Технология выполнения фактурной отделки поверхностей. Виды шпатлевки для создания декоративной штукатурки

Костюм и фактурный трикотаж

В дизайне трикотажных изделий большое внимание уделяется факту­ре полотна. Под фактурой в данном случае понимается различное состоя­ние поверхности полотна. Она может быть матовой или блестящей, глад­кой или рельефной. Любая фактура несет определенную эстетику и явля­ется средством, которое придает выразительность костюму.

Фактура при восприятии формы оттеняет тектонические характери­стики и обостряет звучание составляющих формы, иллюзорно изменяя значимость и размер отдельных ее частей и элементов. При поиске фак­турных решений поверхности формы, прежде всего, задаются назначением будущего костюма, т. к. именно масштаб и качество фактуры влияет на восприятие всего костюма в целом. Так, в нарядном ассортименте возмож­но использование активных блестящих и рельефных поверхностей, в по­вседневной - матовых и гладких и т. д.

С одной стороны, фактурный характер поверхности может акцентиро­вать рисунок и усилить его декоративность, с другой - фактура при опре­деленном освещении и на некотором расстоянии может выгодно влиять на визуальное восприятие полотна. В этом случае светотень определяет зри­тельный вид одежды в зависимости от освещения и рельефа ее поверх­ности. Так, увеличение степени рельефной поверхности формы одежды увеличивает светотень, следовательно, и объемность ее формы. Измене­ние светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относи­тельно источника и силы света.

Кривизна фактурной поверхности может ослабить или усилить вос­приятие цвета. Поверхности вогнутые, кривые собирают цвет и сгущают его на этих участках. Формы выпуклые ослабляют цвет. Это происходит вследствие изменения положения участков относительно направления лу­чей света, в результате чего изменяется их освещенность. Поэтому один и тот же цвет на разных участках модели выглядит по-разному.

Используя в изделиях ту или иную фактуру поверхности, необходимо учитывать и те конкретные условия, при которых она будет рассматри ваться (удаленность от наблюдателя, освещенность и т. д.). Например, при увеличении расстояния мелкие детали предстают как элементы фактуры поверхности, а шероховатая поверхность, которая хорошо видна с близко­го расстояния, при увеличении угла освещения будет выглядеть относи­тельно гладкой. Точно также мелкоузорный орнамент с определенного расстояния может восприниматься как фактура (мнимая фактура).

Использование одного переплетения в вариации с пряжей различного сырьевого состава позволяет создать особые оптические (иллюзорные) эффекты смешения или свечения тона и придает лаконичным формам кос­тюма выразительную пластику.

Так, прозрачные тонкие вискозные полотна светлых тонов способны «растворить» форму в пространстве, списать ее с фоном; крупно­фактурные полотна делают форму конкретной, осязаемой и очень актив­ной, тем более, если фактура усилена тональными характеристиками. По­лотна с использованием металлизированной нити создает эффект мерцания и дает ощущение некоторой таинственности формы.

Посредством фактурного противопоставления материалов различного сырьевого состава (шелк, вискоза, шерсть и т. д.) можно активно выделить конструктивные особенности модели.

Рельефность как основной отличительный признак фактуры в сочета­нии с гладкими поверхностями может усилить основной ритм дополнить масштабные характеристики, а также зрительно увеличить объем целой формы или отдельной ее части.

Фактурная отделка поверхностей напоминает собой как бы линкруст. Выполняется эта отделка с помощью различных инструментов, машинок и рельефных валиков по специально приготовленной шпаклевке.

Поверхности подготовляют под высококачественную окраску. Новую штукатурку следует хорошо просушить, исправить все дефекты и загрунтовать. Иногда вместо грунтовки под клеевые шпаклевки поверхности покрывают 8-процентным клеевым раствором.

Деревянные поверхности подготовляют, олифят, подмазывают все дефекты, а крупные трещины после подмазки заклеивают марлей или серпянкой.
Ранее окрашенные масляной краской поверхности тщательно промывают водой, удаляя всю пыль. Имеющиеся дефекты замазывают, зачищают и обязательно грунтуют или закрашивают.

Подготовив поверхности, приступают к приготовлению шпаклевки, которая должна быть с минимальной усадкой. Это достигается добавлением в шпаклевку порошкообразных наполнителей в виде гипса, шпата, ангидрида, мраморной муки и др., предварительно просеянных через частое сито.

Шпаклевка должна быть достаточно пластична, для чего ее разжижают тем клеевым раствором или олифой, на котором она приготовляется. Густота шпаклевки должна быть такой, чтобы она легко размешивалась палочкой, а при вынимании палочки образуемый на поверхности шпаклевки конус не должен падать и растекаться, сохраняя форму до полного высыхания.

Приготовляют мастики следующим порядком. Мел и гипс или мел и мраморную муку хорошо смешивают в сухом виде и для однородности дополнительно просеивают через сито. Полученную смесь затворяют на клеевой воде до сметанообразной консистенции. В том случае, когда приготовленная шпаклевка оказывается недостаточно пластичной, в нее вводят 2-3°/о масляного лака или олифы.

Шпаклевку после приготовления наносят на поверхность шпателем, хорошо разравнивают, накладывая ее ровным слоем толщиной до 3-4 мм. По нанесенной шпаклевке накатывают жестким узорчатым валиком рисунки. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его периодически смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

После просушки полученной рельефной поверхности ее следует слегка прочистить шкуркой, закрасить клеевой, масляной, эмульсионной или другой краской.

Хорошо выглядит окраска, выполненная лессировочным колером, который наносят на предварительно проклеенную поверхность. Проклейку выполняют 5-процентным раствором животного, казеинового или растительного клея.

Это делают для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Лессировочный состав лучше всего приготовить так. Развести густотертые краски смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают этим составом поверхности пистолетом-распылителем или широ-, кой кистью, например флейцем, состав наносят тонким слоем.

После окрашивания свеженанесенный состав тут же смахивают ветошью или тряпкой с выпуклых частей рельефа. Колер, остающийся в углублениях, образует тени, которые резче подчеркивают и выявляют нанесенную фактуру рисунка.

Матовую окраску получают, добавляя в приготовленный колер 15-20% тонкосеяного мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. На скипидаре или бензине-растворителе разводят также и тертые краски, иногда добавляя в них небольшое количество раствора 5-процентного мыла.

Глянцевую окраску получают, покрывая окрашенные поверхности светлым масляным лаком.

Работу по фактурной отделке лучше всего выполнять вдвоем. Один будет наносить шпаклевочный состав, другой накатывать рисунок с помощью валика. После обработки поверхности валиками, ее просушки и шлифовки приступают к окрашиванию.

Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировоч-ными составами.

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму До полного высыхания (рис. 1).

Рис. 1. Проверка пластичности шпатлевки: а - нормальной вязкости, б - жидкий состав, конус растекается

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Веерообразную отделку делают по свеже-наложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.


Рис. 2. Фактурные отделки: а - под корзинку, б - веерообразная, в - вертикальными штрихами, г - наклонными штрихами, д - волнообразная, е - рельефными жилками

Отделку вертикальными штрихами выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях.

При волнообразной отделке делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя о тд ел ку рельефными жилками, по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на ‘Д окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатле-ванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой

с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук сначала делают ту-повку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свежезашпатлеван-ные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром окоЛо 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности. После этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, гребенок, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивать поверхности можно 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или ручного краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают краски. Все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15-20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют очень небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов отделки по фактуре. Ниже приводится несколько иная технология и техника фактурной отделки.

Поверхность, ранее оштукатуренная, должна быть очищена от набелов и обоев до обнажения штукатурки: новая штукатурка заканчивается нанесением грунта с тщательным его разравниванием и затиркой.

Сметанообразный раствор наносят на совершенно сухую поверхность штукатурки с помощью флейца, начиная с одного из углов. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одного рисунка по всей поверхности. Через 8-12 ч, когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем-лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.

Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской, состав которой указан выше. Для получения более эффективной окраски сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.

Фактурная механизированная отделка. Фактурную механизированную отделку потолков и стен под шагрень выполняют гипсопо-лимерцементным составом ГПЦ, который наносят с помощью пневматической установки СО-21 с удочкой, имеющей выходное отверстие шириной 5 мм.

Для получения мелкозернистой фактуры необходимо поддерживать давление воздуха на распыление состава от 2 до 3 кгс/см2, отрегулировав регулятор давления на компрессорной установке. Указанное давление не должно снижаться при полностью открытом кране на удочке.

Правильное соотношение количества сжатого воздуха и шпат-левочного состава подбирают за счет снижения подачи его краном на удочке.

Зашпатлеванную два раза поверхность окрашивают двумя слоями поливинилацетатной краски.

Поверхности потолков и стен под шагрень отделывают и цветными шпатлевочными составами, не требующими окраски. При этом поверхности готовят так же, как и под отделку составом ГПЦ.

Рабочую консистенцию состава определяют стандартным конусом. Для грунтовочного слоя погружение конуса должно составлять 15, для лицевого- 12-13 см. Хорошая мелкозернистая фактура получается при рабочей консистенции состава для лицевого слоя 10 см.

Механизированную бесцветную и цветную отделку под шагрень выполняет звено из трех маляров.

Старший звена наносит состав, а два других члена звена готовят красочные составы, загружают материальные баки, следят за работой компрессорной установки, подготавливают поверхности, очищая их и подмазывая в необходимых местах.

Для улучшения внешнего вида отделки под шагрень и возможности распылять составы меньшей подвижности распылительную головку удочки установки СО-21 несколько видоизменяют, изготовляя дополнительную насадку.

В этом случае для нанесения грунтовки используют насадку заводского изготовления с выходным отверстием 5 мм, а для лицевого-насадку местного изготовления с отверстием 6 мм.

Накатка валиками рельефных рисунков. Этот вид отделки выполняют по клеевой или масляной шпатлевке и называют отделкой под линкруст. Производят его по свежезашпатлеванной поверхности жесткими узорными валиками. Чтобы валик не прилипал к шпатлевке, его смачивают водой при масляной шпатлевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

Для накатки шпатлевку наносят более толстым слоем (до 3-4 мм) и, чтобы избежать усадки, в нее вводят, помимо мела, какой-либо наполнитель в количестве до 50% по объему (мраморную пудру, молотый известняк, полевой шпат) или готовят состав по рецепту 61. Окраску по накатке выполняют, как и по обычной шпатлевке, два раза, предварительно ог-рунтовав поверхность.

Фактурная окраска хорошо моется мылом и водой с помощью щеток, поэтому ее можно применять при отделке панелей и зеркал в фойе и залах клубов, кино, театров и т. д.

Декоративная масляно-песчаная окраска. Этот вид фактурной отделки, иногда называемой отделкой песчаными присыпками, применяется при отделке залов и фойе театров, кино, клубов, ресторанов, парковых и выставочных павильонов. Внешний вид масляно-песчаной окраски напоминает отделку под сукно или бархат. Особенно красивы окраски насыщенных цветов - бордо, красных, зеленых и синих.

Поверхность под этот вид фактурной отделки готовят и обрабатывают так же, как и под улучшенную масляную окраску. Шпатле-вочный слой выполняют в один слой по хорошей штукатурке, затертой мелкозернистым песком. При штукатурке с недостаточно гладкой поверхностью шпатлевание повторяют; шпатлевочный слой шлифуют и грунтуют масляным составом. Для песчаной присыпки применяют белый прозрачный мелкозернистый кварцевый песок. Загрязненный песок промывают и просушивают: в летнее время - слоем 3-4 см на воздухе, в зимнее - на металлических противнях с подогревом.

Рис. 3. Схема насадки для распыления ‘Цветного слоя «под шагрень»

Рис. 4. Отделка под линкруст: а - шпатлевание широким шпателем, б - разравнивание малым шпателем, в - накатка валиком, г - окраска, д - набор валиков для накатки

Цвет масляного красочного состава в сочетании с песчаной присыпкой следует сначала проверить на пробных выкрасках, выполняемых на стекле или фанере.

Присыпку песчаного слоя делают на свеженанесенный слой масляной краски, обработанный торцовкой. После просыхания поверх первого слоя с помощью ручного краскораспылителя наносят второй красочный слой, который также торцуют; поверх свеженане-сенного красочного слоя делают присыпку второго песчаного слоя.

Присыпку песком производят пескоструйным аппаратом. Давление сжатого воздуха, применяемого для работы аппарата, не должно превышать 2 кгс/см2. Присыпку песком начинают с нижней части стены, перемещая аппарат снизу вверх и сверху вниз параллельными линиями также, как и при окраске поверхностей ручным краскораспылителем. При работе сопло держат на расстоянии 50-80 см от поверхности. При более близком расстоянии воздушная струя, насыщенная песком, выбивает осевший песок с поверхности, образуя лысины.

При хорошо выполненной присыпке поверхность, рассматриваемая сбоку, воспринимается как равномерно матовая без бликов. При появлении бликов их исправляют повторной присыпкой песка.

Расход песка на 1 м2 окрашенной поверхности составляет 0,6-1,0 кг.

Фактурная отделка декоративной крошкой. Этот вид отделки заключается в механизированном нанесении искусственных и природных цветных крошек на поверхности, предварительно покрытые клеящими составами, после чего на отвердевшее декоративное покрытие наносят бесцветный прозрачный лак. Декоративной крошкой отделывают фасады и интерьеры. В первом случае для подготовительных слоев используют поливинилацетатную краску ВА-17, а во втором - ВА-27.

Перед фактурной отделкой поверхности очищают от пыли, грязи, брызг и потеков раствора, жировых пятен, цементной пленки. Разделку рустов, заделку раковин, околов и оштукатуривание отдельных конструкций и архитектурных деталей (колонн, козырьков, откйсов) выполняют по шероховатой поверхности, обработанной насечкой или пескоструйным аппаратом и огрунтованной 8%-ным водным раствором поливинилацетатной пластифицированной эмульсии.

Для оштукатуривания применяют полимерцементный раствор. Его приготовляют из сухой цементно-песчаной смеси М-100, затворенной водным раствором поливинилацетатной эмульсии в соотношении 1:1 (эмульсия:вода). На 1 т сухой смеси расходуется около 140 л разбавленной эмульсии.

При отделке штукатурного слоя недопустимы натиры раствора на гладкие бетонные поверхности во избежание их отслаивания.

Перед фактурной отделкой пневматическим краскораспылителем или меховым валиком на поверхность наносят грунтовочный слой. Для огрунтовки применяют поливинилацетатные краски ВА-17 при отделке фасадов и ВА-27 при отделке интерьеров, разведенные водой до вязкости 35-40 сек по вискозиметру ВЗ-4. На 1 м2 отделываемой поверхности расходуется 0,15 кг краски ВА-17 или ВА-27.

Рис. 5. Пескоструйный аппарат для отделки маслнно-песчаной окраской

На высохший слой грунта меховым валиком захватками площадью не более 2-3 м2 наносят клеящий состав - поливинилаце-татную краску ВА-17 или ВА-27 вязкостью не менее 80 сек по ВЗ-4. На 1 м2 поверхности требуется 0,6-0,65 кг клеящего состава. В клеящий состав можно ввести добавки - маршалит и белый портландцемент в соотношении 2:1:1 (поливинилацетатная краска: маршалит: белый портландцемент).


Рис. 6. Пневматический крошкомет: 1 - сопло, 2 - форсунка, 3 - емкость для крошки, 4 - ручка, 5 - трубка, 6-кран, 7 - штучер для присоединения шланга от компрессора

Декоративную крошку набрасывают на непросохший слой клеящего состава пневматическим крошкометом при давлении сжатого воздуха не более 1,5-2,0 кгс/см2.

Пневматический крошкомет представляет собой открытый бункер емкостью 3-3,5 л. В нижней части бункера закреплена форсунка 2 с соплом 1 диаметром 8-10 мм. Сжатый воздух к форсунке подводится по металлической трубке 5 диаметром 15-17 мм и длиной около 0,5 м. Несколько увеличенная длина металлического воздуховода позволяет держать емкость для крошки 3 на расстоянии 0,4-0,5 м от лица.

Декоративными присыпками служат дробленые природные и искусственные материалы с размером зерен от 2 до 5 мм: каменные - гранит, кварцит, мрамор твердых пород; гранулированное стекло - «Эрклез» (окатанные зерна белого и цветного стекла), керамическая дробленая крошка.

Отделку гранулированным стеклом делают, начиная с высоты 2 м и выше.

Фактурную отделку фасадов не следует выполнять в сухую и жаркую погоду при прямом воздействии солнечных лучей, во время дождя или по сырым после дождя поверхностям фасада, при сильном ветре.

Декоративную крошку закрепляют слоем лака «Силикон-4» или АК.-ПЗ. Лаки наносят пневматическим краскораспылителем.

При отделке поверхностей песком и крошкой рабочие должны работать в защитных очках, а при пневматическом распылении красок и лаков использовать респиратор.

Фактурная отделка поверхностей

С помощью цвета можно придавать интерьеру необходимый визуальный объем. Кроме того, современный интерьер во многом опирается на форму и цвет предметов, находящихся в нем. В свою очередь, цветовой тон, свойства цвета, его возможности могут создавать оригинальную атмосферу и управлять формой как самого помещения, так и предметов находящихся в нем. Для удобства организации света в жилище или офисе, все колористические решения и контрастные сочетания необходимо учесть еще при проектировании интерьера.

Цвет поверхности

Для выявления формы плоскостной поверхности ее можно выделить одноцветной равномерной окраской в пределах ее границ, контрастом к прилегающим поверхностям, интенсивным цветным контуром. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно изменяя этим их вид. Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета также деформируют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлениях, «утяжеляют» или «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.

В современном интерьере с усложненным «переливающимся» пространством, перепадом уровней и высот форма ограждающих поверхностей имеет сложное, многоугольное, динамичное очертание в противоположность традиционной статичной форме прямоугольника или квадрата.

Характер усложненной формы и геометрическую четкость ее границ можно подчеркнуть приданием ей фактурного насыщенного цветового тона , большим контрастом между плоскостями стены, пода и потолка или, наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием контраста между смежными плоскостями.

При всем многообразии членений стен и потолков (проемами, нишами, выступами, встроенным оборудованием, швами отделки), их можно сгруппировать в несколько типов:

  • Гладкие нерасчлененные одноцветные поверхности создаются обычно в небольших помещениях. Все швы обязательно маскируются.
  • Полы с полосами, направляющими движение, членят пространство на отдельные функциональные зоны или подчеркивают его глубинность.
  • Полы орнаментальные предполагают особую декоративность.
  • Полы со свободным рисунком делают интерьер оригинальным, необычным.

Ограждающие поверхности могут члениться и только цветом. В табл. 2 показана зависимость восприятии плоскостной формы от линейных членений цветом.

Вообще способов зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохранения. Цветовая целостность или расчлененность стен, потомков и полов определяют ощущение масштаба пространства и его величины. Так, крупнофигурный броский по цвету или светлоте рисунок пола зрительно уменьшает плоскость пола и все пространство вообще. Монохромная, светлая, мелкофактурная окраска, напротив, увеличивает пространство.

Таблица 2

№ п/п Схема членениия № п/п Схема членениия Особенности зрительного восприятия плоскости
I Ощущение устойчивости, расширения и понижения формы (иррадиация). IX Иллюзии закругления плоскости.
II Ощущение покоя, сужения и повышения формы (иррадиация). X Иллюзия глубинности.
III Динамизм. XI Иллюзия искажения плоскости при изменении очертания контура.
IV Иллюзия увеличения высоты и сужения формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XII Иллюзия вогнутости.
V XIII Изменение масштаба, плоскость кажется меньше, чем в п. XIV.
VI Понижение и расширение формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XIV Плоскость кажется больше, чем в п. XIII.
VII Выявление качества плоской поверхности. Членение воспринимается как фактура (подчеркивается однородность поверхности). XV Членение воспринимается реальным.
VIII Иллюзия глубинности. Крупные членения «выступают» из плоскости.

Вес, насыщенность, фактурность цветов создают впечатление легкости или тяжести, иллюзорно меняют размеры поверхности. Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Так, темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше.

Большие цветовые плоскости – стены, пол, потолок, должны быть малонасыщенными по цвету, так как они активно воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Чаще всего цвет стен служит фоном для предметов, наполняющих помещение, и поэтому он должен отступать. Относительная цветовая нейтральность фона хорошо сочетается с самыми различными цветами вещной среды, подчеркивает композиционную значимость предметов обстановки (мебели, декоративных, драпировочных и; обивочных тканей, картин, статуй и т.д.). Этому служит цвет стен, дополнительный к цвету предметов, роль которых в помещении доминирует. Вспомогательные же поверхности (опоры, окна и двери, мебель и оборудование, ткани, перегородки) желательно окрашивать в выступающие, поверхностные, фактурные, средне-насыщенные цвета. Соотношение площадей всех цветов должно сохранять выразительность каждого из них в отдельности и целостность всех вместе. Чем больше цвет отличается по чистоте, яркости и насыщенности от остальных цветов, тем меньше должна быть его площадь.

Пространственные свойства цвета позволяют зрительно фиксировать положение плоскости в пространстве или иллюзорно его изменять. При этом меняется и представление о форме и величине пространства (табл. 3 и 4).

Таблица 3

№ п/п Схема пространства Характеристика цветов
I Любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой поверхности. Форма и величина пространства воспринимаются как подлинные, Ощущение неустойчивости пола.
II Отступающие, независимые, холодные, преимущественно светлых оттенков мало насыщенные, неброские, легкие, мелкофактурные (светло-голубой, синий, зеленый, голубо-зеленый, белый и серый) Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия расширения пространства. Ощущение неустойчивости пола.
III Выступающие, поверхностные, теплые, насыщенные, интенсивные, броские, плотные, тяжелые, фактурные (темно-красный, красно-коричневый, оранжевый, желтый, черный). Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия сужения пространства, Ощущение замкнутости, цельности, явно ощутимого ограничения. Неопределенность основания.
IV Выступающие цвета стен, отступающий – потолка, локальный - пола (п. I). Ощущение ограничения пространства по глубине и ширине, замкнутости. Иллюзия увеличения высоты.
V Отступающие цвета стен, выступающие – пола и потолка. Ощущение понижения высоты помещения, но расширения его по ширине и глубине.
VI Отступающие цвета стен и потолка, выступающий – пола. Форма воспринимается как подлинная. Ощущение устойчивости пола, раскрытая, расширения и легкости пространства.
VII Выступающие цвета фронтальной стены, пола и потолка, отступающие – боковых стен. Ощущение изменения формы, ограничения пространства по высоте и глубине, его понижения, расширения.
VIII Выступающий цвет фронтальной стены, локальные (п. I) – боковых стен и пола, отступающий – потолка. Изменение формы. Ощущение сокращения глубины, фронтальный характер пространства, значимость фронтальной плоскости.
IX Выступающие цвета боковых стен, локальные (п. I) – пола и потолка, отступающий – фронтальной стены. Ощущение изменения формы, глубинность, ограничение пространства по ширине и раскрытие в глубину.
X Выступающий цвет боковой стены, отступающий – остальных стен, локальные (п. I) – пола и потолка. Ощущение деформации пространства, одностороннего ограничения и раскрытия пространства вглубь и в одну сторону, нарушение равновесия и цельности.
XI Облицовка зеркалами стен и потолка, локальный ИЛИ выступающий цвет пола. Эффект «отсутствия» ограждающих поверхностей.

Таблица 4

№ п/п Схема пространства Характеристика цветных членений Особенности зрительного восприятия пространства
I Все стены (не на полную высоту) и пол окрашены в выступающие цвета, потолок и верхняя часть стен – в отступающие. Изменение пропорций, иллюзорное понижение высоты и расширение пространства вследствие изменения соотношения высоты и ширины.
II Стена окрашена в отступающий цвет, пол – в локальный (любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой), потолок и верх стен – в выступающий. Ощущение давящей тяжести сверху и раскрытие в стороны.
III Произвольное членение плоскости выступающими, отступающими и локальными цветами вне связи с подлинным очертанием плоскостей. Полная деформация пространства, невозможность уяснить его подлинную форму.
IV Пол и нижняя часть стен окрашены в выступающие цвета; стены и потолок – в отступающие. Изменение пропорций, расширение и легкость пространства, ощущение надежности пола, зрительное увеличение его площади.
V Вертикальные, линейные элементы и пол окрашены в выступающие цвета, стены и потолок – в отступающие или локальные. Выявление глубинности пространства, ритм членения приобретает в пространстве ведущее значение.
VI Полосы на потолке и полу, стены выполнены в выступающем цвете, пол в локальном (п.II), потолок – в отступающем. Иллюзорное ощущение замкнутости пространства, увеличение высоты.
VII Линейные элементы выражены в выступающем цвете, пол и потолок – в локальном, торцевая стена в отступающем. Ощущение глубинности пространства, направленности зрительного движения.

Цвет в пространстве

Обычно размещение цветов, прежде всего, подчиняют логике пространственной структуры интерьера. В зависимости от соотношения размеров и главной оси движения форма может восприниматься как статичная или как динамичная и, соответственно этому, как центрическая, фронтальная или глубинная. В статичном пространстве – насыщенный, плотный, фактурный, теплый цвет на всю высоту стены, единый цветовой фриз утвердят значение стены, подчеркнут своей непрерывностью и протяженностью замкнутость, изолированность пространства.

Цвет позволяет выразить идею целостности и нерасчлененности «текучего пространства» общей одноцветной плоскостью стен либо пола или потолка. Пронизывая прозрачные плоскости остекленных перегородок, цвет ограждающей поверхности объединяет смежные помещения и внутреннее пространство с внешним.

Для связи интерьера с экстерьером, создания ощущения незамкнутости внутреннего пространства его замыкают, стенами, в том числе, и их цветом, с одной или нескольких сторон, а остальные застекляют по всей высоте. В вестибюли и холлы через остекление вводят необычные для интерьера цветоносители – наружное замощение, газоны и даже кустарник. Стены выполняют из Кирпича в «пустошовку» или бутовой кладкой камня грубого окола.

Выше рассматривалось отдельное замкнутое помещение. Значительно шире возможности цвета в многокомнатном здании, там при переходе же из одного пространства в другое происходит разрыв в цветовых впечатлениях, они накапливаются, и. синтезируются в сознании последовательно, по мере движения. Продуманным размещением в сложном пространстве здания цветовых акцентов и интервалов между ними можно:

  • сделать наглядной и ясной структуру пространства, его пластику, масштаб, пропорции, ритм построения, облегчить зрительное восприятие интерьера;
  • объединить в единое целое разнообразные элементы пространства, выявить их связи;
  • совмещением цветовых и пространственных акцентов подчеркнуть значение главного пространства – ядра композиции и соподчиненность ему других пространств, создать динамику движения к центру, установить последовательность восприятия пространства;
  • выявить структурные узлы – горизонтальные и вертикальные коммуникации, коридоры, переходы, холлы, лестницы;
  • придать черты индивидуальности безликой однообразной протяженности коридорной коммуникации, изменить представление о ее действительных размерах, зафиксировать пересечение глубинных осей, места поворота движения;
  • сконцентрировать внимание на эффектных ракурсах, характерных узлах.
  • иллюзорно устранить назойливые архитектурные детали, придать пластическую выразительность объемно-пространственной форме;
  • усилить впечатление замкнутости или раскрытия пространства, подчеркнуть его симметричность или асимметрию, динамизм или статичность, выявить центричность, фронтальность или глубинность композиции;
  • расчленить единое пространство на функционально обособленные или смысловые зоны;
  • организовать графики движения, усилить ощущение главной композиционной оси, обеспечить нарастание эмоционального напряжения от периферии к смысловому центру.

С помощью цвета ритмическое развертывание пространства или контрастная смена пространственных впечатлений получает цветовое подтверждение и подчеркивается светом.

Цвет и форма

Широки возможности цвета и в воздействии на восприятие форм внутри интерьера – строительных элементов, колонн, оборудования, мебели и т.п. Цвет позволяет: выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы. Он также может расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное. Кроме того, цвет иллюзорно изменяет представление о геометрическом виде и величине формы. Он может подчинить форму пространству или пространство форме, объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними. С помощью цвета можно выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить. Цвет содействует с помощью целенаправленной группировки форм выявлению особенностей пространства, обеспечивает цветопредметную целостность интерьера, гармонизирует по этому критерию его среду. К примеру: оконные и дверные откосы, ниши и проемы, окрашенные в один цвет со стеной, усиливают впечатление ее толщины, объемности и материальности. Окрашенные намного светлей стены, они лишают ее монументальности, превращают в подобие ширмы, в лучшем случае зрительно облегчают.

Цветоносители

При реализации цветового решения интерьера , автором воплощается не просто абстрактный цвет, а его выражение в форме конкретного материала, и лучшие из них – природные материалы. Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты и мягки по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре. Особая трепетная жизнь цветного просвечивающегося мрамора и его узорчатое многоцветье, причудливая слоистость и теплота древесины, цветовое многообразие керамики, мягкое свечение цветных витражей, матовая белизна фарфора, мерцание мозаичной смальты – все это неисчерпаемые источники цветовых ощущений.

Цветосочетания, неудачные при окраске, иногда приобретают высокое эстетическое звучание в композициях из природных материалов. Так, широко известно благородное сочетание зеленого малахита с желтой бронзой. Своеобразны по цвету некоторые металлы, и хотя их цветовая гамма невелика, ее вполне можно применять при решении интерьера. Так, желтый цвет золота и латуни отличается от желтого цвета других материалов. Неповторимы белый или сероватый цвет серебра, алюминия и цинка, красноватый цвет меди.

Опыт показывает, что если колористическое решение интерьера основывается на цвете природных материалов в сочетании с одним основным цветом (в народной архитектуре чаще всего – белым), колористическая ошибка практически исключена.

Такой традиционный материал, как бумажные обои с мелкой сетчатой фактурой, при хорошем качестве изготовления создают поверхности красивых бархатных пастельных цветовых тонов. Богатой палитрой обладает облицовочный кирпич и керамическая плитка.

Цветовые тона , получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Так, они предполагают очень большое количество оттенков и способов их разнообразия. Кроме того, красящие составы удобны, экономичны. Однако степень выразительности цветов красителей настолько значительна, что требует очень осторожного к себе отношения.

Материал и его цвет

Между ними есть глубокая внутренняя связь. Цвет таких матовых, шероховатых, крупнозернистых с четко различимой фактурой поверхностей, как кирпич, штукатурка, клеевая окраска, сукно, воспринимается плотным и материальным. Они наилучшим образом соответствуют теплым – коричневым, красным, оранжевым, желтым, малонасыщенным светлым и особенно белым, поверхностным, выступающим цветам, которые активно выявляют фактурность этой поверхности. Холодные оттенки – зеленые, голубые, синие – на гладких поверхностях с мелкозернистой трудно различимой глянцевой фактурой, выглядят менее материальными, воздушными, плоскими, расположенными на неопределенном расстоянии. Это цвета – отступающие, независимые, маскирующие природу материала.

В особо декоративных породах камня – мраморах, гранитах, лабрадоритах, габбро – только зеркальная полировка полностью выявляет их природную структуру и цвет. Особая декоративность и красота колорита армянских туфов проявляется при матовой фактуре поверхности. Красота и причудливость рисунков и колорита таких ценных пород дерева, как орех, карельская береза, чинара, карагач, красное дерево, ильм и другие, обнаруживаются в различных срезах только под прозрачным покрытием, не искажающим природного цвета материала.

И наоборот, грубо невежественной и уродливой выглядит подкраска старой бронзы масляной краской, отделка чугунных капителей золотой масляной бронзой, окраска облицовочного кирпича в голубой цвет или кладки из гранитного бута – в розовый, настилка пола линолеумом имитирующей внешний вид мрамора, но не его твердость и др.

Цвет и функция

Обеспечение оптимальной цветосветовой среды предполагает достаточно широкие границы для творческой свободы дизайнера. Основные цветовые тона стен и потолка должны находиться в пределах средневолновой части спектра (синевато-зеленые, голубовато-зеленые, зеленые, зеленовато-желтые, зеленовато-коричневые, желтые, золотисто-коричневые). Для потолка желателен белый цвет. Для полов применяются, наряду с основными, также и вспомогательные цвета, лежащие в пределах более широкого диапазона, включающего группу красно-золотистых и синих цветов. Для мебели и оборудования в дополнение к основным и вспомогательным на площади, не превышающей 10%, допускаются акцентные цвета полного спектра, кроме пурпурных и фиолетовых.

Однако нужно обратить внимание на то, чтобы цвет не противоречил, а помогал реализовать функцию предмета. Синий водопроводный кран горячей воды – не просто неудачный парадокс, это ложная информация, которая угрожает неприятностью – можно невольно обжечься. На лестничных ступенях темно-синего цвета легко оступиться, так как у них проступь и подступенок неразличимы. При всей красоте окраски красно-оранжевый холодильник хуже, чем белый, отражает тепловые лучи, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены.

Гармония цветов в интерьере

В интерьере цвета выступают неразрывно, в реальном сочетании и воплощении. Самые привлекательные и красивые сочетания принято называть гармоничными. Возможности гармоничных сочетаний цветных элементов интерьера неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам – контрастным и нюансным гармониям.

Контрастные гармонии . Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разнонасыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым.

Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно:
– выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам;
– впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов;
– общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов;
– целостность, сдержанность сочетаний.

Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета.

О художественном образе интерьера

Архитектура, проектирование интерьера – не изобразительное искусство, это более родственно музыке, так как эмоционально воздействует на человека через ассоциации и образные представления. В развитом пространстве цвет, подчиняясь форме, иллюстрирует ее, совпадая е формой, создает синхронность, созвучность воздействия, а иногда умышленно разрушает форму, исполняя сольную партию, переставляет акценты, вносит в интерьер неожиданные ноты, яркие образы, ликующие краски, но всегда беспрекословно подчиняется общей гармонической теме.

Цветовые ассоциации на характерные тона разобраны в отдельной статье. Так, с синим цветом ассоциируются, например, прочные и специфические ощущения воздуха, жидкости, дали и глубины, воспоминания об окрашенных в этот же цвет предметах природы – воде, небе, отдаленных предметах; коричневый цвет – земной, зеленый напоминает о растениях. Однако цветовое решение интерьера способно не только усиливать образные ассоциации, порождаемые архитектурной формой, но и само самостоятельно может порождать такие ассоциации, во многом определять образную характеристику помещения. В этом случае она выступает в своей самой главной роли, как выразитель сложного мира чувств и переживаний, символ идей.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

Фактура лицевой поверхности (ее внешний вид, обусловленный характером обработки) – важный признак облицовочных изделий, позволяющий в той или иной мере выявить декоративные возможности камня.

В зависимости от выбранной фактуры рисунок и цвет камня при желании могут быть полностью выявлены или, наоборот, затушеваны.· Разнообразный рельеф некоторых фактур создает на поверхности камня своеобразный рисунок светотени, который придает приятный внешний вид даже тем изделиям, которые не обладают высокой естественной декоративностью.

Основные виды фактур регламентируются соответствующими стандартами на изделия из облицовочного камня и в зависимости от способа получения подразделяются на две группы: абразивные и скалывания. К абразивным фактурам относят пиленую (видов А, Б и Bi), обработанную ультразвуком, шлифованную, лощеную и полированную, к фактурам скалывания – «скалу» («шубу»), бугристую, рифленую, бороздчатую, точечную и термообработанную. Остановимся кратко на следующих фактурах.

Рис. 37. Пиленая фактура вида А (на мраморе)

а - полученная распиловкой алмазными штрипсовыми пилами;

Рис. 38 Пиленая фактура вида Б (на граните)

Рис. 39. Пиленая фактура вида Б1 (на граните)

Рис. 40. Фактура, обработанная ультразвуком (на граните)

Рис. 41. Шлифованные фактуры (на граните)

а – грубошлифованная; б – тонкошлифованная

Рис. 42. Лощеная фактура (на граните)

Рис. 43. Полированная фактура (на граните)

Пиленая А (рис. 37, а и б) – получается без специальной обработки, в результате распиловки камня алмазным инструментом (штрипсовыми или дисковыми пилами). Для поверхности характерны редкие единичные неровности с максимальной высотой (глубиной) до 3 мм на фоне нормального плоского поля с равномерной шероховатостью 4 класса III площадью до 90 – 95 % от общей поверхности. В зависимости от использованного алмазного инструмента неровности могут иметь вид редких прямолинейных царапин, вертикальных и горизонтальных ступенек (при распиловке алмазными штрипсами) или дугообразных борозд (при распиловке дисковыми пилами). При использовании высококачественного алмазного инструмента и тщательном соблюдении рационального регламента распиловки качество этой фактуры можно значительно повысить, практически исключив упомянутые неровности, что позволяет приблизить ее к шлифованной фактуре. Область применения фактуры пиленой А – изделия из горных пород средней прочности и низкопрочных для наружной облицовки зданий.

Пиленая Б (рис. 38) – образуется также без специальной обработки, посредством распиловки камня гладкими стальными штрипсовыми пилами с дробью. Поверхность характеризуется наличием резко выраженных отдельных неровностей в виде борозд дугообразной, реже прямолинейной формы глубиной до 3 мм на фоне нормального плоского поля с равномерной шероховатостью 1-2 класса площадью до 80 % от общей поверхности. Отдельные участки поверхности могут быть загрязнены следами оксидов железа в виде ржавых пятен и полос, часть борозд заполнена уплотненным шламом. Область применения фактуры пиленой Б – изделия из прочных горных пород для настилки полов, отделки подземных переходов, облицовки цокольных частей зданий и т. п.

Пиленая Б 1 (рис. 39) – получается путем очистки поверхности с фактурой пиленой Б пескоструйным или химическим методом (обычно воздействием кислотой), вследствие чего отличается от фактуры пиленой Б отсутствием следов оксидов железа и шлама. Область применения – та же, что и у фактуры пиленой вида Б.

Обработанная ультразвуком (рис. 40) – образуется в результате ультразвуковой обработки поверхностей с фактурами вида пиленая А, пиленая Б, пиленая Бь Рельеф поверхности аналогичен рельефу вышеперечисленных фактур. Характерным для фактуры лицевой поверхности, обработанной ультразвуком, является наличие слабого матового блеска при достаточно четко выявленных цвете, рисунке и структуре камня. Область применения – изделия преимущественно из прочных кристаллических горных пород для настилки полов, облицовки цокольных частей зданий и т. п.

Шлифованная фактура

Шлифованная (рис. 41) -получается в результате обработки лицевой поверхности камня шлифовальным инструментом. В зависимости от зернистости используемого инструмента можно выделить три вида шлифованных фактур: грубошлифованную, среднешлифованную и тонкошлифованную. При грубошлифованной фактуре поверхность имеет равномерную шероховатость со следами обработки в виде борозд дугообразной формы глубиной до 0,5 мм (шероховатость I-2 класса). Рисунок, цвет и структура камня в данной фактуре проявляются крайне слабо, поверхность, как правило, имеет значительно более светлый тон, чем после обработки на последующих операциях шлифовки – полировки. Для среднешлифованной фактуры характерна также равномерно-шероховатая поверхность, хотя в данном случае следы инструмента на поверхности едва заметны. Неровности рельефа при этой фактуре составляют до 0,005 мм, что соответствует шероховатости 6 класса.

Тонкошлифованные фактуры

Тонкошлифованные фактуры характеризуются равномерно-шероховатой поверхностью без видимых следов обработки (шероховатость 7 класса). Рисунок, цвет и структура камня при данных фактурах выявляются более полно, чем при грубо- и среднешлифованных фактурах, в то же время порода приобретает более темный оттенок.

Область применения шлифованных фактур – изделия из горных пород прочных и средней прочности для настилки полов и выполнения наружной и внутренней облицовок.

Лощеная фактура

Лощеная (рис. 42) – выполняется путем обработки шлифованной поверхности камня мелкозернистым доводочным (лощильным) инструментом. Характеризуется гладкой матовой поверхностью темных тонов без каких-либо следов обработки с полным выявлением цвета, рисунка и структуры камня (шероховатость поверхности соответствует 8 классу). Область применения лощеной фактуры – изделия из горных пород средней прочности и прочных для настилки полов и внутренней облицовки зданий и сооружений.

Полированная

Полированная (рис. 43) – достигается обработкой лощеной поверхности полировальным инструментом (иногда процесс называется накаткой глянца). Для этой фактуры характерен зеркальный блеск поверхности (до 150-200 относительных единиц по шкале блескомера) с четким отражением окружающих предметов. Полированная фактура полностью выявляет цвет, рисунок и структуру камня (шероховатость поверхности отвечает 9-10 классам).

Рис. 50. Микрорельеф поверхности

а – при точечной фактуре; б – при термообработанной фактуре

Область применения полированных фактур – изделия их горных пород прочных и средней прочности для внутренней облицовки стен и колонн (реже настилки полов), а также изделия из прочных пород для наружной облицовки цокольных частей зданий и т. п.

«Скала» («шуба»)

«Скала» («шуба») – получается в результате ручного или механизированного скалывания камня закольником по периметру или раскалыванием его по двум противоположным граням инденторами (ножами) колочных станков. Для фактуры «скала» характерен грубый рельеф лицевой поверхности (широкие сколы и острые гребни) с высотой неровностей 50-200 мм, без видимых следов обработки (рис. 44). Область применения – изделия преимущественно из прочных горных пород для облицовки цокольных частей зданий, откосов набережных, подпорных стенок, элементы садово — парковой архитектуры и т. п.

Бугристая (рис. 45) – достигается обработкой поверхности шпунтом или узкой скарпелью. При бугристой фактуре поверхность имеет равномерную обработку (чередование бугров и впадин с неровностями рельефа до 50 мм) с малозаметными на глаз следами обработки. Область применения – та же, что и у фактуры «скала».

Рифленая

Рифленая (рис. 46) – выполняется путем обработки поверхности троянкой или алмазными дисковыми пилами. Для рифленой фактуры характерна равномерно шероховатая поверхность с непрерывными параллельными бороздами глубиной до мм. Область применения – изделия преимущественно из горных пород средней и низкой прочности для облицовки пилонов, наружных стен зданий, колонн и т. п.

Бороздчатая

Бороздчатая (рис. 47) – образуется в результате механизированной обработки поверхности камня пластинчатой бучардой или катучей фрезой. При бороздчатой фактуре поверхность имеет равномерно-шероховатый характер с параллельными прерывистыми бороздами глубиной до 2-3 мм. Область применения – изделия из горных пород прочных, средней и низкой прочности для устройства лестниц (ступени), оформления набережных (парапеты, откосы), укладки полов путевых платформ метрополитена.

Точечная

Точечная (рис. 48) – получается при механизированной обработке поверхности камня крестовой бучардой. Поверхность приобретает равномерно-шероховатый характер со следами обработки бучардой и равномерно расположенными выступами (высота рельефа до 2 мм). Область применения – изделия из прочных горных пород для облицовки цокольных частей зданий, настилки полов, устройства лестниц (ступени) и т. п.

Термообработанная

Термообработанная (рис. 49) – образуется при обработке поверхности термоинструментом. Для фактуры характерна поверхность со следами шелушения с заглаженными выступами отдельных участков и неровностями рельефа до 10 мм (рис. 50). Область применения – изделия из прочных горных пород (поддающихся термообработке) для облицовки набережных (парапеты, откосы), устройства лестниц (ступени), элементы подземных переходов и т. п.

Шпаклевку после приготовления наносят на поверхность шпателем, хорошо разравнивают, накладывая ее ровным слоем толщиной до 3-4 мм. По нанесенной шпаклевке накатывают жестким узорчатым валиком рисунки. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его периодически смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

После просушки полученной рельефной поверхности ее следует слегка прочистить шкуркой, закрасить клеевой, масляной, эмульсионной или другой краской.

Хорошо выглядит окраска, выполненная лессировочным колером, который наносят на предварительно проклеенную поверхность. Проклейку выполняют 5-процентным раствором животного, казеинового или растительного клея.

Это делают для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Лессировочный состав лучше всего приготовить так. Развести густотертые краски смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают этим составом поверхности пистолетом-распылителем или широ-, кой кистью, например флейцем, состав наносят тонким слоем.

После окрашивания свеженанесенный состав тут же смахивают ветошью или тряпкой с выпуклых частей рельефа. Колер, остающийся в углублениях, образует тени, которые резче подчеркивают и выявляют нанесенную фактуру рисунка.

Матовую окраску получают, добавляя в приготовленный колер 15-20% тонкосеяного мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. На скипидаре или бензине-растворителе разводят также и тертые краски, иногда добавляя в них небольшое количество раствора 5-процентного мыла.



Глянцевую окраску получают, покрывая окрашенные поверхности светлым масляным лаком.

Работу по фактурной отделке лучше всего выполнять вдвоем. Один будет наносить шпаклевочный состав, другой накатывать рисунок с помощью валика. После обработки поверхности валиками, ее просушки и шлифовки приступают к окрашиванию.

Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировоч-ными составами.

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму До полного высыхания (рис. 4).

Рис. 4. Проверка пластичности шпатлевки: а - нормальной вязкости, б - жидкий состав, конус растекается

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Веерообразную отделку делают по свеже-наложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.


Рис. 5. Фактурные отделки: а - под корзинку, б - веерообразная, в - вертикальными штрихами, г - наклонными штрихами, д - волнообразная, е - рельефными жилками

Отделку вертикальными штрихами выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях. При волнообразной отделке делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками, по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на ‘Д окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатле-ванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук сначала делают ту-повку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свежезашпатлеван-ные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром окоЛо 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности. После этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, гребенок, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивать поверхности можно 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или ручного краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают краски. Все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15-20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют очень небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов отделки по фактуре. Ниже приводится несколько иная технология и техника фактурной отделки.

Поверхность, ранее оштукатуренная, должна быть очищена от набелов и обоев до обнажения штукатурки: новая штукатурка заканчивается нанесением грунта с тщательным его разравниванием и затиркой.

Сметанообразный раствор наносят на совершенно сухую поверхность штукатурки с помощью флейца, начиная с одного из углов. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одного рисунка по всей поверхности. Через 8-12 ч, когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем-лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.

Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской, состав которой указан выше. Для получения более эффективной окраски сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.