То, что невозможно для людей, возможно для бога. Евангелие дня: "Все возможно Богу" Что человеку не возможно богу

В вашем браузере отключен JavaScript

От Луки, 18 глава

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 16-26).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: «Учителю благий». И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?”

А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку…

Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность.

Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви.

Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!..

Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?..

Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди .

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ.

Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы?
Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?..

Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя.

Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!..

И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел…

И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, высокомерными – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы ощутим, услышим от Христа слово утешения, слово утверждения.

Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу — сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно . И опять-таки словами апостола Павла: Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

«Иисус, воззрев, сказал им: человекам это
невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26)

«Не возмечтай, будто можешь сам победить этого демона»

Авва Пахомий поведал: “Вот я, как видишь, старый человек, сорок лет живу в этой келии, пекусь о своем спасении и, несмотря на свои подвиги, до сих пор еще подвергаюсь искушениям.” И здесь он с клятвой присовокупил: “В продолжение двенадцати лет после того, как я достиг пятидесяти, ни дня ни ночи не проходило, чтобы враг не нападал на меня. Подумав, что Бог отступил от меня и потому демон так меня мучает, я решил, что лучше умереть безрассудно, чем постыдным образом предаться сладострастию. И выйдя из своей келии, я пошел по пустыне и нашел пещеру гиены. Целый день я лежал в ней нагой, чтобы звери при выходе из пещеры пожрали меня. Когда настал вечер, самец и самка, выходя из пещеры, с ног до головы обнюхали меня и облизали. Я уж думал, что буду съеден, но они не тронули меня. И так пролежав целую ночь, я уверился, что, конечно, помиловал меня Бог, и тотчас возвратился в свою келию. Демон же, переждав несколько дней, восстал на меня еще сильнее прежнего, так что я едва не произнес хулу на Бога. Враг принял вид эфиопской девицы, которую я видел в своей молодости, когда она летом собирала солому. Мне представилось, что она сидит у меня, и до того демон довел меня, что я думал, будто уже согрешил с ней. В исступлении я дал ей пощечину, и она исчезла. Поверь мне, два года не мог я стереть нестерпимого зловония от своей руки. Я стал унывать еще больше и, наконец, в отчаянии пошел скитаться по пустыне. Найдя небольшого аспида, я взял его и стал подносить к своему телу, чтобы, как только он ужалит меня, умереть. Но сколько я ни подносил его, он не жалил меня, по промыслу благодати.

После этого услышал я говоривший моему сердцу голос: “Иди, Пахомий, подвизайся. Я для того попустил демону такую власть над тобой, чтобы ты не возмечтал, будто можешь сам победить этого демона, но чтобы, познав свою немощь, никогда не уповал на свое житие, а всегда прибегал к помощи Божией.” Успокоенный этим голосом, я возвратился в свою келию. С того времени ощутил я в себе бодрость и, не тревожимый более этой бранью, провожу остальные дни свои в мире.” (Лавсаик)

Чудесное избавление от брани

Один старец рассказал: “Пришлось быть нам в монастыре Пенктулы. Там был старец Конон, киликиянин. Сперва в качестве пресвитера он служил при совершении Таинства Крещения, а потом ему, как великому старцу, поручили самому совершать крещение, и он стал помазывать и крестить приходивших к нему. Всякий раз, как приходилось ему помазывать женщину, он смущался и по этой причине даже вознамерился уйти из монастыря. Но тогда явился ему святой Иоанн и говорит: “Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани.” Однажды пришла к нему для крещения девица-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решался помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Узнав об этом, архиепископ Петр был поражен этим случаем и решил было уже для этого дела избрать диаконису, но не сделал этого, потому что не дозволял закон. Между тем пресвитер Конон, взяв свою мантию, удалился со словами: “Я не могу более здесь оставаться.” Но едва взошел он на холм, как вдруг встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит ему: “Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани.” С гневом отвечает ему авва Конон: “Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это и не исполнил своего обещания.” Тогда святой Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением. “Поверь мне, пресвитер Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг.” Возвратившись в киновию, где совершал крещение, пресвитер наутро окрестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После того в течение 12 лет, до своей смерти пресвитер совершал помазание и крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.”
(Луг духовный)

«Возложи на Господа печаль твою» (Пс. 54, 23)

Рассказывали об одном из отцов. Он был от мира и возжигался похотью к своей жене. В этом он признался отцам. Они, зная, что он был трудолюбив и делал гораздо более, чем назначали ему, наложили на него такие труды и пост, что тело его обессилело, и он не мог встать. По смотрению же Божию, пришел один странник из отцов посетить скит. Подойдя к его келии, увидел, что она растворена, и пошел дальше, удивляясь, почему никто не вышел навстречу? Но потом он вернулся, говоря: “Не болеет ли брат!” Постучав, он вошел в келию, увидел брата в сильном изнеможении и спрашивает: “Что с тобой, отец?” Тот рассказал ему о себе: “Я от мира, и враг ныне разжигает меня на мою жену. Я открыл это отцам, они наложили на меня разные труды и пост, и я, исполняя их, обессилел, а брань возрастает.” Услышав это, старец опечалился и говорит ему: “Хотя отцы, как мужи крепкие, хорошо наложили на тебя такие труды и пост, но, если хочешь послушать моего смирения, оставь это и принимай немного пищи в обычное время, совершай посильную службу Богу и «возложи на Господа печаль твою…» (Пс. 54, 23), ибо своими трудами ты не можешь преодолеть этой похоти. Тело наше, как одежда: если сберегаешь ее, она остается в целости, если же не сберегаешь, предается тлению.” Выслушав это, отец так и поступил, и через несколько дней брань отступила от него.
(Древний патерик)

Пречистая Заступница

Однажды диавол воздвиг в многотрудном теле новопреподобномученика святого Игнатия такую плотскую брань, что он, сжигаемый этим адским пламенем плотской похоти, пал на землю и долго лежал, как полумертвый. Потом, получив малое послабление, пришел к своему попечителю, старцу Акакию, и, объяснив ему свою беду, просил у него утешения. Добрый старец, как и подобало, утешил и утвердил его божественными словами и примерами из жизни святых мужей. После этого блаженный подвижник пришел в церковь, взял в свои руки икону Богоматери и, лобызая ее, со слезами просил Приснодеву помочь ему в его беде, избавив от этой несносной брани и диавольского навета. Не оставила Богоневестная рабу Своему искушаться сильнее, чем он мог: благодатью Богоматери окружило его некое неизреченное и неописанное благоухание, и с того времени оставила его эта смертоносная брань.
(Афонский патерик. Ч. 2)

Благодать таинства покаяния

Соловецкий старец Наум рассказывал: “Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, – везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божией, обрел я желаемый покой.”
(Соловецкий патерик)

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Аннотация. Книга священнослужителя основана на реальном опыте пастырского служения. Главный вывод, который делает автор: алкоголизм и наркомания – это особое, плененное состояние, бесовская одержимость, освобождение от которой происходит только в процессе воцерковления страждущего и его близких. Книга дает веру в то, что все беды с помощью Христа Спасителя преодолимы, ибо что невозможно человеку, возможно Богу.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Что невозможно человеку, возможно Богу

Наркомания и алкоголизм исцелимы

Введение

На одном из совещаний, где обсуждалась программа по борьбе с наркоманией, медики достаточно высокого уровня, ссылаясь на слова министра здравоохранения, заявили, что нарко­мания – болезнь неизлечимая. Душа моя восстала против этих слов. Сколько молодых людей, их родителей и близких потеряют надежду, сколько сердец наполнится унынием и отчаянием. Врачи сообщили правду о себе, но не о наркомании. Сказав, что наркомания – болезнь неизлечимая, они должны были договорить, что она неизлечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной. Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, – существо не только плотское и душевное, а и духовное. Духовную немощь медицин­скими методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое, плененное состояние человеческой души. Человек не может излечить такую душу, а только Бог Своею Благодатью может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.

Более чем четыре года назад архиепископ Самарский и Сызранский Сергий дал мне послушание окормлять людей, страдающих недугом алкоголизма и наркомании. Так образовалось братство «Радонеж», и к настоящему времени у нас уже накопился некоторый опыт преодоления этих недугов православными церковными методами. Нам ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с пороком пьянства и алкоголизма; в XIX-XXI веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Мы не ставим своей целью показать полный опыт служения Церкви по преодолению пороков алкоголизма и наркомании в обществе, а делимся наблюдениями и впечатлениями, которые были получены в процессе общения с людьми, настрадавшимися и погибающими, но с Божьей помощью воскресшими и ожившими, открывшими мне глаза на многие реалии духовной жизни.

Исцеление начинается с диагноза

Слово «наркомания» состоит из двух слов – «нарко» и «мания». Словарь иностранных слов поясняет значение этих понятий, пришедших в наш язык из греческого языка. «Нарко» переводится на русский язык как оцепенение. Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном состоянии. «Мания» обозначает безумие, страсть, влечение. Это вторая составная часть сложных слов, обозначающая сильное пристрастие, болезненное влечение к тому, что выражено в первой части слова. «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий».

Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман – это человек, связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, как показывает жизнь, не только испытывающий, но и прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания, представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря – беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана – отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), способен обманывать и обворовывать самых близких людей, поэтому наркоману, на первых стадиях реабилитации верить нельзя. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым. Главное – это воцерковление всей его жизни.

Слово «алкоголь» соответствует русскому «винный спирт», а слово «алкоголизм» обозначает заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Словарь иностранных слов отсылает нас к греческому слову «дипсомания» (дипса – жажда + мания), которым определяется периодически возникающее неудержимое влечение к алкоголю, периодический запой.

Только в «Радонеже» я узнал от многоопытных членов братства, что есть различие между пьяницей и алкоголиком. Оказывается, пьяница – это человек, который иногда может преступить приличие и, упившись вином, потерять человеческий облик, но, проспавшись, он продолжит трезвую жизнь, при этом будет испытывать мучения совести от своего падения. Другими словами, пьянство – это явление, связанное с дефектами воспитания. Алкоголизм – это болезнь врожденная, часто – наследуемая, или приобретенная, суть которой заключается в том, что при попадании в кровь даже небольшой дозы алкоголя, человек сразу теряет свою волю и попадает в тяжелый многодневный запой. Возникшее оцепенение сопровождается непреодолимым влечением к алкоголю. Мне памятен случай, когда алкоголик, много лет, живший трезвой жизнью, сорвался оттого, что добавил в чай ложечку «бальзама Битнера».

Медицинскими методами алкоголизм неизлечим. Обычно к нам в братство приходят люди, которые испытали многие методы, такие как кодирование, гипноз, вшивание ампул, особые уколы и так далее. При этом они жаловались на то, что после лечения им становилось еще хуже и что запои можно было прекратить только с помощью реанимации. На вопрос: «Для чего вы лечились?» – отвечали обычно одинаково: «Чтобы быть как все». Продолжение бесед показывает, что в их сознании «быть, как все», и «пить, как все», совпадают. Они мечтают о том, чтобы выпить бокал вина или рюмку водки, и, как все, утром отправиться на работу, а не в запой и не в реанимацию. Каково же их удивление, когда они узнают, что алкоголики – это люди особые, у них есть только две возможности в жизни: пытаться пить, а значит дотянуть, может быть, лет до сорока или чуть более и бесславно покинуть земную жизнь, или учиться трезвой жизни с Божьей помощью и жить долго и радостно в согласии со своими близкими и своей совестью.

Алкоголик – человек непьющий. Один алкоголик рассказал историю о том, что однажды на рыбалке, после того как сварили уху, все рыбаки налили себе по сто граммов, поднесли стакан и нашему брату. Он вежливо отказался, пояснив, что не пьет потому, что алкоголик. Наступила тишина. Все поужинали, собрали снасти, погрузили в машину и поехали. Через некоторое время один из рыбаков пово­рачи­вается к нашему брату и спрашивает: «А тогда мы кто?».

Иногда десятки лет уходят на то, чтобы понять, что ты – алкоголик, да еще и согласиться с этим. Столько лет человек внушает себе горделивую мысль, что он способен по своей воле прекратить пить. Но учиться трезвой жизни – значит учиться иной, отличающейся от привычной, жизни. А иная жизнь может быть только в Церкви. Стремление научиться жить церковной жизнью, то есть во­цер­ков­ление, необходимо как алкоголикам, так и наркома­нам, да и не только им, но и всем людям, осоз­навшими себя кающимися грешниками, проснув­шимися от оцепенения, от греховного сна.

Алкоголик и наркоман могут жить долгой и радостной жизнью, если в них пробудится духовная жизнь и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в алкоголе и наркотиках, он может спокойно прожить без них всю жизнь, и это не состояние ремиссии, что в переводе с латинского обозначает временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывают нас святые отцы. Путь исцеления – это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.


"Бедный я человек!"
Начавши в Духе
Cоблюдаемые силою Божиею
Вы - ветви

Невозможное человекам возможно Богу

"Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу"
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 18:27

Христос сказал богатому правителю: "Все, что имеешь, продай… и приходи, следуй за Мной". Молодой человек ушел, опечалившись. Тогда Христос повернулся к Своим ученикам и сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!". Мы читаем, что ученики были очень удивлены и ответили: "Если так трудно войти в Царство, то кто же может спастись?" И Христос дал благословенный ответ: "Невозможное человекам возможно Богу".
В этом отрывке мы видим две мысли. Первая заключается в том, что в вопросах веры, спасения и следования за Христом, в святости нет ничего возможного для человека. И рядом стоит следующая мысль: невозможное человекам возможно Богу.
В этих двух мыслях содержится два важных урока, которые должны быть усвоены каждым христианином. Иногда требуется довольно много времени, чтоб усвоить первый урок, что в вере человек ничего не может сделать, что спасение невозможно человеку. Часто человек понимает это, но усвоить второй урок (невозможное человекам возможно Богу) он не может. Блажен человек, понявший оба урока! Усваивая эти уроки, человек проходит разные стадии христианской жизни.

Человек не может

Первая ступень - это, когда человек пытается изо всех сил и падает, когда человек старается делать лучше и снова падает, когда человек снова и снова пытается, но снова и снова падает. И очень часто, даже после этого, он не усваивает этот урок: невозможно для человека служить Богу и Христу. Петр провел три года в школе Христа и не научился тому, что это невозможно, пока сам не отрекся от Господа и, горько заплакав, вышел. Тогда он все понял.
Просто посмотрите на человека, который пытается усвоить этот урок. Сначала он с этим борется, затем покоряется этому, но неохотно и в отчаянии; в конце концов, он принимает это с готовностью и радостью. В начале христианской жизни новообращенный не имеет представления об этой истине. Он обратился, имеет радость Господа в сердце, он начинает бежать поприще и сражаться, он уверен в победе, так как он искренен и честен, и Бог помогает ему. Однако очень скоро он падает, когда совсем этого не ожидает, и грех начинает одолевать его. Он расстроен; но он думает: "Я был недостаточно осторожен, я был недостаточно решителен". И снова он дает обещания и молится и опять падает. Он думает: "Ведь я возрожденный человек, не так ли? Разве Бог не живет во мне?". И он снова размышляет: "Да, у меня есть Христос, Который мне помогает, я могу жить святой жизнью".
Позже он начинает видеть все это по-другому. Он начинает понимать, что такая жизнь невозможна, но он не принимает этого. Множество христиан подходят к этому моменту: "Я не могу"; и они думают, что Бог не ожидает от них того, что они не могут. Если вы им скажете, что в действительности Бог ждет от них этого, они очень удивятся. Многие христиане живут жизнью, наполненной падениями и грехом, вместо отдыха и победы, потому что они видят: "Я не могу, это невозможно". Они не могут этого полностью понять и, поддаваясь влиянию "не могу", впадают в отчаяние. Они стараются изо всех сил, но не могут продвинуться очень далеко.
Но Бог ведет Своих детей на третью ступень, когда человек полностью осознает, что это невозможно, и в тоже время говорит: "Я должен это сделать, и я это сделаю, это невозможно для человека, но я все-таки должен это сделать". Тогда обновленная воля начинает проявлять всю свою силу и с большим желанием и в усиленной молитве начинает взывать к Богу: "Господь, что все это значит? Как я могу быть освобожден от власти греха?"
В "Послании к римлянам" 7 главе описывается возрожденный человек. Там вы найдете человека, всеми силами пытающегося жить святой жизнью. Божий закон проник глубоко в его сердце, и человек может сказать: "Я наслаждаюсь Словом Божьим всем своим существом. Я желаю только доброго. Мое сердце любит закон Божий, и моя воля в Его законе".
Может такой человек упасть, человек, чье сердце восхищается Словом Божьим и чье единственное стремление - делать то, что правильно? Да. Это то, чему учит "Послание к Римлянам" в 7 главе. Нужно что-то еще. Не только наслаждаться Словом Божьим, не только, чтоб Его воля была моей волей, но во мне должно работать Божественное могущество. И именно этому учит Павел в "Послании к Филиппийцам" (2:13): "Бог производит в вас и хотение и действие".
Обратите внимание на это. В "Послании к Римлянам" в 7 главе обновленный человек говорит: "Желать - это то, что я могу, но делать - это то, что я не могу. Я хочу, но не могу совершать это". Но во 2 главе "Послания к Филиппийцам" мы находим человека, который идет дальше человека, который понимает, что, когда Бог дает обновленную волю, Он даст и силу, чтоб совершить то, что Он желает. Давайте примем это как первый великий урок духовной жизни: "Для меня это невозможно, Боже; пусть на этом закончатся попытки плоти, и вся ее сила, и все мое "Я", и пусть моей славой будет моя беспомощность".
Слава Богу за Божественное учение, которое делает нас беспомощным!
Когда вы думали о полной отдаче, разве ваше "Я" не было полностью сокрушено и разве вы не хотели видеть, как вы будете жить жизнью полной отдачи Богу каждый день: за столом, дома, на работе, среди испытаний и искушений? Я молюсь, чтоб вы сейчас усвоили этот урок. Если вы чувствуете, что вы не можете сделать что-то, то вы на верном пути, если позволите быть водимым. Примите эту позицию и принесите это пред Богом: "Боже, желание моего сердца - полная отдача, но я не могу сам. Для меня невозможно жить такой жизнью. Это выше моих сил". Смиритесь и научитесь тому, что, когда вы полностью беспомощны, Бог будет совершать в вас не только желание, но и действие.

Бог может

Теперь второй урок. "То, что невозможно для человека, возможно для Бога".
Немного раньше я говорил, что есть много людей, которые усвоили урок "невозможно для человека", но они быстро сдаются в беспомощном отчаянии и продолжают жить разбитой христианской жизнью без радости, силы и победы. И почему? Потому что они не смирились, чтоб усвоить этот урок: с Богом все возможно.
Ваша религиозная жизнь ежедневно должна быть доказательством того, что Бог делает невозможное; ваша религиозная жизнь должна быть серией невозможностей, ставших возможными и действенными, благодаря могущественной силе Бога. Это то, в чем нуждается христианин. У него есть всемогущий Бог, Которому он поклоняется, но он должен понять, что ему не нужно немного Божьего могущества, ему нужно - да будет сказано это с почтением - все Божье могущество, чтоб поддерживать его и помогать жить христианской жизнью.
Вся жизнь христианства - это работа Божьего могущества. Посмотрите на рождение Христа. Это чудо Божественной силы, и Марии было сказано: "Нет ничего невозможного для Бога". Это было всемогущество Бога. Посмотрите на воскресение Христа. Мы научены тому, что Бог воскресил Христа из мертвых чрезвычайным величием Его могущественной силы.
Дерево растет от корня, от которого оно проросло. Трехсотлетний дуб все это время растет от корня, от которого он пророс. Христианство взяло начало в Божьем всемогуществе, и продолжение этого могущества должно быть в каждой душе. Все возможности высшей христианской жизни начинаются с осознания того, что сила Христа должна производить в нас Божью волю.
Я хочу призвать вас сейчас прийти и поклониться всемогущему Богу. Научились ли вы этому? Научились ли вы так близко общаться с всемогущим Богом, что вы можете осознать могущество, работающее в вас? Внешне очень мало что заметно. Апостол Павел говорит: "И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете… и проповедь моя… в явлении духа и силы". C человеческой стороны, это слабость, с божественной стороны, это божественное могущество. И это истинно по отношению к каждой богобоязненной жизни; и если б мы усвоили этот урок лучше и отдали б все сердце, полностью покорились бы этому, мы б познали, что пребывание с всемогущим Богом каждый час и каждое мгновение - это блаженство. Изучали ли вы в Библии свойства Божьего могущества? Вы знаете, что именно Божье могущество сотворило мир, сотворило свет из тьмы, сотворило человека. Но изучали ли вы Божье могущество в вопросе искупления?
Посмотрите на Авраама. Когда Бог призвал его быть отцом того народа, от которого родился Христос, Бог сказал ему: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен". И Бог учил Авраама доверять Ему как Богу всемогущему. Был ли это выход в землю, которую он не знал, или встреча тысячи хананеев, - его вера говорила: это моя земля. Или, может быть, вера была в ожидании сына в старости в течение двадцати пяти лет, когда он надеялся, несмотря ни на что, или воскресение Исаака из мертвых на горе Мориа, когда он собирался принести сына в жертву, - Авраам верил Богу. Он был тверд в вере, прославляя Бога, потому что он встретил Того, Кто мог исполнить обещанное.
Причина слабости вашей христианской жизни в том, что вы хотите сами сделать что-то частично и затем позволить Богу помочь вам. А это невозможно. Вы должны быть совершенно беспомощны, должны позволить Богу работать полностью, и Бог совершит славную работу. Это именно то, в чем мы нуждаемся, если мы действительно хотим быть Божьими работниками. Я могу доказать вам из Писания, как Моисей, когда вел Израиль из Египта, как Иисус Навин, когда ввел евреев в землю Ханаанскую, как все Божьи слуги в Ветхом Завете полагались на то, что Божье всемогущество сделает невозможное. И этот Бог жив и сегодня, и этот Бог - Бог всех Своих детей. Но все-таки есть среди нас те, кто хочет, чтоб Бог помог нам немного, а мы старались бы изо всех сил вместо того, чтоб понять то, что Бог хочет, а Он хочет, чтобы мы сказали: "Я не могу ничего. Бог должен и сделает все Сам". Сказали ли вы: "В поклонении, в работе, в освящении, в послушании Богу я ничего не могу сам сделать, и поэтому мое дело - поклоняться всемогуществу Бога и верить, что Он будет совершать во мне Свой труд каждое мгновение"? Да научит нас этому Господь! Этот Бог по Своей милости покажет вам, что за Бога вы имеете и какому Богу вы доверились - всемогущему Богу, готовому всем Своим могуществом отдаться в полное распоряжение Его детей! Разве не нужно нам принять урок Иисуса Христа и сказать: "Аминь, невозможное человекам возможно Богу"?
Помните то, что мы говорили о Петре, о его самоуверенности, своеволии и силе и о том, как он отрекся от Господа. Вы чувствуете: "А! Во мне управляют мое "Я", моя плотская жизнь!" И теперь верите ли вы, что есть освобождение от этого? Верите ли вы, что всемогущий Бог может настолько проявить Христа в вашем сердце, настолько позволить Духу Святому управлять вами, что ваше "Я" не будет иметь никакой власти и господства над вами? Соединили ли вы эти две вещи вместе и со слезами раскаяния, в глубоком смирении и в полной беспомощности воззвали ли: "Боже, для меня это невозможно"; человек не может этого, но слава Твоему имени, это возможно для Бога? Провозглашали ли вы освобождение? Сделайте это сейчас. Обновите себя в полной отдаче в руки Бога для бесконечной любви; и так же, как бесконечна Его любовь, так же бесконечна Его сила, чтоб совершить это.

Бог работает в человеке

И снова мы подошли к вопросу полной отдачи и чувствуем, что в этом самая большая необходимость в Церкви Христовой, и именно поэтому Дух Святой не может наполнить нас, и именно поэтому мы не можем жить, как люди, полностью отделенные для Духа Святого, и именно поэтому плоть и наше "Я" не могут быть побеждены. Мы никогда не понимали что это: быть полностью отделенным для Бога, как Иисус был отделен. Я знаю, что многие искренне и открыто говорят: "Аминь, я принимаю послание о полной отдаче Богу, - но продолжают думать, - будет ли это когда-либо моим? Могу ли я положиться на то, что Бог сделает меня тем, о ком будет сказано на Небесах, на земле и в аду, что он живет жизнью полной отдачи?" Братья, сестры, "невозможное человекам возможно Богу". Верьте, что когда Он берет вас под Свою ответственность во Христе, для Бога возможно сделать из вас человека полной отдачи. И Бог в силах совершить это. Он способен сделать так, чтоб вы каждое утро просыпались с благословенной мыслью, сказанной вслух или про себя: "Я под Божьим попечением. Бог работает в моей жизни".
Многие утомляются думать об освящении. Вы молились, жаждали этого, взывали к Богу об этом, но все равно оно кажется таким далеким! Святость и смирение Иисуса… Вы уверены, что это так далеко… Возлюбленные друзья, единственная доктрина об освящении, которая согласуется с Писанием, которая реальна и эффективна, заключается в следующем: "Невозможное человекам возможно Богу". Бог может освятить людей, и Своей могущественной и освящающей силой Он может поддержать их каждое мгновение. Если бы мы сейчас приблизились к Богу, хотя бы на один шаг! Если бы Божий свет засиял, и если б мы познали Бога больше!
Я могу продолжать говорить о нашей жизни во Христе, о том, что нужно жить, как Христос, принять Христа как Спасителя от наших грехов и как нашу силу и жизнь. Но только Бог, Который на Небесах, может открыть вам это. То, о чем говорит апостол Павел в молитве: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко укрепиться Духом Его во внутреннем человеке", - должно быть это действительно что-то очень замечательное, если это по богатству Его славы?! Разве вы не видите, что это всемогущий Бог работает могущественно в сердцах Его верующих детей так, чтоб Христос стал живым Спасителем? Вы пытались охватить все это и понять, вы пытались поверить в это, но у вас не получилось. Это потому что вы не пришли к полному осознанию, что "невозможное человекам возможно Богу".
И поэтому, я надеюсь, что слово, сказанное о любви, поможет многим увидеть, что мы должны позволить любви изливаться по-новому. Наши сердца должны быть заполнены жизнью свыше, из фонтана вечной любви, чтоб она могла изливаться весь день; и тогда для нас будет естественно любить своих ближних, как естественно для ягненка быть кротким и для волка быть жестоким. До тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда я смогу любить больше всего того человека, который больше всего ненавидит меня и больше всего говорит зла обо мне, человека, которого не возможно любить; до тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда, чем больше препятствий, ненависти и неблагодарности, тем больше сила любви торжествует во мне; до тех пор, пока я не увижу все это, я не смогу сказать: "Это невозможно для человека". Но если вы можете сказать: "Здесь говорится о любви, которая превыше моих сил; это совершенно невозможно". Тогда мы можем прийти к Богу и сказать: "Для Тебя это возможно".
Некоторые взывают к Богу о великом пробуждении. Я могу сказать, что это постоянная молитва моего сердца. Если бы только Бог пробудил Своих верующих детей! Я не могу думать в первую очередь о необращенных формалистах Церкви, или неверных и скептиках, или обо всех несчастных и погибших вокруг меня и не молиться сразу же: "Боже, пробуди Свою Церковь и Свой народ". Не зря тысячи сердец жаждут святости и освящения: это предвестник Божьей силы. Бог дает желание и затем помогает совершить действие. Эта жажда - свидетельство и доказательство того, что Бог дал это желание. Давайте также верить, что могущество Божье совершит и само действие среди Своего народа даже больше, чем мы просим. "А Тому, - говорит Павел, - Кто действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляете, Тому слава". Пусть наши сердца скажут это. Слава Богу всемогущему, Который может сделать намного больше, чем мы осмеливаемся просить!
"Невозможное человекам возможно Богу". Вокруг нас мир греха и печали, и там работает сатана. Но помните, Христос на троне, Христос сильнее, Христос победил и будет продолжать побеждать. Но ожидайте Бога. Читая отрывок, мы падаем: "невозможное человекам, - но затем сразу же поднимаемся, - возможно Богу". Присоединитесь к Богу. Любите Его и доверяйте Ему как всемогущему Богу, не только ради себя, но и ради всех душ, которые доверены вам. Никогда не молитесь, не восхищаясь Его всемогуществом, говорите: "Могущественный Бог, я жажду Твоего всемогущества". И ответ на молитву будет получен, и, как Авраам, вы укрепитесь в вере, прославите Бога, потому что вы рассчитываете на Того, Кто силен исполнить обещанное.

(продолжение следует)