Стилизованные здания. Стили современной архитектуры

Студент: Голенцев И.М.

Группа: Ст-110702

Преподаватель: Никитина Н.П.

Екатеринбург 2012

Введение…………………………………………………………………………...3

Стили современной архитектуры……………………………………………………………………….4

Проекты и строения

Даниэля Либескинда……...………………………………………………………8

Заключение………………………...…………………………………………….10

Использованная литература………………………………………………………………………..11

Введение.

Архитектура - это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.

Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Это очень интересно и занимательно, но не менее трудно. Предполагают, что зачатки архитектуры, как искусства, возникли в период первобытного общества. И как мне кажется, это именно так! Ведь если вспомнить наскальные рисунки, что-то похожее на скульптуры того времени. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.

Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи". "Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

Итак, что же такое стиль? Мы часто говорим о стиле жизни, о стилях в музыке, стиле речи и стиле общения. А что такое архитектурный стиль? Стиль - это совокупность устойчивых художественных форм. Стиль - это производная эпохи. Сколько эпох - столько и стилей. Великие стили в архитектуре, такие как романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир/вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции. Греция, прежде всего в искусстве архитектуры и скульптуры, заложила основы будущей европейской культуры рациональности и, в частности, рационального художественного мышления, ставшего в свою очередь основой Классицизма в искусстве. В этом состоит главная причина того, что европейский Классицизм XVI, ХVII, XVIII и XIX вв. всегда опирался на античное искусство не в силу простого подражания некоему произвольно выбранному идеалу, а по причине рациональности и конструктивности художественного мышления. Сила этой традиции была настолько велика, что даже другие направления, течения и стили, такие как Барокко, Романтизм, Бидермайер, конструктивизм, так или иначе были связаны с этими принципами.

Хотелось бы больше уделить внимания яркому стилю, оставившему ощутимый след в истории человечества, - барокко. Затейливая выразительность и внешняя эффектность обеспечили барокко главенство над другими стилями европейской культуры более чем на столетие - с конца XVI в. до середины XVIII в. Этому стилю свойственна роскошь, парадность, декоративность, стремление к величию и пышности, то есть все то, что производит сильное впечатление на человека, поражает его воображение. К сожалению, в стиле барокко сейчас уже почти никто и нигде не строит.

Стили современной архитектуры.

Начиная с тех времен, когда люди научились строить жилища, возведенные здания стали отражением своего времени. Не исключение – и современная архитектура, через которую можно прочувствовать суть нынешней эпохи, существующие представления о красоте, эстетичности, практичности. Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке. Под стилем в архитектуре понимают определенные характеристики, общие черты зданий, присущие некоторому периоду времени. В разных странах современный стиль архитектуры называют по-разному – модерном в России и Англии, сецессионом в Австрии, югендстилем в Германии, арт-нуво во Франции и т. д.

Модерн.

Как самостоятельный архитектурный стиль модерн сформировался в 1890-1910 годах. Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. В модерне впервые стали использоваться новые материалы – металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем – пластик, дополненные использованием традиционных материалов – дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы. Архитектурные форма модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных форм. Здания в стиле модерн красивы, но в то же время функциональны.

В эпоху модернизма получило широкое распространение строительство многоэтажных домов. С развитием модерна в нем было выделено несколько направлений, но некоторые определяют их как отдельные стили в архитектуре. Это неоромантизм с возрождением традиций романского стиля, готики, ренессанса, неоклассицизм, рационализм с простыми формами, его противоположность – иррационализм, кирпичный стиль, сопряженный с отказом от штукатурки, северный модерн (он же национальный романтизм, сложившийся в странах Скандинавии). Наиболее яркие представители модерна – Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей Белогруд, Леон Богусский и др.

Конструктивизм.


В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуре – конструктивизм , который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея конструктивизма – искусство должно служить производству. Так возникло производственное искусство. Основные материалы – бетон и железобетон. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструктивизма возник функциональный метод, в соответствии с которым проводился научный анализ функционального назначения зданий, а практические задачи сочетались с художественными. Ведущие архитекторы конструктивизма – Леонид, Виктор, Александр Веснины, Моисей Гинзбург.


Минимализм.

В конце 1940-х годов начал развиваться архитектурный стиль минимализм , девиз которого – «ничего лишнего». Наибольшее распространение он получил в 1960-е годы. В зданиях такого стиля практически отсутствуют элементы декора, украшения и прочие «излишества». Начинается поиск идеальных пропорций, новых цветовых сочетаний. В интерьере преобладают сталь и другие металлы, изогнутые формы. В то же время, большое внимание уделяется функциональности.

Хай-тек.

В конце 1970-х годов на смену пришел стиль хай-тек , надежно закрепившийся в современной архитектуре. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом – машина для жилья». Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов – вот стиль хай-тек. Идеализация современных технологий, поиск решения проблем объединения энергии и ресурсов неразрывно связаны с тесным вхождением в жизнь человека технологий. Выделять три основных течения в рамках стиля хай-тек – индустриальный, геометрический и бионический хай-тек. Здания в стиле индустриальный хай-тек – так называемые «этажерки», характеризующиеся выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и вохдухонесомые конструкции). Бионический хай-тек – это использование форм живой природы в архитектуре. Мембранные перекрытия, подвесные конструкции, гибкие нити стали элементами зданий. Перспективы стиля хай-тек – здания, вырабатывающие энергию, мобильные сооружения, новая организация рабочего пространства

человека.

Деконструктивизм.

В 1980-е годы в противовес советскому конструктивизму появился новый стиль в архитектуре – деконструктивизм - направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Основные представители – Жак Деррид, Питер Эйзенман, Даниэль Либескинд.

Техно.

В 1990-е возникло новое направление в архитектуре – техно стиль, который иногда рассматривают как направление хай-тек. Для техно стиля характерно гротескное изображение повсеместного технологизма. Здания прозрачные, стеклянные стены изгибаются по сложной кривой, а элементы коммуникаций вынесены за стену – трубы служат своеобразным элементом декора. Интерьер в техно стиле скорее напоминает заводские цеха, склады, ангары, а не жилое помещение. Шкафы похожи на сейфы и промышленные контейнеры, бесформенные кресла – на случайно оставленные мешки, ножки мебели – на штативы. Стены имеют грубую фактуру, основные цвета мебели – серый, черный, хаки, бордовый, материалы – стекло, металл, пластик. Повсеместно используются перфорированные и гофрированные листы металла. Техно стиль – это вызов традиционному уюту и гармонии.

Еще одно новомодное направление в архитектуре и оформлении интерьеров получило название китч (в переводе с немецкого – дешевка, безвкусица). Это яркий, кричащий стиль, псевдоисторичность архитектуры, неумелое подражание, некая пародия на существующие стили. Его основная цель – желание выделиться, показать свою оригинальность. Мода на китч приходит, когда старые стили приедаются, а замена им еще не сформировалась.

К группе «современных», мы относим стили, которые соответствуют духу нашего времени, и основываются на принципах современной архитектуры жилья: создания функциональной, комфортной, экологичной, практичной, технологичной и доступной окружающей среды для человека, и которые естественным путем развиваются в русле международной архитектуры.
Архитекторы и проектные студии мирового уровня, поддерживают и развивают идеи современности, и стремятся использовать научные достижения в разработке новых типов и образов жилых домов, действуя в общей интернациональной канве.
Проектировщикам необходимо уметь использовать накопленный международный опыт в этой сфере, сохраняя при этом суть и индивидуальность своего проекта.

МИНИМАЛИЗМ – Минимум средств - максимум эффекта. Такое определение, по нашему мнению, отражает суть минимализма. Это больше, чем просто стиль, это целая эпоха, сложившаяся из направлений ХХ века, таких как: конструктивизм, функционализм, рационализм, модернизм и т.д. В той или иной степени этот стиль сопричастен практически к любому элементу дизайна и архитектуры современного мира. Будь то булавка или здание аэропорта.

Частные дома в стиле минимализм, в чистом виде, пока что еще редкое явление в России, к сожалению. При этом, такие дома не всегда гармонично вписываются в окружающую среду. Вызвано это тем, что в погоне за эффектом, заказчик смещает приоритеты. Происходит типичная ошибка, когда «фантик»- следствие удачного проекта, подсмотренного в журнале или на курорте, становится ядром новой концепции, не отвечая ее главным задачам. А каждый новый проект – это организм, который живет в своей собственной среде. Поэтому некоторые подобные дома выглядят супермаркетами или бутиками среди коттеджной застройки. Со стороны это воспринимается странно, и заказчики, которые видят такие примеры, отдают предпочтение куда более сомнительным стилям. Но если избежать подобных ошибок, и правильно подойти к вопросу проектирования, то дом в минимализме никогда не сможет надоесть и всегда будет только расти в цене.


Некоторые заказчики считают, что такие дома неуютные – это распространенный миф. По набору средств выражения, минимализм обладает широчайшими возможностями, а гамма архитектурных образов в минимализме, намного шире, чем в большинстве других стилей. Против этого направления некорректно протестовать, так как оно уже давно является частью современного мира и неразрывно связано с другими современными стилями, являясь основой для многих из них.

ШАЛЕ – считается, что стиль шале зародился в провинции Савойе, в юго-восточной части Франции, среди Альпийских гор. С тех времен, стиль сохранил свои основные отличительные черты: высокий цоколь из камня, на случай снежных заносов, массивные стены из бревен, покатые крыши с большим выносом, террасы, балконы, камин и т.д.
Набирая популярность, этот брутальный стиль, стал приобретать более тонкие черты: стены стали штукатурить и расписывать, а деревянные элементы стали украшать искусной резьбой.

Образ дома в стиле шале призван создавать атмосферу загородного отдыха и единения с природой. Именно поэтому, в настоящее время, на многих курортах, очень востребован данный стиль, что, безусловно, повлияло и на его развитие в России.

Единую философию «загородного дома» разделяют такие стили как «кантри», «прованс», «баварский стиль» и т.д. Они имеют индивидуальные различия между собой, на которых мы не будем останавливаться.
Несмотря на этно-историческое происхождение стиля «шале», мы причисляем его к группе современных стилей, так как в настоящее время, он все чаще используется в коттеджном строительтстве, вступая в синтез с минимализмом, который иногда оказывается очень удачным.
Примерами подобного синтеза в истории, можно назвать такие выдающиеся объекты органической архитектуры Френка Ллойда Райта, как «Дома прерий» , «Дом над водопадом» и т.д. Эти дома, построенные больше века назад в Америке, стали прототипами современных домов, которые, практически без изменений, активно строятся и по сей день во многих элитных поселках Подмосковья. И хотя это можно назвать копированием, и изменения необходимы, хотя бы потому, что российский климат предъявляет свои требования к архитектуре, но этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что качественная архитектура не выходит из моды и живет вне времени. Спустя века, такая архитектура только приобретает ценность.

Рекомендация:
Если Вы решили, что облик вашего дома должен соответствовать философии шале, то не стоит пренебрегать решениями, свойственным другим современным стилям – при правильном подходе они прекрасно смешиваются между собой, о чем свидетельствует богатый мировой опыт.

СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ (ФИНСКИЙ) – с ростом темпа строительства деревянных домов в России, значительно вырос интерес населения к опыту деревянного домостроения, накопленному нашими соседями из стран Скандинавии: Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. Схожий климат и территориальная близость этих государств к границам России, послужили хорошим поводом для сотрудничества в этом направлении.


Скандинавский стиль характеризуют отточенные архитектурные и технические решения, которые выдержали проверку временем, и успели положительно зарекомендовать себя в нашей стране. Образ жилого дома в скандинавском стиле это приземистый силуэт (как правило один этаж с мансардой), большие террасы, отсутствие лишних деталей, натуральные материалы, преимущественно дерево. Принцип этой архитектуры - дом для жизни, где в приоритете естественность, практичность и комфорт, что эффектно подчеркивается лаконичностью используемых средств.
Скандинавский стиль, так же как и стиль шале, основывается на философии загородной жизни и так же, как видно из названия, имеет этническое происхождение. Популярность и актуальность в наши дни скандинавского стиля далеко за пределами своей родины, придала ему интернациональный характер. Акцентируя на этом, мы помещаем его в раздел «современные стили», также как и стиль «шале», отводя на второй план их принадлежность также и к группе «этнических» стилей.

Комментарий:
Базируясь на принципах современной архитектуры, скандинавский стиль обладает широким набором отработанных и функциональных решений и большим потенциалом для применения его в России.

ФАХВЕРК - (нем. fach-панель, werk-сооружение) данный стиль появился в Германии в XV веке, и получил широкое распространение в Европе. Его характерной чертой является открытый деревянный каркас дома, состоящий из пересечения балок со стойками и диагональных раскосов. Пространство между ними заполнялось строительным мусором и штукатурилось. Богатые заказчики часто заполняли его резными деревянными панелями, чтобы было особо распространено в начале XVII века.
Дома в стиле фахверк сегодня на волне популярности в Германии, Швейцарии, Швеции и других странах Европы.


Современные идеи открытого пространства, органично вписались в традиционный облик этого стиля. В нем появилось панорамное остекление, раскрывающее конструктивную часть и приближая образ дома к хай-теку, неомодернизму и другим современным течениям.

Комментарий:
Большое количество остекления, характерное для домов в стиле фахверх, имеет некоторые известные недостатки, применительно к жилым домам, строящимся на территории Подмосковья и Центральной России. Тем не менее, если панорамные виды из окон представляют главную ценность участка строительства дома, то этот стиль может оказаться незаменимым.

ХАЙ –ТЕК И БИО-ТЕК – Как видно из названия, оба этих стиля связаны с научно техническим прогрессом, оба стиля обозначают новый подход к архитектуре, который заключается в активном применении новейших технологий. Но в то же время, основной смысл этих стилей диаметрально противоположен друг-другу.
И разнят их два основополагающих определения в искусстве «контраст» и «нюанс». Хай-тек – очень эффектный стиль, с чем согласны даже его противники, и этот эффект построен на контрасте объекта с природой и органическими формами. Как правило, хай-теку присущ промышленный и машиностроительный дух, обилие стекла и нержавейки, футуристические формы и блики на поверхностях.

На фоне зеленых склонов, подстриженных газонов и зари на горизонте, дома в стиле хай-тек впечатляют выразительными образами будущего, так не похожими на то, что мы привыкли видеть вокруг.
В противовес техногенному и урбанистическому миру XXI века, появился новый стиль – «био-тек», построенный на определении «нюанс». Его задачей было не контрастировать с природой и живым миром, а вливаться в него, быть его продолжением.


При этом, био-тек способен принимать не менее футуристический облик, чем хай-тек, и мы все равно ставим эти стили рядом, так как чем то они очень похожи, и они оба одни из самых амбициозных братьев в семействе современных стилей.

Рекомендация:
Не стоит думать, что эти стили подходят только для Европы или концепций домов будущего. Верно уловив суть этих направлений, есть все шансы на создание успешного проекта с их использованием. Проекта «завтрашнего дня», который можно реализовать в России уже сегодня. Очень интересен может быть результат синтеза этих стилей как между собой, так и с другими архитектурными направлениями.

МОДЕРНИЗМ – (лат. modernus - современный) Модернизм охватывает деятельность пионеров современной архитектуры и существовал начиная с 1930-х годов по 1970-е годы. Принципы модернизма пришли в Россию из Западной цивилизации и заключались в кардинально новом подходе к архитектуре, разрыве с устоявшимися и традиционными стилями, стремлении к схематизации и абстракционизму. До сих пор «модернизм» является синонимом выражения «современная архитектура».
Являясь основой, существующих на данный момент, современных стилей, модернизм сегодня нам больше знаком в виде модификаций, таких как - «постмодернизм» и «неомодернизм», оказавших влияние на архитектуру частного загородного жилья.
Постмодернизм, появившись во второй половине XX века, совмещал в игровой и театральной форме современную архитектуру и образы прошлого, создавая простор для фантазии.
В 80-е годы, на смену постмодернизму пришел неомодернизм. Он охарактеризовался выразительностью
геометрических форм и пространственных решений, на фоне других современных стилей.
Отличием «нового модернизма» от своего изначального назначения, стало иное отношение к окружающей среде.


Выразительность архитектурных приемов неомодернизма, призвана на диалог с природой и соседствующей застройкой.

Скандинавский архитектурный стиль − стиль, родиной которого являются страны Северной Европы: Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, . Данный стиль отражает особенности образа жизни и характера северных народов и отличается простотой форм, функциональностью деталей и лаконичностью композиций.

Лофт − архитектурный стиль , использующий для создания жилого или офисного пространства переоборудованные чердачные помещения заброшенных заводов, фабрик, складов и других зданий промышленных зон. Название стиля происходит от английского слова «loft», которое в переводе на русский язык означает «чердак».

− пост-викторианский архитектурный стиль, появившийся в США в конце XIX столетия и достигший пика своей популярности в начале XX века. Основной отличительной чертой зданий, выполненных в данном стиле, является квадратная форма как в основании, так и по фасадам. Для американского форсквера характерны простота дизайна, прямые линии и симметрия.

− архитектурный стиль, зародившийся в Норвегии и Швеции в XI веке и достигший своего расцвета в 30-х годах XX столетия. Характерной особенностью строений, выполненных в данном стиле, является их максимальная гармония с окружающим ландшафтом и создание настоящего архитектурного шедевра в условиях довольно сурового климата. Главными качествами этих строений являются надежность и основательность.

− одно из наиболее лаконичных и комфортных направлений в архитектуре, отличающееся изыском и в тоже время простотой. Данный стиль зародился в середине XX века на территории стран, расположенных на побережье Средиземного моря таких как, Италия, Франция, Испания. Египет, Алжир, Греция, Марокко, Тунис и прочие.

Минимализм − один из самых востребованных в настоящее время стилей в архитектуре. Яркие примеры данного стиля появились уже в 20-30 годы XX века. Данный стиль характеризуется естественностью и простотой, отсутствием элементов декора и любых украшений, высокой функциональностью каждого элемента конструкции.

Финский стиль − архитектурный стиль, для которого присущи аскетичность и функциональность строений, лаконичность форм, сдержанные цветовые гаммы, почти полное отсутствие элементов декора и использование натуральных материалов. Финский стиль известен также как скандинавский. Он объединяет многообразие традиций северных народов Норвегии, Дании, Швеции и Исландии и выделился в самостоятельный стиль лишь в 19 веке.