Украинские земли в составе литвы. Великое княжество Литовское и украинские земли. Берестейская церковная уния

Украинские земли, которые всегда привлекали соседей, после упадка Киевского государства и Галицко-Волынского княжества попали под власть Литовского княжества, а затем и Польши. Активное литовское проникновения на Русь началось во времена Миндовга (1230 – 1263). Главным объектом тогда стали западнорусских (белорусские) земли. По его преемника Гедимина (1316 – 1341) в состав Литовского княжества присоединялись юго-западные русские (украинские) земли. Ярким свидетельством укрепления литовских позиций в этом регионе стало то, что после внезапной смерти Юрия II Болеслава на княжеском столе Волыни закрепился сын Гедимина Любарт, которого номинально считали также галицко-волынским князем. В результате польско-венгерско-литовского противостояния в борьбе за галицко-волынское наследство Польша получила Галицию, Литва – Волынь.

Сын Гедимина – Ольгерд (ок. 1296 – 1377) стал великим князем в 1345 и вместе со своим братом Кейстутом объединил литовские земли, и, активизировав борьбу за расширение Великого княжества Литовского (ВКЛ), постепенно присоединил к Литве большинство украинских территорий. Сначала (ок. 1355) Ольгерд отвоевал у татар Чернигово-Северскую землю, в 1362 г. ,. разбив татарское войско на Синих Водах, присоединил к Литовскому государству Киевщина, Подолье и Переяславщину.

В дальнейшем Ольгерд успешно воевал за Волынь с польским королем Казимиром Великим, которому остались только Белзька и Холмская земли. 1377 в Литву был присоединен Брестский, Владимирский и Луцкий уделы. В результате Ольгерд сумел объединить в Великое княжество Литовское все белорусские и большинство украинских земель.

Хорошим отношением к украинской культуре и церкви он привлек к себе население Украины – Руси и украинских князей и магнатов, которые участвовали в государственной администрации Великого княжества Литовского. На занятых русских (украинских) землях Ольгерд посадил своих родственников, а в некоторых местах оставил русских князей из рода Рюриковичей. При нем русский язык стал официальным языком Великого княжества Литовского.

Действия литовцев на территории Украины не были экспансионистские, похожими на завоевание монголов. Вооруженное противостояние в борьбе за украинские земли происходило преимущественно между литовцами и другими иностранцами – претендентами на наследство Киевской Руси. При этом местное население или сохраняло нейтралитет и не оказывало сопротивления, или поддерживало утверждение литовского правления, которое вытесняло золотоордынское. Литовские власти была более мягкой, толерантной, чем татарская. На присоединенных к Литве землях русские князья сохраняли свою автономность.

Почти до конца XIV в. Великое княжество Литовское было своеобразной федерацией земель-княжеств, полноценными, равноправными субъектами которой были земли Киевщины, Чернигово-Сиверщины, Волыни и Подолья. Сохранилась старая система управления, в которой только русская княжеская династия Рюриковичей уступила место литовской династии Гедиминовичей.

Такая ситуация в определенной степени напоминала приход варягов на Русь, следствием которого стала ассимиляция, растворение их в мощном славянском этническом массиве. О начале аналогичного процесса – «ославянивания» литовских правителей во второй половине XIV в. свидетельствуют такие факты: расширение сферы влияния русского православия в Литовском государстве, утверждение «Русской Правды» как государственной правовой основы; признание русского языка официальным государственным языком; заимствования литовцами русского опыта военной организации, строительство крепостей, налаживание налоговой системы, формирование структуры княжеской администрации и тому подобное.

Поскольку собственно литовские этнографические земли в это время составляли лишь 1/10 новообразованного государства, литовские правители, пытаясь удержать под своим контролем инкорпорированы земли, последовательно придерживались правила: «Старого не менять, а нового не вводить».

На первый взгляд, создается иллюзия продолжения древнерусской государственности. Даже официальный титул литовского князя начинался словами: «Великий князь Литовский и Русский». Однако, это было лишь иллюзией. Литовцы не стали вторыми варягами. Процесс формирования ВКЛ не получил ассимиляционных форм. События развернулись несколько иначе.

Начиная с правления Ягайло (1377 – 1392), в Литовском государстве все больше стали проявляться тенденции централизма, а 1385 между Литвой и Польшей было заключено Кревскую унию, которая коренным образом изменила положение юго-западных русских земель.

Объединение ВКЛ с Польшей возникало недовольство литовского и украинского населения, были использованы двоюродным братом Ягайло Витовтом. С тех пор пропольская политика обусловила быстрое появление литовско-русской оппозиции, которую и возглавил князь Витовт (1392 – 1430). Поддержанный оружием литовских феодалов и русских удельных князей, он 1392 был признан пожизненным правителем Литовского княжества, получив из рук Ягайло власть над ВКЛ, а также над удельными княжествами, правители которых уже подписали «присяжные грамоты» Ягайло. В 1398 на съезде литовских и украинских князей и бояр на острове Салин, что на Немане, Витовта провозгласили королем литовским и русским.

Пытаясь укрепить внутреннюю политическое единство ВКЛ, максимум централизовать управление, Витовт ликвидировал юго-западные русские удельные княжества, в частности, Волынское, Новгород-Северское, Киевское, Подольское. В этих землях стали управлять великокняжеские наместники, в результате чего усилился социальный гнет и сошла на нет бывшая автономия украинских земель.

Имея планы «большого княжение на всей Русской земли», Витовт с целью расширения и контроля территорий постоянно строил систему опорных укреплений в Бари, Брацлаве, Звенигороде, Жванце, Черкассах и других городах. Однако все запланированное так и не удалось реализовать.

Поступательное движение на восток было приостановлено в 1399 В битве с татарами на Ворскле погибли лучшие воинские формирования Литвы и Руси. В то же время военный потенциал княжества был еще значительным, о чем свидетельствовала победа объединенных сил славян и литовцев над Тевтонским орденом 1410 под Грюнвальдом.

Общественно-политическим результатом Грюнвальдской битвы стала Городельская уния (1413) – новое соглашение о союзе (унии) Польши и Литвы. Кроме Ягайло и Витовта, ее подписали и скрепили своими печатями по 47 магнатов от каждой из двух стран.

Витовт уделял значительное внимание устранению антагонизма между православными и католиками в Литве. В 1415 он основал фактически независимую православную митрополию ВКЛ с центром в Новогородка (Новогрудке). Митрополитом Литвы Витовт назначил епископа Григория Цамблака. При этом Витовт первым высказал мысль о возможности соединения (унии) православной и католической церквей в Литве, намереваясь отправить Цамблака на собор в Констанцу, где предполагалось решить вопрос объединения церквей во всей Европе. Однако Цамблак вскоре умер, а Витовт так и не назначил его наследника.

Расширению сферы влияния католицизма способствовало наделение католической церкви украинскими землями, основания католических епископских кафедр в Каменце-Подольском и Луцке. Дальнейшее сближение и блокирование польской и литовской шляхты постепенно смещали акценты освободительной борьбы в украинских землях: наряду с антипольским рос антилитовская движение, о чем свидетельствуют народные восстания 1440 на Волыни и Киевщине.

Пытаясь проводить гибкую внутреннюю политику, литовская верхушка сначала пошла на восстановление Киевского и Волынского удельных княжеств, но в течение незначительного времени (1452 – 1471) даже эти остатки автономии украинских земель была окончательно ликвидирована, а земли стали обычными провинциями Литвы.

Окончательная потеря украинскими землями в составе Литвы автономных прав совпала по времени с подъемом Московского княжества, которое, консолидируя вокруг себя прилегающие земли, в конце концов трансформировалось в централизованную Российское государство.

С свержением 1380 ордынского ига Москва в течение XV в. все громче и активнее заявляет о себе как о центре «собирания земель Руси», что привело к так называемой пограничной войны 1487 – 1494 гг. В целом начало XVI в. характеризовался особым обострением московско-литовского противостояния. Войны и вооруженные столкновения продолжались почти непрерывно – в 1500 – 1503 pp., 1507 – 1508pp., 1512 – 1522 pp., 1534 – 1537 pp.

Во время утихающей борьбы российская сторона неуклонно пыталась доказать, что именно царь является настоящим «государем всея Руси». В этих обстоятельствах под влиянием растущего социального гнета, религиозной дискриминации, угрозы полонизации и окатоличивания в условиях ликвидации остатков автономии в украинских землях заметно распространились пророссийские настроения. Это проявилось в добровольном переходе под власть Москвы некоторых князей со своими владениями, в частности, Черниговский-северских (Белевской, Воротынский, Новосильского, Одоевского, Шемячича) в организации заговоров и восстаний (1481 имела место неудачная заговор Олельковича, Бельского и Гольшанского с целью убийства короля Казимира, у 1507 состоялось антилитовская восстания князя М. Глинского на Киевщине и Полесье) побегах и переселении крестьян к Московскому царству и др.

В результате ряд внутренних проблем и внешних угроз побудила как Литву, так и Польшу к консолидации усилий для их решения. В 1569 г.. Они заключали Люблинская уния, что задекларировала образования нового государства – Речи Посполитой. С этого момента украинские земли фактически оказались в составе Польши. Начался новый этап их истории.

В то время как украинские княжества после нашествия кочевников становились все слабее, на Севере, в Прибалтике сформировалось новое государство – Литва, которая не только объединила литовские племена, но и начала захватывать белорусские, а потом и украинские земли. К середине XIV века, подчинило себе большую часть Белоруссии и Украины. Белорусские и украинские земли составляли 9/10 территории этого огромного государства, подавляющее население его также составляли белорусы и украинцы. Литовская экспансия проходила относительно легко и быстро. Литовцы не притесняли местную знать, привлекали её к управлению государством, что делало местных бояр союзниками литовцев. Украинские княжества и их население были более развитыми в политическом и культурном отношениях и литовцы во многом перенимали культурные традиции украинского народа, старались не нарушать их и не навязывать нового. Сами литовские князья считали себя не завоевателями, а «собирателями земель Руси». Первым литовским князем, который начал присоединять белорусские и украинские земли к Литве, был Гедимин. В 1319-1320 гг. он захватил Брестскую землю и город Дорогочин, потом Каменец и другие города. Наивысшего могущества Великое Литовское княжество достигло во времена правления Ольгерда (1345-1377 гг.) и князя Витовта (1392-1430 гг.). Ольгерд расширял владения Великого княжества Литовского за счет юго-западных и западных украинских земель. Именно в период правления Ольгерда украинский (русский) язык стал официальным языком Великого княжества Литовского. Именно с этого времени история украинских земель тесно связана с историей Великого Литовского княжества. С приходом к власти литовских князей положение коренного населения Украины и Белоруссии не изменилось. Продолжали действовать местные законы и обычаи, их сохранение подтверждалось в договорах Великого князя с местными землевладельцами и горожанами. Бояре сохраняли за собой право владеть родовыми землями, в городах продолжали жить украинские торговцы и ремесленники.

Западные украинские земли в тот же период стали объектом польской экспансии. Польский король Казимир Великий (1320-1370) восстановил средневековую польскую монархию и положил начало завоеванию украинских земель. Формальным поводом для захвата Галицких земель стала защита католиков региона. За счет украинских земель более развитая и сильная Польша увеличила свою территорию на 50 процентов. Уже в 1349 году, после чрезвычайно удачной военной компании, Казимир подчинил себе Галицию и часть Волыни. В 1387 году польская королева Ядвига решительно и окончательно присоединила Галицкие земли к владениям Польской короны. В середине XV века эти земли под названием «Русское воеводство» были обычной провинцией Польского королевства.

19. Люблинская уния:

Вначале XVI в. Великое княжество Литовское встало перед угрозой упадка. Следствием этого стало подписание Люблинской унии между Литвой и Польшей. В январе-августе 1569 г. в Люблине был созван сейм, на который вынесен проект полного присоединения литовских земель к Польше. Сейм затянулся на несколько месяцев, но в конце уния была заключена. За ней Литва сохраняла право на собственный герб, печать, законодательство, министров, войско, финансы и администрация; совместными становились король, сейм и сенат, внешняя политика, право землевладения. Итак, за Люблинским трактатом Польша и Литва образовали новое государство - Речь Посполитую.

Негативным следствием Люблинской унии стало полное господство Речи Посполитой на украинских землях, которое продолжалось до конца XVIII века, утверждение неограниченной власти польских магнатов, усиление социального, национального и религиозного гнета украинского населения, потеря возможностей творить самостоятельное государство. Вместе с тем, в современной историографии высказывается мнение и о положительных последствиях Люблинской унии: объединение всех украинских земель запада и востока, украинское общество было возвращено к более цивилизованному Западу, она на время спасала украинские земли от Москвы и Турции. Наконец, Люблинская уния привела к усилению протеста украинского народа против угнетателей, к национально-освободительной борьбе в конце XVI-XVII вв.

20. Берестейская церковная уния:

Идея объединения двух христианских церквей, католической и православной, возникла еще в XI в., Сразу после раскола христианства в 1054 г. Однако против такого хода событий выступили католическая Польша и православная Московия, что не позволило объединить христианство. В XVI в. ярым поборником объединения церквей стал орден иезуитов, который активно действовал в Польше и в Украине. На этот раз религиозная идея объединения христиан дополнялась политическими и экономическими интересами. Польша была заинтересована в подчинении украинской православной церкви Рима, поскольку это еще крепче связало бы Украину и Беларусь с Речью Посполитой и ослабило бы влияние на этих землях православной Московии. Поэтому фанатичным приверженцем церковной унии (объединения) выступал польский король Сигизмунд III. С другой стороны, сторонники унии существовали и среди украинского населения Речи Посполитой. Создание единой церкви сулило для украинских получения равных прав с поляками в политической и экономической сферах. Однако ценой этого равноправия отказ от веры предков, а также неизбежна полонизация Украины. В 1590 г. львовский епископ Балабан провел тайное совещание владык в городе Белз, где присутствовали епископы Луцкий, Холмский и Туровский, что одобрили идею церковной унии. Позже к ним присоединились епископы Владимирский и Перемышльский, а также киевский митрополит Рогоза. Владыки соглашались признать авторитет и духовное лидерство римского папы, но при сохранении традиционных православных церковных обрядов. 23 декабря 1595 в торжественной обстановке папа Климент VIII официально принял украинскую православную церковь под свою власть. Когда тайное стало явным и в Украине открыто провозгласили церковную унию, возмущению большинства украинских не было предела. Во главе антиуниатских выступлений появился крупнейший украинский магнат, князь Константин Острожский. Сложившаяся ситуация, заставила польского короля Сигизмунда III пойти на созыв церковного собора в Бресте с целью окончательного решения вопроса об унии. Осенью 1596 до Бреста прибыли многочисленные представители украинской шляхты, мещанства и духовенства. С польской стороны присутствовали некоторые католические епископы, представители польской шляхты и короля. С 8 по 10 февраля оба собора проводили свою работу в Бресте и пришли к кардинально противоположных решений: католический утвердил создание новой униатской церкви (впоследствии ее стали называть греко-католической), а православный осудил унию. Таким образом, в украинской церкви произошел раскол, который породил непримиримую духовно-политическую борьбу в Украине. Польское правительство во главе с королем Сигизмундом III полностью встало на сторону униатов и начало прямое преследование православных в Украине. Новый митрополит киевский Ипатий также вел активную борьбу за осуществление унии. Он преследовал непокорных священнослужителей, отбирал у православных храмы и монастыри, школы и типографии. Подчиняясь власти и надеясь получить новых льгот и привилегий, большая часть украинской шляхты начала переходить в униатство. Однако большинство населения Украины не приняло унии и сохранило свою приверженность к православию.

21. Возникновение Украинского казачества, его роль в истории Украины:

Украинское казачество - значительное явление в европейской истории. Главное историческое условие возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы - подневольное положение Украины, находившейся под властью соседних государств, отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, а также национальные и религиозные притеснения, которые претерпевал украинский народ от чужеземных властителей. Первые письменные упоминания об украинских казаках содержат источники конца 15 - начала 16 в. Самое давнее упоминание, которое под 1489 г. уведомляет об украинских казаках в Подолии, помещено в “Хронике” польского историка Мартына Бельского. Причины возникновения украинского казачества: основная причина появления казачества находилась в тех социальных политических условиях, которые сложились в украинских землях в 15-16 ст.

1) ликвидация остатков автономных украинских земель;

2) усиление экспансии католицизма;
3) расширение шляхетского землевладения;
4) закрепощение крестьянства;
5) существование в южных степях кочевников татар;
6) возможность переселения в степи.

Роль казачества:

Роль украинского казачества в истории Украины просто колоссальная. Если бы не запорожские казаки украинский народ в 15-16 веках прекратил бы свое существование был бы частично уничтоженный татарами и турками и частично ассимилированный поляками, литовцами и русскими.

1) на протяжении второй половины ХV - первой половины XVII века именно оно сыграло решающую роль в хозяйственном освоении юга Украины, оно начинает на украинских землях новую общественно-экономическую ветвь - буржуазную, в основе которой свободный труд, частная собственность, товарно-денежные отношения,

2) Казаки занимались военной деятельностью, выступая вооруженной силой на защиту народа от физического уничтожения и рабства в результате татаро-турецкой агрессии. Запорожская Сечь стала щитом на южно-украинских землях. После Брестской унии 1596 года Запорожские казаки взяли на себя роль защитников православия на украинских землях, они стали олицетворять собой весь украинский народ, представлять его на международной арене. Не в силах терпеть возрастающее религиозное, социально-экономическое и национальное насилие со стороны польской шляхты запорожцы с конца 16 века одно за другим поднимают восстания против поляков пока в 1648 году не освобождают большую часть украинских земель.

3) Благодаря казакам первые за несколько столетий образуется украинское государство Гетманщина, которое впоследствии, как вассал вошло в состав Московского государства и в впоследствии уже, как автономия просуществовало до 1764 года.

Таким образом украинское казачество сыграло в истории Украины эпохальную роль без него не только не существовало б независимой Украины, но даже украинский народ прекратил бы свое существование.

Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского

Начало эпохи литовского политического верховенства над украинскими землями было положено в 1340 г., когда сын Гедимина Любарт сел на кня­жеский стол на Волыни и а Галиции. Последняя после 40-летней отчаянной военно-политической борьбы отошла к Польше, а Волынь стала первым ре­альным приобретением Литвы на украинских землях. Затем в течение одно­го-двух десятилетий под контроль Вильно перешли также Киевщина, Северщина и Подолия, вследствие чего почти вдвое возросла территория Литов­ского княжества. Фактически же около 90% населения Великого княже­ства Литовского составляли русины, то есть белорусы и украинцы. Русский язык стал официальным языком правительственных органов и великокняжеского двора, русские традиции быта и институты власти утвердились как государственные.

До конца 14 в. Великое княжество Литовское оставалось свое­образной федерацией земель-княжеств, в том числе украинских - Киевского, Чернигово-Северского, Волынского, Подольского. Каждым из них правил удельный князь, правда, теперь уже не из русской династии Рюриковичей, а из литовской - Гедиминовичей. Окрещённые по руському обряду, женатые на руських княжнах, приученные к традициям местного быта, эти правители не воспринимались как чужеземцы-завоеватели, а на­оборот - пришли к согласию с руськой знатью, которая полностью разде­ляла настроения своих правителей, считавших себя независимыми от сто­личного Вильно. Свидетельством этого является чеканка собственной моне­ты в Киеве Владимиром Ольгердовичем, который титуловался “милос­тью Божией князем киевским”. Не особенно считался с метрополией и, чернигово-северский владетель Дмитрий-Корибут Ольгердович, прово­дя собственную внешнюю политику в партнёрстве с близкими соседями - московским и тверским князьями. Не обременяли себя обязанностями под­данства в далёкой Подолии и братья Кориатовичи, особенно обеспокоенные соседством татар. В руських княжествах разворачивались масштабные фор­тификационные работы, инициированные правителями - Гедиминовичами. Так, в Киеве во второй половине 14 в: на высоком холме над ремесленным Подолом и Княжьей горой по приказу Владимира Ольгердовича вырос про­сторный и крепкий замок из дубовых колод, просуществовавший с опреде­лёнными перестройками до середины 17 в. При Любарте Гедиминовиче подвергся существенной модернизации Луцкий замок, сооружённый в конце 13 - первой четверти 14 в. Поражает мощь оборонительного строительства в Подолии, начатого при Кориатовичах, в особенности - коренная пере­стройка крепости и городских укреплений неприступного Каменца.

С утверждением литовских князей не изменилось и положение коренных обитателей, поскольку остались в силе руськие законы и обы­чаи, подтверждённые в договорах великого князя с местными землевла­дельцами и горожанами. За боярами-воинами были закреплены их родовые земли, с которых надлежало отправляться с оружием на службу по вызову князя-властителя; как и прежде, по городам торговый и ремесленный люд жил в соответствии с городским руським правом. Наконец, стремительно возрастали богатство и влияние церкви, получившей истовых и щедрых за­щитников среди новообращённых язычников.

После заключения в 1385 г. Кревской династической унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в княжестве сложилась анти-унийная. оппозиция, возглавляемая Витовтом. После того как в 1392 г. Ягай-ло и Витовт пришли к соглашению, Витовт в звании наместника фактически стал великим князем литовским. Новый великий князь взял курс на полити­ческое ослабление с последующей ликвидацией самых больших удельных княжеств государства, прежде всего отдалённых - Киевского, Чернигово-Северского и Подольского. Литовско-Руськое государство стало терять руський элемент, взамен усиливались польские традиции.

Литовские князья одними из первых пошли на украинские земли, которые были раздроблены и ослабленные золотоордынским игом.

Основателем Великого княжества Литовского был Миндовг , который в середине XIII в. объединил под своей властью Аукштайтию, Жемайтию, часть Ятвягии и овладел частью Западной Руси. В начале 60-х годов XIII в. Миндовг сделал попытку захватить также Чернигово-Сиверщину.

Быстрый рост Литовского государства начался при Гедимине (1316-1341). Хорошо укрепив тылы, он взялся за расширение своих владений. Этому способствовало то, что литовские князья очень тщательно позаботились о развитии военного дела. Они решили за правило: кто имеет землевладения, тот должен служить в армии; кто отказывался от военной повинности, у того забирали землю . Это правило распространялось на все общественные слои - от князей до крестьян. Можно сказать, что Литва в то время имела большое организованное войско. Гедимин завершил присоединение белорусских земель, начатое его предшественниками, и приступил к присоединению украинских земель. Экспансия Литвы на восток и север Руси наткнулась на сильное сопротивление со стороны Московского княжества. Решающая роль в захвате украинских земель принадлежит сыну Гедимина - Ольгерду (1345-1377), который завладел Чернигово-Сиверщиной, а в 1362 г. занял Киев.

Переломным в подчинении украинских земель Литвой стал 1362 г. В этом году войско трех соседних народов - литовского, украинского и белорусского разгромило монголо-татар на Синих Водах, дав начало освобождению украинских земель от монголо-татарского ига.

Таким образом, во второй половине XIV в. под властью Литвы оказалась вся Беларусь, часть земель Московии и значительная часть территории Украины - почти вся Волынь, Чернигово-Сиверщина, Киевщина, Переяславщина, Подолья. Великое княжество Литовское стало одним из крупнейших государств Европы.

Земли Белоруссии и частично Украины и Московии составляли тогда 90 процентов всей территории Великого княжества Литовского, и примерно такое же соотношение было по национальному составу населения, поэтому Литовское государство того времени некоторые исследователи небезосновательно называют также Литовско-Русским государством .

Русские земли в экономическом и культурном отношении стояли выше Литвы. Не случайно литовские завоеватели оказались под чрезвычайно сильным культурным влиянием восточнославянских народов, поэтому Литва, присоединяя земли Руси, «старины не разрушала, а нового не вводила ». Все это способствовало тому, что присоединение украинских земель в Литву произошло мирно, без значительного сопротивления. Украинцы в целом одобрительно относились к этому акту еще и потому, что он способствовал обороне страны от набегов монголо-татар.

Немало норм русского права, русские названия должностей, состояний, система администраций и т.д. были приняты Литвой. Государственным языком Великого княжества Литовского стал русский, которым велись все деловые бумаги.

Литовские князья переходили в православие, воспринимали язык, культуру, обычаи Руси, охотно заключали браки с украинскими и белорусскими княжескими дочерьми.

Итак, можно выделить следующие особенности статуса украинских земель в составе Великого княжества Литовского:

  • присоединение происходило преимущественно мирным путем из-за желания княжеств избавиться от монгольского ига;
  • система управления оставалась неизменной: русские князья платили ежегодную дань и оказывали военную помощь;
  • русский язык стал государственным;
  • православная церковь сохраняла господствующее положение;
  • сохранилось русское законодательство;
  • литовцы присоединялись династическими браками с украинцами;
  • царила украинская культура.

К середине XIV в. Великое княжество Литовское вполне сформировалось, как государство и значительно расширило свою территорию. Это расширение происходило, в основном, за счет вхождения в состав ВКЛ белорусских и украинских княжеств.

В 1381 - 1384 гг. - в Великом княжестве состоялась первая литовско-русская общественная война . Для укрепления внутреннего и внешнего положения ВКЛ в борьбе с экспансией Тевтонского ордена, усиление государственной власти и централизации в 1385 князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей.

Однако недовольство части литовской, и белорусской шляхты сближением с Польшей привели к началу второй общественной войны в ВКЛ. В результате войны Великим князем Литовским стал стал Витовт . Он проводил политику «большого княжение на всей Русской земле», развивает на юге украинских земель систему опорных укреплений (в Брацлаве, Черкассах и других городах), ставит крепости в южных степях (Днестровский лиман), осуществляет в 1397-1398 гг. два победных походы против Золотой Орды. Во время княжения Витовта значительно распространилась украинская территориальная колонизация на юг и восток, вплоть до Черного моря. А с 1398 г. Литовское государство стало называться Великое княжество Литовское , Русское и Жемайтиск о е .

Однако, поражение литовско-русских войск 1399 г. перечеркнуло мечты Витовта об объединении в пределах литовской государственности всей Руси. После этого поражения остановилось становления самостоятельного Литовско-Русского государства, и Витовт вынужден был идти на сближение с Польшей.

В 1401 г. была подписана Виленско-Радомская уния . Это сближение создало условия для победы над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве (1410), присоединение Жемайтии и земель за Неманом к Великому княжеству Литовскому, одновременно способствуя присвоению украинских земель польским господством, распространению в Украине польского шляхетского права и фольварочно-барщинной системы. Ягайло не удалось создать единое государство, но уния определила процесс сближения ВКЛ и Польши и постепенное уменьшение роли русских элементов в государстве, стало еще более заметным с переходом в католичество правящей верхушки ВКЛ.

В 1432-1440 гг. в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтийском происходила еще одна гражданская война . В течение 4 лет (1432-1435) в пределах ВКЛ фактически существовало два государства - собственно Литва и Великое княжество Русское . Первое возглавлял Сигизмунд , второе - Свидригайло , которого провозгласили Великим князем Русским (Киеву). Хотя центром Свидригайло считался Полоцк.

Политический и государственный строй ВКЛ формировался в 15-16 вв. как сословно-представительная монархия, власть, в которой сконцентрировалась в руках литовской качалки-шляхетской верхушки. Происходит усиление власти феодалов над крестьянством, оформление их личной зависимости, потеря прав на землю.

Необходимо проследить ход политических событий, связанных с борьбой Польши и Литвы за Галицко — Волынское княжество. В 1386 г. Галиция окончательно присоединяется в состав Польского королевства, а большинство территории Волыни вошла в состав Литовского государства. В результате этой победоносной битвы на Синих Водах с татарами (1362) великий литовский князь Ольгерд овладел Киевщиной, Подольем и Переяславщиной, несколько позже под властью Литвы оказалась огромная часть Чернигово — Северской земли. Следует обратить внимание на роль Кревской унии (1385), которая положила начало социально — культурной и политической влиятельные Польши на Литву. Коронувавшись польской короной, литовский великий князь Ягайло обязался сделать католичество государственной религией в Литве, присоединить ее к Польше, а вместе с ней и украинские и белорусские земли. Однако благодаря деятельности Витовта, поддержанного украинским и белорусскими феодалами, Великое княжество Литовское сохранилось как независимый государственный организм и просуществовало до 1569 г. Необходимо иметь в виду, что общественно — политический строй украинских и белорусских земель длительное время хранил в основном свой предыдущий содержание. Князья из династии Гедиминовичив только изменили бывших Рюриковичей и признали власть над собой великого князя литовского. Именно этим объяснялось сравнительно легкое утверждение власти Литвы в Украине. Для украинского литовское господство было гораздо меньшим злом, чем тяжелое золотоордынское иго. К этому следует добавить, что литовцы очень быстро попадали под влияние более культурной Руси, которая способствовала развитию и могущества Литовского княжества. Однако великокняжеская власть, проводя курс на создание централизованного государства, стремилась не допустить укрепления новых местных династий на отдельных украинских землях и лишить их местной поддержки. Эти попытки вызвали недовольство украинских феодалов, которое усугублялось также неуклонным ростом общественных и политических привилегий католиков.. В этой ситуации Польша стремилась отторгнуть волынские и подольские земли, а украинская партия — обеспечить доминирующее положение украинской знати в литовские государстве.

Особое внимание следует обратить на восстановление удельных княжеств Киевского (1440) и Волынского (1445). При этом Киевское княжество охватывало не только Киевскую землю, но и Брацлавщину и Переяславщину, фактически было восстановлением украинской государственности на очень короткое время (до 1470 г.). В дальнейшей борьбе украинских феодалов против литовского централизма и преимущества польских влияний довольно заметную роль сыграли выступления князей Федора Бельского, Михаила Олельковича, Ивана Гольшанского (1480), а также восстание Михаила Глинского (1508). Не смотря на это восставшим не удалось поднять широкие слои населения, в том числе большинство магнатов и православной шляхты, которые в целом слились в в политико — административную систему Литовского государства, укрепили в ней свои позиции и не желали реставрации удельно — княжеского строя.

Знакомясь с основными аспектами социально — экономического развития, следует обратить внимание на развитие феодального землевладения и усиление закрепощения крестьянства. При этом необхiднаопростежиты формирования фильварковой системы благородного хозяйства, связанной с усилением товарно -денежных отношений. Важнейшим состоянию был благородное состояние, самых влиятельных место в котором занимали несколько десятков магнатских родов — крупных феодалов, которые были потомками Рюриковичей или Гедиминовичей. Среди них князья Острожские, Сангушки, Збаражские, Вишневецкие, Заславские, Чарторыйские, Четвертински, которые занимали высокие должности в Литовском государстве, однако оказались вне ее наиболее влиятельным органом — «паны рада» в результате усиления литовско — католической партии. С ростом городов их жители сформировались в отдельное сословие — мещанство, которое добилось введения Магдебургского права (городского самоуправления). Его получили Львов (1356), Луцк (1432), Каменец — Подольский (1374), Киев (1497) и др..

Усиление феодально — крепостнического гнета, который переплетался с различными формами национальных и религiйних притеснений, вызвало сопротивление укрaинського населения. Распространенной формой крестьянско — плебейского протеста против феодальных порядков стали побеги на малозаселенных окраины Подолья и Киевщины. Утверждаясь на новых местах с помощью плуга и сабли, эти беглецы считали себя свободными людьми и стали называться казаками, что означало на тюркском языке — свободный человек. Появление казаков в плодородных южных степях сопровождалась их интенсивной хозяйственной деятельностью, способствовала развитию прежде земледелия, а также скотоводства, образованием казацких слобод и хуторов. Казацкая колонизация вызвала освоения огромных южных пространств, стало одним из важных источников могущества польского государства в будущем.

Казаки сумели создать оригинальную социальную организацию, которая всем своим содержанием была направлена против феодальных порядков. Все без исключения члены казацкой общины, которая была одновременно организацией военной и самоуправляющейся, имели равные права на пользование землей, участие в казацком совете, выборах старшины т.п.. Казачество убедительно демонстрировало украинскому крестьянству возможность организации социальной и экономической жизни без феодала и тем самым осуществляло сильный революционизирующее влияние на крепостной крестьянство. Это сделало казачество детонатором глубоких социальных движений против феодальной системы, расшатывали весь государственный организм феодальной Польши.