь быстро определять значения sin t, cost, tgt, ctg t, где 0 ≤ t ≤ . Учебники закрыть.
Экипажи поочерёдно называют значения функций sin t, cost, tgt, ctg t , если:
VII этап. Итоги.
Итоги игры.
Рулевые сдают оценочные листы. Определяется экипаж, ставший чемпионом «Математического ралли» и характеризуется работа остальных групп. Далее называются фамилии тех, кто получил оценки «5» и «4».
Итоги урока.
– Ребята! Чему вы сегодня научились на уроке? (упрощать тригонометрические выражения; находить значения тригонометрических функций). А что для этого нужно знать?
- определения и свойства sin t, cos t, tg t, ctg t;
- соотношения, связывающие значения различных тригонометрических функций;
- знаки тригонометрических функций по четвертям числовой окружности.
- значения тригонометрических функций первой четверти числовой окружности.
– Я думаю, что вы поняли, что формулы нужно хорошо знать, чтобы их правильно применять. Вы также поняли, что тригонометрия очень важная часть математики, так как она применяется в других науках: астрономии, географии, физике и др.
Домашнее задание:
- для учеников получивших «5» и «4»: §6, №128а, 130а, 134а.
- для остальных учеников: §6, №119г, №120г, №121г.
Определение. Тригонометрическими функциями числового аргумента называются одноименные тригонометрические функции угла, равного радианам.
Поясним это определение на конкретных примерах.
Пример 1. Вычислим значенйе . Здесь под мы понимаем отвлеченное иррациональное число. Согласно определению . Итак, .
Пример 2. Вычислим значение . Здесь под 1,5 мы понимаем отвлеченное число. Согласно определению (см. приложение II).
Пример 3. Вычислим значение Аналогично предыдущему получаем (см. приложение II).
Итак, в дальнейшем под аргументом тригонометрических функций мы будем понимать угол (дугу) или просто число в зависимости от той задачи, которую решаем. А в ряде случаев аргументом может служить величина, имеющая и другую размерность, например время и т. д. Называя аргумент углом (дугой), мы можем подразумевать под ним число, с помощью которого он измерен в радианах.