Аварии на автомобильном транспорте: причины и порядок действий. Аварии на автомобильном транспорте (ДТП) Аварии на автомобильном транспорте понятие

Авария на транспорте — это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут автомобиль, железнодорожный состав, самолет, корабль. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Защита при автомобильных авариях (катастрофах)

Автомобильная авария — одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени.

В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75 % всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Существует несколько рекомендаций, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте в случае, если вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное — препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого в случае, если вы сидите на водительском месте, вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо; если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в «лицевую панель»; а если сзади — то в переднее сиденье. В случае, если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира — вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь его металлических частей.

В любом случае главное — сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, так как паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше — возможен взрыв.

В случае, если с вами ничего серьезного не произошло, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите «Скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

ПРИ АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение бе-зопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движе-ния.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до её остановки, управляя машиной до последней воз-можности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара : свернуть в кювет, забор, кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, а если нет возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Когда удар неизбежен , самое главное - препятствовать, своему пере-мещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться нога-ми в пол, голову наклонить вперёд между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель), пассажир, находящий-ся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок , крепко придать, накрыть собой и также упасть набок, Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дородного движения находиться там запрещают без специального устройства, как правило, после удара двери заклинивает и вы-ходить приходится через окно.

Если машина упала в воду , она может не-которое время держаться на плаву, выбираться из неё также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь по-страдавшим : по возможности освободить, извлечь из машины, помочь при-нять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это само-стоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия со-трудников ГИБДД и скорой помощи , по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.


КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

З ащита при ав ариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении состава самое главное — закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, точка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь, прикрыв голову, во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т. п. После того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети, отойдите от вагонов на 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;

  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;

  • громоздкие веши, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;

  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет также пожар в вагоне. Это связано с сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения, и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов — малминит, выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

При движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

Тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

Не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

Запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

Курите только в установленных местах;

Не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

Не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определенные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, на световом табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете, является декомпрессия — снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляются звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, информирует стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, гак как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное — сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70 % людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности . Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

ПРИ АВАРИИ НА АВИАЦИОННОМ ТРАНСПОРТЕ

Безопасность полета зависит не только от экипажа лайнера и спе-циалистов, обеспечивающих полет, но и от пассажиров, которые должны действовать в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойст-вие и организованность.

Занимать места в салоне самолёта следует согласно номерам, ука-занным в авиабилетах, садиться в кресло так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги, например следует упереть их в пол, выдвинув как можно дальше, но не под переднее кресло. Заняв свои места, пасса-жирам необходимо выяснить, где находятся аварийные выходы, медицин-ская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета по-интересоваться, где находится спасательный жилет и как им пользо-ваться. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремень безо-пасности , имеющиеся на каждом кресле. Несоблюдение этого требования, как правило, приводит к тяжелым травмам.

При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Как правило, по бортам само-лёта в пассажирском салоне имеется четыре аварийных выхода, оснащен-ных надувными двух дорожными трапами.

Следует помнить , что основной и аварийный выходы не открывают, если за бортом у выхода пожар или густой дым.

В случае no жа pa в салоне самолёта пассажир должен защищать себя от огня, покрыв как можно большую часть кожи одеждой; стараться мень-ше дышать воздухом, содержащим дым; если есть возможность, то смо-чить носовой платок и дышать через него; быстро двигаться к выходу пригнувшись или на четвереньках; не бросаться сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолёта, оказать помощь другим и не оставаться вблизи самолёта.

Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существуеттри сигнала судовых тревог :

«Общесудовая тревога» — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает «Покинуть судно».


  • Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
  • «Шлюпочная тревога» — семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.
  • Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно увлечь с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна необходимо надеть теплую одежду, а сверху — защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % ране­ных погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни празд­ников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зи­мой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при­чиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

При неизбежности столкновения (схема 47) сохраняйте самооб­ладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сде­лайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превыша­ет 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь гру­дью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиде­нье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подруч­ным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как мож­но дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль (схема 48) может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при от­крывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провен­тилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стек­ло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись ру­ками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник ава­рии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не остав­ляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работни­ков ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.

Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Вклю­чите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.

В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:

водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать води­теля от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрут­ные транспортные средства на посадочных площадках.

Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор,

кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, или перевести встречный удар в скользящий, боковой. Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы,

упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.

Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет находиться там запрещают без специального устройства. Как правило, после удара двери заклинивает

и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно.

Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение. Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения. Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через

окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "Впрок"), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

правила безопасного поведения участников дорожного движения:

· водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

· пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

· пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Аварии на общественном транспорте, их основные причины и последствия.

Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай резкого торможения; стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину).

Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами или разбивайте окно подручными средствами (огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.), в крайнем случае, выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках, на потолочных поручнях. Перед выходом - очистить проем окна от оставшихся стекол.

Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании):

· Сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения;

· Упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед;

· Покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы;

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

Действия пассажиров при пожаре:

· Немедленно сообщите о пожаре водителю;

· Защите рот и нос платком, шарфом, рукавом;

· Начните тушить пожар огнетушителем, находящимся в салоне;

· Откройте двери кнопкой аварийного открывания или разбейте стекло;

· Покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин и

стариков;

· Окажите помощь пострадавшим.

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в воду:

· Если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно;

· При погружении в воду снимите лишнюю одежду;

· Глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно;

· При необходимости выбейте стекло;

· Помогите детям и не умеющим плавать;

· Выбравшись на берег, окажите помощь пострадавшим.

Аварии в метрополитене

Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

Аварии и катастрофы воздушного транспорта могут возникнуть в момент:

Запуска двигателя;

При разборе на взлётно-посадочной полосе;

На взлёте;

Во время полёта;

Пр. посадке.

В таких ситуациях могут быть:

Разрушения отдельных конструкций самолёта;

Отказ работы двигателей;

Недостаток топлива;

Перебои с жизнеобеспечением экипажа и пассажиров;

Нарушение работы систем управления, электропередачи, связи, пилотирования;

Взрывы и пожары на борту самолёта.

Авиационная катастрофа в воздухе может стать причиной жертв и больших потерь имущества не только на борту, но и на земле пр. падении на производственные сооружениях и жилые дома. К большой опасности могут привести падения самолётов и вертолётов на АЭС и объекты химической промышленности, что может привести к радиоактивному и химическому заражению окружающей среды.

На дорогах Украины ежегодно происходит около тысячи автомобильных аварий. Так в 2005г., случилось 34 тыс. ДТП, погибло 5269, травмировано 37 тыс. человек.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

Нарушение правил дорожного движения;

Превышение скорости движения;

Недостаточная подготовка водителей их слабая реакция;

Технические неисправности автомобилей;

Невьшолнение правил перевозки опасных грузов и невьшолнение правил безопасности;

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Неудовлетворительное состояние дорог (вскрытые люки, не огороженые и не освещенные участки ремонтних работы);

Отсутствие знаков о предупреждении опасности;

Неисправная сигнализация при проезде железнодорожных переездов;

Нарушение правил движения пешеходами.

Коммунально-єнергетичекие обьекты (сети)

Ежегодно происходят аварии на объектах коммунального хозяйства. Основными причинами аварий, которые происходят в зданиях и сооружениях являются:

Низкое качество проектов и строительных работ;

Нарушение технологической дисциплины;

Износ основних строительных фондов;

Наличие на рынках строительных услуг, малоквалифицированных исследовательских, проектних, строительных структур;

Несовершенство нормативной базы;

Привлечение в хозяйственную деятельность значительных территорий со сложенными инженерно-геологическими условиями;

Недостаточный контроль соответствующими органами;

Отсутствие нормативной базы й т.д.

Довольно критическое состояние в стране сложилось в коммунальном хозяйстве . Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием сооружений, оснащение, несовершенством структуры управления областью и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного й эффективного функционирования.



Уровень обеспеченности населения Украины централизованным водоснабжением и канализацией состоянием на 1 января 1998 года определяется в таблице.

Уровень обеспеченности населення Украины

Четвертая часть водопроводных очистительных сооружений и сетей (в стоимостном выражении) фактически отработала срок эксплуатации, 22 % сетей находится в аварийном состоянии. Закончился срок зксплуатации каждой пятой насосной станции. Фактически закончился срок зксплуатации половины насосных агрегатов, из которых 40 % требует замены. Планово-предупредительный ремонт выполняется на 73 %. Количество аварий на водопроводных сетях Украины значительно превышает соответствующий уровень в странах Европы. В системах канализации амортизированные 26 % мереж й 7 % насосных станций, а также 48 % насосных агрегатов, 46 % из которых требуют замены. Планово-предепредительный ремонт выполняется лишь на половину.

Сегодня в водоемы сбрасывается без предшествующего очищення почти 250 м 3 сточных вод. Свыше 1250 сельских населенных пунктов обеспечивается привозной питьевой водой. Почти половина подземной воды попадается коммунальными водопроводами с отклонением от стандарта: имеет повышенную общую жесткость, повышенное содержимое сухого остатка железа, марганца, фтора, нитратов и аммиачных соединений и т.п.

Поступление в водные обьекты значительного количества опасных и ядовитых веществ, сбрасывание городских и промышленных сточных вод, ливневых стоков из застроенных территорий, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий, повреждение на водопроводных и канализационных сетях ухудшают экологическое состояние источников водоснабжения. Ограниченные технические возможности в очищении питьевой воды и обеспечении ею в достаточном количестве населения Автономной Республики Крым, Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Луганской, Николаевской, Одесской, Херсонской й ряда других областей, города Севастополя приводят к опасности возникновения й распространение инфекционных заболеваний.

Днепропетровскому водоканалу 135 лет. Ежегодно на каждом из 1767 км водопровода случается не менее 3-х порывов! - 4904 аварий в 2005г.

Реальные потери воды достигают 40 - 45 %. На территорий области более 600 предприятий которые загрязняют воздух это 5 % количества всех предприятий загрязнителей на Украине.

Объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу составляет около 22 % от общих объемов на Украине. В поверхностные воды области ежегодно попадает 2 млар. м 3 хозяйственно-бытовых стоков, что оставляет 25 % от общего количества сточных вод на Украине. Подземные воды наиболее загрязнены в местах концентрации горнодобывающей, угольной, химической, металлургической промышленности - в городах Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Днепродзержинск, Павлоград, Одженикидзе, Желтые Воды, Вольногорск й др.

Ныне 344 870 объектов коммунального хозяйства подлежит обследованию для определения их технического состояния. Непригодными для дальнейшей зксплуатации определено 900 объектов, из них 250 объектов

й 4370 км инженерных сетей находится в крайне угрожающем техническом состоянии. На предприятиях Госнефтегазпрома есть свыше 15 300 объектов, которые подлежат обследованию для определения их технического состояния. Из этого количества признаны непригодными, а также такими, что находятся в критическом состоянии - 7 объектов. На предприятиях Минуглепрома есть больше 49 850 объектов, которые также подлежат обследованию. В процессе обследования выявлено 380 объектов, дальнейшая эксплуатация которых невозможна. В системе Министерства образования виявлено 22 обьекта, которые также невозможно зксплуатировать (учебные корпусы университетов, институтов, ПТУ).

Граждане Украины, которые проживают в «хрущевках» построенных в конце 50-х годов - в начале 70-х годов рискуют в ближайшее время стать бомжами. Здания, построенные с запасом прочности на 40 - 50 лет, сегодня практически устарели й могут стать братской могилой для своих жильцов. Тем, кто избежал «счастья» проживать в «хрущевке», тоже не следует радоваться. Мы живем в стране где в базових отраслях промышленности эксплуатируется 35 млн. тонн несущих механических и более 250 млн. м железобетонных конструкций. Их значительная часть уже исчерпала свой проектний ресурс. Завершается срок безопасной эксплуатации корпусов рэакторов АТС. 77,2 тис. км водопроводных сетей находятся в аварийном состоянии.

В Днепропетровской области находится 533 здания й сооружения в аварийном состоянии.

Сегодня в Украине свыше 17000 мостов . Почти все они не имеют соответствующего надзора, их состояние не контролируется. На путях общего пользования 34 % мостов построенных до 1961 года, хотя расчетный рок службы не превышает 30-40 лет. 147 % железнодорожных мостов находится в неудовлетворительном состоянии.

В Днепропетровской области техническое состояние 17 (железнодорожных) мостов находится в аварийном состоянии 15 мостов - в состоянии близком к аварийному.

Более, чем 80 %є на теплових электрических станциях Украины уже отработали свой расчетннй ресурс, а 48 % - превысили предельный ресурс, 40 - 50 тис. км электросетей введенные в эксплуатацию до 1970 года й практически отработали свой ресурс.

В Украине эксплуатируются в основных областях промышленности свыше 35 млн. тонн несущих металлических конструкций й свыше 259 млн. м железобетонных конструкций. Они сконцентрированы, прежде всего, на объектах базовых областей: чёрной металлургии, угледобывающей, энергетической, химической, нефтегазовой, машиностроительной, судостроительной промышленностей. Конструкции имеют значительный физический износ.

Такое состояние со зданиями и сооружениями, которые введены в эксплуатацию не только 50 - 70 лет тому назад, но и за последние 10-20 лет свидетельствует, что в их удерживании нет надлежащего порядка, соответствующей системы, которое бы обеспечивало квалифицированную

эксплуатацию, инженерную диагностику их состояния, своевременного ремонта, и предупреждала бы аварии, обеспечивая тем самым сохранение народного достояния, безопасность, нежелательные нарушения экологического состояния окружающей естественной среды.

Каке показывают результаты расследований аварий, основными причинами, которые приводят к авариям на зданиях и сооружениях в стране есть: низкое качество проектов и выполнение работ, нарушение технологической дисциплины, а также снос основных строительных фондов, привлечение в хозяйственное использование значительных территорий с сложными инженерно-геологическими условиями, наличие на рынке строительных услуг малоквалифицированных исследовательских, проектных, строительных структур, несовершенство нормативной базы, отсутствие необходимых законов, недостаточного контроля со стороны соответствующих органов и прочее.

Гидротехнические объекты

Гидродинамические аварии возникают при разрушении различных гидросооружений - речных плотин, морских и речных дамб и пр.

Прорыв плотин может быть спровоцирован геологическими либо метеорологическими стихийными бедствиями, вызван чрезмерным напором воды из-за катастрофического паводка, обветшанием конструкций, в результате злого умысла.

При прорыве плотины может образоваться разрушительной силы волна, опасная для жителей населенных пунктов, расположенных ниже по течению. Ее величина и скорость распространения зависят от объема сдерживаемой плотиной воды, высота ее уровня над местностью и скорости разрушения плотины. Скорость волны может достигать в равнинных районах 25 км/час, а в горной местности - 100 км/час! Сила удара во многом зависит от топографии места. На равнине, где у волны есть возможность растечься по сторонам, удар волны менее значителен й быстро ослабевает. В горной местности, в ущельях, где воде некуда деваться, и особенно при сильных перепадах высот, способствующих разгону, ударная сила волны может достигать катастрофических масштабов й ослабевает не раньше, чем выйдет на «оперативний простор». Кроме того, прорвавшаяся через плотину вода может, увлекая за собой камни й подмывая берега, превратится в солевой поток.

Параметри водохранилищ Днепровского каскада ГЭС и зон возможного

катастрофического затопления

Наименование Киевская ГЭС Каневская ГЭС Кременчужская ГЭС Днепропетровская ГЭС Днепровсквая ГЭС Каховская ГЭС
ПЛОТИНА И ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Расстояние между осями плотины км -
Объём водохранилища км 3 3,7 2,6 13,9 2,4 3,3 18,2
Площадь зеркала км2
Длина водохранилища км -
Глубина максимальная м 14,5 21,0 20,0 16,0 53,0 22,0
Протяжённость плотин км 40,9 - 10,7 8,1 - 3,2
Ширина гребня, плотины м - -
ЗОНЫ ЗАТОПЛЕНИЯ
Площадь затопления км 2 150,0 335,0 2250,0 840,0 342,0 640,0
Вего затопляется населённых пунктов
Полпадает в зону затопления тыс. человек 590,8 73,0 540,0 366,0 195,0 101,0
Попадает в зону возможного затопления объектов хозяйствования которые продолжают работать -

Гидротехническими авариями, которые имеют место в Украине могут быть: прорывы плотин (дамб, шлюзов) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений или с образованием прорывного паводка: аварийные срабатывания водохранилищ ГЭС в связи с угрозой прорыва гидросооружения.

Переоборудование берегов больших водохранилищ чрезвычайно интенсивно происходило в первые годы после заполнения. Наибольших масштабов достигла переработка берегов на Каневской (373 км, что равняется 42 % всей длины береговой линии), Кременчугской (25 % длины береговой линии), Днепровской (195 км, 35 % длины береговой линии) и на Днепродзержинской (115 км, 32 % береговой линии) водохранилищах.

Значительная часть береговой линии защищенная инженерными сооружениями (по Днепровскому каскаду 611 км или 17 % всей береговой линии).

В Украине по данным Госкомгеологии затоплено близко 800 тыс. га земель, которая равняется 15 % территории (в том числе 200 тыс. га в зонах орошения). В зону подтопления попадают 240 городов и поселков городского типа, 138 тыс. частных домов. Развитие этого отрицательного процесса на городских территориях характеризуются большим разнообразием причин и факторов: потери воды из водонесущих коммуникаций, неорганизованный поверхностный сток, ликвидация или ухудшение фильтрационных свойств почв естественных дренажних систем (балок, русел небольших речек и п.т.), уменьшение выпаривания в связи с асфальтированием, баражный эффект фундаментов, трассе коллекторов, туннелей.

Одной из важнейших причин подтопления земель есть гидротехническое строительство, которое привело к перераспределению речного стока и перекрытия естественных путей дренирования ґрунтовых вод. Так, система больших водохранилищ Днепровского каскада обусловила поднятие уровня водя в Днепре от 12 до 12 га, вследствие чего состоялось подтопление огромных площадей Приднепровья. Отмечается катастрофическая степень пораженности этим процессом (50%) в зоне влияния Кременчугского водохранилища. Основной причиной подтопления сельскохозяйственных угодий стало строительство оросительных сетей при несвоевременном введений дренажних сооружений: в том числе в зоне влияния Северо-Крымского канала 96 тыс. га затоплено, Каховской оросительной системи - 5,1 тис. га, Каланчацкой - 9,1 тыс. га. Как известно, подтопление значительных территорий есть результатом бесхозяйственного отношения к освоенню, недостаточному изучению инженерно-геологических условий, отсутствие необходимого виймання к проектированию, строительство и эксплуатации объектов в сложных инженерно-геологических условиях.

Все это приводит к крайне отрицательным следствиям - загрязнение подземных вод, повышение влажности и ухудшение санитарного состояния территории, засол и заболачивание грунтов, вымокание зеленых насаждений, снижение урожайности сельхозугодий, деформация зданий, возникновение таких процессов, как сдвиги, просадки, карсты, обвали.

Создание Днепровского каскада гидроэлектростанций с большими водохранилищами хотя уменьшает опасность затопления территории во время наводнений, тем не менее, создает опасность катастрофического затопления при прорыве дамб этих водохранилищ.

Возникновение катастрофических затоплений на территории стран возможно в результате разрушения плотин, дамб, водопропускных сооружений на 12 гидроузлах й 16 водохранилищах речек Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец. Их общая площадь может достичь 8294 км 2 , к которой попадают 536 населенннх пунктов й 470 промышленных объектов разнообразного назначения.

В Украине построено близко 1 тис. водохранилищ объемом большее 1 млн. м 3 и площадью водного зеркала около 1 млн. га и 24 тис. прудов. Большинство плотин земляные (из местных материалов или намывные).

Характерным для катастрофического затопления при разрушении гидросооружений есть значительная скорость распространения (3 - 25 км/ч), высота (10 - 20 м) и ударная сила (5-ю т/м 2) волны прорыва, а также скорость затопления всей территории.

Катастрофическое затопление может возникнуть вследствие разрушения значительных гидротехнических сооружений. Наиболее опасными в этом отношении есть Днепровской, Днестровский и Южно-Бугские каскады гидросооружений. Например, в случае разрушения плотин на всех гидросооружениях Днепровского каскада территория катастрофического затопления составляет около 7020 тыс. га с населением почти 1,5 млн. человек. Может быть выведен из строя порядка 270 промышленных предприятий, 14 электростанций, 200 км линий электропередач, многочисленные сети и сооружения газового и водного снабжения, многие мосты.

Существенная активизация гравитационных процессов (сдвиги, обвалы и т.п.) происходит в связи с эксплуатацией Днепровского каскада гидроэлектростанций. Активизация абразии и эрозии грунтов отмечается в районах гидротехнических сооружений на побережьях чёрного и Азовского морей, при проведении работ из изменения русел речек и т.п.

Заключение

Предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мире, на Украине и в Днепропетровской области является основною задачей государства и каждого гражданина

Тема 2 . Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций на Украине и Днепропетровской области.

Введение

1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социально-политического и военного характера.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера на Украине и Днепропетровской области.

Стихийные бедствия литосферного (геологического) характера (землетрясения, оползни, обвалы, осыпи, карст).

Стихийные бедствия гидросферного характера (наводнення, подтопления).

Стихийные бедствия атмосферного (метеорологического) характера.

Инфекционные заболевания людей и животных. Болезни растений.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабам последствий и отраслевым признакам.

Чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы) техногенного характера на Украине и Днепропетровской области.

На радиационно-опасных объектах.

На хмимчески опасных объектах.

На пожаро-взрывоопасных объектах.

На транспортних объектах (средствах).

На коммунально- энергетических объектах (сетях).

На гидротехнических объектах.

Заключение

Литература

1. МЛ. Стеблюк, Цивільна оборона, підручник, Київ, Знання, 1994, стр. 13-66, 2004. стр. 30-114.

2. О.П. Депутат, І.В. Коваленко, 1.С. Мужик Цивільна оборона, навчальний посібник, Львів, Афіша, 2000, стр. 51-92

3. М.С. Николаев, Гражданская оборона на объектах агропромышленного комплекса, ученик, Москва, 1990, стр. 17-24.

4. П.А. Акимов, В. Г. Ильин, Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства, учебник, Агропром, 1984, стр.

5. В.В. Сергеев, Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, учебное пособие для вузов, - Москва, 2003. – 432с.