Основные направления налоговой политики годы. Основные направления налоговой политики рф. Совершенствование механизма контроля за трансфертным ценообразованием

Определяющий направления налоговой политики России, опубликовал на своем официальном сайте Минфин России.

Приоритетом налоговой политики России на следующие три года вновь станет борьба с увеличением налоговой нагрузки на экономику страны. Основное внимание будет уделяться реализации антикризисных мер. Таких, как стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте и др.

Основные направления налоговой политики России на 2016-2018 годы предполагают осуществление в том числе следующих мер:

  • налоговое стимулирование новых производств (в том числе реализуемых путем заключения специальных инвестиционных контрактов) через уменьшение уплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений;
  • предоставление субъектам РФ права на снижение налоговых ставок по УСН с 6% до 1% (в отношении налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов);

Считается ли налогоплательщик отказавшимся от налоговой льготы, если он не отразил ее в декларации? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

  • введение патентов для самозанятых физлиц, не имеющих наемных работников. Предполагается, что это позволит упростить процедуру уплаты налогов данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанности по регистрации в качестве ИП и уплаты налогов в бюджет;
  • введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Таким образом, у налогоплательщиков появится возможность получить от налоговой инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить;
  • расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Ранее, при представлении проекта Основных направлений налоговой политики, Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнял, что речь идет отаких видах деятельности, как, например, услуги по разработке программного обеспечения, выпечка хлеба и производство кондитерских изделий, производство молочных продуктов и т. п.;
  • упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса и т. д.

Правительство РФ на своем официальном сайте заявило, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом кабмина останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Подчеркивается, что правительство не будет вносить такого рода предложения в Госдуму и не будет поддерживать их в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

Впервые текст проекта Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов был в июне текущего года главой Минфина России в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

Налоговая политика - это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы

Раздел «Меры в области налоговой политики » начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2013. Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории.

Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%.

Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшоров. В связи с существующей проблемой разработаны мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефециарных собственников.

В соответствии с налоговой политикой в законодательство, связанное с налогами и сборами, будут внесены следующие изменения. Будет:

  1. Определено понятие налогового резидентства.
  2. Разработан механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Такой механизм необходим из-за высокого риска вывода дохода в офшоры.
  3. Определены и согласованы порядки обмена информацией с низконалоговыми юрисдикциями, участия налоговых органов РФ в проверках за рубежом.
  4. Совершенствоваться налогообложение иностранных компаний.
  5. Разрешено требовать документы по контролируемым сделкам с налоговыми резидентами других государств вне рамок налоговых проверок.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Для этого разрабатываются дорожные карты - комплексы мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. Результатом реализации дорожных карт должны стать:

  • упрощение правил регистрации юридических лиц и ИП;
  • сокращение издержек при применении ККТ;
  • поддержка экспорта несырьевых товаров;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В налоговой политике на 2015–2017 годы отдельно выделено налогообложение физических лиц. Именно в «Основных направлениях налоговой политики на 2015–2017 годы» появились планы о том, что налоговой базой по налогу на имущество для физических лиц станет кадастровая стоимость недвижимого имущества. Также налоговая политика предусматривает в отношении физических лиц изменения к подходу по освобождению доходов от продажи имущества.

В рамках налоговой политики для стимулирования инвестиций планируется предоставить льготы по налогу на прибыль при реализации крупных региональных инвестпроектов. Также предполагается поддержать туристическую отрасль, виноградарство и виноделие.

Отдельно в налоговой политике обозначены ставки акцизов с учетом их индексации. А в части табачной продукции учитывается Концепция противодействия потреблению табака (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р) и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Налоговая политика государства на 2016–2018 годы

Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим:

  1. Планируется развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств.
    Кроме того, с 2016 года налоговой политикой предполагается законодательно закрепить ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности. А также предусмотреть возможность применять для таких производств повышающий коэффициент 2 по оборудованию 1–7-й амортизационных групп, которое было изготовлено в рамках специального инвестиционного контракта.
  2. В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
  3. Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через спецрежимы.
  4. Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
  5. Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
  6. Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор - российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды.
  7. Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу.
  8. Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения.
  9. Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.
  10. Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям (http://nalog-nalog.ru)

В части мер, касающихся вопросов налогообложения, документ повторяет идеи, заложенные в его проект. В отношении возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей документ отличается от своего проекта в более благоприятную для бизнеса сторону.

В начале июня, напомним, на сайте ведомства был размещен проект данного документа. Основная идея, которая отражена и в окончательной версии документа - правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и о каких-либо масштабных изменениях в налоговой системе в 2015 году и в последующие ближайшие три года. Также правительство не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы. На стадии проекта мы подробно освещали ряд тем, затронутых в "направлениях". Окончательная редакция документа повторяет большую их часть.

Возможно внесение в НК поправок в части налогообложения движимого имущества. Из-под освобождения было выведено принятое на баланс начиная с 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи взаимозависимыми лицами. Теперь авторы "направлений" пришли к выводу, что это может ущемлять права добросовестных налогоплательщиков: реорганизация теперь приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда оно до нее правомерно освобождалось от налога. Передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, в случае централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Ситуацию планируют мониторить и, возможно, .

Будут предоставляться льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и понижения до 10% "региональной" части налоговой ставки для вновь создаваемых предприятий промышленности, реализующих инвестиционные проекты. Отличие от уже существующего льготирования для региональных инвестпроектов будет состоять в том, что снижение налоговой нагрузки будет действовать на всей территории РФ, а не в отдельных субъектах РФ. В связи с этим разработан и внесен в ГД законопроект 801288-6 (подробнее правительством при внесении), однако пока что проект не рассматривался ни в одном чтении.

Также правительство РФ предлагает ввести ряд преференций для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом о промышленной политике. В частности, предполагается ввести ограничения для субъектов РФ и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничение на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций свыше 2% до 2025 года. Также планируется предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1-7 амортизационным группам. Указанные нормы могут вступить в силу с 2016 года.

Упомянуты в "направлениях" грядущее повышение стоимости амортизируемого имущества до 100 тысяч рублей, увеличение критериев по выручке в целях уплаты авансовых платежей, которые уже установлены федзаконом от 08.06.2015 , региональные льготы спецрежимникам (закон от 13.07.2015 ). Сказано, какие факторы введению патента для самозанятых лиц, не имеющих наемных работников.

О том, какие новшества могут быть введены в части исчисления и администрирования НДС, мы подробно на стадии проекта "направлений". Все сказанное осталось и в окончательной версии документа. Кроме того, исходя из ее тезисов, планируется также установить порядок определения налоговой базы по НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях.

Режим налоговой тайны могут снять с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, также планируется ввести институт предварительного налогового контроля (подробнее эти темы освещались ).

Меры, касающиеся вопросов налогообложения, налогового администрирования сделок (в том числе займов) между взаимозависимыми лицами, также в полном составе перекочевали из проекта в окончательный документ. Подробно ознакомиться с ними можно .

При числе работников от 50 налогоплательщикам придется сдавать налоговые декларации только в электронном виде. Об этом говорится в "направлениях", а соответствующий законопроект уже 1 чтение в ГД (однако дальнейшего его движения с конца мая пока не происходило).

Постепенный отказ от льгот по взносам задекларирован в "направлениях" так же, как и в их .

По сравнению с проектом изменилась оценка возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей. Если в проекте о сложностях такой меры, то в окончательном документе разработчики высказались более оптимистично: "в отношении неналоговых платежей предпринимателей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей, представляется целесообразным введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, которые предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и которые взимаются в настоящее время".

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Министерство Финансов РФ

Согласно документу, в течение очередного трехлетнего периода приоритетами Правительства РФ будут:

  • недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику,
  • применение мер налогового стимулирования инвестиций,
  • проведения антикризисных налоговых мер,
  • дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

Эксперты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" проанализировали проект налоговой политики, представленный Министерством Финансов РФ, выделили основные направления и прокомментировали наиболее важные моменты.

Авторы комментариев: Лариса Рожкова, Директор Депарамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) иИрина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).


Успешной реализации приоритетов налоговой политики РФ на ближайшие 3 года призваны способствовать следующие меры :

1. Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

  • Добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) и предоставление таким декларантам внушительного объема госгарантий
  • Налоговая амнистия на возврат капиталов

Комментирует Лариса Рожкова , Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI):

«С одной стороны, меры направленные на деофшоризацию российской экономики, позволят исключить возможность использования низконалоговых юрисдикций для получения компаниями, применяющими данные инструменты в целях получения необоснованной налоговой выгоды и преференций, усилить налоговый контроль, обеспечить прозрачность совершаемых экономических операций и внешнеэкономических сделок. С другой стороны, данная мера, на наш взгляд, позволит российским компаниям «выйти из тени» и вернуть капитал в Россию, что даст дополнительный стимул для ее развития и повышения предпринимательской активности».


2. Антикризисные меры

  • Льготы по налогу на прибыль для организаций для новых производств на своей территории («гринфилды») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии с льготами Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Предполагается, что указанные нормы вступят в силу с 2016 года.

  • Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80- 100 тыс. рублей, что позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

Как отметила Ирина Дудкина, «повышение порога амортизируемого имущества является хорошей антикризисной мерой, которая может помочь снизить убытки предприятий, деятельность которых требует наличия оборудования стоимостью от 40 до 80-100 тыс. руб. Чаще - это средние, малые и микро предприятия. При этом нужно предусмотреть внебалансовый учет такого имущества».

  • Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы
  1. расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
  2. распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
  3. предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога на доходы с 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих «упрощенку», в зависимости от категории налогоплательщиков и видов деятельности;
  4. предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности
  • Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог и обязательные платежи по страховым взносам по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ИП), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж.

Система необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

  • Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2-1,5 раза.
  • Продление меры, в рамках которой в 2015 году была снижена до 0 минимальная величина процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемых внутри России, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки.
  • Введение в законодательство о налогах и сборах понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии.

Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за «тонкой капитализацией».

  • Применение НДС к авансовым платежам

Комментирует Ирина Дудкина : «НДС с авансов от покупателей (и как обратная сторона – НДС в авансах поставщикам) – в определенной степени «головная боль» бухгалтеров. Так как аванс – это любая оплата до отгрузки, даже если отгрузка на день позже, и все в пределах одного налогового периода по НДС. И если не нарушать законодательство, на каждый «рубль», перечисленный авансом продавцу, нужно выписать счет-фактуру на аванс. Потом он зачитывается при отгрузке. Средняя оптовая фирма, торгующая недорогим товаром, должна выписывать до 500 сч-ф в месяц только на аванс.

Решением здесь могло бы быть предоставление права предприятиям начислять (зачитывать) НДС только на увеличение (уменьшение) остатка аванса от покупателя.

Кроме того, нельзя часто менять правила работы с НДСпоскольку каждый раз это перестройка бухгалтерских программ (с недоделками, отладкой и т.п.), программ электронной отчетности, обучение персонала, и др. Что мы наблюдали, например, при включении в декларацию по НДС книг покупок и продаж.

В то же время – работа без освобождения от НДС (по каким-либо статьям НК РФ) – прерогатива среднего и крупного бизнеса. И создавать им дополнительные проблемы – не в интересах государства».

  • Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте.

Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без представления банковских гарантий.

  • Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам
  1. увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2-3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции
  2. введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.)
  3. не признание контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика


3. Совершенствование порядка налогообложения НДС

Предполагается:

  • распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур
  • предоставить право на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд рублей

Для обеспечения единообразного толкования норм Кодекса:

  • требуется установить порядок определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях
  • предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками
  • следует уточнить нормы Кодекса, касающиеся вычетов по имущественным правам

В целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

  • установить обязанность при реорганизации восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС
  • уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей
  • уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест
  • установить обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени

При этом, как отметила Ирина Дудкина , «желательно, чтобы «определенное время» устанавливалось не принудительно законодательством, а исходя из вида деятельности и обстоятельств сделки».


4. Меры в части акцизного налогообложения

  • Индексация ставок акцизов

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом ИПЦ, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФна 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг. В тоже время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Таможенного союза о гармонизации ставок акцизов.

  • Порядок исчисления и уплаты акцизов

В планируемом периоде предлагается внести изменения в Кодекс, предусматривающие:

  1. установление акциза на средние дистилляты при одновременном введении порядка, при котором судовое топливо, направляемое на бункеровку судов, будет реализовываться без акциза
  2. уточнение действующего порядка освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в части мер налогового контроля, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиками, представившими в налоговые органы банковские гарантии, обязательств по уплате акциза
  3. выдачу специальных марок налогоплательщикам акциза на алкогольную продукцию только в случае предоставления ими банковской гарантии на уплату соответствующих сумм акциза
  4. порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива, согласно которому реализация биоэтанола в данном случае должна осуществляться без акциза


5. Меры в части налогообложения природных ресурсов

  • анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья с целью изменения существующих в настоящее время подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья
  • подготовка предложений о приведении положений главы 26 Кодекса в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья
  • проработка возможности определения объектом налогообложения НДПИ при добыче руд четных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых
  • рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым


6. Совершенствование налогового администрирования

  • Введение института предварительного налогового разъяснения (контроля).
  • Расширение перечня информации, не относящейся к налоговой тайне
  • Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств


7. Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения

  • Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями
Реализация данной меры позволит в 2018 году осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.
  • Изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов)
  • Совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Двум последним вопросам посвящена работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пунктов 3 и 4 Плана BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации по налогам и сборам.

  • Совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании
  1. пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;
  2. уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных главой 143 Кодекса
  3. уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки товарами составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми
  4. уточнение полномочий Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V1 Кодекса
  5. разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства

«Анализируя Основные направления налоговой политики РФ до 2018 года, можно сделать вывод, что в целом указанный документ содержит основные неотложные меры, направленные на дальнейшее развитие налогового законодательства, его стабилизацию, а также совершенствование налогового администрирования, что не может не сказаться положительно на развитии бизнеса и предпринимательской инициативы, улучшении инвестиционного климата в России», - заключила Лариса Рожкова, Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).

В то же время, по ее словам, «малому бизнесу все еще не приходится рассчитывать на реальное и ощутимое снижение фискальной нагрузки, поскольку "налоговые каникулы" предлагаются только для тех, кто вновь начал заниматься предпринимательской деятельностью. Что касается среднего и крупного бизнеса, то их также ждет пересмотр налоговых льгот, что может сказаться на реальной налоговой нагрузке».