Мировые природные ресурсы — Гипермаркет знаний. Что такое климатические и космические ресурсы? Значение и использование климатических и космических ресурсов мира Неисчерпаемые космические ресурсы

Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового Океана и рекреационных ресурсов.

2.Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.

Оборудование: карты «Океаны», «Природные ресурсы мира», учебники, атлас.

Тип урока: урок-конференция.

Структура урока:

План:

1.Классификация ресурсов Мирового океана, их использование, проблемы (Океан «болен»).

2. Климатические и космические ресурсы нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

3. Рекреационные ресурсы - четыре главных типа.

Ход урока.

1.Изучение нового материала (выступления учащихся).

1.Классификация ресурсов Мирового океана: кладовая богатств. Виды ресурсов и их использование, проблемы.

По итогам выступлений учащихся составить: план-конспект, опорный конспект, план-схему.

Ресурсы Мирового океана

(план-конспект)

Главный ресурс –

морская вода

Запасы – 1370 млн км 3 , 96,5%

на каждого жителя планеты – 270 млн м 3 океанской воды;

«живая вода» - 75 химических элементов таблицы Менделеева;

1 км 3 содержит – 37 млн т растворенных веществ: соли млн т, серы – 6 млн т, много

соды, брома, Al, Ca, Na, Cu, тория золота, серебра.

Минеральные ресурсы

дна океана

    На континентальном шельфе: нефть и газ – 1/3 от общей мировой добычи,

к 2010г. – половина нефти и газа поступили из недр Мирового океана. Мексиканский залив – 57 действующих скважин, Северное море – 37,

Персидский залив – 21, Гвинейский залив – 15.

    Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции.

    Сокровища затонувших кораблей (ДТ , с. 44)

Энергетические ресурсы

    Приливные электростанции – суммарная мощность на нашей планете

приливов оценивается от 1 до 6 млрд кВт*ч – это превышает энергию

всех рек земного шара.

Возможности имеются в 25 – 30 местах земного шара для сооружения

данных электростанций.

Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают: Россия, Франция (здесь построена в 1967 году первая в мире приливная электростанция), Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

    Волновые электростанции, использующие энергию морских течений.

Биологические ресурсы Мирового океана

Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие,

моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах.

Основную часть биомассы составляют фитопланктон и зообентос.

Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки их насчитывается свыше

Хозяйственное использование вод Мирового океана

Самые продуктивные акватории Мирового океана – это северные широты:

Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное,

Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов).

Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млрд т в год.

Рыболовство – отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование

15 млн человек.

30 млн т рыбы и морепродуктов приходится на искусственное разведение: на аквакультуру – искусственное выращивание водных организмов в морской и

пресной воде.(аквакультура зародилась в Китае 4 тысячелетия назад);

Марикультуру – искусственное разведение микроорганизмов морской воде.

    Мировой океан обслуживает около 4/5 сей международной торговли.

    Число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах

превышает 2,5 тыс

    Транспортное значение Мирового океана очень велико.

Проблемы: глобальные экологические

изменения вод

Мирового океана

Океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млрд т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов).

Отходы промышленности: тяжелые металлы, радиоактивные отходы в

контейнерах и др.

Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают

нечистоты в море до очистки.

Пути решения

Экологических проблем

Мирового океана

    Система экологических, технических социальных мер одновременно.

    Международные соглашения по мировому океану, ибо мертвый океан

не нужен человечеству.

2.Климатические и космические ресурсы, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

После выступления учащихся отображаются основные сведения в: план - схеме.

Термоядерная энергия

Космическая энергетика

Ветроэнергетика

ВЭУ – Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, США (Калифорния), Индия, Китай.

Нетрадиционная (альтернативная) энергетика

Энергетика использующая разность температур

Энергетика, использующая разность температур глубинных и поверхностных вод моря, тепловые насосы и т.д.

Установки геотермальной энергии (ГеоТЭС) - в странах Америки на Филиппинах, В Исландии.

Гелиоэнергетика

Солнечные батареи, Гелиоконденсаторы, солнечные электростанции (СЭС) работают в 30 странах.

Альтернативная гидроэнергетика

    Приливные – ПЭС.

    Волновые электростанции, используют энергию морских течений.

3. Рекреационные ресурсы - снова отдыха и туризма.

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать для отдыха и туризма. Они подразделяются на четыре главных типа:

    Рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами).

    Рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные местности).

    Рекреационно-спортивный (например, горнолыжные базы).

    Рекреационно-познавательный (например, исторические памятники). К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озер, горы,

лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы природно-рекреационной территории:

    Зелёные зоны городов.

    Заповедники и заказники.

    Национальные парки.

К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности: Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия)

Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии,

Египте и других странах мира.

П. Итоги урока. Оценка и самооценка работы учащихся.

Задание на дом: с. 35-37. Подготовка к тестированию.






Свет Свет это солнечная радиация; которая делится на рассеянную, прямую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиации, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учиты ­ вается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светово ­ го дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.



Способы использования Для начала охарактеризуем основные направления развития солнечной энергетики как составляющую группы " Космические ресурсы мира ". В настоящее время выделяют две основополагающие идеи. Первая заключается в запуске на околоземную орбиту специального спутника, оснащенного значительным количеством солнечных батарей. Посредством фотоэлементов попадающий на их поверхность свет будет преобразовываться в электрическую энергию, а после передаваться на специальные станции - приемники на Земле. Вторая идея основана на схожем принципе. Отличие заключается в том, что космические ресурсы будут собираться посредством солнечных батарей, которые будут установлены на экваторе естественного спутника Земли. В таком случае система будет образовывать так называемый " лунный пояс ".


Полёт на Луну Полеты на нее уже довольно давно перестали быть аспектами научной фантастики. В настоящее время спутник нашей планеты бороздят исследовательские зонды. Именно благодаря им человечество узнало, что лунная поверхность имеет состав, схожий с земной корой. Следовательно, там возможна разработка месторождений таких ценных веществ, как титан и гелий.


Полёт на Марс На так называемой " красной " планете также много всего интересного. Согласно исследованиям, кора Марса в гораздо большей степени богата чистыми металлическими рудами. Таким образом, на нем в будущем может начаться разработка месторождений меди, олова, никеля, свинца, железа, кобальта и прочих ценных веществ. Кроме того, возможно, именно Марс будет считаться главным поставщиком редких металлических руд. К примеру, таких как рутений, скандий или торий.


Астероиды В настоящее время ученые постановили, что именно вышеописанные космические тела, бороздящие пространства Вселенной, могут стать наиболее важными станциями по обеспечению множеством необходимых ресурсов. Например, на некоторых астероидах при помощи специализированной техники и тщательного анализа полученных данных были обнаружены такие ценные металлы, как рубидий и иридий, а также железо. Помимо прочего, вышеописанные космические тела являются отличными поставщиками сложного соединения, которое носит название дейтерий. В дальнейшем планируется использование именно этого вещества в качестве основного топливного сырья для электрических станций будущего. Отдельно следует отметить еще один жизненно важный вопрос. В настоящее время определенный процент населения Земли страдает от постоянной нехватки воды. В будущем подобная проблема может распространиться на большей части территории планеты. В таком случае именно астероиды могут стать поставщиками подобного жизненно необходимого ресурса. Поскольку на многих из них содержится пресная вода в виде льда.

Климатические и космические ресурсы – это ресурсы будущего.

Годовой поток солнечной энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минерального топлива.

Наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.

Ветровая энергия, как и солнечная, обладает неисчерпаемым потенциалом, дешевая и не загрязняет окружающую среду. Она очень непостоянна во времени и в пространстве и ее очень трудно «приручить». Ресурсы сосредоточенны в умеренном поясе.

Агроклиматические ресурсы – тепло, влага и свет.

Географическое распределение этих ресурсов отражено на агроклиматической карте.

Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения

География деревообрабатывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесных ресурсов.

В пределах северного лесного пояса заготавливаются в основном хвойная древесина, которая потом перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон.

Деревоперерабатывающая промышленность является важной отраслью международной специализации в России, Канаде, Швеции, Финляндии.

Южный лесной пояс, в нем заготавливается лиственная древесина.

Три ареала деревоперерабатывающей промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия.

Древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу.

Для изготовлении бумаги в этом поясе используют недревесное сырье: бамбук (Индия), багасса (Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладешь).

Билет № 23

Раскройте понятие «урбанизация», «мегалополис». Приведите примеры.

К числу важнейших социально-экономических процессов современности относится урбанизация.

Урбанизация – это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.

Это процесс повышения роли городов в жизни общества.

Урбанизация как всемирный процесс, имеет три общие черты, характерные для большинства стран.

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

Например, в 1900г в городах жило 13% населения мира, в 2000г – 51%. В среднем оно увеличивается ежегодно примерно на 60 млн. человек

Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Третья черта – «расположение» городов, расширение их территории. Самая крупная агломерация мира – Токийская.

Путем слияния зон сплошной урбанизации образуются мегаполисы, например, «Босваш» на северо-востоке США объединяет агломерации Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона и др.городов (до 50 млн.человек).

Мегаполис Токайдо.

Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира

Экономическая и социальная география мира обобщает знания о целостности мирового хозяйства, о ресурсах, населении и экономических возможностях регионов и более значительных стран мира, об основных элементах географии международных экономических отношений, а также позволяет составить представление об условиях и возможностях жизнедеятельности хозяйства государств в хозяйстве мира.

Во второй половине XX в. в географической науке возникли четыре направления: гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация.

С переходом к постиндустриальной стадии развития возросло значение социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей.

Следовательно, социальная и экономическая география мира – это комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию жизни общества.

Билет № 24

Охарактеризуйте географию растениеводства

В растениеводстве ведущее место занимает зерновое хозяйство, которое является основой мирового сельского хозяйства и занимают ½ всей обрабатываемой площади.

Зерновое хозяйство держится на трех хлебах – пшенице, ржи, кукурузе, которые дают 9/10 валового сбора и обеспечивают почти половину всей пищевой энергии людей.

Пшеницу выращивают в 70 странах, но больше всего приходится на США, Канаду, Австралию, Аргентину, Китай, Индию. Францию, Россию, Украину – главные мировые житницы.

Рис в 100 странах мира, «рисовые» страны Азии. 2/3 всех орошаемых земель – под рисом.

Кукуруза «родилась» в Мексике, а потом завезена в другие страны мира, но основные производители США, Китай, Бразилия.

Растениеводство дает и другие продовольственные культуры (Азия, Африка, Латинская Америка), картофель (Южная Америка, Китай, Россия, Украина и др.), сахароносные культуры.

Непродовольственные культуры – хлопок (Азия, страны Африки, Америки), лен, сизаль, джут, натуральный каучук – важнейшие товары мировой торговли.

Конечно, на показатель pecypсообеспеченности прежде вceгo влияет богатство или бедность территории природными pecypсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от мacштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

Пример . Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн т условного топлива. Это значит, что при современном уровне дoбычи их может хватить примерно на 350400 лет! Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, тaкая обеспеченность сократится во мнoгo раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от тoгo, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид к исчерпаемым (невозобновляемым и возобновляемым) или к неисчерпаемым ресурсам. (твоpческое задание 1.)

2. Минеральные ресурсы: дoстаточно ли их?

Люди еще в древности научились использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в нaзваниях исторических периодов развития человеческой цивилизации, например каменный век. В наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883 1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева. .

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется использованию альтернативных источников всевозможных ресурсов. К примеру, человечество уже давно занимается разработками получения энергии из возобновляемых веществ и материалов, таких как тепло ядра планеты, приливы, солнечный свет и так далее. В нижеприведенной статье будут рассмотрены климатические и космические ресурсы мира. Их основное достоинство заключается в том, что они являются возобновляемыми. Следовательно, их многократное использование в достаточной степени эффективно, а запасы можно считать безграничными.

Под климатическими ресурсами традиционно понимается энергия солнца, ветра и так далее. Данный термин определяет различные неисчерпаемые природные источники. А свое название подобная категория получила в результате того, что ресурсы, входящие в ее состав, характеризуются теми или иными особенностями климата региона. Помимо этого в данной группе выделяют также подкатегорию. Она носит название агроклиматических ресурсов. Основными определяющими факторами, влияющими на возможность развития подобных источников, являются воздух, тепло, влага, свет и прочие питательные вещества.

Космические ресурсы В свою очередь, вторая из представленных ранее категорий объединяет неисчерпаемые источники, которые находятся вне пределов нашей планеты. К числу подобных можно отнести всем известую энергию Солнца. Ее и рассмотрим подробнее. Способы использования Для начала охарактеризуем основные направления развития солнечной энергетики как составляющую группы "Космические ресурсы мира". В настоящее время выделяют две основополагающие идеи. Первая заключается в запуске на околоземную орбиту специального спутника, оснащенного значительным количеством солнечных батарей. Посредством фотоэлементов попадающий на их поверхность свет будет преобразовываться в электрическую энергию, а после передаваться на специальные станции-приемники на Земле. Вторая идея основана на схожем принципе. Отличие заключается в том, что космические ресурсы будут собираться посредством солнечных батарей, которые будут установлены на экваторе естественного спутника Земли. В таком случае система будет образовывать так называемый "лунный пояс".

Раскройте отраслевой состав лесной промышленности и географию ее размещения.

Лесная промышленность – это совокупность предприятий, которые заготавливают и перерабатывают древесину.



Отраслевая структура:

1) Лесозаготовка. Лидерами являются США, Канада, Россия, Скандинавские страны, Бразилия, страны Экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии.

2) Деревообрабатывающая промышленность (пиломатериалы, фанера, мебель). Лидеры по производству пиломатериалов: США, Канада, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

3) Целлюлозно-бумажная промышленность (бумага, картон, искусственное волокно, целлюлоза). Лидируют США, Япония, Китай.

4) Лесохимическая промышленность (деготь, спирт, смолы, уксусная кислота). Здесь лидируют США и Канада.

Высокоразвитые страны специализируются на производстве бумаги и продукции деревообрабатывающей промышленности. Развивающиеся страны занимаются лесозаготовкой.

3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.

Великобритания – Лондон, Испания – Мадрид, Швеция – Стокгольм, Япония – Токио, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Малайзия – Куала-Лумпур, ОАЭ – Абу-Даби.

Билет № 23

1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.

Урбанизация - это процесс роста городского населения и возрастание роли городов в развитии общества. В 2008 г. городское население впервые в истории превысило сельское и продолжает увеличиваться.

Особенности урбанизации:

Городская агломерация - это скопление городских поселений (Лондонская, Рурская).

Мегалополис - сплошные урбанизированные зоны (Токайдо - 60 млн. человек, Босваш - 50 млн. человек).