Обеспечение заявки в бухгалтерском учете. Бюджетное образовательное учреждение перечисляет обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет участника закупок, открытый учреждению в Сбербанке. Каков порядок учета данной операции? Компания – кон

Как отразить в БУ (какие проводки) перечисление и возврат нам обратно ден. ср-в, вносимых в качестве финансового обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (госзакупки) по причине не выигрыша конкурса?

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в конкурсе расходы являются авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания и оглашения итогового решения. Затем, в месяце объявления результата, обеспечение или возвращается или засчитывается как предоплата:

Дебет 60 Кредит 76 - учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты;

Дебет 51 Кредит 76 - получен возвращенный задаток.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как продавать товары учреждениям госсектора, госорганам, которые проводят закупки по правилам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:*

  • принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации участника закупки;
  • направить участнику уведомление о принятом решении.

Для конкурса способ обеспечения заявки вы выбираете сами. Обеспечить заявку можно двумя способами:*

  • внести определенную сумму денег на счет заказчика (реквизиты будут приведены на официальном сайте госзакупок в извещении о закупке);
  • предоставить банковскую гарантию.

Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии приведены в статьях , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из статьи журнала

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.*

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример*

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Налоговый учет затрат*

В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в торгах, несомненно, можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Расходы на участие в торгах включаются в прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Расходы на участие в торгах должны быть документально подтверждены.

Но затраты на участие в торгах можно учесть при расчете налога на прибыль даже в том случае, если торги для компании закончились поражением. Как отмечают финансисты, «расходы организации на участие в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам, и не возвращаются при проигрыше». Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 , от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109 , ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961 , УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 .

Хотим отметить, что ранее Минфин России и налоговые органы считали иначе, говоря о том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных Налогового кодекса РФ. Таким образом, «не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письма Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1 , УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).

Конечно же, в такой ситуации суды поддерживали налогоплательщиков, ведь проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).

Для избежания нежелательных налоговых рисков хотим отметить, что для принятия расходов на участие в торгах помимо всего прочего необходимо выполнить следующие условия:

1) расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов их участникам (в частности, к таким расходам относятся затраты на уплату сбора за участие в торгах, на приобретение тендерной документации, предоставление банковской гарантии);

2) затраты и факт участия в торгах должны быть документально подтверждены;

3) тематика торгов должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. То есть компания, основная деятельность которой напрямую не связана с деятельностью, указанной в конкурсной заявке, не может учитывать эти расходы при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/179);

4) расходы должны быть понесены фактически. Бывает, что участие в торгах платное и участник должен заплатить задаток, который возвращается при проигрыше. Таким образом, фактически компания расходов не понесла, поэтому включать их в расчет налогооблагаемой прибыли нельзя (письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121).

Важно запомнить

Даже если торги проиграны, торговая фирма может признать расходы на участие в них в целях налогообложения прибыли. Но есть условие: тематика торгов должна быть связана с деятельностью фирмы.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выхода соответствующих разъяснений Минфина России считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться в корреспонденции со счетами 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

Обоснование вывода:
Закона N 44-ФЗ с 1 октября 2018 года предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе путем:
- блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки;
- предоставления банковской гарантии.
В силу Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки относится и к бюджетным учреждениям. Однако возможность обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии до 01.07.2019 отсутствует ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому в этом случае бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (смотрите Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Далее эти денежные средства блокируются на специальном счете учреждения.
Действующим в настоящее время законодательством порядок отражения операций по перечислению бюджетным учреждением средств обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет не регламентирован. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики ( Инструкции N 174н).
Согласно Инструкции N 157н для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, используется счет 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Вместе с тем действующая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает применение для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ( Инструкции N 157н). При этом в 1-4 разрядах этого счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5-17 - аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" ( Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" (510 "Поступление на счета бюджетов") КОСГУ ( Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с п. 30 СГС "Концептуальные основы" при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо отразить операции по перечислению денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в корреспонденции с дебетом счета 0 201 26 000. Такие операции осуществляются в соответствии с Инструкции N 174н.
В то же время в целях обеспечения показателей соответствующих строк 590 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которые, руководствуясь Инструкции N 33н, формируются на основании показателей по поступлению (выбытию) денежных средств от возврата (перечисления) сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, бюджетному учреждению также необходимо отразить операции по блокировке этих денежных средств на специальном счете в корреспонденции со счетом 0 210 05 000.
Таким образом, до выхода соответствующих разъяснений Минфина России по данному вопросу считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610
- отражена блокировка средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 210 05 660
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено снятие блокировки средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
4. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 201 26 610
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражен возврат средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Кредит Дата операции
51 Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 — св / Электронная площадка Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Эти документы Вы найдете на http://pravo.gov.ru/

С 1 октября 2018 года изменились правила предоставления обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. С этой даты обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки. Как отражать такие операции в учете рассмотрим в данной статье.

Правовая основа изменений

Перечень банков, в которых могут быть открыты специальные счета в целях обеспечения заявок утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р .

Также отметим, что согласно письму Минфина России от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 в дальнейшем обязанность бюджетных учреждений по предоставлению обеспечения заявки в закупке может быть исключена.

Какие счета применяются для отражения обеспечения заявки?

Казенные учреждения отражают выбытие (возврат) сумм обеспечений по виду расходов 853 в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Бухгалтерские записи в бюджетном (автономном) учреждении

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.

Бухгалтерские записи в казенном учреждении

Перечисление казенным учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 304 05 296 - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 1 210 05 560 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 304 05 296 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Статья подготовлена

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 10

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов - торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> - закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях - открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
  • ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
  • ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
  • ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
  • ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок" плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например , на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ" говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% - если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение - участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота .

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно . При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота .

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;
  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства . Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 - 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 - 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 "Специальные счета в банках" на отдельных субсчетах:

  • 55-А "Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах";
  • 55-Б "Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные".

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 - перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А - отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1 . В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2 . Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

В налоговом учете плата за участие в аукционе (2000 руб.) отражается в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример 3 . Организация выиграла аукцион, но уклонилась от подписания контракта. Оператор, разблокировав счет, перечислил денежные средства, обеспечивавшие заявку, заказчику. Кроме того, оператор удержал плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примерах 1 и 2, плюс следующие проводки:

В бухгалтерском учете суммы штрафных санкций в размере суммы обеспечения заявки отражаются в расходах. Может ли налогоплательщик учесть эти расходы для целей налогового учета , однозначно ответить нельзя.

С одной стороны, средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, по своей природе являются не чем иным как задатком. По сути, сумма задатка, остающаяся у заказчика, является санкцией за нарушение договорных обязательств, а раз так, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ ее можно учесть в составе внереализационных расходов на дату признания виновной стороной факта неисполнения обязательств.

А вот Минфин придерживается иного мнения (Письма от 18.01.2008 N 03-03-06/1/12, от 08.09.2005 N 03-03-04/2/56): сумму задатка, остающегося у контрагента в связи с невыполнением договора по вине выдавшей его стороны, нужно рассматривать как безвозмездно переданное имущество, стоимость которого не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Правда, разъяснения Минфина относятся к 2005 и 2008 гг., а с тех пор он по этому вопросу не высказывался. Арбитражная практика тоже небогата постановлениями на эту тему.

Итак, у организации, которая перечислила сумму в обеспечение заявки на участие в аукционе, выиграла его, но впоследствии отказалась от подписания контракта, тем самым потеряв сумму обеспечения, есть два выхода.

Первый, менее рискованный, - не включать сумму задатка, оставшуюся у заказчика, в расходы для целей исчисления налога на прибыль. Второй - признать данную сумму в качестве внереализационных расходов как сумму штрафных санкций. Однако при этом достаточно велики налоговые риски. Чтобы их минимизировать, необходимо позаботиться о тщательном обосновании понесенных расходов. Ведь в случае вопросов со стороны налоговой инспекции организации придется объяснить, почему она, выиграв аукцион, отказалась от подписания контракта. Что может стать причиной? Например , вследствие непредвиденных обстоятельств изменились условия ведения хозяйственной деятельности, ухудшилось финансовое положение, контрагент, от которого зависело выполнение контракта, не выполнил свои обязательства и т.д., то есть сложились некие условия, при которых подписание контракта привело бы к еще большим расходам по сравнению с невозвращаемой суммой обеспечения.

Аналогичным образом можно рассуждать и в случае, когда организация - победитель аукциона заключила контракт, но не выполнила свои обязательства, а средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, остались у заказчика.

Теперь несколько слов о расходах на оплату услуг банка по выдаче банковской гарантии. Как уже отмечалось, заказчик может предусмотреть требование о денежном обеспечении исполнения государственного контракта, которое участник электронного аукциона представляет в виде денежного залога или в виде безотзывной банковской гарантии.

За выдачу банковской гарантии организация уплачивает гаранту вознаграждение. Основание - п. 2 ст. 369 ГК РФ. Конкретные размеры вознаграждения и порядок его уплаты устанавливаются индивидуально в каждом соглашении о выдаче банковской гарантии.

Так как представление банковской гарантии является обоснованным расходом, связанным с получением дохода, при наличии документального подтверждения указанного вида расходов организация имеет право включить их в состав налогооблагаемой базы. При этом на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ организация может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или же на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ отнести в состав внереализационных расходов. Руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов она будет учитывать расходы на оплату услуг банка по предоставлению безотзывной гарантии по обеспечению исполнения госконтракта.

Ю.А.Белецкая

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"