Современный человек и природа философия. Проблема отношения человека и природы в философии. Выдержка из текста


Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
Исторические формы отношений человека и природы

В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Считалось, что по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

В средневековой христианизированной философии получает развитие концепция, согласно которой ущербность природы является результатом грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой ставился Бог. Считалось, что человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Однако в соответствии со средневековыми представлениями человек находится в абсолютном подчинении природным ритмам, и поэтому свои намерения по возвышению над природой он может осуществлять только по отношению к собственному телу.

Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал природой.

В Новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Проблема «человек - природа» в условиях НТР

Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое начало все больше передается технике. Техника - это искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности человека. В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь.

В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно усложнялись, приспосабливались к руке, к тягловой силе животных и силам природы.

В контексте индустриального общества техника получает новый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчинения природных сил. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно усиливает социально-эгоистические мотивы человека до угрожающих природе размеров.

Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением.

В современную эпоху наращивание научно-технического потенциала грозит превратиться в самоцель. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель техника утрачивает свое историческое предназначение служить человеку. Рассчитать все последствия технического прогресса невозможно.

Социально-практическое бытие делает технику не только помощником человека, но и грозным противником. Упустит ли общество из своих рук право давать смысл технике, держать ее на положении служанки или же она станет господином мира, - такова историческая дилемма современного бытия.

Общество и природа: на пороге катастрофы

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, характером общественных отношений.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 году.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

Снизить темпы роста населения в Азии и Африке (в странах Запада наблюдается отрицательная динамика, они нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, увеличить «порог перенаселенности» (от 60 до 100 миллиардов и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество обязано:

Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Решать проблему народонаселения.

Прогнозирование будущего

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология (от лат. futurum - «будущее») как область несущих знаний о перспективах социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название «Римский клуб». Основными направлениями деятельности этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. «Римский клуб» стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.

Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов в областях:

Производственных отношений;

Науки и техники;

Образования;

Здравоохранения;

Литературы, искусства, моды;

Строительства;

Освоения космоса;

Международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 году создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.
.....................................

Природа и философия

1. Природа и философия

1.3 Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии

Список использованных источников

1. Природа и философия

1.1 Природа в истории философской мысли

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).

Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармония сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была развита в Новое время.

Ш. Монтескье считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. "Человек, - писал П. Гольбах в своем труде "Система природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам". Природа, как и человек, не содержит в себе никаких постоянных форм, подчинена непрерывным изменениям.

Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразии причин в природе.

В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития".

Согласно JI. Фейербаху, природа имеет основания "не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".

Л.И. Мечников предпринял попытку рассмотреть стартовые позиции развития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы.

В.О. Ключевский рассуждал о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян: рассеивание рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливали центробежную тенденцию и государственное объединение.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто люди принимают в расчет только первый, наиболее очевидный результат, не умея предвидеть отдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примере уничтожения лесов под пашни в Междуречье.

Маркс выделил:

а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.);

б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).

Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а второй - для высокоразвитого общества.

Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

В.И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.

A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клетка реагирует на "космическую информацию". Само появление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя закону эволюции.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача.".

На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.

Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил.

Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).

В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта:

а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям;

б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.

Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений.

1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность

Современная наука, независимо от того, стоит ли она на позициях внутреннего или внешнего (от падающих метеоритов) зарождения жизни на Земле, называет такие стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов.

Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад.2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы разума. В 20-е годы XX в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Последний в своем труде "Философские мысли натуралиста" ноосферу характеризовал как новую форму биогеохимической энергии, как энергию человеческой культуры.

Результатом производства является искусственная среда обитания, "вторая природа". Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека. Сосуществование природы и человека есть единство биогеохимического и социального процессов.

Как "вторая природа" выступает также культура - освоенная, преобразованная человеком природа. Если природа обходится без культуры, то без природы культура существовать не может, поскольку любая культурная акция опирается на физические, химические и биологические процессы.

Жизнь со второй половины XX в. в философии и естествознании рассматривается обычно в двух основных подходах - субстрактном (называются носители свойств живого: белковые молекулы, нуклеиновые кислоты) и функциональном (выделяются основные свойства живого: обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению, адаптации к условиям среды).

Человек, общество и природа

По мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. Рост экологических проблем подталкивает к осознанию этого обстоятельства. История развития человечества – пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы – к такому выводу приходит современная экологическая наука. Природная среда оказывает существенное влияние на человека. Колебания температуры, воздействие геомагнитных полей, солнечное излучение – все эти факторы оказывают не только явное физическое, но и психическое воздействие, тем самым влияя на индивидуальное и коллективное поведение людей.

Единство человека и природной среды его обитания фиксируется в понятии "биосфера". Структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. Качественные преобразования биосферы случались уже не раз, что сопровождалось гибелью одних биологических видов и появлением других. Человечество – часть биосферы, его деятельность оказывает все более мощное влияние на ее развитие, но при этом человечество остается включенным в общий биологический процесс.

Ступень развития биосферы, связанная с появлением человека, называется ноосферой. Это понятие введено русским философом и ученым В. И. Вернадским. Ноосфера – не просто сфера живого: это сфера разума. По мнению А. Л. Чижевского, развившего идеи В. И. Вернадского, ноосфера не является сугубо земным явлением, а человек как частица ноосферы есть не только живое и разумное, но еще и космическое существо. Ноосфера, таким образом, представляет собой единство живого, разумного и космического.

Человек все сильнее вмешивается в процессы, протекающие в биосфере. Однако по мере нарастания экологических проблем приходит осознание того, что воздействие не может оставаться стихийным и бесконтрольным, иначе человечество просто разрушит условия своего существования и погибнет как биологический вид. Экологи утверждают, что существуют пределы допустимого вмешательства человека в природу, преодоление которых нарушает процессы воспроизводства и сохранения биосферы. Осознание возможности глобального экологического кризиса подталкивает современное человечество к гармонизации отношений био- и ноосфер.

Общество, так же как и природа, является средой обитания человека. Общество представляет собой систему экономических, политических, социальных, правовых, духовных отношений, в которые включается человек самим фактом своего существования и деятельности. Но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Личностная позиция по отношению к общественным связям, стереотипам поведения и деятельности предполагает дистанцированность и автономность. Человек в состоянии осуществлять рефлексию по поводу социальных отношений, оценивать их и, в зависимости от результата оценки, поддерживать своей деятельностью или преобразовывать. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности "я" (см. 8.2).

Смысл жизни и проблема свободы

Как утверждал французский философ-экзистенциалист А. Камю, есть только один фундаментальный философский вопрос: "Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?". Что я такое? Что значит мое пребывание в этом мире? К чему стоит стремиться? Размышления об этом приводят человека к вопросам о жизни и смерти, любви и свободе, радости и страдании. Жизнь может закончиться в любой момент, так зачем она дана? Жизнь – хрупка, но каждый человек – Вселенная. В этих утверждениях сконцентрирована суть вопроса о смысле жизни, который появляется в тот момент, когда человек понимает, что его жизнь не бесконечна. Осознание собственной смертности, а следовательно, и непреодолимых границ своего существования, – фон, на котором философия пишет свои ответы на вопросы о смысле жизни. Проблема смысла и цели жизни человека так или иначе поднимается в любой философской системе, но в некоторых из них, например в экзистенциализме, она становится центральной.

Ответ на вопрос о смысле жизни дает не только философия, но и религия. Религия и религиозная философия связывают смысл жизни человека с Богом и предлагают искать цель и оправдание жизни в потустороннем и сверхъестественном. Любая религия обещает вечную жизнь и блаженство праведникам и вечное наказание грешникам. Абсолютность нравственных норм выводится из бессмертия души: если человек нарушает их, то его душа обречена на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей и подготовке к переходу в вечность, а земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана как испытание, а тому, кто его выдержит, уготовано бессмертие. Одним словом, цель жизни, как ее понимает религия, – спасение бессмертной души.

Светская философия отрицает идею Бога и отказывается искать смысл жизни человека в потустороннем. Платон и Г. Гегель, философы-просветители и марксисты выводят смысл жизни из общего хода истории и подчиняют жизнь человека задачам общества. Экзистенциалисты и персоналисты настаивают на том, что бытие личности важнее общества, и видят смысл жизни в самой жизни. По мнению этих философов, человек – хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без апелляции к потусторонним силам. Как выразил эту мысль А. Камю, либо мы несвободны, и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ.

В экзистенциализме вопрос о смысле жизни становится центральным (см. 2.7). Эта философия не камуфлирует факт смертности человека, не пытается обойти его; напротив – выводит из полного и бескомпромиссного его осознания все особенности человеческого существования. Человек – временное, конечное существо, обреченное на смерть. Смерть – граница любых начинаний, и личность не должна убегать от сознания этого факта: только взглянув в глаза собственной смерти, заглянув в бездну, есть шанс прожить осмысленную жизнь. Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс говорит о пограничных ситуациях – предельных жизненных обстоятельствах, в которых человек ясно осознает рамки своих возможностей. Пограничные ситуации – это переживание смерти, страдания, вины, конфликта и подвластности случаю. Подобная ситуация показывает границы возможностей человека, ставит его перед необходимостью принять решение и сделать выбор.

Во многих философских учениях смысл жизни человека связан с его свободой. Современная культура, порой даже отрицая свободу на практике, на уровне идей утверждает ее фундаментальную ценность. Русский философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев утверждал, что человек, с одной стороны, настойчиво требует свободы, а с другой – в нем проявляются инстинкты рабства и жестокости (см. 2.6).

Сложность проблемы свободы можно выразить словами Г. Гегеля: ни одна идея не является столь неопределенной и многозначной, столь провоцирующей на недоразумения, как идея свободы (см. 2.4). В философии, которая придерживается принципа детерминизма (см. 3.6), свобода понимается как действие в соответствии со знанием необходимости. Б. Спиноза утверждал, что свободной следует признать такую вещь, которая существует и действует по необходимости своей природы; если же существование или действие определены не самой вещью, а чем-то другим вне ее, то это принуждение. Следует напомнить, что вещью в философии Нового времени был и сам человек, поэтому сентенция Б. Спинозы к человеку применима полностью. Согласно его философии, свободна только субстанция, поскольку лишь она является причиной самой себя; а все остальное в мире, в том числе и человек, действуют и существуют по принуждению. Кстати, Б. Спиноза противопоставляет свободу принуждению, а не необходимости. Свобода есть познанная необходимость, утверждает философ (см. 2.3).

Просветители уточнили этот тезис. По их мнению, свобода связана со способностью человека действовать в согласии с разумной необходимостью, т.е. с законами разума. По мнению Ш. Монтескье, для того чтобы пользоваться свободой и сохранить ее, надо просто действовать в соответствии со своими мыслями (см. 2.3).

В философии И. Канта идея свободы становится целью, к которой стремится разум. Идея свободы ничего не дает для познания, но заставляет человека постоянно преодолевать границы возможного опыта. В мире явлений, или "вещей- для-нас", свободы нет, здесь все детерминировано, но в мире "вещей-самих-по-себе" человек свободен и необходимость над ним не властна. Человек принадлежит двум мирам одновременно – и миру природы, и миру свободы – и обладает двумя типами характеров – эмпирическим, подчиненным необходимости, и ноуменальным, свободным. Возможность морали И. Кант обосновывает тем, что у человека есть ноуменальный характер, который и позволяет ему быть свободным (см. 2.4).

В философии экзистенциализма свобода становится центральной проблемой, поскольку свобода – это фундаментальная характеристика экзистенции, т.е. существования человека. Н. А. Бердяев выступает против тезиса Б. Спинозы о свободе как познанной необходимости: русский философ утверждает, что нельзя объединять свободу и необходимость, для этого нет оснований. Свобода – основание бытия, она не укоренена в бытии, а сама наряду с бытием выступает основой всего существующего. Свободу неверно отождествлять с выбором. Это лишь формальное определение, ведь настоящая свобода начинается тогда, когда человек уже сделал выбор. По мнению Н. А. Бердяева, свобода – это внутренняя творческая энергия человека, и было бы ошибкой принимать ее за внутреннее принуждение или причинность. Свобода – это способность творить из самого себя.

Таким образом, свобода является фундаментальной характеристикой человеческого существования. По мнению Ж.-П. Сартра, свобода – это безосновность, возведенная в ранг цели; противоположность свободы – фатум, судьба. Жизнь человека случайна, он заброшен в мир в те место и время, которых не выбирал, поэтому главное в жизни – самореализация. Человек абсолютно свободен, никто не может указать ему, как действовать. Если посмотреть на поступки извне, то они кажутся строго необходимыми, так же, как и все в природе. Но если взглянуть на действия изнутри, с точки зрения самого человека, совершающего их, то причинно-следственная связь нарушается. Человек сам выбирает, каким ему быть, что делать, сам выбирает идеалы и ценности и сам формирует свою личность. Свобода, по мнению Ж.-П. Сартра, связана с ответственностью: выбирая ценности, человек тем самым утверждает их для всех остальных. Человек сам себя выбирает и носит в себе последствия своей свободы, утверждает Ж.-П. Сартр.

Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен вне зависимости от реальных возможностей выполнения его желаний, т.е. человек свободен даже тогда, когда не чувствует себя свободным или не хочет таковым быть.

Человек может забыть о свободе или бежать от нее. Феномен "бегства от свободы" описал философ-неофрейдист Э. Фромм. Свобода накладывает обязательства, она сопряжена с трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным. Бегство от свободы выражается в том, что современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы. Он бежит от свободы в царство суррогатов, а его подлинная личность заменяется псевдоличностью. Свобода реализуется через выбор, но выбор – лишь предпосылка свободы. Выбирая суррогаты, человек не обретает свободы, а напротив – удаляется от нее.

В современной философии подробно проанализирован феномен массового человека, утратившего свободу. Философы обозначают его с помощью метафор: "слишком многие" (Ф. Ницше), "человек-масса" (X. Ортега-и-Гассет), "одинокая толпа" (Э. Фромм), "одномерный человек" (Г. Маркузе). Для того чтобы остаться личностью, необходимо сохранить дистанцию по отношению к обществу; утрата личностью автономности, в конце концов, разрушает и само общество. Общество таково, каким его делают люди, оно может развиваться, лишь опираясь на их свободу и инициативу.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему «Единство человека и природы» .

Исполнитель:

Игумнова Виктория Васильевна

Специальность БУ, IIкурс (город)

№ зачетной книжки 07УББ02084

Руководитель:

Останина Ольга Александровна

Киров – 2009

1. Введение______________________________________________ стр. 2

2. Природа – и храм, и мастерская___________________________ стр. 3

3. Этапы взаимодействия природного и социального бытия

человека_______________________________________________ стр. 8

4. Соотношение систем «человек-биосфера», «техносфера-ноосфера», понятие «коэволюции»___________________________________ стр.12

5. Заключение____________________________________________ стр. 16

6. Список использованной литературы_______________________ стр. 17

Введение.

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было.

Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.

Природа – и храм, и мастерская.

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимодействия человека и природы, тенденции в их взаимоотношениях, следует определить, что же означает само понятие «природа». В широком смысле слова природа – это весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком смысле слова, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.

Образ природы родился еще в мифах, и в различных космогониях - это было донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Особое место здесь уделяется той точке в пространстве и времени, где развернулся акт творения, он то и признается «центром мира». Хаос – это первобытное состояние и первообщество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как собранный Космос. Мир рождается из природных стихий – огня, воды, земли и воздуха. Все это первичный строительный материал для строительства Космоса. Стихии соединяются и разъединяются. Мир возникает от взаимодействия огня и воды. Из этих первоэлементов формируется все многообразие мира. Мифы повествовали о происхождении богов древних культур. В мифе всегда отражалась определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражалось стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру.

Позже возникла философия природы, и сразу стало очевидно, что она значительно отличается от мифологии. В мифе наглядно, зачастую в символической форме, природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил. Уже первые натурфилософы попытались не только показать, как выглядит природа при общем взгляде на нее, но и подкрепить свое видение доказательствами, которые в мифе были не обязательны.

Понятие «натурфилософия » предложил римский философ Сенека. Он понимал под ним вполне конкретную область философского знания, изучающую и объясняющую природу. Отличие натурфилософии от мифологии заключается в том, что философы стремятся определить место человека в природе, а не просто обозначить его присутствие в Космосе, как мы наблюдали это в мифе. Человек выступает в философии как некое сознательное, чувствующее существо, постигающее свои многообразные отношения с природой.

Еще не было придумано слово «натурфилософия», но уже складывались первые подходы к истолкованию природы. Их развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Наиболее известные представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ионийская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования этих философов была природа. Фалес считал, что первоначалом мира является вода. Анаксимандр считал первоосновой мира некое вещество апейрон. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода. Первоосновой же по Анаксимену является воздух. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими веществами.

В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная». Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства (в противоположность хаосу). Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Итак, ионийские философы рассматривали следующие основные проблемы: материя и ее структура (атомистическая), гармония (математическая) Вселенной, соотношение

вещества и силы, органического и неорганического. Их огромная роль

заключается в том, что они выдвинули данные темы, ставшие затем объектом размышления других философов. Именно в античной философии сложилось учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц материи (Демокрит, Эпикур). Природа в представлении античных философов – это все, что есть. Сущее. Соответственно человек не выделяется из природы. Он внутри нее, как ее частичка.

Величайший философ Древней Греции Аристотель учил, что природа – это живой организм, движимый самоцелью, порождающий сам свои событийные формы и одновременно производящий все многообразие других форм, то есть природа сама творит входящие в нее объекты. Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душа – энтелехия, ум Бога, присущий самому бытию. Движение природы Аристотель не сводил лишь к перемещению в пространстве. Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, возникновение и уничтожение.

В эпоху эллинизма философия природы стала опираться не только на философские рассуждения, но и на широкие эмпирические данные из астрологии, биологии, географии, механики, физики.

В греческом языке «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». Можно сказать, что в этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка, что человек и Космос связаны неразрывными связями, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной. Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от ее циклов, ее динамики. Издавна складывалось представление о вечном объективном порядке природы, которому неукоснительно подчинялась жизнь человека. Человек как микрокосмос есть прежде всего природное создание. Демокрит считал, что человек вовсе не соткан из природного

вещества. В нем отчетливо проступают психическое и духовное. Наличие этих признаков не отрицается. Стало быть, человек – высокоразвитое живое существо.

В средние века философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

В эпоху возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и человека вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения. В эпоху Возрождения естественные науки так и назывались – «магии», химия была алхимией, астрономия – астрологией, даже физика и механика были магиями. В эпоху Возрождения то, что прежде считалось Божьей волей, отныне стало приписываться человеку. Он – сосредоточие всего. Если когда-то природа была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Она – не просто поприще для человеческой деятельности, а мастерская. Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно считал, что Вселенная есть Бог. Она бесконечна, бесчисленные солнца, с их планетами следуют в ней по своим орбитам. В мире нет ничего неживого, все одушевлено.

Однако в период Нового времени вторгается в натурфилософию новая мировоззренческая установка. Вместо погруженности духа в природу возникло желание человека овладеть ею. Техника, торжество которой началось именно в ту эпоху, стала разрушать веру в вечный порядок природы. Постепенно складывалось представление, что природа – это не

храм, а мастерская, что ее можно переустроить. Нельзя не назвать великого ученого, родоначальника науки Нового времени Галилео Галилея. После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм человечество приступило к научному изучению и экспериментальному анализу природы. Теперь в натурфилософии складывалось совсем иное отношение к природе, в которой философы усматривали совокупность законов, а вовсе не действие таинственных сил.

В современной философии человек трактуется не только как природное создание (микрокосмос). В ней в то же время подчеркивается его особая, незаместимая роль в пересотворении, созидании мира. Человек трактуется как специфическое, поистине космическое звено в грандиозном процессе развития мира. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.

Этапы взаимодействия природного и социального бытия

человека.

Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и обществе отводилась второстепенная роль.

Так, создатель теории психоанализа З. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических факторов и увеличение значения общественных связей.

Представители философской антропологии М. Шеллер, А. Гелен и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную

концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле.

Сущность органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Например, Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил Шеффле. В этой «органической теории» очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов. К середине XXв. эта концепция практически сошла и лишилась круга поклонников.

iiiОгромное воздействие природы на общество послужило основой появления целого направления в социологии - географического детерминизма . Это направление, которое абсолютизирует роль географических факторов, т.е. признает их решающими. Его история восходит к античной философии. Ещё в античности географическому положению и природным условиям приписывали определяющую роль в развитии общества. Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон и др., уделяя большое внимание климатическим различиям разных регионов, считали наиболее благоприятными для жизнедеятельности людей Грецию и Средиземноморье.

IiiОснователем и наиболее ярким представителем этого течения является

французский философ-просветитель Ш.Л.Монтескье.В своем сочинение «О духе законов» он обстоятельно изложил свою концепцию, в соответствии с которой жизнь людей, их нравы, законы и даже политическое устройство проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития.«Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Оценки и выводы Монтескье о жесткой зависимости общественной жизни людей от природных условий получили дальнейшее развитие, например, у Г.Т.Бокля, Э.Реклю, Л.Н.Мечникова и др.

Отечественный мыслитель Мечников Л.И. полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была «речная» цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая» цивилизация.

IiiНа выводы географического детерминизма о значении природных факторов опирается геополитика. Теорию геополитики разрабатывали Ф.Ратцель и К.Хаусхофер в Германии, Г.Маккиндер в Великобритании, А.Т.Мэхэн и Н.Спикмен в США, а также Р.Челлен в Швеции, который первым употребил этот термин в 1916г. Эта теория о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Борьба того или иного государства за жизненное пространство есть не что иное, как естественный закон борьбы за существование-закон жизни всего живого организма. Это положение послужило теоретическим оправданием и обоснованием агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, якобы

боровшихся за реализацию жизненного пространства из-за мнимого перенаселения. Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от географического детерминизма, рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.

Разумеется, человек – биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15% всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствуют возрастанию роли социальных закономерностей. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.

Соотношение систем «человек-биосфера», «техносфера-ноосфера», понятие «коэволюции».

Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без такого понятия как «географическая среда». Географическая среда -это та часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Речь идёт о влиянии различных параметров: территории, климата, ресурсов, ландшафта и т.п. на темпы и характер общественного развития.

Влияние географической среды на развитие общества неодинаково на разных этапах истории. Чем дальше идти в глубь истории человека, тем больше его зависимость от окружающих природных условий, которые он должен принимать и к которым он должен приспосабливаться. Это влияние может быть прослежено по следующим основным направлениям:

1. Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия происходило с учетом условий географической среды.

2. Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет о наличии благоприятных природных условий производства. При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда будут различны в зависимости от этих условий. 3.3. Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили все необходимые им средства для существования в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего развития. И напротив- крайне суровая и однообразная среда также оказывается неблагоприятной.

Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда . Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы. В

структуре окружающей среды выделяют 2 важнейшие составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую часть природы – геосферу и биосферу . Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера произвела огромные изменения в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом. Изучению теории биосферы и ее влиянию много внимания уделил выдающийся русский ученый В.И. Вернадский. Нельзя отрицать тот факт, что сегодня для большинства человечества в практическом отношении природа выступает как «полезная вещь», как потребительная стоимость, в теоретическом - как объект познания. Природа поставляет ресурсы, а человек их потребляет. Природа - поставщик, человек - заказчик. Во второй половине XX в. связи «поставщика» и «заказчика» достигли критических параметров. Масштабы потребления традиционных источников сырья настолько выросли, что стали соизмеримыми с их общими запасами в земной коре. Темпы роста народонаселения показали ограниченность естественной базы для производства продовольствия. Загрязнение окружающей среды дестабилизирует исторически сложившиеся связи в биосфере.

Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. С началом эры космических полетов вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземной космос. Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, виртуальная реальность и т.д.). Большую опасность представляет громадный объем доступной информации. Легкодоступность все больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал. Сегодня особенно важной является проблема гуманизации техносферы. Пока что наука и техника

нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.

В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и человека стало в науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера» . Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов. Сегодня под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями. Во избежание этих последствий, В.И. Вернадский предлагает идею о роли разумной человеческой деятельности в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи - представители естественных и гуманитарных наук - для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом. В основании концепции ноосферы Вернадским

положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее - как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.

Об опасности фрагментарного постижения природы предупреждал, в частности, Гёте. Взамен он предложил целостный подход к природе. Однако такой подход возможен при условии, если философское истолкование природы не будет изолированным от других ее интерпретаций. Надо, чтобы натурфилософия сопоставлялась с социальной философией, с философской антропологией. Тогда выявятся новые возможности и самой натурфилософии. С этой точки зрения можно обратиться к предложенной рядом отечественных ученых идее «коэволюции» , то есть совместного развития природы и общества. Общество развивается по своим законам. Его становление может не соотноситься с предписаниями природы. Но общество, которое пренебрегает природой, пытается покорить ее, оказывается обреченным. Однако возможен и другой сценарий. Социальные процессы, вся жизнь человека, строятся в полном согласии с природой. Эволюция реализуется совместно. Человек – неотторжимая часть природы. Это и есть идея коэволюции… Многие мыслители ощущали огромную опасность, которую несет в себе насилие человека над природой. Среди них Ж.Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Э. Фромм. Коэволюционное взаимодействие человека с природой является, по существу, императивом, велением времени и необходимым моментом экологического воспитания. Некоторые ученые считают, что термин «коэволюция» несостоятелен. Разумеется, природа и общество развиваются по разным законам. Однако сама идея гармонизации природного и социального процесса представляется достаточно плодотворной.

Заключение.

О природе размышляли во все времена – от античности до наших дней. Ее видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, познавали, очеловечивали. Природа – интересный и загадочный объект для размышления. Конечно, имеется в виду не только окружающая среда, холмы, леса, озера… Природа выступает как обобщенное понятие, порой отождествляется с беспредельным Космосом. Природа как целое перестала существовать для специалистов. Она оказалась раздробленной. Господство техники, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни к организованной деятельности. Человек осознал свою мощь и еще долго он продолжал ей наслаждаться, нанося природе все новые и новые раны, уничтожая леса, загрязняя реки, озера, моря, океаны. Машинизация культуры таит в себе опасность для нее самой, она губит в человеке радость от общения с прекрасными произведениями искусства. Теперь речь идет не об ограниченности, а о стратегии выживания человека. Природа покоряется технике, и на Земле все более иссякает органическая жизнь, питавшая человечество своими животворными соками на протяжении многих миллионов лет его существования, давшая ему силы возвыситься над ней…

Человек – вовсе не случайный продукт эволюции, который будто бы появился неизвестно как и потому может погибнуть тоже неожиданно. Эволюция не слепа и не ориентирована на смертельную борьбу, как думали в прошлом столетии. Между миром и человеком возможна гармония. У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохранить красоту и величие природы, устранить последствия необдуманной разрушительной деятельности человека.

Список использованной литературы.

1. В.П. Кохановский. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов.: «Феникс», 1999.

2. П.С. Гуревич. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

3. В.Н. Лавриненко. Философия: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

ФИЛОСОФИЯ: Человек в мире природы: кратко

15. Человек в мире природы

Природа - одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это - все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле - естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек - ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в Новое время. Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX-XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время - как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостности природы и общества.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40.