Основные категории педагогической науки. Основные категории педагогики Категории пед науки

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– мировоззрения;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания:

– умственное;

– нравственное;

– физическое;

– трудовое;

– эстетическое и т. д.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Ядро образования – это обучение .

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Педагогика – от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Постепенно слово ʼʼпедагогикаʼʼ стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства ʼʼвести ребёнка по жизниʼʼ, ᴛ.ᴇ. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телœесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к появлению особой науки о воспитании детей.

Педагогика становится наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось до середины ХХ в.

В последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим всё чаще встречается новое название – андрогогика – и антропогогика – наука об образовании взрослых.

Главной задачей науки о воспитании является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Поскольку таких знаний много, они систематизированы и структурированы, то это позволяет называть педагогику наукой о закономерностях передачи вступающим в жизнь поколениям крайне важно го опыта.

Основная функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой базе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения целœей. Теория вооружает практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей разных возрастных групп. Все новейшие технологии рождаются в педагогических лабораториях.

Предмет педагогики – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, в т.ч. в семье.

Педагогика прикладная наука . Она оперативно решает возникающие в обществе проблемы воспитания, образования, обчения. Педагогика выполняет социальный заказ.

Учитывая зависимость отпотребностей и поддержки общества педагогика может развиваться быстрее или медленнее.

Источники развития педагогики : многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная педагогическая практика; данные специи ально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

Основные педагогические понятия называют также педагогическими категориями.

ОБУЧЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ.

Воспитание – базис для более широких категорий, выходящих за рамки педагогики:

ФОРМИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

Воспитание – категория общая и вечная. В широком педагогическом смысле воспитание воспринимается как процесс и результат всœех влияний, изменяющих человека. Это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определœенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле воспитание - ϶ᴛᴏ специально организованное, целœенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателœей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

ОБУЧЕНИЕ. Это работа над собой с целью приобретения знаний. Это непрерывный и постоянный процесс.

В более узком понимании - это специально организованный, целœенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителœей и учеников, направленный на усвоение знаний. Умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения – знания. Знания - ϶ᴛᴏ отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на базе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путём многократных упражнений.

Обучение всœегда имеет воспитывающий характер, как воспитание – обучающий.

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Учитывая зависимость отполученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.

К числу педагогических категорий отдельные исследователи относят

Самовоспитание,

Педагогический процесс

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность

Педагогические технологии и др.

Педагогика как наука. Основные категории педагогики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Педагогика как наука. Основные категории педагогики." 2017, 2018.

Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

· обеспечение эффективного управления образовательной политикой;

· разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Основные категории педагогики

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.

Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.

Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)

Любая наука оперирует своими понятиями и категориями. Не является исключением и педагогика. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. В педагогике выделено много понятий, раскрывающих те или иные стороны предмета педагогики. Однако среди множества понятий есть ключевые, основные понятия, выполняющие системообразующую роль. Такие понятия называют категориями. Категория (от греч. высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Иначе говоря - это основные, фундаментальные понятия педагогики.

Выделяют три группы таких категорий: первая группа характеризует объект педагогики. Сюда входят категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на которые влияет педагогическая практика. Это – личность и индивидуальность.

В педагогике общепризнанными являются три фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обуче­ние», «образование». Как видим, педагогика кроме педагогических категорий широко оперирует общенаучными категориями – личность, индивидуальность, развитие, формирование, социализация. Охарактеризуем их.

Как известно из психологии в человеке выделяют три грани: биологическое, социальное и индивидуальное, отсюда различают три понятия – индивид, личность и индивидуальность. Индивид означает принадлежность к Homo sapiens, единичный представитель биологического вида; личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность определяется совокупностью качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч. Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного и социального мира, она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга. С точки зрения Б. Ананьева личность – вершина человека, а индивидуальность его глубина.



Категория развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Т.е. это изменение, переход от более простого к более сложному, от низшего к высшему, когда постепенное накопление количественных изменений приводит к изменению качественному. Когда говорят о развитии, то предполагают изменение всех трех граней биологического (организма), психического (индивидуальности) и социального (личности) в человеке.

Следующая категория социализация – это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Или другое определение: социализация – интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт и пр.). Т.е. в процессе социализации человек усваивает культуру, социальные ценности, на этой основе формируются качества личности. Иначе говоря, суть социализации в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного воспитания. Причем этот процесс идет не как биологическое созревание. Он происходит только в среде себе подобных, т.е. человек должен адаптироваться в обществе, кроме этого он должен активно участвовать в социализации.

Таким образом, в процессе социализации решается следующая задача – социальная адаптация, которая предполагает активное приспособление человека к условиям среды. Но в тоже время человек не должен раствориться в обществе, он должен оставаться самим собой. Поэтому вторая задача социализации – социальная автономизация личности, т.е. реализация установок на себя, самоопределение, самореализация.

Следовательно, критериями, которые свидетельствуют о социализации являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Факторы социализации можно рассмотреть на трех уровнях – макрофакторы (мир, страна, общество, государство); мезафакторы(большие группы людей выделяемые по нац.признаку, по месту, типу населения в котором живут – регион, край, область и пр.); микрофакторы (семья, сверстники и др.)

Воспитание одна из базовых категорий педагогики. В буквальном смысле воспитание означает вскармливание, питание ребенка. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. В классической педагогике выделяют воспитание в широком социальном смысле, в широком педагогическом смысле, в узком педагогическом смысле. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как об­щественное явление, как воздействие общества на личность с целью передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой об­щества, выступающего по отношению к системе образования в каче­стве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание это специально ор­ганизуемая деятельность по созданию условий (психологических, педагогических, организационных и др.) для формирования готовности воспитанников к выполнению социальных ролей и самореализации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. вос­питание можно рассматривать как специально организованный про­цесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечело­веческих ценностей.

Воспитание как процесс интериоризации общече­ловеческих ценностей может осуществляться двумя способами: с помощью сообщения и разъяснения обществен­но полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения; с помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы потребности и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность. Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, ценностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.

Вторая категория педагогики - обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на достижение поставленной цели. Обучение – процесс двусторонний. С одной стороны – это деятельность педагога, направленная на приобщение обучающегося к общим и профессиональным знаниям, формирование у них способов их получения и применения в практике, создание условий для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния). С другой стороны обучение – это деятельность обучающегося по освоению знаний и способов деятельности, удовлетворению своих образовательных потребностей и развитию способностей.

1)ценность развивающегося человека и общества;

2)процесс и результат обучения и воспитания человека;

3) педагогическая система.

Образование – один из важнейших социальных институтов общества, целенаправленно создаваемых как одно из существенных условий для самореализации человека, основу его успешности в жизни.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему, согласно которой воспитание выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя обуче­ние и образование. С данных позиций воспитывать означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если воспитание понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем обучения.

С нашей точки зрения, на современном этапе развития общества и педагогического знания, образование следует трактовать так, как это зафиксировано в законе «Об образовании», в котором образование рассматривается как всеобщая категория, включающая в себя воспитание и обучение: «образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, и государства». Образование - наиболее общее поня­тие, с одной стороны, вводящее объект педагогики в общий социальный контекст, а с другой - открывающее возможность его истолкования в конкретных понятиях. Образован­ный - не просто обученный, но и вос­питанный.

Образованным можно назвать не просто выпускника школы, изучившего науки, там преподаваемые, а человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному вы­бору, индивидуальному интеллектуально­му усилию и самостоятельному, компе­тентному и ответственному действию в политической, экономической, профес­сиональной и культурной жизни. Он уважает себя и других, терпим к пред­ставителям других культур и нацио­нальностей, независим в суждениях и открыт для иного мнения и неожидан­ной мысли. В этом случае и содержание образования не сводится к изучению основ наук, овладению языками и развитию интеллекта. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее. Множество таких людей способно быть коллективным гарантом соблюдения духа и буквы Кон­ституции нашей страны, объявляющей человека, его права и свободы высшей цен­ностью.

В каждом понятии можно выделить аспекты деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос­питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образова­ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са­мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания, умения и навыки.

Еще одну категорию используют в педагогике это формирование. Формирование – это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Формирование знаний (обучение), формирование личности (воспитание), формирование индивидуальности (развитие). Т.е. формирование, как и обучение, и воспитание является фактором развития, в итоге социализации человека.

Таким образом, социализация самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни, и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Т.е. развитие, обучение, воспитание взаимосвязанные процессы. Они воздействуют на один и тот же объект – индивида с одной и той же целью – полной реализации в обществе, т.е. социализации. Но развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение к тому, чего у него нет и что дано в культуре, в нормах морали и пр.

Объединяющим началом воспитания, обучения и обра­зования является педагогический процесс, категория третьей группы. Педагогический процесс - это последовательная смена состояний, непрерывные действия в целях развития личности, группы, коллектива. Он организуется и исследуется наукой в рамках кон­кретной педагогической системы. В настоящее время рас­ширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относят­ся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

5.3. Связь педагогики с другими науками. Как мы уже отмечали, педагогика зародилась и на протяжении столетий развивалась в рамках философии. Статус самостоятельной науки начинает приобретать лишь в 17 веке. К настоящему времени она оформилась как многоотраслевая наука. Она не обособлена, не изолирована, а внутренне связана с другими науками. Боле того, связи педагогики с другими науками являются важнейшими фактором ее функционирования и развития.

Педагогика опирается и использует данные многих наук – философии, социологии, психологии, физиологии, кибернетики, математики и др. Одно из наиболее важных мест в системе этих наук занимает философия, положения которой являются методологическим основанием педагогики. В частности, в качестве методологических ориентиров педагогика использует такие философские принципы, как принципы единства социального и биологического, общего и особенного, единства теоретического и практического, логического и исторического, всебщей взаимосвязи явлений и процессов и другие.

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно решают социальные институты - семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны, рассмотрим их поподробнее.

1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Эта форма связи присуща прежде всего, педагогике и философии. Те или иные философские учения способствовали развитию педагогических концепций и теорий. Так, например, философское учение экзистенциализм. Суть этого учения в следующем – внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. По их мнению сейчас идет деформация личности, потеря своеобразия и пр. Поэтому школа должна учить учащихся творить себя как личность. Это учение является основанием теории индивидуализации обучения.

Другое философское учение - прагматизм, представители которого познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Это учение явилось основой прагматической педагогики Дж. Дьюи, который предлагает строить обучение как цепь самостоятельных открытий учащихся.

Такое философское учение, как диалектический материализм, получило широкое распространение в ХХ в., особенно в странах социализма. Основные положения этого учения – материя первична, сознание вторично; явления объективного мира и сознания взаимозависимы и взаимосвязаны; все предметы и явления находятся в состоянии развития и изменения. Важное место в этом учении занимают законы диалектики: переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность объект и субъект общественных отношений; ведущую роль в ее развитии носит воспитание; личность проявляется и формируется в деятельности. Т.е., философия выполняет по отношению к педагогике методологическую функцию.

Другая наука, с которой педагогика связана этой формой связи – это психология, исследующая закономерности функционирования и развития психики человека. Педагогика строит процессы обучения и воспитания в соответствии с закономерностями психических процессов детей в зависимости от их возраста.

К этой же форме связи относится творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2. Следующая форма связи – использование методов исследования, применяемых в других науках. Например, проникновение в педагогику в начале ХХ века методов психологического эксперимента привело к появлению экспериментальной педагогики, экспериментальной дидактики, педагогической психологии.

Также большое значение для педагогики имеют методы математической статистики. Организация и проведение педагогических исследований требует выявления типичного, т.е. обращения к статистическому материалу. Для того, чтобы данные педагогических исследований были достоверными, а не случайными, необходимо обследовать широкие массы детей.

В педагогике применяются также методы, используемые в социологии (изучает влияние социальной среды на человека). Это наблюдение через односторонний экран, метод участвующего наблюдателя, когда испытуемые воспринимают исследователя как рядового члена коллектива, методы социометрии, исследуют причины связей внутри мелких групп.

Применяется в педагогике и метод моделей из кибернетики (наука об управлении сложными динамическими системами).

3. Следующая форма связи - использование педагогикой данных некоторых наук, результатов их исследований. Эта форма связи осуществляется, прежде всего, с биологическими науками: возрастной анатомией и физиологией, общей гигиеной. Педагогика учитывает данные о физическом развитии ребенка, о функциональных особенностях возрастного развития отдельных органов и их систем (Дозируя занятия спортом и физкультурой, трудом, составляя расписание и пр.); учитывает физиологические процессы возбуждения и торможения и др.

Из гигиены педагогика использует всевозможные нормативы, соблюдение которых обеспечивает хорошее развитие как физическое, так и психическое.

Педагогика также использует данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемость, смертность, миграции. Без учета и прогнозирования рождаемости невозможно решение проблем строительства новых школ, подготовки учительских кадров.

Существенное значение для педагогики имеют и данные социологических, этнографических исследований. Например, по данным социологических исследования переход от обязательного среднего к неполному среднему привел к увеличению правонарушений, безнадзорности.

Использует педагогика и данные экономики. Исследования экономистов показали, что уровень образования влияет на производительность труда. Данные экономики нужны для решения такой задачи как переход на 12 –летнее обучение.

4. Еще одна форма связи – комплексное исследование для решения общих проблем двух и более наук. Примером такого исследования явилось исследование, проводимое Л.В.Занковым по проблеме развивающего обучения. (Можно ускорить темп и обогатить курс обучения в начальной школе).

Исследование Эльконина-Давыдова о соотношении конкретного и абстрактного в мышлении младшего школьника и гипотеза о возможности внедрения элементов абстрактного в начальном обучении. Интересно также исследование Ананьева – Сорокиной о готовности детей к обучению.

5. Можно выделить еще одну форму связи педагогики с другими науками – использование терминов и понятий других наук для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений или для обозначения новых: диверсифи­кация образования (переход к разнообразию типов, уровней, профилей) образования. Основными факторами развития урока в условиях диверсификации становятся новые цели и педагогические технологии. Каждая технология для своей реализации требует адекватных форм организации обучения, изменения роли и места урока в системе других форм, способствует появлению многообразия видов урока), педагогическая квалиметрия и моделирование.

5.4. Структура педагогики . Развитие педагогики, накопление знаний привело к ее дифференциации, к выделению различных областей педагогики. Возникают новые отрасли педагогики, выделяются научные дисциплины, имеющие свой объект и предмет исследования.

Таким образом, постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли педагогики и специальные научные дисциплины. Традиционно выделяют следующие отрасли:

1. Общая педагогика, базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности образования.

2. Возрастная педагогика, в ней выделяют педагогику ясельного возраста или преддошкольную педагогику, дошкольную педагогику, педагогику начальной школы, педагогику средних образовательных учреждений, педагогику высшей школы, педагогику взрослых или андрагогику.

3. История педагогики и образования, исследует развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические периоды.

4. Коррекционная педагогика, исследует закономерности образования людей с отклонениями, задержками развития. Сюда относятся сурдопедагогика(обучение глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение слепых и слабовидящих), логопедия (обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика.

5. Отраслевая педагогика (военная, спортивная, профессиональная, семейная).

6. Частные методики, исследуют специфику закономерностей образования применительно к отдельным учебным предметам.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается, появляются такие отрасли как сравнительная педагогика, исследующая образовательные системы в различных странах; социальная педагогика, исследующая проблемы межличностных отношений, жизнедеятельности человека, педагогика межнационального общения и др.

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Внутреннюю структуру педагогики составляют следующие основные разделы: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания, теория управления образовательными системами, или теоретическая педагогика, практическая педагогика.

5.5. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики . Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и законо­мерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые спо­собы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тен­денций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

Т.е. педагогическая наука осуществляет теоретический анализ практики обучения и воспитания, устанавливает в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает на этой основе практические рекомендации. Благодаря этому перед практикой открываются новые перспективы. Например, закономерность – взаимосвязь теории и практики - любое научное знание служит практике, поэтому в процессе обучения необходимо опираться на практику и жизненный опыт учащихся. Закономерность взамосвязи, взамообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Т.е. эти виды деятельности не должны исключать одно другое, могут быть разделены во времени или совпадать, на каком-то этапе может отдаваться предпочтение какому-либо виду деятельности.

Педагогическая наука как система знаний по отношению к педагогической практике выполняет следующие функции:

Описательную, заключающуюся в сборе и накоплении данных, фактов;

Объяснительную, состоящую в объяснении педагогических явлений и процессов, их внутренних механизмов;

Обобщающую, заключающуюся в формулировании закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные педагогические явления и факты;

Прогнозирующую (предсказательную), состоящую в том, что педагогические знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления;

Нормативную, суть которой в том, что педагогические знания позволяют вырабатывать государственные стандарты на те или иные педагогические явления и процессы.

Позиция науки по отношению к практике чаще всего опережающая. Однако в области гуманитарных наук, в том числе и педагогике, передовая практика зачастую опережает педагогическую науку.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден-ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по¬вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго¬гический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагоги¬ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В период становления педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обуче¬ние», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима¬ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло¬жившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обуче-нием. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззре-ние человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устрем-ления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос¬том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и зада-чи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, осо-бенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В миро¬вой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система кол¬лективных творческих дел».
Вторая категория - «обучение» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле¬ния).
В свою очередь ученик:
1) учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада¬ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение-воспитание» направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики - «образование» - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде¬ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
Как соотносятся три главные категории педагогики?
По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить тео¬рии происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнеч¬ной системы.
В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Вос¬питание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обуче¬ние» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.
Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков по¬зволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос¬питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.
Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделя¬ют и самообразование человека. Если процесс образова¬ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са¬мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания умения и навыки.
Педагогика представ¬ляет собой науку о сущности, закономер¬ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и обра¬зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон¬кретной педагогической системы. В настоящее время рас-ширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относят¬ся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель¬ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест¬ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази¬рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ¬лений исследования предмета.
Какое место занимает педагогика в человекознании?
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эсте-тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социо¬логических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты - семья, образовательные и культурные уч¬реждения, общественные, политические и государственные организации.
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результа-ты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспи¬тания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич¬ности и индивидуальности.
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;
2) применение методов других наук - математического моделирования и про¬ектирования, анкетирования и социологического опроса;
3) использование результатов исследований, полученных различными науками:
данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе разви¬тия;
4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитар¬ных наук для решения общих проблем - перехода к систематическому обуче¬нию детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профи¬лактикой заболевания;
5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсифи¬кация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естествен¬ными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант¬ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, законо¬мерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Во-первых, педагогика? это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Во-вторых, основными категориями педагогике являются ”воспитание” ,” обучение” , “образование”.
В-третьих, педагогика? развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
В-четвертых, педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
В-пятых, педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания? философией, психологией, физиологией, социологией.
В-шестых, взаимозависимость педагогической теории и практики объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять в практику такие варианты организации обучения и воспитания, кото¬рые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятель¬ности человека.
В-седьмых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре-тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).
Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагоги¬ку как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, прояв¬ления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняю¬щего педагогическую миссию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите предмет педагогики как науки.
2. Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки.
3. Какие функции выполняет педагогическая наука?
4. Какие виды педагогического знания существуют?
5. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характерис¬тику.
6. Как соотносятся основные педагогические категории?
7. Как связана педагогика с другими науками?
8. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?