Специфика коррекции при задержке психического развития. Кабинеты специального назначения Изменения после коррекции у ребенка с зпр

Психическое и моторное развитие является главным показателем здоровья малыша. Каждый малыш развивается по- своему, но, несмотря на это, существуют общие тенденции формирования эмоциональной, познавательной, двигательной активности ребенка. Когда малыш сталкивается с трудностями в развитии или с неспособностью освоить новые знания, умения и навыки, то речь идет о задержке психического развития (или сокращенно — ЗПР). Обнаружение отставания на раннем этапе затруднительно из-за индивидуального графика развития детей, но чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее скорректировать. Поэтому каждый родитель должен иметь представление о главных факторах, симптомах возникновения отклонений в развитии, методах терапии.

Задержка развития представляет собой расстройство адекватного темпа психомоторного, психического и речевого развития. При отставании некоторые психические функции, такие, как способность к мышлению, память, уровень внимания и т. д. не достигают адекватной степени выраженности, установленной для конкретного возрастного периода. Диагноз ЗПР достоверно ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Когда малыш взрослеет, а задержку до сих пор не удается скорректировать, то речь идет уже о тяжелых нарушениях, например, об умственной отсталости. Задержка чаще обнаруживается, когда детей определяют в школу или в начальном классе. У ребенка наблюдается недостаток основного запаса знаний в первом классе, инфантильность мышления, доминирование игры в деятельности. Дети не способны заниматься интеллектуальной работой.

Причины

Оснований возникновения ЗПР несколько. Их делят на факторы биологического или социального типа. К причинам биологического типа можно отнести:

  1. Негативное протекание беременности. К этому относятся сильный токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, гипоксия плода.
  2. Недоношенность, асфиксия или повреждения при родах.
  3. Перенесенные в младенчестве инфекционные, токсические или травматические заболевания.
  4. Генетические факторы.
  5. Нарушения конституционального развития, соматические заболевания.
  6. Нарушения работы центральной нервной системы.

К социальным причинам, порождающим ЗПР, относят:

  1. Препятствия, ограничивающие активную жизнедеятельность малыша.
  2. Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующая обстановка в жизни ребенка, его семьи.

ЗПР возникает из-за нарушений работоспособности нервной системы, наследственных заболеваний, а также многих социальных причин. Поэтому важно помнить, что особенности коррекции задержки психического развития зависят от того, насколько быстро устранят причины появления задержки.

Основные виды ЗПР

Типология форм ЗПР основана на причинах ее возникновения. Выделяются:

  1. Нарушение психического развития конституционального типа. Для детей характерны яркие, но нестойкие эмоции, у них доминирует игровая деятельность, непосредственность и высокий эмоциональный фон.
  2. Соматогенная задержка психического развития. Возникновение этой формы провоцируют перенесенные в раннем возрасте соматические заболевания.
  3. Задержка психогенного характера, т. е. задержка, обусловленная негативными условиями воспитания, недостаточной опекой или, наоборот, гиперопекой. Особенностью этой формы ЗПР считается формирование эмоционально незрелой личности.
  4. Задержка психического развития как результат неправильного функционирования нервной системы.

Знание типов ЗПР облегчает постановку диагноза, позволяет подобрать оптимальные методы коррекции заболевания.

Симптомы

При ЗПР нарушения познавательной сферы носят незначительный характер, но охватывают психические процессы.

  • Уровень восприятия у ребенка с задержкой психического развития характеризуется замедленностью и неспособностью сформировать целостный образ предмета. Наиболее страдает восприятие на слух, поэтому объяснение нового материала детям с ЗПР должно обязательно сопровождаться наглядными предметами.
  • Вызывают затруднения ситуации, которые требуют концентрации и устойчивости внимания, т. к. любые внешние воздействия переключают внимание.
  • Детям с ЗПР свойственна гиперактивность вместе с синдромом дефицита внимания. Уровень памяти у таких детей выборочен, со слабой избирательностью. В основном работает наглядно-образный тип памяти, вербальный тип памяти развит недостаточно.
  • Образное мышление отсутствует. Малыш использует мышление абстрактно-логического типа, но только под руководством педагога.
  • Ребенку сложно делать умозаключения, сравнивать, обобщать понятия.
  • Речь ребенка характеризуется искажением звуков, ограниченным словарным запасом, сложностью построения фраз, предложений.
  • ЗПР часто сопровождается задержкой речевого развития , дислалией, дисграфией, дислексией.

В сфере эмоций у малышей с отставанием развития наблюдают эмоциональную неустойчивость, лабильность, высокий уровень тревожности, беспокойства, аффекты. Детям сложно выразить свои эмоции, они агрессивны. Дети с задержкой психического развития замкнутые, редко и мало общаются со сверстниками. В общении они испытывают неуверенность, предпочитают одиночество. У детей с ЗПР доминирует игровая деятельность, но она у них однообразная и стереотипная. Дети не соблюдают игровые правила, предпочитают однообразный сюжет.

Главным свойством отставания психического развития является то, что компенсировать отставание можно только в условиях специального обучения и коррекции.

Обучение в обычных условиях ребенку с ЗПР не рекомендуется. Требуются особые условия.

Диагностирование

Отставание не диагностируется у детей при рождении. У младенцев не возникают недостатки в физическом облике, поэтому родители чаще всего не замечают отставания развития, т. к. всегда высоко оценивают потенциал своего малыша. Первые признаки начинают замечать, когда чада идут в дошкольные учреждения или школу. Обычно педагоги сразу замечают, что такие дети не справляются с учебными нагрузками, плохо осваивают учебный материал.

В некоторых случаях четко выражена задержка в развитии эмоций, а интеллектуальные нарушения не выражены. У таких детей эмоциональное развитие находится на начальной стадии формирования и соответствует психическому развитию ребенка младшего возраста. В школе у таких детей возникают сложности с соблюдением правил поведения, с неспособностью подчиниться и следовать общепринятым правилам. У таких детей преобладающим типом деятельности по-прежнему остается игра. Причем мышление, память и внимание достигают нормы в развитии – в этом заключается основная особенность таких детей. В других случаях наблюдаются явные недостатки в интеллектуальном развитии. У них нет проблем с дисциплиной, они усидчивые, но им сложно усваивать учебную программу. Память и внимание находятся на низком уровне, а мышление примитивно.

Диагностировать отставание в развитии можно только используя комплексное психолого–педагогическое обследование, в котором участвуют психотерапевты, дефектологи, психологи и логопеды. Особенностью подхода является то, что производится оценка уровня развития психических процессов, двигательной активности, моторики, анализируются ошибки в области математики, письма и речи. Родителям необходимо обратиться к специалисту при возникновении первых симптомов. Каждому этапу развития соответствуют нормы, на их нарушение необходимо обращать пристальное внимание. Отклонения от нормы:

  1. В возрасте от 4 месяцев до 1 года у ребенка нет реакции на родителей, от него не слышно никаких звуков.
  2. В 1,5 года малыш не произносит элементарных слов, не понимает, когда его зовут по имени, не понимает простых инструкций.
  3. В возрасте 2 лет ребенок использует маленький набор слов, не запоминает новые слова.
  4. В 2,5 года словарный запас у ребенка не больше 20 слов, он не составляет фразы и не понимает названий предметов.
  5. В возрасте 3 лет ребенок не составляет предложения, не понимает простые рассказы, не может повторить сказанное. Малыш быстро разговаривает или, наоборот, растягивает слова.
  6. В возрасте 4 лет, малыш не имеет связной речи, не оперирует понятиями, снижена концентрация внимания. Низкий уровень слухового и зрительного запоминания.

Обратить внимание следует и на эмоциональную сферу. Обычно у таких детей наблюдается гиперактивность. Дети невнимательные, быстро утомляются, у них низкий уровень памяти. Также они имеют трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Симптомы ЗПР могут также проявляться при нарушениях работы ЦНС (центральной нервной системы). Здесь целесообразно провести исследование при помощи электроэнцефалографии .

Осложнения и последствия

Последствия в основном отражаются на личности ребенка. Когда вовремя не принимаются меры по устранению отставания в развитии, то оно, в свою очередь, оставляет отпечаток на дальнейшей жизни ребенка. Если проблема в развитии не корректируется, то у ребенка усугубляются все его проблемы, он продолжает отделяться от коллектива, еще больше замыкается в себе. Когда наступает подростковый возраст, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности и появиться заниженная самооценка. Это в свою очередь вызывает трудности в общении с друзьями и противоположным полом.

Уровень познавательных процессов также снижается. Еще больше искажаются письменная и устная речь, наблюдаются сложности в освоении бытовых и рабочих навыков.

Детям с ЗПР в будущем будет сложно освоить какую-либо профессию, войти в трудовой коллектив и наладить личную жизнь. Во избежание всех этих трудностей коррекцию и лечение отставания в развитии необходимо начинать с появления первых же симптомов.

Лечение и коррекция

Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:

  • микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга . Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
  • постоянные консультации с дефектологами и логопедами . Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
  • лекарственную терапию . Она назначается только врачом-неврологом.

Дополнительно необходима работа с детским психологом, особенно если задержка вызвана социальными факторами. Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия. Главную роль в коррекции играет участие родителей. Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

  • Отношения с матерью . Для ребенка крайне важны отношения с мамой, т. к. именно она его поддерживает, рассказывает, что делать, заботится и любит. Именно поэтому мать должна ради ребенка быть примером, поддержкой. Если всего этого от мамы ребенок не получает, то у него возникают обиды и упрямство. Т. е. ребенок таким поведением сигнализирует матери о том, что ему срочно требуются ее адекватная оценка и внимание.
  • Не подгоняйте ребенка . Что бы ни делал малыш, будь то поедание каши, сбор конструктора или рисование – важно не торопить его. Иначе вы вызовете у него стресс, а это, в свою очередь, негативно скажется на его развитии.
  • Раздражение родителей . Видя его, ребенок может впасть в ступор, и не сделать даже простые действия: малыш подсознательно чувствует разочарование и тревогу, потерю защищенности.
  • Связь . Важный этап – создать крепкую эмоциональную связь с ребенком и помочь ему перевести свои страхи из разряда «страх за себя» в «страх за других». Научите кроху состраданию — для начала на «неодушевленном» уровне (к игрушкам, персонажам книг), а потом к людям, животным и к миру в целом.
  • Страхам – нет . Свобода от страха позволяет ребенку развиваться интеллектуально, т. к. барьер из страха исчезает.
  • Навыки – важны . Выясните, что ваш ребенок отлично умеет, и развивайте это в нем. Невозможно научить рыбку полету, но вот плаванью – можно. Это вам и предстоит сделать.

Профилактика

Профилактика отставания в развитии у ребенка предполагает точное планирование беременности, а также предотвращение негативного воздействия на ребенка внешних факторов. Во время беременности необходимо стараться избегать инфекций и различных заболеваний, а также проводить профилактику от них у ребенка в раннем возрасте. Нельзя обходить вниманием и социальные факторы развития. Главной задачей родителей должно стоять создание положительных условий для развития малыша и благополучной атмосферы в семье.

Ребенком необходимо заниматься и развивать его с младенческого возраста. Большое внимание в профилактике ЗПР уделяется созданию эмоционально-телесной связи родителей и малыша. Он должен чувствовать уверенность и спокойствие. Это поможет ему правильно развиваться, ориентироваться в обстановке и адекватно воспринимать окружающий мир.

Прогноз

Отставание в развитии ребенка преодолимо, ведь при правильной работе с крохой и коррекции развития появятся положительные изменения.

Такому ребенку потребуется помощь там, где обычным детям она не нужна. Но дети с ЗПР обучаемы, просто требуется больше времени и усилий. При помощи учителей и родителей ребенок сможет освоить любые навыки, школьные предметы, а после школы поступить в колледж или ВУЗ.

Специфика коррекции ЗПР состоит в приоритете интеллектуальной коррекции. Выделяют два основных направления коррекции.

1. Организация внимания и контроля, актуализация мотивов деятельности. Средством для решения этой задачи в первую очередь является усиление речевого контроля. Вводится речевой отсчет, предваряющий реализацию моторной программы, или проговаривание программируемого действия (проба «кулак – ребро – ладонь»). Вводится отсроченное воспроизведение, т. е. от ребенка требуется не импульсивный ответ, а выдерживание паузы. Используются игровые ситуации, так как эти дети не включаются в учебную деятельность, а через игру формируются новообразования, необходимые для учебной деятельности. Большое значение придается эмоциональной стимуляции, очень важно эмоциональное отношение – ребенок на многое готов, чтобы заслужить поощрение учителя.

2. Коррекция индивидуальных трудностей через расчленение программы на отдельные смысловые звенья. С этой целью уменьшаются объем и скорость выполнения задания через отработку речевой формулы программы с последующим ее совмещением с предметной деятельностью. Отставание функции программирования и контроля связано с недоразвитием речи, т. е. возникает необходимость коррекции речевого развития – программирующей и регулирующей функции речи. Коррекционная работа психолога должна проводиться параллельно с работой логопеда.

Коррекция эмоционально-личностного развития при ЗПР направлена на ликвидацию психического инфантилизма, помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыков поведения и форм эмоционального реагирования.

Дополнительно используются нейропсихологическая коррекция, методы игровой терапии, психогимнастика, арт-терапия. Важное условие эффективности работы с ЗПР при церебрально-органическом генезе и в сочетании с энцефалопатическими расстройствами (проявления астении, адинамии, расторможенности) – медикаментозная коррекция под руководством неврологов и психотерапевтов.

В большинстве случаев источником ЗПР является неблагоприятная социальная ситуация. Психогенный генез заболевания может быть обусловлен неправильным воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости в школе, при этом статус ребенка в группе в начальной школе зависит от его успешности и отношения педагога. Неуспеваемость автоматически относит ребенка в группу аутсайдеров, а это усложняет социальную ситуацию развития, особенно при негативном отношении учителя к учащемуся. Самооценка и уровень притязаний ребенка при этом падают. В поведении могут доминировать гиперкомпенсаторные реакции (фиксация на игре, позиция лидера во дворе). Задержка психического развития может приводить к аномальному формированию личности ребенка.


При коррекции семейной ситуации прежде всего необходимо выяснить, что неправильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. В ситуации безнадзорности беседа с родителями не всегда эффективна, требуются создание новой среды (спортивные секции и др.), формирование спортивных навыков и внимание развитию личности. При гиперопеке проводится коррекция типа взаимодействия ребенок–родитель, обращение с ребенком должно быть адекватно возрасту. Иногда гиперопека скрывает эмоциональное отвержение ребенка родителями.

В ситуации школы объектом коррекции является педагог. Необходимо формирование у него позитивного или хотя бы нейтрального отношения к ребенку. Ребенок неадекватно ведет себя в классе не для того, чтобы досадить учителю, и не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него имеются медицинские проблемы.

При коррекции положения ребенка в классе проводится работа с детским коллективом (коллективная психотерапия). Нужно помочь одноклассникам найти какие-то позитивные качества ребенка, используя для этого элементы деловых игр, где этому ребенку удается блеснуть, а также социально-метрические техники. Очень эффективна организация шефства лидера группы над этим ребенком, поскольку дружба лидера с аутсайдером повышает статус аутсайдера.

В СССР создавались специальные школы коррекции ЗПР, где длительность урока составляла 35–40 минут (по 4–5 уроков в день), численность классов – 10–15 человек. Во время обучения дети находились под наблюдением медиков. Продолжительность такой программы обучения дольше, однако это помогает снять истощаемость, утомляемость и расторможенность. Нормализуется неврологический статус, при этом нормализуется и обучение. Требуется интервал от 1 года до 3 лет чтобы «подтянуть» ребенка до нормального развития, а в наиболее тяжелых случаях – весь курс школьного обучения. Обязательны профориентация и трудовая деятельность.

Сейчас существуют коррекционные классы, которые позволяют не вырывать ребенка из привычной социальной среды. Однако на сегодняшний день коррекционные классы являются «мусорным ведром», там обучаются дети, у которых при отсутствии диагноза не сложились отношения с учителем. С коррекционным классом работают те же учителя, что и с обычным. Дети, не имеющие возможности вернуться в массовую школу, переводятся на домашнее обучение, им разрешается свободное посещение школы, но они не получают качественного образования и коррекция не проводится. При такой тенденции общий интеллектуальный уровень общества падает, общество деградирует.

Задержка психического развития у детей встречается достаточно часто. Если Вы столкнулись с этой проблемой, то следует знать – своевременная корректировка поведения и развитие психомоторных навыков способны решить эту задачу.

Коррекция детей с задержкой психического развития – это целенаправленный комплекс разнообразных мероприятий, как со стороны медицинских специалистов, так и планомерная, ежедневная работа родителей малыша. Суть корректировки сводится к тому, чтобы исправить выявленные отклонения, заинтересовать ребенка в вопросе познавания окружающего мира, выработать навыки адаптивного поведения, повысить его уровень интеллектуального развития.

Работу с детьми с задержкой психического развития осуществляет ряд специалистов, среди которых можно отметить детского психолога, логопеда, в некоторых случаях требуется помощь других узкоспециализированных докторов. Дело в том, что нередко задержка развития сопровождается сопутствующими проблемами с речью, зрением и пр.

Коррекция ЗПР подразделяется на следующие этапы:

    Решение задач направленных на умственное развитие малыша, вовлечение в процесс обучения в игровой форме, использование сопутствующих методик, повышение адаптивных навыков ребенка;

    Выявление и устранение невротических состояний у ребенка, коррекция поведения в стрессовой ситуации.

Симптомы задержки психического развития выявляются до 6-7 лет, благодаря этому можно своевременно отреагировать на возникшую проблему и принять необходимые меры по корректировке ЗПР. Основная цель специалиста – развить и обучить Вашего ребенка, подготовить его к жизни в социуме, особенно в том случае, если малыш не ходил в детский сад. Для этого используются следующие методики:

1. Игротерапия

Подумайте сами, какой самый простой и доступный способ общения с детьми? Правильно, вне всякого сомнения, – это игровой процесс. Поэтому было бы не правильно не использовать эту замечательную возможность во время коррекции поведения. Ведущий специалист использует игровой материал, вовлекает ребенка в занимательную и познавательную игру, помогает ему реализовать свое творческое начало, отбросить внутренние страхи и переживания. Участие в игровых постановках позволяет в ненавязчивой форме развить необходимые качества малыша, скорректировать его поведение на основе реальных примеров.

2. Арттерапия

Достаточно известный метод психотерапии – арттерапия, суть которого сводится к тому, чтобы развить творческие навыки ребенка, позволить ему раскрыться в творческом процессе. Как правило, психолог не вмешивается в процесс творчества малыша, позволяя ему высказать свои фантазии на бумаге. Для этого есть весомая причина: детский рисунок позволяет получить массу сопутствующей информации о внутреннем состоянии крохи. Выбранные образы, цветовые решения отражают внутренние переживания ребенка, его страхи и подавленные воспоминания. Наверняка, каждый из Вас сталкивался с таким известным психологическим тестом, как тест “Люшера”, основанном на выборе понравившегося цветового решения. Так вот, по сути, мы имеем некий аналог для ребенка, выбранные цвета и образы могут сигнализировать об уровне тревоги и эмоциональном напряжении крохи. Анализируя полученный материал, психолог может внести существенные корректировки в процесс обучения и лечения ребенка.

3. Групповая психотерапия

Коллектив помогает социализироваться, групповая терапия для детей позволяет осваивать новые формы общения. Если ребенок замкнут и нелюдим, это позволит снять существующие психоэмоциональные барьеры. Социум – неотъемлемая часть нашего общества, поэтому необходимо помочь маленькому человеку планомерно влиться в коллектив, тем самым повысив свою самооценку, и обрести новых друзей.

В заключение хочется сказать, что не следует путать задержку психического развития с серьезными заболеваниями, такими как аутизм или синдром Дауна. Как правило, задержка развития обратима и хорошо поддается лечению. Помните о том, что вырастить разностороннюю и здоровую в эмоциональном плане личность – задача, которая Вам по плечу, а мы с радостью поможем Вам в этом вопросе!

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция ЗПР

(задержки психического развития)

Что такое ЗПР?

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

Что страдает?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением .

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы ; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) .

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Кто эти дети

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.

Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.

Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  1. болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  2. хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  3. токсикозы, особенно второй половины беременности;
  4. токсоплазмоз;
  5. интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  6. несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  1. травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  2. асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  1. педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Типы задержки

Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больным ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен.

Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  1. поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  2. патологическое течение предыдущих родов;
  3. хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  4. такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  5. наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  6. патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

О профилактике

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача.

Специалист, проверив наличие или отсутствие различных рефлексов, которые, как известно, сопровождают ребенка на протяжении всего периода новорожденности и младенчества, сможет объективно оценить развитие малыша. Также врач проверит зрение и слух, отметит особенности взаимодействия со взрослыми. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии - ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга.

Зная возрастные показатели нормы, вы и сами сможете следить за психомоторным развитием крохи. Сегодня в Интернете и различных печатных изданиях можно найти множество описаний и таблиц, где подробно показано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, начиная с первых дней жизни. Там же можно найти перечень особенностей поведения, которые должны насторожить молодых родителей. Обязательно ознакомьтесь с этой информацией, и если появились хоть малейшие подозрения - немедленно отправляйтесь на прием к врачу.

Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями. А если сомнения не дают покоя, или врач не внушает доверия, покажите ребенка другому, третьему специалисту, задавайте волнующие вас вопросы, постарайтесь найти максимальное количество информации.

Если вас смущает лекарство, выписанное доктором, не стесняйтесь расспросить о нем поподробнее, пусть врач расскажет, как оно действует, какие вещества входят в его состав, почему именно оно необходимо вашему ребенку. Ведь под час под угрожающе звучащими названиями скрываются относительно "безобидные" препараты, выполняющие роль своего рода витаминов для мозга.

Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя.

Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.

Источники информации:

  1. ourbaby.ru – наш ребенок. Что такое ЗПР;
  2. ru.wikipedia.org – статья "Задержка психического развития" в Википедии.